Нарушение звукопроизношения: особенности, причины и способы коррекции
Сохранить статью:
Как проявляется? Нарушение звукопроизношения – это дефект речи, с которым сталкивается большинство детей дошкольного возраста. Оно характеризуется неправильным произношением отдельных звуков и вызвано рядом причин, в том числе неправильным воспроизведением речи взрослых и неверным воспитанием.
Можно ли исправить? Существуют методы коррекции нарушения звукопроизношения, которые исправляют дефекты речи. Главное – правильно поставить звук, закрепить с помощью упражнений и тем самым сформировать правильную речь.
Дислалия как нарушение звукопроизношения
Дислалия в логопедии – это нарушение звукопроизношения у детей, при котором в устной речи звуки отсутствуют, смешиваются, заменяются другими либо искажаются. Дислалия не связана с нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.
Для постановки и подтверждения диагноза проводится обследование ребенка, включающее в себя логопедическую диагностику строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха. Дополнительная консультация нейропсихолога позволяет подтвердить или исключить необходимость привлечения к коррекции звукопроизношения стоматолога, невролога или отоларинголога.
Коррекция нарушений звукопроизношения при нормальном слухе состоит из трех этапов:
- подготовительного;
- формирования первичных навыков произношения звуков;
- развития коммуникативных навыков.
В настоящее время чаще всего встречаются нарушения, мешающие дальнейшему нормальному освоению письма, способствующие развитию дисграфии и дислексии.
Дислалию классифицируют по нескольким признакам. В зависимости от причин, вызвавших нарушения звукопроизношения, она делится на:
- Механическую (органическую), возникающую из-за дефектов в анатомическом строении органов артикуляции.
- Функциональную, связанную с нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Она может быть моторной, когда происходят нейродинамические изменения в центральных отделах речедвигательного анализатора, и сенсорной, связанной с нарушениями в работе центральных отделов речеслухового анализатора.
По количеству неправильно произносимых звуков существует классификация нарушений звукопроизношения на:
- простую, когда у ребенка присутствует нарушение произношения 1–4 звуков;
- сложную, если количество звуков превышает 4.
В зависимости от артикуляционной группы неправильных звуков нарушения звукопроизношения делят на следующие виды:
- мономорфную, если нарушено произношение одной группы звуков (например, только шипящих);
- полиморфную, если нарушено произношение звуков из разных групп (и шипящих, и свистящих).
Распространенные нарушения звукопроизношения
Многие дети дошкольного возраста сталкиваются с нарушениями звукопроизношения.
Чаще всего проблемы касаются следующих групп звуков:
- нарушение звукопроизношения свистящих – с, сь, з, зь;
- шипящих – ш, ж;
- аффрикатов – ц, ч, щ;
- сонорных – л, ль, р, рь;
- заднеязычных – к, кь, г, гь, х, хь;
- звонких согласных;
- мягких согласных.
При нарушении у дошкольников произношения звуков одной группы говорят о простой (частичной, мономорфной) дислалии.
В случае неправильного произношения двух и более групп звуков речь идет о сложной (диффузной, полиморфной) дислалии.
Специалисты выделяют три разновидности нарушений звукопроизношения при дизартрии в перечисленных группах. Ребенок может:
- искажать звуки в речи (к примеру, произносить горловое «р»);
- не произносить звук (например, «агазин» вместо «магазин»)
- заменять один звук другим («вожка» вместо «ложка»).
Нарушение звукопроизношения в речи ребенка включает три уровня:
- звук полностью отсутствует в речи ребенка;
- звук не автоматизирован, т. е. отдельно ребенок может его правильно произнести, однако в речи пропускает или искажает;
- звуки не дифференцированы, т. е. в речи смешиваются с другими, схожими по артикуляции или звучанию.
Причины нарушения
Неправильное произношение звуков может быть вызвано рядом причин:
- дефектами в строении речевого аппарата (неправильным прикусом или строением неба, слишком толстыми губами и т. п.) – в этом случае говорят о физиологическом нарушении звукопроизношения;
- нарушениями в формировании и развитии речи в семье;
- подражанием неправильной речи;
- билингвизмом в семье;
- снижением физиологического слуха.
Причина дизартрии и анартрии может также заключаться в органических поражениях ЦНС, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов – как в детстве, так и в зрелом возрасте. Нарушения тембра голоса и звукопроизношения могут быть обусловлены:
- внутриутробными поражениями плода;
- родовыми травмами (к примеру, асфиксией);
- резус-несовместимостью матери и плода;
- инфекционными заболеваниями нервной системы (менингитами, энцефалитами);
- детским церебральным параличом (ДЦП);
- нарушениями мозгового кровообращения (инсультом), черепно-мозговыми травмами.
Практически любые фонематические нарушения звукопроизношения можно устранить. Для начала специалист определяет причину дислалии, а затем подбирает наиболее эффективный способ коррекции. В случае постановки логопедом диагноза «дизартрия» пациенту назначается медикаментозное лечение. Таким образом, терапия при речевых проблемах носит комплексный характер.
Особенности воспитания звуковой культуры речи
Системы звуков различных языков отличаются друг от друга, у них есть свои особенности и отличительные характеристики. В русском языке певучие гласные, множество мягких согласных, по-разному произносятся согласные звуки. Язык богат на интонации и эмоции.
Звуковая культура речи состоит из:
- правильного фонетического и орфоэпического произношения;
- четкой дикции и выразительности речи.
на наши новости
500 000 пользователей!
В целях воспитания у ребенка звуковой культуры необходимо:
- формировать правильное произношение звуков и слов, развивая при этом речевой слух, речевое дыхание, моторику артикуляционного аппарата;
- воспитывать орфоэпически правильную речь, т. е. ребенок должен не только правильно произносить слова, но и верно расставлять ударения в устной речи;
- формировать выразительную речь, учить пользоваться средствами выразительности речи (высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, интонациями и пр.) не только в обычном общении, но и при пересказах, чтении вслух, декламировании стихов и т. п.;
- вырабатывать дикцию, учить внятно и отчетливо произносить как отдельные звуки и слова, так и целые фразы и предложения;
- прививать речевой этикет и культуру общения.
Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Для того чтобы сформировать у ребенка правильное звукопроизношение, взрослые используют следующие виды образовательной деятельности:
- фронтальную;
- групповую;
- индивидуальную.
Кроме того, для предотвращения и коррекции нарушений звукопроизношения с ребенком необходимо работать вне занятий.
Основной упор делается на групповую фронтальную работу, поскольку такие занятия показывают наибольшую эффективность. При проведении коллективных занятий дети меньше устают, а продуктивность деятельности увеличивается.
Фронтальную работу планируют на год, ориентируясь на количество времени, предусмотренное для образовательной деятельности по развитию речи.
Занятия, полностью направленные на воспитание звуковой культуры речи, проводят в средней и старшей группах дошкольных образовательных учреждений 1-2 раза в месяц, в младшей – чаще. Также не менее одного раза в неделю проводятся упражнения на развитие речи, например, разучивание стихов, составление рассказов по картинкам и т. п.
Музыкальные и спортивные занятия можно дополнять упражнениями, направленными на профилактику нарушений звукопроизношений. С их помощью:
- развивают слуховое внимание;
- работают над речевым дыханием, темпом и ритмом речи.
Таким образом, работа по воспитанию и развитию правильного произношения проводится 1-2 раза в месяц как самостоятельная непосредственная образовательная деятельность по звуковой культуре речи и один раз в неделю как часть других занятий (по развитию речи, музыкальных и спортивных).
Педагоги должны уделять серьезное внимание подготовке к занятиям по предотвращению и коррекции нарушений звукопроизношения. Во время занятий воспитатель смотрит на усвоение материала каждым ребенком, на возникающие у отдельных воспитанников сложности. С учетом этого разрабатывается план следующих занятий, включаются возможные дополнительные упражнения, направленные на работу с отдельными детьми.
Этапы обучения правильному звукопроизношению
При разработке программы коррекции нарушений звукопроизношения учитываются индивидуальные особенности детей. Фонетические ошибки требуют интенсивной работы над всеми органами речевого аппарата, а также над развитием мелкой и крупной моторики. При подобных проблемах основной упор делается на развитие фонематического слуха.
Коррекция нарушений звукопроизношения проводится согласно работе, принятой в логопедии:
I этап – подготовительный
На этой стадии происходит подготовка моторики речедвигательного аппарата, работа над речевым слухом, речевым дыханием.
Задачи подготовительного этапа:
- тренировка органов артикуляции;
- выполнение упражнений, укрепляющих мышцы языка, чтобы он мог занимать определенное положение при произношении звуков;
- проведение упражнений, повышающих подвижность губ, челюстей, щек;
- выполнение упражнений на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
Занятия проводятся в игровой форме, чтобы ребенок мог их неоднократно повторять, не уставая. Например, «Какие животные как кричат?», «Что звучит?», «Чей домик?» и т. п., подражание шуму вьюги, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и пр., задания на поддувание: сдувание снежинок (ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек и т. д.
Также для эффективной коррекции нарушений звукопроизношения необходимо регулярно выполнять артикуляционную гимнастику.
II этап – становление звуков речи/или постановка звука
Логопед начинает работу по постановке звуков с легких (по артикуляции) и заканчивает сложными. Если звук нельзя поставить, используя подражание, педагог объясняет ребенку его артикуляцию (расположение губ, языка, щек), показывает соответствующие упражнения.
При коррекции нарушений звукопроизношения важно в доступной форме объяснить ребенку, как правильно при произношении звука должны располагаться зубы, губы, язык. При групповых занятиях сначала звук по образцу произносят дети, у которых он поставлен, а затем остальные по очереди. Потом все воспитанники проговаривают звук хором.
Новые звуки важно постоянно тренировать. Воспитатель при общении с детьми прислушивается к тому, как они говорят. В случае нарушений звукопроизношения он напоминает ребенку об артикуляции, правильно произносит звук.
Во время занятий по коррекции звукопроизношения педагогу необходимо использовать новые речевые материалы, поскольку повторение знакомых стихов вызывает у ребенка привычное неправильное произношение.
III этап – закрепление и автоматизация звуков
После постановки звука необходимо вводить его в слова, фразы, предложения, в которых он либо произносится неправильно, либо пропускается ребенком.
Во время занятий по коррекции нарушений звукопроизношения логопед дает звук в различных звукосочетаниях в начале, в середине и в конце слов. Сначала перед ребенком ставят более простую задачу: повторять звук в открытых слогах, в сочетании с двумя гласными, в закрытых слогах, затем условия произношения усложняются.
На этом этапе следует давать ребенку как новый материал, так и старый, важно контролировать произношение, выполнять упражнения, направленные на закрепление и автоматизацию звуков. Для достижения нужного результата необходимо создать такие условия, при которых малыш в течение дня будет минимум 10–20 раз тренировать звукопроизношение. Воспитатель следит за речью, напоминает о правильной артикуляции, помогает освоить новые речевые навыки.
Появление нового звука важно поддерживать, отмечая достижения ребенка, поощряя его, выражая одобрение и пр.
IV этап – дифференциация смешиваемых звуков
После того как ребенок научится правильно выговаривать оба смешиваемых звука в любом сочетании, но периодически продолжает их заменять или произносить неправильно, проводится работа по дифференциации звуков.
Коррекция нарушений звукопроизношения в этом случае направлена на сравнение и поиск различий в артикуляции звуков. При этом сравнивают произношение верных звуков друг с другом, а не правильный и искаженный звуки.
Занятия по исправлению нарушений звукопроизношения лучше выполнять в игровой форме с применением дидактических материалов.
Например, можно работать с картинками, разделенными на категории: фрукты, овощи, животные, птицы, одежда и т. п. В названиях предметов поочередно произносятся смешиваемые звуки (вишня – слива). Начинают работу с показа двух картинок, затем их количество увеличивают до трех-четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья).
В дальнейшей работе по коррекции нарушений звукопроизношения берут картинки, обозначающие предметы из разных категорий, отличающиеся друг от друга одним звуком (усы – уши, мышь – мыс). Сначала используют слова с одним дифференцируемым звуком, потом с двумя (руль, орел, стрела, Лариса). Затем предлагают ребенку повторять словосочетания и предложения («У Вари ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый»).
Во время занятий можно использовать картинки, но можно обойтись и без них, просто произнося слова со смешиваемыми звуками (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок). Закреплять навыки можно в игровой или разговорной форме:
– Как подзывают кошку?
– Кис-кис!
– Как прогоняют ворону с огорода?
– Кыш-кыш!
Подобные упражнения помогают детям с нарушениями звукопроизношения быстрее и эффективнее понять, в чем заключается смысловая разница между похожими по звучанию словами. После этого педагог предлагает учить стихи, повторять чистоговорки, в которых присутствуют дифференцируемые звуки.
Коррекция нарушений звукопроизношения на всех этапах проводится в игровой форме, детям показывают картинки, игрушки, предлагают подражать звукам природы, животных, дополняют элементами движений, пением, заучиванием стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. На этапе автоматизации звуков в занятия включают пересказ небольших текстов, составление рассказов по картинкам и т. п.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: