Мастерство педагога и его составляющие
Сохранить статью:
О чем речь? Мастерство педагога заключается не только в знании своего предмета. Его деятельность складывается из нескольких компонентов. Он должен уметь доступно объяснять учебный материал, применяя различные техники. Настоящий учитель сродни актеру – каждый урок превращается в маленькое представление, а зрителями выступают ученики.
Зачем нужно? Совершенствуя свое мастерство, педагог тем самым развивает и своих подопечных, готовит их к жизни за пределами школы, показывает практическую значимость своего предмета. Чем больше он учится сам, тем больше пользы приносит обучающимся.
Основы мастерства педагога
Для того чтобы усилия педагога были заметны и давали хорошие результаты, ему непременно необходимо обладать достаточным педагогическим мастерством.
Под мастерством педагога понимают способность осуществлять свою профессиональную деятельность (то есть преподавать) на максимально качественном, высоком уровне. Такой специалист должен понимать суть возникающих в ходе образовательного процесса задач, уметь находить творческий подход к их решению, успешно осуществлять учебно-воспитательную работу, достигая намеченных в ней целей.
Профессиональному педагогу необходимо обладать обширными, актуальными знаниями, умениями, навыками, разбираться в сути психических процессов и личностных особенностях людей. По сути, педагогическое мастерство – это и квалификация учителя, и его способность к самовыражению, к поиску творческих, но притом эффективных путей в преподавании.
Вот из каких составляющих складывается педагогическое мастерство профессионального педагога:
- Личностные профессионально-педагогические качества.
- Набор ценных профессиональных знаний.
- Навыки, умения и способности, необходимые в профессии педагога.
- Профессиональные творческие способности.
Вообще педагог – это, несомненно, творческая профессия. В работе учителя случается масса нестандартных ситуаций, из которых нужно быстро искать выход. Причем часто требуется даже несколько разных вариантов решения проблемы, поэтому без творческого подхода тут не обойтись.
Мастерство педагога и творчество – понятия неразделимые. Процесс преподавания включает в себя выполнение обучающих, развивающих, воспитательных задач. Всё это тесно переплетается, складывается в самые непредсказуемые ситуации, в которых приходится иметь дело с личностными особенностями учеников, их взглядами на мир, убеждениями, нравственными качествами, особенностями поведения и т.д. и т.п. Компетентность, творческое педагогическое мастерство педагога как раз и заключаются в том, чтобы генерировать способы решения подобных проблем и справляться с ними.
Профессиональное мастерство современного педагога предполагает непременное наличие творческого подхода к процессу обучения и постоянное пополнение своих знаний новыми передовыми наработками.
Стадии формирования педагогического мастерства
Над формированием и повышением педагогического мастерства обязательно необходимо постоянно работать. Учитель непременно должен развиваться и саморазвиваться. Это довольно сложный процесс, требующий времени и зависящий от множества обстоятельств.
Стадии формирования и развития профессионального мастерства педагога:
- Просветительская стадия. Это процесс профессиональной ориентации молодежи: старшеклассников, учащихся училищ и техникумов. До них доносят информацию о том, что представляет собой профессия педагога, в чем её ценность, какова основная роль, какие есть нюансы. На данном этапе ставится задача вызвать к профессии положительные эмоции, пробудить желание ею овладеть.
- Отбор и профессиональная подготовка будущих педагогов. Это этап обучения в институтах или училищах, где даются знания и практические навыки, необходимые для освоения данной специальности.
- Адаптация к профессии. Имеется в виду прохождение практики (в рамках процесса обучения). Будущие преподаватели пробуют свои силы в самых разных учебных заведениях и таким образом ближе знакомятся с выбранной профессией. Практика дает возможность опробовать в деле уже имеющиеся знания и навыки, понять изнутри, что представляет собой работа учителя, адаптироваться к ней и вообще разобраться, верно ли выбран род деятельности, по душе ли человеку именно эта работа.
- Повышение профессионального мастерства педагога. Осуществляется уже в конкретном учебном заведении, в котором педагог ведет обучающую и воспитательную деятельность, применяет свое мастерство преподавателя, одновременно оттачивая и улучшая его. Идет процесс саморазвития и самообучения, получения новых знаний, методик, инструментов и навыков.
Компетенции как составная часть педагогического мастерства
Качество образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагога и его педагогического мастерства.
Вот какие профессионально-педагогические компетенции включает в себя понятие компетентности преподавателя:
- Социальная и психологическая, указывающие на умение справляться с задачами, непосредственно связанными с профессией.
- Коммуникационная (опять же, в рамках выбранной профессии).
- Профессионально-педагогическая (психологическая, методическая).
- Компетенция, касающаяся конкретных преподаваемых предметов.
- Способность к самореализации в выбранной профессии.
Далее – о профессиональных качествах, необходимых в работе.
Учитель должен быть хорошим организатором:
- Уметь по максимуму привлечь детей к участию к мероприятиям вне школы.
- Грамотно продумывать поручение детям тех или иных обязанностей.
- Организовывать интересные и увлекательные совместные классные мероприятия.
- Эффективно планировать жизнь класса и реализовывать эти планы.
Методическое мастерство педагога (в том числе наличие авторских методик):
- Применение наглядных и методических пособий по мере надобности.
- Составление заданий (не входящих в стандартную программу обучения) на развитие аналитического мышления и творческих способностей учеников.
- Применение собственных разработок для диагностики и контроля результатов обучения.
Развитие у учеников общих учебных умений:
- Помогает детям самостоятельно стремиться к познаниям и творчеству.
- Развивает самооценку, самоконтроль.
- Вырабатывает у детей желание учиться самостоятельно, саморазвиваться.
Психологическая компетентность педагога:
- Формирование в ходе обучения благоприятного микроклимата.
- Вырабатывание у детей чувства ответственности к учебе.
- Стремление не растерять контингент учеников.
- Умение замечать назревающие проблемы и оперативно информировать о них родителей.
Непосредственный контакт с учениками:
- Учитель должен понимать и принимать во внимание личностные особенности каждого ученика в ходе процесса обучения.
- Уметь корректировать поведение.
Навыки выстраивания коммуникаций:
- Мастерство речи педагога.
- Умение найти общий язык с каждым учеником в классе.
- Правильное взаимодействие с учениками с разным уровнем знаний.
- Проявление в общении искренности и доброжелательности.
- Возможности ребенка следует оценивать по справедливости.
- Учитель должен быть требовательным.
на наши новости
500 000 пользователей!
Методическое мастерство педагога:
- Способность донести материал в доступной форме.
- Умение смоделировать для ученика ситуацию успеха.
- Глубокое знание собственного предмета.
Способы повышения уровня мастерства педагога
Вот несколько путей, помогающих развитию мастерства педагога:
- Самообразование и самовоспитание в рамках выбранной профессии.
К слову, здесь очень важно, чтобы человек сам понял, что в его педагогических знаниях и навыках есть пробелы, которые необходимо восполнить. Не помешает тщательный анализ собственной деятельности (к примеру, за последнее время), а также советы более опытных коллег.
В ходе анализа своей работы педагог может действовать рефлекторно, что помешает эффективно двигаться к повышению педагогического мастерства. Поэтому после того, как обнаружены минусы, дальнейшую работу над собой желательно расписать, спланировать по дням, неделям, месяцам (составить план-максимум и план-минимум).
- Повышение квалификации и мастерства педагога (либо переподготовка) в специальных учреждениях.
По сути, это дополнительное профессиональное образование, которое выводит педагога в его профессии на более высокий уровень. Курсы повышения квалификации дают учителю обширный преподавательский опыт, позволяющий качественно улучшить результаты своей деятельности.
Для того чтобы личный опыт преподавателя и его творческие способности эффективно развивались, профессиональное образование должно носить непрерывный характер. Квалификация и мастерство педагога повышаются интенсивнее, если он сам активно к этому стремится и не упускает возможности получать дополнительные знания.
- Участие в творческих и методических группах.
Профессиональное мастерство педагога не в последнюю очередь формируется благодаря проводящейся в школе методической работе, являющейся одним из звеньев непрерывного образования.
Для того чтобы научно-методическая подготовка учителей была действительно полноценной и отвечала их запросам, важно в школьной методической работе уйти от стереотипов и стараться предлагать и практиковать некие новые теории и подходы.
Участие в методических семинарах позволяет, во-первых, узнать, что нового применяют коллеги, а во-вторых, поделиться собственными наработками. Разумеется, это способствует расширению кругозора, раскрывает новые просторы для творчества и качественно улучшает результаты педагогической деятельности.
- Аттестация преподавателя.
Аттестация мотивирует к профессиональному развитию, повышению качества преподавательской деятельности, получению более высоких результатов. В целом это способствует улучшению общей атмосферы в учреждении образования, подталкивает педагогов к внедрению инноваций, поднимает уровень собственной значимости. Как результат – отток специалистов сводится к минимуму.
- Внедрение инноваций в ходе педагогической деятельности.
Учитель непременно должен интересоваться новыми современными педагогическими технологиями, инновациями, исследовать уже существующий опыт преподавания и внедрять всё это в учебный процесс. Целью тут ставится приобретение новых знаний, улучшение результативности работы и в целом качества преподавания.
Инновационно-педагогическая деятельность помогает учителю повышать мастерство педагога, постоянно двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом, менять подход к проблемам, находить для их решения совершенно новые, свежие способы. Тогда уроки становятся интереснее, увлекательнее, что непременно отражается на общих результатах обучения.
- Научно-педагогическая деятельность.
Имеется в виду окончание аспирантуры, магистратуры, участие в экспериментальных проектах (управляемых педагогом с ученой степенью). Ведение научно-педагогических исследований – действенный рычаг для совершенствования профессионального мастерства педагога. Тут речь идет уже о применении своих творческих способностей в науке, что непременно мотивирует на непрерывное развитие учител как профессионала высокого уровня.
- Конкурсы и фестивали.
Еще один инструмент для развития мастерства педагога – профессиональные конкурсы и фестивали. Они тоже подталкивают к развитию, росту, улучшению качества передачи знаний своим подопечным. На конкурсах учителя обмениваются наработанным опытом, получают что-то от других, делятся собственными инновациями, получают возможность максимально раскрыть творческий потенциал.
В ходе конкурсов мастерство педагога повышается за счет опыта других участников. Здесь учитель знакомится с коллегами, получает ценные профессиональные контакты, наполняется новой энергией для творчества. Плюс авторитетно заявляет о себе как о преподавателе высокого уровня.
- Передача собственных умений и педагогических знаний.
В некотором роде это происходит почти рефлекторно. Учитель в ходе своей преподавательской деятельности накапливает серьезный педагогический опыт, систематизирует его, обозначает самые значимые моменты, что в результате выплескивается в виде новой методологии, учебной программы, статьи и т.п. И всем этим можно успешно делиться с коллегами, польза подобного опыта несомненна. Всё это прибавляет авторитет педагогу, плюс еще и позволяет накопить лично для себя больше новых, ценных и полезных знаний.
Перечисленные выше направления деятельности по улучшению профессионального мастерства педагога тесно переплетаются между собой. А для того, чтобы результаты от них были ощутимыми и устойчивыми, эти действия непременно должны быть непрерывными и целенаправленными.
Помните еще и о том, что толку будет мало, если у учителя нет уверенности в обязательной необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. А это означает, что необходимо создавать соответствующие условия и давать учителям существенную мотивацию для развития и совершенствования своего педагогического мастерства.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: