Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Особенности работы с неговорящим ребенком
Главная > Блог > Особенности работы с неговорящим ребенком
26.05.2023
1261
Время чтения: 17 минут

Особенности работы с неговорящим ребенком

О чем речь? Неговорящий ребенок, а также тот, чья речь не понятна окружающим, может быть в любой педагогической практике. И далеко не всегда это может свидетельствовать о серьезных нарушениях, требующих коррекции.

На что обратить внимание? Нередко легкие недостатки речи проходят по мере взросления или же погружения в среду сверстников. Но если этого не происходит, педагогу необходимо знать, какие шаги нужно предпринять.

Оглавление:
  1. Причины нарушения речи у детей
  2. Виды речевых расстройств у неговорящих детей
  3. С чего начинать работу с неговорящим ребенком
  4. Упражнения для работы с неговорящими детьми
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Причины нарушения речи у детей

Неговорящий ребенок в семье – это серьезный повод для беспокойства родителей. Рассмотрим факторы, которые могут способствовать появлению подобной патологии у малыша.

Выделяют социальные и биологические причины, которые приводят к нарушению речи у детей.

Причины нарушения речи у детей

К первой группе относятся:

Отсутствие речевого и эмоционального общения взрослых с ребенком

Исследователями был проведен эксперимент с новорожденными в целях определения влияния общения на психоэмоциональное состояние детей. На конкретный период времени несколько младенцев перевели в помещение с белыми стенами, куда не проникали посторонние шумы и другие внешние раздражители.

Телесный контакт с детьми отсутствовал, осуществлялся лишь необходимый уход. В другой комнате, где царила благоприятная обстановка, находилась вторая группа новорожденных. Младенцев кормили, пеленали, брали на руки, пели им колыбельные и общались с ними.

В завершение эксперимента были оценены результаты. Оказалось, что психическое развитие детей первой группы гораздо ниже, чем у младенцев, находившихся во втором помещении. Данный опыт доказывает, что если у матери с ребенком нет эмоциональной связи и малыш испытывает дефицит общения, то в будущем у него могут возникнуть большие проблемы с речью.

Использование нескольких языков в семье

Детей, которые воспитываются в семье, где разговаривают на двух языках, называют билингвами. В подобной ситуации, когда ребенок погружается в двуязычную обстановку, в какой-то момент времени малыш может впасть в ступор. Работа логопеда с подобными детьми должна осуществляться на одном языке, иначе положение может усугубиться.

Также недопустимо проведение занятий несколькими специалистами, так как они могут выбрать совершенно разные коррекционные методики, что поспособствует тому, что новый материал малышом совсем не усвоится.

К биологическим причинам относятся:

  • тяжелые роды или кесарево сечение;
  • гипоксия плода в период вынашивания ребенка, что может привести к нарушению обменных процессов и задержке в формировании центральной нервной системы;
  • родовые травмы у новорожденного, например, повреждение речевой зоны в коре головного мозга приведет к развитию патологии;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • осложнения, вызванные перенесенными инфекционными заболеваниями, которыми болел ребенок в первый год жизни.

Виды речевых расстройств у неговорящих детей

В коррекционной методике, включенной в план деятельности логопеда, значительную роль играет правильное диагностирование патологии. От этого зависит выбор тех или иных инструментов педагогического воздействия, которые могут быть эффективны при одном случае и совершенно бесполезны при другом.

Нарушение слоговой структуры

При классификации видов речевых расстройств, характерных для неговорящего ребенка, выделяют следующие диагнозы.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Совокупность нарушений, которые связаны с патологией речи у детей, объединяют в общее недоразвитие речи. Диагноз очень распространенный, подразделяется на четыре степени. Если после обследования в логопедическом заключении имеется запись «ОНР I типа», это означает, что у ребенка полностью или частично отсутствует речь и ее понимание.

Системное недоразвитие речи (СНР)

Это стойкие нарушения, наблюдаемые у детей с ограниченными возможностями здоровья. Глубокая степень СНР представляет собой отсутствие связной речи, небольшой словарный запас и проблемы с осознанием фраз. Диагностируется у ребят с умственной отсталостью, тяжелой степенью задержки психического развития и с детским церебральным параличом.

Алалия

Данный диагноз свидетельствует либо о полном отсутствии речи у ребенка, либо ее непонимании. Первое условие присуще для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Нарушение обеих функций диагностируется как сенсомоторная алалия. Иногда подобное расстройство может сопровождаться детским аутизмом.

Данное понятие не стоит отождествлять с термином «эхолалия», под которым понимают такое состояние, когда ребенок неоднократно повторяет готовые речевые конструкции: предложения, фразы, слова. Процесс представляется как передразнивание. Удивительно, но факт остается фактом, хотя такое поведение и считается речевым нарушением, его цель – взаимодействие с людьми.

Обычно детям свойственно повторять за взрослыми какие-то слова, предложения, это способствует эффективному запоминанию нового материала и употреблению в будущем этих конструкций в своей речи. Однако разница состоит в том, что у ребят с эхолалией произнесение услышанного проявляется автоматически и без осознания его смысла. Причиной данной патологии может стать поражение ЦНС.

Нарушение слоговой структуры

Таким образом, алалия – диагноз, характеризующий неговорящего ребенка, с сохраненным нормальным слухом и интеллектом.

Афазия

Может диагностироваться и у взрослого человека. Отличие данной патологии от алалии заключается в том, что здесь поражены конкретные речевые зоны коры головного мозга, человеку тяжело дается изъяснение, или же он не осознает речи собеседника. Афазия часто возникает как последствие инсульта.

Задержка речевого развития

Подразумевает собой расстройство, при котором формирование и освоение речи запаздывает по сравнению с возрастными нормами при том, что умственные способности ребенка сохранены. Например, если словарный запас малыша в два года составляет пять – десять слов, когда в норме эти показатели должны быть не ниже 300-400, очевидно, то у него диагностируется ЗРР.

Но верный диагноз может поставить только высококвалифицированный, опытный специалист, потому что виды патологий между собой очень похожи. Если ребенок в два-три года произносит только слоги или лепечет, а полноценных слов в его активном словаре нет, то в данной ситуации это уже не ЗРР, а гораздо более серьезное нарушение.

В основном наличие проблемы в одной психической функции сопровождается отставанием в развитии других познавательных процессов. Нарушение речи влечет за собой неполноценность внимания, памяти, мышления. Вот почему ребенку с ЗРР в 3-4 года диагностируют задержку психоречевого развития. Такие дети, как правило, получают образование в специальных коррекционных учреждениях, потому что одна лишь работа логопеда не позволит решить проблему.

Диагностическая карта может содержать несколько заключений. Например, могут присутствовать сопутствующие заболевания, такие как аутизм, эхолалия, задержка психического развития и другие. Если в ходе обследования выявили подобный диагноз, отчаиваться не нужно. Плодотворная комплексная коррекционная работа, начатая как можно раньше, способствует достижению хороших результатов и позволяет восполнить дефицит психоречевого развития.

Большинство вышеприведенных патологий нуждаются в работе опытного дефектолога.

Дать старт развитию речи от полного отсутствия слов до полноценных фраз необходимо, прежде всего, неговорящему ребенку, страдающему алалией. Гораздо труднее проводить коррекционную работу с детьми, у которых диагностирован сенсомоторный тип нарушения.

При подобных обстоятельствах задействуются такие специалисты, как дефектолог, психолог. Они участвуют в процессе коррекции нарушений у алаликов. В первую очередь их деятельность направлена на развитие осознания услышанного, а потом – на формирование речевой моторики.

С чего начинать работу с неговорящим ребенком

Если вы столкнулись с неговорящим ребенком, то с чего следует начинать логопедическую работу? Остановимся на этом поподробнее.

Малыш относительно длительное время посещает дошкольное образовательное учреждение, и вы заметили наличие определенных нарушений в его речи. Диагностировать сложность обнаруженного дефекта может только логопед, а в тяжелых случаях – психолого-медико-педагогическая комиссия.

Ваша задача – довести до сведения родителей необходимость начала коррекционной работы с их ребенком, так как подобные состояния не проходят самостоятельно. Законные представители малыша должны посетить таких врачей, как психоневролог, психолог, логопед, педиатр. Последний, возможно, добавит в список еще других необходимых специалистов.

Нарушения речевого развития могут быть как первичным, так и вторичным дефектом. Только на основании полного обследования можно обнаружить, что причиной отсутствия речи у ребенка являются проблемы со слухом. От степени тугоухости малыша зависит постоянное или временное ношение им звукоусиливающего прибора, или, возможно, необходимости в его использовании не будет.

Работа с детьми с нарушением слуха

Дети с абсолютной глухотой и с тяжелой степенью поражения должны ходить в специализированное дошкольное учреждение, так как без целенаправленной коррекционной работы овладение ими речью не представляется возможным. При взаимодействии с ребятами, имеющими те или иные нарушения слуха, необходимо придерживаться ряда правил.

  • Во-первых, при общении с ними не поворачивайтесь к таким детям спиной.
  • Во-вторых, говорите отчетливо, расстояние между вами не должно быть большим.
  • В-третьих, не повышайте голос при беседе, потому что воспитанники могут болезненно воспринимать громкие звуки.

Работа с детьми с нарушением слуха

Дети в временной задержкой речевого развития

Широко распространены в настоящее время случаи временной задержки речевого развития, когда ребенок не разговаривает до двух-трех лет, но речь, обращенную к нему, он отлично понимает. У малыша наблюдается склонность к стихийному развитию. Ему свойственны ошибки в речи, которые допускают дети более младшего возраста. В подобных случаях достаточно сложно определиться с диагнозом.

Ребят с временной ЗРР необходимо постоянно мотивировать к общению, создавая искусственные проблемные ситуации для них. Часто бывает так, что речь неговорящего ребенка в детском саду начинает стремительно развиваться без каких-либо коррекционных воздействий. Ее дефицит компенсируется до поступления в первый класс.

Работы с детьми с задержкой психического развития

Нарушение речи наблюдается и у детей с задержкой психического развития. Однако в данной ситуации эта патология вторична. Коррекционная работа с такими ребятами должна быть направлена в первую очередь на формирование мышления.

Усвоение образовательной программы неговорящим ребенком возможно при условии, что индивидуальная работа с ним будет проводиться до фронтальной с целью подготовки к освоению новых знаний. В подобной обстановке создание ситуации успеха будет компенсировать низкую мотивацию к познавательной деятельности. Нужно как можно чаще применять многократное закрепление учебного материала с использованием игровых технологий.

Дети с задержкой психического развития не воспринимают лексическое значение одного слова посредством другого. Необходимо предоставлять им возможность тактильного контакта с предметом: дать прикоснуться, понюхать, совершить определенное действие с ним. Подобных воспитанников нужно активно вовлекать в игровую деятельность в целях развития таких познавательных процессов, как память, внимание, воображение, так как у них происходит запаздывание психического развития.

Дети с ЗПР отличаются от других ребят с общим недоразвитием речи тем, что относительно правильно воспроизводят звуки, но уровень развития мышления у них значительно ниже.

Работа с детьми с ОНР

Отдельного внимания заслуживает группа воспитанников с общим недоразвитием речи I, II, III уровней. Данная категория детей характеризуется нарушением ряда умений, они не могут правильно воспроизводить звуки, строить словосочетания и предложения, составлять последовательные и логически связанные тексты. Причем интеллект у них сохранен. Для таких детей рекомендовано посещение логопедической группы.

С неговорящим ребенком методика работы включает в себя применение словесных игр, выучивание образцов правильной речи для обогащения активного словарного запаса и коррекции грамматического строя языка. Недопустимо заставлять их сочинять рассказы и осуществлять пересказ текста одними из первых.

Будет лучше, если сначала они услышат ответы детей, речь которых относительно хорошо развита. Потом дайте возможность ребенку с патологией высказать свою мысль в полном объеме. Если допускает грубые речевые ошибки, поправьте, а затем попросите его повторить исправленный вариант.

Работа с детьми с алалией

Акцентируем внимание на детях с алалией. В данном случае происходит отставание в формировании нервных клеток в конкретных зонах головного мозга. Уровни проявления могут варьироваться от абсолютного непонимания обращенных к ребенку фраз до словесной растерянности. Процесс развития речи происходит в условиях нарушения нормального функционирования центральной нервной системы.

В садике неговорящего ребенка с алалией выдает замкнутость, обидчивость, раздражительность, плаксивость. С ними нельзя общаться на повышенных тонах. Это поспособствует обратному эффекту. Такие дети очень чувствительны даже к шуму, который производится при сминании бумаги, звуку падающих капель воды, тихому скрипу.

Беседуя с дошкольниками, в первую очередь нужно добиваться осознания ими лексического значения фраз. Содержание предложений им легче понять, чем каждое слово по отдельности. Интерес к речи необходимо поддерживать посредством эмоций и игр. Подобным детям рекомендовано посещение логопедической группы, так как такой неговорящий ребенок нуждается в особом плане коррекционной работы.

Упражнения для работы с неговорящими детьми

С неговорящим ребенком в школе достаточно тяжело работать, потому что он не выражает свои мысли, чувства и имеет определенные особенности эмоционально-личностной сферы. Такие дети быстро устают, а иногда, наоборот, демонстрируют повышенную возбудимость. Вследствие недостатка речевого развития у школьника можно заметить подверженность неврозам в сочетании со вспыльчивостью, беспокойством и замкнутостью.

Детям с подобными проблемами рекомендована психологическая и физическая разрядка. Эффективным методом в данной ситуации является проведение психосоматической гимнастики, которая положительно влияет на развитие речи.

Выполнение подобных упражнений способствует:

  • развитию психических функций, таких как память, внимание и воображение;
  • нормализации мышечного тонуса;
  • стабилизации физиологических процессов, которые происходят в коре головного мозга.

Игры, использование которых помогает в развитии речи детей.

Это упражнение представляет собой

«Часы»

Это упражнение представляет собой уподобление напольным часам. Педагог демонстрирует ребенку их внешний вид, качаясь вправо-влево и произнося слоги: «Бом-бом-бом». Далее дети повторяют эти движения, подражая большим часам.

Потом происходит имитация тиканья. С этой целью взрослый показывает малышу перемещение стрелок: согнув руки в локтях, производим движения из стороны в сторону, издавая звуки: «Тик-так-тик-так». Далее ребенок повторяет увиденное.

Основная цель этого упражнения — как можно чаще произносить слоги «бом», «тик», «так».

«Движения и звуки»

Смысл игры – в повторении ребенком различных движений и звуков, которые демонстрирует педагог.

Во-первых, покажите букву А. Для этого нужно прикоснуться ребром ладони к уголкам губ и произнести этот звук. Для визуализации буквы У ладонь приставляется к уголку губ и далее проговаривается звук. Буква И складывается из широко расставленных ног, а О – из поднятых над головой рук, сцепленных в замок.

Игра с мячиком

Для игры нужен небольшой мяч, который способен поместиться в ладони малыша. Его перекладываем из одной руки в другую, при этом произнося звук «Ма». Далее слоги соединяются в слова: «Ма-ма», «Ма-ши-на» и т. д.

 «Ежик»

Выучите данное двустишие:

«Ежик-ежик колкий,

Где твои иголки?»

Ладони сцепляем в замок и покачиваемся из стороны в сторону. При произнесении второй строки, оттопыриваем пальцы, имитируя иголки ежа.

 «Ежик»
«Ежик»

 «Разбуди соседей»

Прочитываем простое стихотворение:

«Утро настало;

Солнышко встало».

Руки поднимаются вверх, пальцы разводятся в стороны.

«Эй, братец Федя,

Разбуди соседей».

Здесь трясем кулаками.

«Вставай, большак,

Вставай, указка».

Начинаем поочередно загибать пальцы рук.

«Вставай, середка,

Вставай, сиротка».

Теперь по очереди разгибаем их.

«И ты, Митрошка.

Привет, ладошка!»

Совершаем махательные движения ладонями. Повторяем с каждой рукой.

Успех запуска речи зависит от своевременного начала коррекционной работы с детьми и осуществлении комплексного подхода. Обязательно придите на консультацию логопеда, если появился неговорящий ребенок в вашем классе (группе), для постановки правильного диагноза.

Наряду с педагогическими занятиями при различных речевых нарушениях, возникших вследствие биологических причин, рекомендована терапия с применением медикаментов в соответствии с заключением врача.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw