Особые образовательные потребности для детей с разными ОВЗ
Сохранить статью:
О чем речь? Свое значение особые образовательные потребности приобрели на фоне приобщения детей с ОВЗ к процессу обучения. Инклюзивность подразумевает включение таких учеников в общение с другими школьниками.
На что обратить внимание? Разумеется, обучение таких детей требует создания определенной среды, элементы которой помогают решить и бытовые вопросы. Какие же особые образовательные потребности выделяют сегодня?
- Что такое особые образовательные потребности детей с ОВЗ
- Каковы особые образовательные потребности детей с нарушением зрения
- 4 особые образовательные потребности детей с нарушением слуха
- Особые образовательные потребности группы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Каковы особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
- Особые образовательные потребности в воспитании и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи
- 19 особых образовательных потребностей детей с расстройствами аутистического спектра
Что такое особые образовательные потребности детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ имеют нарушения в физическом и психическом развитии, накладывающие определенные ограничения на их жизнедеятельность:
- сенсорные, психические, физиологические, анатомические аномалии;
- проблемы со здоровьем, ограничивающие возможность жизнедеятельности детей; недееспособность (инвалидность).
Нарушения могут быть постоянными или временными, частичными или общими. Это определяет наличие у детей с ОВЗ трудностей с выполнением естественных действий в повседневной жизни. Именно поэтому акцент в обучении делается на социальной и бытовой адаптации каждого ребенка. Для этого работает педагог, имеющий опыт воспитательной деятельности коррекционной направленности, а также узкопрофильные специалисты.
Согласно закону, каждый ребенок с ОВЗ имеет право на образование, организованное с учетом его особых образовательных потребностей. На данное право не влияют следующие факторы:
- место жительства;
- категория ОВЗ;
- способность освоить цензовое образование в среде здоровых сверстников;
- наличие специализированных школ.
Особые образовательные потребности в педагогике — это необходимость в специальных условиях для развития и социализации ребенка с ОВЗ. Они включают следующие составляющие:
- Интеллектуальные: мыслительные возможности, память, словарный запас, навык переработки информации и ее передачи.
- Энергетические: уровень утомляемости, способность работать в определенном темпе.
- Эмоционально-волевые: познавательная активность ребёнка; выдержка, способность адекватно выражать чувства.
Образовательные потребности детей в зависимости от проблем со здоровьем
Особые образовательные потребности по определению не являются универсальными. Необходимость тех или иных специальных условий связано с состоянием здоровья ребенка. Форма организации обучения может быть следующей:
- группы компенсирующего или комбинированного вида;
- классы для детей с ОВЗ;
- очная или дистанционная.
Обучающиеся с ОВЗ имеют следующие особые образовательные потребности:
- персональный педагогический подход к каждому ребёнку при условии поддержки психолога;
- выбор наиболее подходящей формы обучения;
- создание особых условий для обучения: специальные методы, оборудование и адаптированная учебная среда в образовательной организации.
Каковы особые образовательные потребности детей с нарушением зрения
Рассмотрим, какие особые образовательные потребности имеются у детей с нарушениями зрения (слабовидящие и незрячие):
- формирование представления об окружающих предметах и возможных манипуляциях с ними;
- совершенствование навыков практического ориентирования в пространстве по отношению к своему телу, на рабочем столе и т.д.;
- развитие навыков осязания и моторики, что формирует согласованность движений «руки–глаза» и способствует успешной познавательной деятельности детей, имеющих проблемы со зрением;
- овладение навыками чтения тактильным способом (шрифт Брайля) и использование специальных компьютерных программ;
- особый подход к организации познания с опорой на имеющиеся виды чувствительности;
- овладение большим количеством бытовых умений и навыками самостоятельной деятельности;
- развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, а также эмоционально-волевой сферы детей.
4 особые образовательные потребности детей с нарушением слуха
У детей с нарушениями слуха имеются специфические особые образовательные потребности, а именно:
- овладение навыками вербальной (речь) и невербальной форм общения (выразительные движения, мимика, жесты);
- формирование и развитие умения воспринимать словесную речь доступными детям с данными нарушениями сенсорными способами;
- развитие речемыслительной деятельности (единый процесс порождения мысли и речи);
- формирование коммуникативных умений, необходимых для повседневной жизнедеятельности.
на наши новости
500 000 пользователей!
Особые образовательные потребности группы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особые образовательные потребности, включающие в себя совокупность педагогических, психологических, медицинских мероприятий и образовательных отношений, построенных с учётом специфики их развития. Создание данных условий способствует адаптации ребенка в детском коллективе.
Особые образовательные потребности данной категории детей зависят от специфики имеющихся двигательных нарушений. Кроме того, важную роль играет психическое развитие ребенка. Учебный процесс выстраивается с учетом названых факторов. Он имеет особую структуру и содержание.
Несмотря на индивидуальные особенности, можно выделить общие особые образовательные потребности всех детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- обязательное комплексное сопровождение психолога, педагога и узкопрофильных специалистов;
- строгое соблюдение ортопедического режима и других медицинских предписаний, что также относится к особым образовательным потребностям;
- продуманная организация образовательного пространства, не ограничивающего свободное передвижение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- использование узкоспециализированных методов обучения и воспитания: ассистивные (вспомогательные) компьютерные технологии, адаптированные обучающие материалы и т.п.;
- сопровождение персонального наставника (тьютора);
- коррекционная помощь в развитии сопутствующих патологий (моторных, речевых);
- индивидуализация процесса обучения, использование узкоспециализированных методов и приёмов;
- возможность организованного выезда обучающихся за пределы детского сада или школы с целью посещения музеев, выставок и других развивающих мероприятий.
Каковы особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Обучающиеся дошкольного и школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:
- коррекционная, развивающая направленность обучения; мотивация к активной познавательной деятельности;
- формирование базы элементарных знаний, необходимых для жизнедеятельности человека с помощью доступных форм обучения;
- развитие основных интеллектуальных умений и навыков (анализ, выделение общих и отличительных признаков предметов и явлений, а также причинно-следственных связей);
- совершенствование когнитивных основ интеллектуальной деятельности (внимание, восприятие всеми органами чувств, память);
- формирование навыка саморегуляции и организации деятельности; осознание возникающих трудностей и запрос помощи у взрослого человека; развитие умения применять полученные знания в повседневной практической деятельности;
- социальная адаптация и личностное развитие, что для лиц с ОВЗ имеет большое значение и является особой образовательной потребностью, так как они испытывают сложности с эмоциональными проявлениями и навыками контроля своей деятельности и в особенности в понимании личной ответственности;
- развитие навыков коммуникации, умения взаимодействовать не только в семье и образовательной организации, но и в обществе;
- развитие способности к речевому общению и сопровождению своих действий;
- поддержание психологического здоровья, работоспособности и эмоциональной устойчивости;
- использование специальных методов коррекционной и педагогической помощи с целью интеллектуального развития ребенка; переход от простых мыслительных операций к более сложным; уже сформированные знания и навыки последовательно переносятся в новые ситуации;
- применение наглядно-действенных методов обучения для визуализации и лучшего усвоения учебного материала;
- система обучающих задач должна быть максимально упрощена для понимания детьми с ЗПР;
- включение учебных занятий, способствующих расширению представлений обучающихся об обществе и окружающей среде;
- потребность в повторении и закреплении полученных знаний, умений и норм поведения;
- соблюдение правил организации обучающей среды, учитывающих состояние центральной нервной системы обучающихся и особенности мышления детей с ЗПР;
- применение разнообразных способов мотивации деятельности и поведения;
- стимулирование интеллектуальной активности и желания учиться.
Особые образовательные потребности в воспитании и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи
Назовем основные особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями разной степени выраженности:
- обучение необходимым для успешной жизнедеятельности формам общения, особенно это актуально для детей с моторной алалией (несвязная и неразборчивая речь);
- социальная адаптация и развитие необходимых для этого коммуникативных навыков;
- тщательная проработка всех речевых компонентов для того, чтобы сформировалась языковая компетентность;
- развитие навыка понимания сложных речевых оборотов и устной речи в целом; расширение лексикона; умение грамматически правильно строить предложения, а также говорить связно (монолог и диалог);
- специализированное обучение звуковым, лексическим, грамматическим основам родного языка и фонематическим процессам;
- овладение основами опосредованного общения (чтение и письмо);
- развитие навыка ориентирования в пространстве;
- индивидуальный подход к особым образовательным потребностям для наилучшего усвоения знаний и успешного формирования повседневных умений.
19 особых образовательных потребностей детей с расстройствами аутистического спектра
- включение в обучающую и социальную среду должно быть постепенным; важно учитывать индивидуальные особенности ребенка;
- развивающая нагрузка (сенсорная, эмоциональная) подбирается индивидуально, как и способы социально-бытовой адаптации детей;
- использование дифференцированного подхода к отбору учебно-развивающих занятий, соответствующих уровню интеллектуального и психического развития ребенка;
- организация обучающей деятельности, направленной на освоение бытовых навыков каждым ребенком;
- развитие коммуникативных способностей детей; преодоление трудностей с вербальной и невербальной формами общения.
- активное содействие тьютора, определяемое индивидуальной потребностью обучающегося, что позволит ребенку со временем адаптироваться к учебной и развивающей среде, нормам и правилам пребывания в ДОУ или школе и поможет закрепить многие повседневные навыки;
- дополнительные занятия, направленные на усвоение и повторение норм поведения, умение взаимодействовать с воспитателями, учителями, сверстниками;
- формирование четкого графика занятий и отдыха для упорядочения жизнедеятельности детей с ОВЗ;
- специальная подготовка ребенка к фронтальной форме организации обучения; постепенный переход от личного инструктирования (вербального и невербального) к заданиям для всего класса;
- грамотное поощрение обучающегося или корректные замечания, которые могут вызвать возможную эмоциональную реакцию у детей с ОВЗ;
- индивидуальный подход в подаче учебного материала; его поэтапное усложнение;
- специальные блоки коррекционного обучения, которые способствует усвоению новой информации, закреплению навыков социального взаимодействия и бытовых умений;
- психологическая работа по систематизации личностного опыта ребенка; содействие в проработке эмоциональных впечатлений, воспоминаний и построении планов на будущее;
- помощь в осмыслении полученных знаний и умений; педагог должен убедиться, что ребенок понимает изученный материал и последовательность действий, а не использует их в качестве аутостимуляции, которая имеет аффективную окраску;
- наличие свободного времени для привычных занятий, не перегружающих детскую психику; возможность в это время взаимодействовать с другими детьми;
- формирование особой образовательной среды и обстановки, в которой ребенку будет психологически комфортно; педагогу важно проявлять чуткость и спокойствие; процесс обучения должен быть стабильным, предсказуемым и понятным ребенку с ОВЗ;
- доверительные отношения обучающегося и педагога; ребенок с ОВЗ должен чувствовать, что его принимают и поддерживают; это дополнительная мотивация к успешному обучению;
- овладение коммуникативными навыками: способность ориентироваться в социальных отношениях, реагировать на обращения окружающих и умение применять эти навыки вне образовательной организации;
- организация выездных мероприятий разного плана с комфортными условиями для детей с ОВЗ, что способствует расширению их кругозора, социальной активности, а также личностному росту.
Итак, есть единые для всех детей с ОВЗ особые образовательные потребности, а есть специфические виды, необходимость которых определяется спецификой нарушений и носит индивидуальный характер.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: