Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Мастер-класс "Эмоциональная подготовка ребенка к школе"
Записаться бесплатно
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
ИОМ педагога и его особенности
Главная > Блог > ИОМ педагога и его особенности
15.03.2023
1238
Время чтения: 15 минут

ИОМ педагога и его особенности

Что это? ИОМ педагога – индивидуальный образовательный маршрут, одна из технологий развития его профессиональной компетенции. Ее реализация возможна при методическом сопровождении. Когда преподаватель формирует свой индивидуальный образовательный маршрут, его уроки становятся уникальными, непохожими на другие.

В чем суть? Ключевыми параметрами ИОМ являются мотивация педагога к развитию с одной стороны и его индивидуальные способности – с другой. Так, преподаватель становится субъектом собственного развития.

Оглавление:
  1. Что такое ИОМ педагога
  2. Для чего педагогу необходим ИОМ
  3. Направления ИОМ педагога
  4. Какие разделы нужно включить в ИОМ педагога
  5. Что может входить в каждое из направлений работы педагога
Тесты для оценки готовности ребенка к школе Узнать подробнее

Что такое ИОМ педагога

Работа над индивидуальной образовательной программой, направленной на развитие профессиональной компетентности, предполагает методическое сопровождение. В процессе реализации ИОМ педагога нарабатываются профессиональные навыки, повышается самооценка учителя, растет уверенность в себе, увеличивается творческий потенциал. Все это отвечает профессиональному стандарту педагога.

ИОМ педагога

Специалист сам занимается разработкой своей образовательной программы повышения квалификации в рамках непрерывного образования, планируя, в какие сроки и в каких формах ему удобнее проходить различные курсы.

ИОМ педагога считается технологией развития в профессиональной сфере, в рамках которой происходит формирование эффективной образовательной программы с четкой структурой. Ее целью является повышение профессионального мастерства.

При помощи данного инструмента педагог оценивает личные успехи, получает возможность расти и справляться с аттестацией.

Подобный индивидуальный образовательный маршрут не входит в число обязательных документов. Есть две причины, по которым его выбирают в качестве способа развития профессиональных качеств:

  • изменение требований к компетентности сотрудников образовательных организаций;
  • необходимость давать школьникам более глубокие знания.

Для чего педагогу необходим ИОМ

Учебный процесс все время претерпевает изменения, что объясняется нюансами развития современных ребят школьного возраста, ускоренными темпами научно-технического прогресса, появлением новых образовательных стандартов. Теперь учитель должен постоянно заниматься самообразованием, изучать цифровые технологии, а целеустремленность становится его основным качеством.

ИОМ педагога

Благодаря ИОМ педагогу проще добиться высокого уровня компетенции, отслеживать результаты труда, замечать достижения, формировать отчетность.

Направления ИОМ педагога

ИОМ содержит в себе несколько направлений работы:

Профессиональное направление

В его рамках учитель выполняет следующие задачи:

  • изучение новых образовательных стандартов;
  • ознакомление с образовательной программой ДОУ, уяснение существующих в ней особенностей и требований;
  • разработка комплексно-тематического планирования по темам с учетом требований ФГОС и образовательной программы дошкольного образовательного учреждения;
  • знакомство с технологиями, недавно появившимися в сфере педагогики – для этого используют предметные издания и Интернет;
  • прохождение планового повышения квалификации на соответствующих курсах для воспитателей;
  • сдача плановой аттестации, позволяющей подтвердить или повысить квалификационную категорию;
  • публикации в профессиональных изданиях, брошюрах;
  • участие в профессиональных конкурсах для педагогов ДОУ.

Психолого-педагогическое направление

Предполагает:

  • ознакомление с литературой методической, педагогической и психологической направленности, систематизацию изученных материалов;
  • повышение квалификации, изменение принципов собственной работы ради применения инновационных технологий обучения.

ИОМ педагога

Методическое направление ИОМ

Требует от педагога:

  • углублять знания в области системно-деятельностного подхода;
  • осваивать новые формы, методы, приемы воспитания и обучения;
  • повышать уровень мастерства в сфере педагогики на МО;
  • знакомиться при помощи сети Интернет с опытом лучших педагогов ДОУ города, региона;
  • изучать принципы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и одаренными;
  • посещать занятия, которые проводятся коллегами, обмениваться опытом;
  • анализировать собственную работу;
  • переходить на новые формы индивидуализации;
  • участвовать в семинарах, готовить выступления для МО, педсоветов, конференций;
  • обобщать и делиться своим профессиональным опытом.

Информационно-компьютерные технологии как отдельное направление ИОМ педагога и психолога

Предполагают следующую работу:

  • изучение соответствующих технологий и их применение в процессе обучения ребят, а также совершенствование собственных навыков как пользователя ПК;
  • формирование и ежемесячное пополнение личного сайта;
  • создание e-mail для общения с единомышленниками;
  • освоение новых программ и технических средств обучения, к которым относится, например, мультимедийный проектор;
  • подготовка мультимедийных презентаций, содержащих информацию о работе учителя, классного руководителя, руководителя МО;
  • сбор и анализ доступной в Сети информации, касающейся начального обучения, педагогики, психологии, подготовка комплекта сценариев уроков при помощи IT, создание копилки методических материалов;
  • формирование пакета тестового материала в электронном виде;
  • разработка комплекта тематических занятий, родительских собраний, пр. – все материалы создаются в электронном варианте и задействуются во время воспитательной работы с коллективом;
  • участие в онлайн-конкурсах;
  • размещение собственных разработок на сайтах в Сети.

Какие разделы нужно включить в ИОМ педагога

Оформляют ИОМ согласно требованиям ФГОС. Документ имеет четкую структуру, которая включает в себя:

Титульный лист, где указываются:

  • название образовательной организации;
  • фамилия, имя и отчество педагога;
  • квалификационная категория данного специалиста.

Персональные сведения:

  • фамилия, имя и отчество педагога;
  • должность, которую он занимает в конкретном учреждении;
  • сведения об основном образовании и профессиональной переподготовке;
  • дата последней аттестации;
  • квалификационная категория, присвоенная педагогу, подготовившему ИОМ;
  • стаж работы в педагогической сфере;
  • сведения о пройденных курсах повышения квалификации.

ИОМ педагога

Пояснительную записку с указанием:

  • методической темы общешкольного уровня;
  • темы, над которой работает методическое объединение или МО;
  • индивидуальной темы, выбранной для самообразования;
  • поставленных педагогом в рамках ИОМ целей и задач;
  • последовательности действий для их реализации;
  • сроков работы, формы, используемой для предоставления отчетности о выполненной работе.

Дорожную карту, которая может иметь вид таблицы и содержит в себе:

  • направления работы: профессиональное, психолого-педагогическое, методическое;
  • список мероприятий, запланированных для каждого направления;
  • сроки их проведения;
  • предполагаемые итоги каждого мероприятия – это могут быть повышение компетентности педагога, изменение качественных показателей его работы, переход на новые методы обучения;
  • формы представления результатов: УПК, сертификат, выступление на заседаниях МО, проведение открытого урока, разработка пакета типов педагогической диагностики, подготовка презентации, портфолио, методического пособия, пр.;
  • отметка о достижении цели, оценка эффективности проведенной работы.

Формы самообразовательной деятельности, а именно педагог может:

  • проходить курсы, предлагаемые институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования;
  • участвовать в методических практикумах в ДОУ в рамках ИОМ педагога;
  • обсуждать с коллегами специальную литературу педагогической, психологической тематики;
  • готовиться к аттестации;
  • участвовать в научно-практических конференциях;
  • обобщать полученный опыт работы, делать соответствующие публикации;
  • изучать информационные технологии в сфере образования и воспитания;
  • участвовать в теоретических семинарах, касающихся проблем повышения качества образования и личностно-профессионального развития педагога;
  • обсуждать проблемы самообразования в рамках заседаний методического совета, методических объединений воспитателей, в проблемных группах;
  • работать в творческих мастерских;
  • анализировать собственную деятельность в течение года, оценивать полученный опыт.

ИОМ педагога

Формы представления результатов в ИОМ педагога:

  • подготовка портфолио;
  • предоставление творческого отчета;
  • проведение мастер-класса;
  • организация творческой мастерской;
  • создание педагогического проекта;
  • подготовка отчета об итогах внедрения или ходе инновационной деятельности;
  • проведение презентации опыта работы над конкретной проблемой.

Отдельно выделяют графы, в которых фиксируется результативность реализации педагогом ИОМ за текущий год. В них указывают:

  • Достижения по каждому направлению – нужно представить конкретный педагогический продукт. Это может быть сценарий праздника, пакет видов педагогической диагностики, методические рекомендации, консультации, статьи, разработки занятий, пр.
  • Субъективную оценку результатов, то есть рефлексию деятельности и полученного результата по каждому из направлений. Здесь допускаются формы самоанализа, творческого отчета, самопрезентации.
  • Формы представления достижений, в том числе только планируемых – обязательно фиксируются место и время проведения презентации.

Работа педагога с ИОМ требует обязательного выполнения следующих правил:

  • Заполнение документа нельзя откладывать на конец учебного года, важно делать все сразу после завершения каждого этапа.
  • Не нужно пытаться равномерно заполнить все пункты. Разумнее взять одно направление педагогической деятельности, в котором педагог добивается максимальных результатов.
  • Необходимо стараться быть объективным, оценивая свою работу. Такой подход позволяет верно выбирать цели и направления деятельности.

Накопленные в течение учебного года материалы используются для анализа педагогической деятельности. Результаты сопоставляют с изначально выбранными целями и задачами. Таким образом удается внести изменения в ИОМ педагога, чтобы пользоваться им в течение следующего года.

Что может входить в каждое из направлений работы педагога

Каждый ИОМ содержит в себе три направления работы, предполагающих самосовершенствование педагога.

ИОМ педагога

Профессионально-предметное направление

Имеет непосредственное отношение к предмету, которому учит детей педагог школы, составивший ИОМ. Здесь учитель:

  • изучает ФГОС, новые программы, учебники, учебно-методические комплексы;
  • читает профильные журналы, выпускаемые для педагогов;
  • готовит рабочие программы для преподавания своего предмета;
  • проходит плановые аттестации;
  • публикует собственные материалы в СМИ, Интернете;
  • участвует в профессиональных конкурсах;
  • проходит переподготовку, повышает квалификацию.

Психолого-педагогическое направление

Целью которого является эффективное взаимодействие с ребятами и их родителями. Педагог занимается:

  • изучением психолого-педагогической литературы;
  • внеклассной работой с учениками;
  • проведением родительских собраний.

Методическое направление

Предполагает, что педагог (автор ИОМ):

  • на регулярной основе анализирует свою работу;
  • знакомится с технологиями, методами, приемами, применяемыми для обучения его дисциплине;
  • участвует в методических объединениях, педсоветах, конференциях;
  • проводит открытые уроки, присутствует на занятиях коллег с целью обмена опытом;
  • выступает на олимпиадах, конкурсах;
  • делится собственным опытом в профессиональной сфере.

Это три ключевых направления из образца ИОМ педагога. Их можно дополнить и другими: эстетическое направление, в области ИКТ, использование технологий, направленных на сохранение здоровья, пр.

Учебный процесс не стоит на месте, что объясняется повышением темпов научно-технического прогресса, появлением новых образовательных стандартов, особенностями развития ребят школьного возраста. Учитывая актуальные тенденции, каждый преподаватель должен регулярно изучать и применять на практике современные цифровые технологии, а его основными чертами становятся потребность в самообразовании, готовность добиваться целей.

Готовый ИОМ позволяет педагогу достичь высокого уровня развития в профессиональной сфере. Данный документ упрощает фиксацию успехов, позволяет следить за результатами работы, формировать отчетность.

Важно не относиться к созданию ИОМ как к формальности, а использовать творческий подход, учитывать собственные интересы и цели образовательного учреждения и учеников. Тогда индивидуальный образовательный маршрут позволит добиваться успехов на пути к педагогическому мастерству.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Озон"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw