Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Бесплатный вебинар "Ребенок не хочет учиться: как помочь"
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Сопровождение детей с ОВЗ в школе тьюторо
Главная > Блог > Сопровождение детей с ОВЗ в школе тьютором
30.03.2023
2132
Время чтения: 18 минут

Сопровождение детей с ОВЗ в школе тьютором

В чем заключается? Сопровождение детей с ОВЗ – принцип, который ввели в школах с недавнего времени. Это значит, что ученики с особыми образовательными потребностями могут посещать учреждения вместе с тьюторами, которые будут помогать им освоиться и влиться в коллектив.

Как организовать? Воспользоваться услугами таких помощников могут все желающие родители, а школы обязаны разрешить посещать уроки вместе с детьми с ОВЗ посторонним. Все согласовывается с руководством документально. Сама процедура сопровождения подразумевает прохождение определенных последовательных этапов.

Особенности работы с детьми с ОВЗ

Под сокращением ОВЗ принято понимать такой термин, как «ограниченные возможности здоровья». Дети с ОВЗ — это учащиеся, которые имеют выраженные нарушения здоровья, не только физического, но и психического. Ребенок с ОВЗ имеет возможность посещать любое учебное заведение, даже то, что находится рядом с местом его проживания. В работе с детьми с ОВЗ имеется ряд особенностей:

  1. Принцип инклюзивности

В современной российской системе образования не так давно введен принцип инклюзивности. Согласно ему, дети, имеющие особенности в своем развитии, ходят в школу вместе с ровесниками (в соответствии с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ), причем больные дети имеют те же права, что и здоровые. Инклюзивное сопровождение детей с ОВЗ — это их социализация, дать им знания по предметам и подготовить их к следующим ступеням обучения.

Специально обученный и квалифицированный персонал

Для качественного образования учащихся с ОВЗ обязательно наличие в учебном заведении персонала, прошедшего специальную подготовку: ассистента (помощника) и тьютора (если следовать Приказу Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Данные должности ни в коем случае не надо путать, так как это специалисты, выполняющие различные задачи.

Тьютор — это педагог (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н), организатор персональной работы с учащимися. Он принимает участие в педагогическом процессе. Тьютор назначает психолого-медико-педагогический консилиум, но лишь по определенным группам обучающихся.

Тот, кто желает получить должность тьютора, должен обладать высоким уровнем квалификации: иметь стаж педагогического труда не меньше двух лет и диплом о высшем образовании по специальности «Образование и педагогика».

Ассистент (помощник) — технический специалист. Он обеспечивает сопровождение ребенка с ОВЗ не только по дороге в школу и домой после окончания занятий, но и помогает ему адаптироваться в школе, делать необходимые записи и др. Работать ассистентом может любой член педагогического персонала, даже помощник воспитателя и младшего воспитателя (этот факт отражен в тексте Письма Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Сопровождение детей с ОВЗ

Желающий получить место ассистента не проходит при приеме на эту должность таких жестких критериев отбора, как тьютор, чтобы работать с детьми с ОВЗ. Претендентам на данную должность достаточно иметь среднее общее образование и курсы, отвечающие требованиям Минтруда.

ПМПК и виды образовательных программ

Решение о наличии у ребенка ОВЗ принимается только членами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При подтверждении диагноза комиссия формирует заключение, в котором обозначены условия обучения и программы. Образовательному учреждению необходимо обеспечивать все изложенные требования.

Но есть некая тонкость. Первое заключение комиссии имеет четко обозначенные сроки: полное окончание ребенком начальной школы (получение основного начального образования). Дальше оно не действует, и, чтобы получить новое заключение, ребенок вновь проходит ПМПК, и здесь возможно три решения: снятие диагноза; продление или смена диагноза, причем в двух последних случаях комиссия дает новые рекомендации.

В соответствии с условиями рекомендаций определяются виды учебного процесса, необходимого ребенку с ОВЗ в образовательном учреждении:

  • I — программа разработана на основе обычной, но в ней содержатся другие правила ее усвоения и другие сопутствующие требования;
  • II — программа соответствует обычной, но к ней добавляется срок усвоения в два года;
  • III — программа предназначена для обучающихся с диагнозом «умственная отсталость», а также имеющих аутические расстройства, с заболеваниями опорно-двигательной системы, органов зрения и слуха;
  • IV — учащемуся необходима индивидуально подготовленная для него обучающая программа.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Сопровождение детей с ОВЗ тьютором — важный момент в инклюзивном образовании. Главное в тьюторской работе — адаптация учащегося, имеющего ОВЗ, к обстановке общеобразовательного учебного заведения, спланировать учебную деятельность ребенка и принимать активное участие в ее осуществлении, контролируя все этапы образования учащегося.

Что входит в обязанности тьютора

1. Создание комфортных условий для поступления и обучения ребенка.

  • Помощь родителям (законным представителям) с выбором учебного заведения и зачислением в него, включая сбор и оформление необходимой документации (частные тьюторы).
  • Организация в классе и школе удобного рабочего места и зоны для полноценного отдыха ребенка: парта учащегося в классе и место тьютора, учебные материалы в бумажном и электронном виде, достаточное освещение, принадлежности для сенсорного восприятия, аудиторию для проведения персональных уроков с ребенком.
  • Сделать пространство школы удобным для реальных возможностей обучающегося с ОВЗ: передвижение в помещении, опираясь на указатели, разметку, текстовые таблицы, карточки-пиктограммы, наличие пандусов.
  • Создать для ребенка индивидуальный учебный режим.
  • Тесно взаимодействовать с педагогическим коллективом, родителями (законными представителями), одноклассниками для обеспечения психологического комфорта.

2. Социализировать ребенка.

  • Оказывать помощь учащемуся с ОВЗ с социальной адаптацией, способствовать вхождению в коллектив сверстников, подружиться с ними и сохранять хорошие отношения.
  • Содействовать здоровым детям в восприятии одноклассника с ОВЗ, чтобы они помогли ему не чувствовать себя «не таким как все» и не ощущать себя ущербным.

Сопровождение детей с ОВЗ

3. Помочь ребенку в прохождении учебного материала общеобразовательной программы.

  • Оптимизировать предметные программы и учебный материал, опираясь на особенности ребенка, его индивидуальный психический и физический потенциал.
  • Скорректировать учебный путь соответственно прогрессу развития ученика.
  • Совместно с обучающимся одолевать трудности, возникающие в учебе.
  • Скоординировать всех участников педагогического процесса (учителей-предметников, психолога, дефектолога, логопеда, заместителя директора) и родителей (законных представителей) в одну целую систему для успешного выполнения учебного плана.

Тьютор неотлучно находится рядом с ребенком во время учебного процесса:

  • В корректной и четкой форме помогает ему включиться в процесс обучения.
  • Оказывает ребенку поддержку в незнакомой для него или непривычной, часто меняющейся обстановке.
  • Заводит специальный дневник, куда постоянно вносит свои наблюдения.
  • Взаимодействует с преподавателем так, чтобы обучение школьника с ОВЗ не оказало ущерб качеству знаний для целого класса.

Взаимодействие тьютора со школой

Как выбрать тьютора? Данный специалист или назначается руководителем учебного заведения в соответствии с решением ПМПК из членов школьного персонала, или же его нанимают родители (законные представители).

Для успешного образования и воспитания учащихся, имеющих особенности в развитии, тьютор должен четко следовать таким принципам взаимодействия с учебным заведением:

  • Открытость

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ надо выходить за рамки обычной школьной программы, согласовывая все решения и действия с преподавателем, и использовать все культурно-социальные ресурсы (библиотеки, музеи, дома науки и творчества и пр.).

  • Вариативность

Рациональное использование разных методов обучения и развития, которые есть в потенциале школы (кружки, секции, библиотека, дополнительные занятия) и создание новых, например: «Комната тишины» для детей с расстройством аутистического спектра, «Комната с батутом» для гиперактивных учащихся.

  • Непрерывность

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ необходимо на всех этапах обучения в школе, но по мере взросления ребенка содержание работы тьютора меняется. В первом классе и во время учебы в начальной школе необходима постоянная помощь во время уроков и перемен.

В дальнейшем, что касается средней школы, все зависит от того, какие успехи ребенок будет делать в учебе и в коллективе: ему потребуется помогать в письменных предметах, а также решать его конфликты с одноклассниками. Старшеклассникам следует оказывать содействие в подготовке учебно-исследовательских работ и в выборе будущей профессии.

Сопровождение детей с ОВЗ

  • Индивидуализация подхода

Тьютор имеет право выбирать оптимальные темпы и методы обучения. Тьютор должен работать в тесном взаимодействии с преподавателем, чтобы ученик получал знания с учетом особенностей его системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. К примеру, ученик с нарушениями мелкой моторики может писать на доске не мелом, а влажной губкой и решать, пока вода не высохнет полностью.

  • Персонификация

Тьютор и преподаватель вместе принимают и следуют личным особенностям ученика. Обучать необходимо именно тому, что на данном этапе важнее ребенку. К примеру, во время урока географии учащиеся рассказывают о природе Севера, а ребенок с особенностями развития демонстрирует подборку собственных интересных видеосюжетов о традициях народа, проживающего в данном регионе. Если ребенок и учитель испытывают неприятие друг к другу, то тьютор имеет право предложить дистант.

Не все преподаватели внутри принимают тьютора. Одни испытывают неприятные эмоции, если на уроке находится посторонний человек. Другие общаются с «нестандартным» ребенком только через тьютора, а не самостоятельно. Но как только учитель поймет, что тьютор — это дополнительный педагогический потенциал и его партнер в непростом деле обучения, то сразу начинается продуктивное сотрудничество.

Учитель и тьютор ставят совместные образовательные цели и задачи, учитывая склад характера ученика и особенности его поведения. Они ищут способы борьбы с возникающими проблемами. Решаются технические вопросы: на каком уроке присутствие тьютора необходимо, а на каком не обязательно. Иногда тьютору разрешается на несколько уроков оставить своего подопечного и работать в другом классе (если у педагога не один, а несколько тьюторантов).

В результате, плодотворно взаимодействуя с преподавателем и создавая ученику понятие о ведущей функции учителя в процессе получения знаний, он выполняет роль координатора между ребенком и образовательным учреждением.

Сопровождение тьютором ребенка с ОВЗ на уроке и перемене

В чем состоит тьюторская поддержка и сопровождение детей с ОВЗ? Сначала тьютор провожает ребенка в школу, если необходимо, помогает снять верхнюю одежду и уличную обувь, ведет к учителю на урок.

Во время учебного процесса

  • Концентрирует внимание ребенка на преподавателе: «Смотри на Елену Сергеевну». «Подумай». «Открой такую-то страницу учебника». «Напиши слово…».
  • Использует способ письма «рука в руке».
  • Распределяет учебную нагрузку, выявляя, в какой момент надо сделать перерыв или перейти к другому заданию. Выбирает для работы учащегося наиболее доступные упражнения.
  • Контролирует физическое и эмоциональное состояние: использует точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату, где проводит сеанс адаптивного ФК.

Сопровождение детей с ОВЗ

Во время перемен

  • Смотрит за общением одноклассников ребенка, к которому подключает своего подопечного.
  • При общении ребенка с одноклассниками помогает правильно построить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.
  • Участвует в решении конфликтов, возникающих у ребенка с ровесниками.
  • В тактичной форме отвечает на различные вопросы детей, даже самые глупые и неуместные, используя следующий порядок: «Когда он был маленьким, то заболел…. Ему тяжело (что именно тяжело)… А все же Петя хороший мальчик… Ему понравится… Ему вот это интересно…»
  • Тьютор должен построить доверительные отношения со своим подопечным, так как педагог не только его проводник, но и защитник, помощник, выразитель всех желаний и потребностей.
  • Чем еще полезно ребенку с нарушениями здоровья тьюторское сопровождение? У «особенного» ученика появляются и повышаются мотивация к учебе и интересы к какому-то предмету. Дети успешно входят в школьную жизнь и отлично проходят по образовательному маршруту. И эти факты свидетельствуют о нужности профессии тьютора.

Работа тьютора с родителями

Сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ включает такую работу тьютора:

  • Помогает почувствовать и принимать особенности тьюторанта, и, опираясь на них, выработать личные учебные технологии.
  • Совместно с родителями способствует формированию позитивного отношения ребенка к своей личности, самоуважения, уверенности в своих силах.
  • Сообщает родителям, как ребенок провел учебное время, какие трудности он испытывал, и какие способы решения их он нашел.
  • Анализирует с родителями свои наблюдения, зафиксированные в дневнике тьютора.
  • Помогает вместе с родителями в выполнении домашних заданий.
  • Вместе с ребенком и родителями посещает индивидуальные коррекционные занятия у специалистов (психолога и дефектолога).
  • Совместно с родителями консультируется у учителей-предметников.
  • Знакомит родителей с одноклассниками тьюторанта.
  • Способствует налаживанию отношений с родителями одноклассников ребенка.

Особенности сопровождения детей с ОВЗ различных категорий

Дети с особенностями развития, поступающие на обучение в школу, обладают различными нарушениями (в области слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта), а также расстройства эмоционально-волевой сферы, включая РДА, задержкой и комплексными нарушениями развития.

Сопровождение детей с ОВЗ

Разница бывает большая: от учащихся с незначительными нарушениями, испытывающих временные и довольно легко решаемые проблемы, до тех, у кого нарушения тяжелы и необратимы; от детей, которые могут с помощью педагогов учиться наравне с ровесниками, и тех, кому нужна адаптированная к их особенностям индивидуальная образовательная программа.

По ходу развития ребенка имеют место и вторичные по своей природе нарушения. И потому психическое развитие ребенка напрямую будет связано с качеством его дальнейшего обучения и воспитания.

Что оказывает влияние на развитие ребенка с ОВЗ

  1. Вид (тип) нарушения.
  2. Особенности первичных нарушений.
  3. Время появления первичных нарушений.
  4. Особенности окружающей социальной и психолого-педагогической обстановки.

Поэтому тьютор должен знать и учитывать в работе не только личные черты ребенка, но и специфику его заболевания. В основе поддержки и сопровождения детей с ОВЗ лежит понимание особенностей обучения и воспитания конкретного ребенка, а также понимания, к кому из нужных ребенку специалистов он может обращаться по разным причинам.

Этапы организации тьюторского сопровождения

Работа тьютора с ребенком, поступившего на обучение в образовательное учреждение, состоит из этапов, которые проходят как «особенные» дети, так и нормальные:

  1. Сбор сведений о ребенке.
  2. Анализ собранной информации и собственных наблюдений.
  3. Совместная работа с прочими специалистами: рекомендации для ребенка и родителей, а также личного плана обучения и воспитания учащегося.
  4. Исполнение поставленных требований.
  5. Анализ ситуации развития учащегося, внесение корректировок в планирование.

Дальнейшее взаимодействие с обучающимся производится при обнаружении трудностей или отклонений в развитии ребенка.

Сопровождение детей с ОВЗ

Сопровождение детей с ОВЗ в школе в рамках инклюзивной программы включает в себя несколько этапов.

1. Первый этап включает в себя такие действия: запрос на право сопровождения, заявление родителей (законных представителей) учащегося с особенностями развития в соответствии с заключением ПМПК (ознакомление с итогами обследования учащегося, проведенного специалистами, с медицинской картой, спланированным маршрутом образования).

2. Знакомство и установление контакта: с ребенком и его семьей, характером и особенностями будущего ученика, кругом его интересов, сильными и слабыми сторонами; наблюдение за ребенком и его окружением; выявление поведенческих реакций, уровня развития его социальной адаптации и видения окружающего мира. Тьютор обязан показать родителям (законным представителям), что имеет интерес к работе с их ребенком и имеет цель получить положительный итог.

3. Адаптация. На данном этапе проводится ежедневное и последовательное взаимодействие тьютора и ученика по включению в учебный процесс и социализация, вхождение ребенка в разные ситуации: учебные и внеучебные. Адаптация — это и приспособление школьных помещений, режима обучения, учебных программ и методических пособий к особенностям учащегося с ОВЗ.

4. Основной этап. Здесь важно давать постоянную положительную эмоциональную поддержку, при которой ученик легче привыкает к новым для него условиям. И поэтому «особенный» ученик сможет перейти на новую для него ступень, так как у него снизятся или исчезнут совсем тревожность и напряженность. В это время происходит взаимодействие с учащимся по поводу и в ходе обучения, оценка первых итогов. Задача тьютора в данный момент — социализация и коррекционно-развивающее обучение, и, кроме того, поддержка мотивации ребенка, дать ему уверенность в своих силах и успехах.

В это время также необходимо проводить диагностику во время обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, анализировать и оценивать первые результаты, ресурсы и дефициты в умственной, коммуникативной и прочих областях деятельности ученика, и, если есть необходимость, вносить изменения в ИОП.

5. Завершающий этап. В этот период тьютор постепенно дает ученику полную самостоятельность в учебе, которую потом оценивают. Это главный критерий успешности работы тьютора: выход его из системы или снижение его влияния. Как только у одного ребенка снизится потребность в тьюторе, педагог сможет также оказывать помощь другим ученикам.

Сопровождение детей с ОВЗ
Сопровождение детей с ОВЗ

Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ направлено не только на получение ребенком знаний, но и на его адаптацию в детском коллективе. Поэтому в классе не должно быть более двух учеников с гиперактивным поведением, чтобы они не мешали друг другу.

Если ребенок уже справляется сам с учебной нагрузкой (к примеру, на уроках физической культуры, труда), то тьютор в свободное время сможет спокойно работать в индивидуальном порядке с ребенком, еще не умеющим контролировать себя.

Понятно, что в условиях инклюзивной практики нужно развитие тьюторства, потому что это важный ресурс для образования современной, эффективной образовательной системы, направленной на учащегося с особенностями развития.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw