Что это? Преподавание – процесс, в ходе которого передаются знания и умения. В результате происходит интеллектуальное развитие обучаемого, продолжается формирование его мировоззрения, совершенствование практических навыков.
Как развивалось? Издавна преподавание было индивидуальным процессом: накопленный опыт передавался от старшего к младшему, от вождя к преемнику, от шамана к его ученику. В Древней Греции появились групповые формы обучения, которые в Средние века перешли в классно-урочные и такими дошли до наших дней.
- Основные понятия в преподавании
- Суть и технология преподавания
- Методика преподавания
- Реализация процесса преподавания
- Методологические подходы в преподавании
- Формирование критического мышления в преподавании
- Информационно-коммуникационные технологии в преподавании
- Современный взгляд преподавания на проблемное обучение
- Часто задаваемые вопросы о преподавании
Основные понятия в преподавании
Дидактика – это раздел педагогики и теории образования, ее основными категориями являются учение, преподавание. Специально организованное взаимодействие учителя и ученика называется обучением. Часто употребляемые понятия «процесс обучения», «образовательный процесс» и «учебный процесс» равнозначны и обозначают совместную деятельность педагога и обучающихся.
В ходе этой деятельности преподаватель мотивирует, нацеливает, организует, информирует, стимулирует, корректирует, контролирует работу учащихся, а они в свою очередь овладевают знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой.
Процесс обучения всегда двусторонний, в его структуру входят два основных компонента: деятельность учителя – преподавание и работа обучающегося – учение. Все виды учебных занятий носят предметный характер и направлены на освоение действительности. В связи с этим несложно выделить еще один компонент – содержание образования: факты, события, явления, теории, понятия, величины, законы. Все три названых элемента взаимозависимы, между ними в процессе обучения устанавливается взаимосвязь.
Преподавание является одним из фундаментальных смыслообразующих компонентов учебного процесса. В целостной структуре обучения оно определяется как деятельность учителя, который может выполнять свою функцию только при условии тесного взаимодействия с обучающимся как в опосредованной, так и в непосредственной форме. Следует заметить, что в какой бы форме ни осуществлялась работа преподавателя, она непременно предполагает протекание активного процесса учения.
Учение – это деятельность, направленная на освоение, закрепление и применение на практике полученных знаний, умений и навыков. Оно предполагает не только усвоение, но и осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.
Обучение – педагогически организованный целенаправленный процесс развития личности, социально и индивидуально обусловленный, в его основе лежит овладение систематизированными научными знаниями и способами деятельности, а также всеми ценностями духовной и материальной культуры человечества.
Преподавание и учение прочно взаимосвязаны. Человек, который проявляет интерес к преподавательской деятельности, обязательно должен иметь представление и хорошо понимать, как происходит процесс обучения. Установлено, что он начинается еще до рождения человека и длится на протяжении всей его жизни.
Учение отражает внутреннюю сторону педагогического взаимодействия, включает в себя разнообразные приемы и способы получения жизненного опыта, его практического применения и передачи между поколениями, предусматривает определенные перемены в поведении индивида или способствует реализации этих изменений в будущем.
Суть и технология преподавания
Чтобы понять технологию педагогического процесса, необходимо знать, что теоретические и практические основы преподавания закладывались в трех направлениях: фундаментальными трудами теоретиков-дидактиков, творческими поисками методистов-предметников, упорным трудом педагогов-новаторов.
Передовой педагогический опыт постоянно анализируется и обобщается. Полученные результаты показывают, что современное преподавание основывается на создании педагогических технологий.
Закономерности преподавания определяются его принципами, в которых заключены все основные требования к содержанию, организации и методике обучения:
- Сознательность, самостоятельность и активность в преподавании. Предполагает стимулирование познавательной активности обучаемых посредством эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и приемов обучения, побуждает проявление инициативы и творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике, способствует осознанию обучающимися своей ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение.
- Наглядность преподавания. Все средства наглядности должны быть доступными, яркими и понятными, соответствовать цели и содержанию занятия, отвечать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и согласно методическим рекомендациям.
- Систематичность, последовательность и комплексность в преподавании. Принцип предусматривает выстраивание стройной системы знаний по предмету, новый учебный материал должен связываться с ранее изученным. Необходимо составлять четкий план занятий, соблюдать строгую логическую связь и расположение обучающего материала. Очень важно обеспечить систематический и максимально эффективный контроль над организацией и результатами процесса обучения.
- Обучение на высоком уровне трудностей ориентировано на умственные и физические возможности учеников. Изучаемый материал должен быть посилен для усвоения, которое происходит постепенно, от простого к сложному, с опорой на базовый уровень подготовки учащихся. Наиболее трудную для изучения информацию необходимо разъяснять понятно и доходчиво, без излишней детализации. Следует воспитывать у детей сознательное отношение к преодолению различных трудностей в процессе учебной деятельности.
- Прочность овладения знаниями, навыками и умениями. Требуется разъяснять обучающимся практическое значение теории для их будущей деятельности, мотивировать на прочное и длительное запоминание учебного материала и, прежде всего, его основных положений.
Не менее важна организация регулярного повторения ранее изученного и применение полученных знаний на практике. Преподавателю следует стимулировать самостоятельную деятельность учеников, обучать их наиболее эффективным приемам и способам выполнения заданий, систематически контролировать усвоение учебного материала.
- Групповой и индивидуальный подход. В процессе преподавания практикуются оба способа. Осуществляется обучение в группе согласованным совместным действиям и взаимодействию на партнерской основе.
- Положительный психологический климат. Очень важно в процессе обучения создать благоприятный эмоциональный настрой. Сплоченность коллектива, дружеские взаимоотношения, сложившиеся традиции способствуют формированию интереса к учению, уверенности в своих способностях, мотивации к достижению успеха.
на наши новости
500 000 пользователей!
Целенаправленное изучение современных образовательных технологий и конкретного опыта педагогического мастерства помогает выявить и другие, не менее важные принципы и условия преподавания.
Методика преподавания
Методика преподавания – это педагогическая наука, изучающая способы, формы, методы обучения и воспитания, а также средства и технологию их реализации. Ее изучение необходимо для практической реализации познаний учителя и его опыта. Знание методики преподавания педагогам необходимо для эффективной организации и проведения учебных занятий.
Методика современного преподавания объединяет различные элементы обучения и воспитания: составление плана-конспекта урока, выбор методов и форм взаимодействия с учениками, эффективное использование средств обучения, учет психологических индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, способы формирования мотивации к учению и стимулирования к успешному овладению знаниями.
Методику преподавания можно сравнить с искусством, требующим от педагога глубоких, разносторонних знаний и навыков для создания комфортной и развивающей образовательной среды. Чтобы обеспечить полноценное и всестороннее личностное развитие обучающихся, от преподавателя требуется осуществление творческого подхода в создании условий для успешного обучения, гибкость и креативность в выборе методов и форм работы с обязательным учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.
Не следует рассматривать методику преподавания как набор специальных правил и четких инструкций. Каждый педагог должен осознавать, что процесс обучения предполагает комплексный подход, объединяющий три главных составляющих: научные знания, педагогический опыт и творческое мышление учителя. Для того чтобы каждый ученик смог развиваться гармонично, получил возможность раскрыть свой потенциал и стать успешным, необходимо создать плодотворное обучающее и воспитательное пространство.
Реализация процесса преподавания
Процесс обучения определяется рядом условий преподавания, среди которых важная роль отводится социально-экономическим и политическим факторам развития современного российского общества. Образование, прежде всего, должно соответствовать времени, потребностям общества, последним достижениям научно-технического прогресса, именно поэтому требования к преподавательской деятельности и личностному развитию обучающихся возрастают.
Требования к обучающимся сформулированы в «портрете выпускника», а к учителям – в профессиональном стандарте педагога. В связи с этим перед дидактикой общего образования ставится все больше новых задач, для решения которых возникает необходимость наиболее эффективного использования различных научных достижений.
По своей сути, преподавание – это руководство процессом познания с характерными проявлениями закономерностей различного порядка и уровня. Большое влияние на процесс преподавательской деятельности оказывают: «общие закономерности общественного развития, закономерности формирования личности школьника, закономерности частных наук, а также закономерности самого процесса преподавания». К ним относятся:
- Соответствие воздействия педагога устремлениям обучающихся к знаниям.
Эта закономерность способствует реализации тяги учеников к познанию окружающей действительности, когда учитель стремится дать те знания, которые им наиболее интересны и необходимы в реальной жизни.
- Соответствие воздействий преподавателя индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.
Педагог ориентируется на понимание того, что каждый вид занятий требует при этом и развития у учеников определенных качеств. Правильное и гармоничное воспитание человека, его успешное овладение знаниями, умениями и навыками невозможно без активного решения практических задач, без вовлечения его в развивающую индивидуальную и групповую работу.
- Соответствие педагогических воздействий познавательным, интеллектуальным и иным возможностям обучающихся.
При организации урочной и внеурочной, индивидуальной и групповой деятельности, а также при обеспечении соответствующего учебно-воспитательного воздействия от педагога требуется учитывать индивидуальные социально-психологические особенности, познавательные возможности, интересы и склонности учеников.
- Соответствие деятельности педагога и обучающихся возможностям технических средств обучения.
С целью повышения эффективности обучения современное преподавание предполагает широкое использование разнообразных ТСО. Их следует применять продуманно, в строгом соответствии с целями и задачами конкретных учебных занятий, чтобы не превышать возможностей учеников.
- Моделирование (воссоздание) деятельности преподавателя и обучающихся применительно к требованиям современных условий жизни и деятельности.
Весь процесс обучения должен соответствовать требованиям реальной действительности и особенностям современного общественного развития. В процессе преподавания необходимо создавать жизненные ситуации, использовать реальные примеры, вводить практические занятия, в ходе которых обучающиеся смогут реально применить полученные знания и повысить свой интерес к предмету.
Методологические подходы в преподавании
Рассмотрим подробнее методологические подходы в преподавании.
Системный подход.
В основе лежит рассмотрение относительно самостоятельных элементов как целостного комплекса, где все компоненты взаимосвязаны: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и обучающийся), содержание обучения, методы, формы, средства преподавательской деятельности.
Основная задача учителя при реализации системного подхода – учет взаимосвязи всех звеньев.
Личностный подход
Личность рассматривается как продукт общественно-исторического развития и носитель культуры. Ориентация на нее как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Во время обучения упор делается на уникальность каждой персоны, ее право на признание и уважение, интеллектуальную и нравственную свободу.
Основная задача педагога при реализации личностного подхода – создание максимально благоприятных условий для саморазвития задатков и творческого потенциала человека.
Деятельностный подход
Деятельность как целесообразное преобразование модели окружающей действительности является основой, средством и условием личностного развития. Предполагается непосредственное включение ученика в учебную деятельность. Он учится осознавать важность учебы, ставить цели (целеполагание), планировать работу, организовывать ее, объективно оценивать результаты, выполнять самоанализ (рефлексия).
Основная задача педагога при реализации деятельностного подхода в преподавании – выбор и организация деятельности обучающегося с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).
Полисубъектный (диалогический) подход
Сущность человека намного шире и сложнее, чем его деятельность. Личность формируется в процессе общения с другими людьми и является продуктом характерных для нее отношений и социального взаимодействия. Важен не только предметный результат работы, но и отношенческий. Это давно отражено в пословицах: «С кем поведешься, от того и наберешься», «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Пойдешь с хромым, сам хромать будешь» и т. д.
Полисубъектный подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики, однако в преподавании не всегда учитывается факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека.
Основная задача педагога при реализации полисубъектного подхода: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе, стимулировать стремление обучающегося к саморазвитию.
Культурологический подход
Аксиология – теория ценностей, раздел философии о ценностной структуре мира. Существует объективная связь индивида с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение культуры представляется как развитие самого человека и становление его как творческой личности. Обучающийся приобщается к роли творца, на основе уже освоенного создает что-то новое, ценное не только для него самого, но и для других людей.
Основная задача педагога при реализации культурологического подхода – приобщение учащихся к культурному потоку, активизация их творческих способностей, фантазии, воображения.
Этнопедагогический подход
Каждый обучающийся живет в определенном этносе. Освоение культуры, языка и истории своего народа неразрывно связывает человека с определенной социокультурной средой. Обучение с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи позволяет использовать воспитательные идеи этнопедагогики.
Основная задача педагога при реализации этнопедагогического подхода – изучение этноса, формирование национальной культуры, максимальное использование его воспитательных возможностей.
Антропологический подход
К. Д. Ушинский разработал и обосновал концепцию, направленную на изучение личности в ее целостности и разнообразии, системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. В процессе образования и воспитания необходимо учитывать все аспекты человеческой природы, включая физические, психологические, социальные и культурные.
Основная задача педагога при реализации антропологического подхода – определить и учесть индивидуальные особенности, потребности, интересы и способности каждого ученика.
Формирование критического мышления в преподавании
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, оценивать ее достоверность и принимать взвешенные решения.
Для свободы выбора, качества прогноза и осознания ответственности за собственные действия необходимо формировать в преподавании именно этот тип мышления, так как он помогает человеку не считать истинными утверждения без доказательств, но при этом быть открытым новым идеям и методам.
По сути, критическое мышление является синонимом качественной умственной деятельности. Критический склад ума жизненно важен для человека. Для его развития необходимы следующие ключевые навыки: наблюдательность, способность к интерпретации и анализу, умение делать выводы и оценивать.
Рассмотрим базовую модель технологии для формирования критического мышления в преподавании. Она представляет собой комплекс методов и приемов, ориентированных на развитие навыков мыслительной работы. Конструктивная основа данной модели включает три этапа организации учебного процесса:
- Этап вызова из памяти. Происходит актуализация уже имеющихся знаний и представлений по изучаемой теме, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения того или иного раздела учебного материала.
- Этап реализации смысла. На стадии осмысления обучающийся знакомится с новой информацией, систематизирует ее. Он задумывается о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы, соотнося и сравнивая старую и новую информацию. Важно, что на этом этапе происходит формирование собственной позиции и ученик, используя различные приемы, уже может самостоятельно контролировать процесс понимания учебного материала.
- Этап размышления (рефлексии). Обучающийся закрепляет полученные знания и активно перестраивают первичные представления по изученной теме, дополняя их новыми понятиями.
Базовая модель формирования критического мышления способствует овладению различными способами интегрирования информации. Обучающиеся в ходе работы овладевают навыками формулирования собственного мнения, основываясь на осмыслении уже имеющегося опыта, идей и представлений, учатся делать умозаключения, выстраивать логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании
ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, которая продиктована сегодняшним уровнем развития образования. Информационные технологии способствуют процессам модернизации, комплексному и всестороннему обновлению всех звеньев системы образования и сфер образовательной деятельности в соответствии с новыми жизненными реалиями.
Невозможно представить современное преподавание без применения ИКТ.
В последние годы актуален вопрос о применении информационных технологий в средней школе, причем ИКТ давно уже не рассматриваются как новые технические средства, речь идет о современных формах и методах преподавания.
Активное внедрение ИКТ в образовательно-воспитательный процесс позволяет улучшить качество обучения, повышает авторитет и самооценку учителя, способствует самореализации и творческому развитию не только обучающихся, но и педагогов.
Педагогическое мастерство основывается на единстве знаний и умений, которые должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационно-коммуникационных технологий.
В современном мире большое значение придается информационной компетентности – умению получать нужные сведения из разных источников, способности применять на практике свои знания и навыки работы с различной информацией. ИКТ открывают новые возможности для преподавания любого предмета, позволяют облегчить работу педагога, повысить эффективность и качество обучения.
Система применения ИКТ в преподавании включает несколько этапов:
- Определение учебного материала, который требует подачи с помощью информационных технологий, анализ образовательной программы и тематического планирования, выбор соответствующих тем и типа урока, выявление особенностей материала учебного занятия данного типа.
- Создание или выбор готового информационного продукта из образовательных медиаресурсов: презентаций, обучающего контента, тренирующих или контрольных материалов и т. д.
- Применение ИКТ на уроках различных типов, во внеклассной работе, а также в процессе руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся.
- Изучение динамики результатов обучения и рейтинга по предмету, анализ эффективности использования ИКТ.
Современный взгляд преподавания на проблемное обучение
Под проблемным обучением следует понимать такую организацию урока, когда под руководством педагога моделируется проблемная ситуация и обучающиеся вовлекаются в активную деятельность, направленную на ее разрешение. В результате самостоятельной поисковой работы происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие интеллектуальных способностей.
Основная идея проблемного обучения – построение учебной деятельности под руководством учителя посредством решения обучающимися познавательных учебных задач или заданий, имеющих недостаточные условия для получения ответа. Такой подход в преподавании позволяет не только сформировать новые знания, умения и навыки, но и способствует развитию творческого мышления, повышению учебной мотивации и любознательности, расширению кругозора.
Следует учитывать, что проблемная ситуация имеет обучающую ценность, только когда задание соответствует интеллектуальному уровню и возможностям ученика, вызывает у него интерес и желание дойти до истины, найти правильное решение.
Проблемными могут быть различные учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п., но нельзя путать проблемное задание с проблемной ситуацией. Само по себе проблемное задание еще не является проблемной ситуацией, оно может только ее повлечь при определенных условиях. Причем одну и ту же проблемную ситуацию могут вызывать разнотипные задания.
Суть технологии проблемного обучения такова: перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии педагога или самостоятельно должны провести исследование и найти способы ее решения по следующему алгоритму:
- выдвинуть гипотезу;
- наметить и обсудить различные способы проверки своего предположения;
- провести эксперимент или наблюдение, проанализировать полученные результаты, сделать выводы, доказать правильность своего решения, рассуждая и аргументируя.
По степени познавательной самостоятельности обучающихся реализация проблемного обучения в рамках преподавания может выполняться в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности, самостоятельной исследовательской работы.
Познавательная самостоятельность учащихся в меньшей степени проявляется при проблемном изложении, так как в этом случае передача нового материала осуществляется самим учителем. Педагог ставит перед обучающимися проблему, сам же открывает пути ее решения, демонстрирует ход научного мышления, а ученикам отдается роль соучастников научного поиска, им остается лишь следить за диалектическим движением мысли к истине.
Частично-поисковая форма деятельности предоставляет больше самостоятельности, обучающиеся активно вовлекаются в поиск, учитель направляет их с помощью специально разработанных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению и решению проблемы поэтапно или по частям.
Технология проблемного обучения, как и любая другая методика, имеет свои преимущества и недостатки.
Плюсы заключаются в том, что при проблемно-представленном содержании обучения учащиеся не только овладевают необходимой системой знаний, умений и навыков, но и достигают высокого уровня умственного развития, учатся самостоятельно добывать информацию, работать творчески. Технология проблемного обучения способствует развитию интереса к учебному процессу, обеспечивает прочное усвоение учебного материала, повышает эффективность преподавания.
Но есть и минусы: значительные затраты времени на получение запланированных результатов и усвоения определенного объема знаний, слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся.
Часто задаваемые вопросы о преподавании
Отвечаем на популярные вопросы.
Какими должны быть условия преподавания?
Оптимальные условия преподавания: высокий уровень мастерства педагога; безопасность деятельности обучающихся; благоприятный психологический климат (субъект-субъектные отношения – на равных); соблюдение темпов учения; знание общей и возрастной психологии; материально-техническая оснащенность; понимание разных уровней обучения и содержания предметов (трудные, легкие); разнообразие способов овладение учебой; мотивированность самого ученика – «нельзя научить – можно научиться».
Что такое деятельность преподавания?
Деятельность преподавания в определенном аспекте выступает как руководство учебно-познавательной работой обучающихся в рамках того содержания образования, которое предопределяется задачами гармонического развития интеллектуальных, личностных и физических возможностей и способностей молодого поколения.
Чем отличается преподавание от учительства?
Главное отличие заключается в изначально полученной квалификации. Рассматривая разницу в подходах к процессу обучения, можно отметить следующие характерные признаки:
- Преподаватель (от «преподавать») – подает или преподносит новые знания, дает необходимые рекомендации, как лучше усвоить учебный материал, консультирует и мимоходом «сопровождает». Его больше интересует результат, и неважно какими способами и методами обучающийся его достиг.
- Учитель (от «учить») – обучает, направляет, контролируют весь процесс обучения, демонстрирует обучающемуся на практике различные методы и приемы эффективного усвоения знаний, делится новыми открытиями, строго ориентирован на качественный результат, к которому постепенно приводит своих учеников.
Педагогическое руководство преподавателя осуществляется посредством четкого планирования и организации им собственной деятельности и работы учащихся на уроке, стимулирования их сознательности и познавательной активности, контроля, регулирования качества обученности и выполнения учениками учебных действий, анализа результатов обучения и прогнозирования дальнейшего личностного развития обучающихся.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: