Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Мастер-класс "Эмоциональная подготовка ребенка к школе"
Записаться бесплатно
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Какие функции выполняет образование в современном обществе
Главная > Блог > Какие функции выполняет образование в современном обществе
25.10.2023
1845
Время чтения: 14 минут

Какие функции выполняет образование в современном обществе

Какие функции выполняет образование? Если в общих чертах, то делает население грамотным, продвинутым, разносторонне развитым. С научной точки зрения существует определенная классификация функций образования.

Это какие? Обучение как таковое влияет на социум в целом, страну в частности. На уровне государства выполняет социальные, экономические, культурные, контролирующие и скрытые функции.

Оглавление:
  1. Что такое образование
  2. История развития образования
  3. Какие функции выполняет современное образование
  4. Система образования в России
  5. Функции образования в современном мире
  6. Часто задаваемые вопросы о функциях образования
Тесты для оценки готовности ребенка к школе Узнать подробнее

Что такое образование

Прежде чем говорить о том, какие функции выполняет образование, следует определиться с тем, что оно собой представляет. Это необходимый инструмент становления личности, приобщения ее к достижениям человечества, передачи и сохранения культурного наследия. Достигаются данные цели за счет приобретения знаний, развития творческих и познавательных навыков в семье, школе, посредством СМИ.

Образование можно назвать целенаправленным организованным процессом передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщения к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитания личности и помощи в ее становлении.

Что такое образование

Образование включает:

  • совокупность образовательных стандартов и программ;
  • органы управления образованием;
  • комплекс принципов, лежащих в основе образовательной системы.

Получить образование можно:

  • в образовательных организациях;
  • дома, перейдя на семейное обучение;
  • путем самообразования, предполагающего самостоятельное получение знаний, умений и навыков.

Прежде чем перейти к тому, какие функции выполняет образование, выделим два его основных уровня:

  1. Общее получают в дошкольных и школьных образовательных организациях, изучая родной язык, литературу, физику, химию, геометрию и прочие предметы, которые способствуют формированию мировоззрения человека.
  2. Профессиональное образование получают в специализированных классах, школах, средних и высших учебных учреждениях, углубленно изучая определенные предметы, которые позволят выпускнику стать специалистом в выбранной сфере, то есть получить профессию.

Говорят, что человек образован, если у него достаточно знаний, навыков, опыта, которые дают ему возможность реализоваться в практическом, научном, социальном, познавательном и профессиональном видах деятельности.

История развития образования

Говоря о том, какие функции выполняет образование, отметим, что еще у первобытных людей возникла потребность в получении знаний и умений, помогающих им в изготовлении орудий труда и охоты, добыче пищи, строительстве жилья и т. п.

История развития образования

Изначально знания передавались от родителей детям устно, затем – письменно. По мере развития цивилизации появились школы, в которых учителя преподавали ученикам различные дисциплины и оценивали полученные знания.

Во II веке н. э. сформировалась римская трехступенчатая система образования, в которой детей учили письму, чтению и счету, а в старшем возрасте преподавали им греческий язык, риторику, грамматику, геометрию, астрономию, медицину и другие науки.

В IX-X веках самыми образованными были монахи, при монастырях открывались церковные школы.

В России расцвет образования начался с правления Петра I. Именно в этот период появились школы, кадетские корпуса, пансионы, институты благородных девиц. Ранее девочкам обучение, кроме домашнего, было недоступно.

В XIX веке образование получали в гимназиях, реальных училищах, а также дома с приходящими учителями.

В настоящее время система обучения включает в себя:

  • дошкольные образовательные учреждения;
  • начальную школу;
  • среднюю школу;
  • организации среднего профессионального образования;
  • высшие учебные заведения.

Какие функции выполняет современное образование

Если говорить о том, какие функции выполняет образование в современном обществе, то следует подойти к их классификации с нескольких точек зрения:

  • с позиции общества;
  • с точки зрения государства;
  • со стороны скрытых функций.

функции

С точки зрения общества

Современное школьное образование выполняет следующие функции:

  • воспитательную, так как школа воспитывает в детях нравственные качества (например, уважение к старшим), доносит до них исторический опыт (к примеру, рассказывает о Дне Победы), разъясняет правила поведения в обществе (нельзя разговаривать в музеях, театрах во время спектакля и т. п.), приобщает к культуре (знакомит с различными литературными произведениями);
  • образовательную, поскольку, к примеру, на уроках математики школьники учат таблицу умножения, а на биологии им рассказывают, что бактерии бывают не только вредными, но и полезными;
  • функцию социализации, ведь в школе, сидя за одной партой, дети на собственном опыте узнают о важности взаимовыручки и поддержки;
  • готовит будущих профессионалов в различных сферах, так как, например, любовь к химии или биологии может вылиться в твердое желание в дальнейшем поступить в медицинский вуз и стать анестезиологом или хирургом;
  • приобщает к новым технологиям и культурам других стран, поскольку уроки информатики знакомят школьников с азами работы на компьютере, а изучение зарубежной литературы дает представление об иностранной культуре.

С позиции государства

Образование в современном мире выполняет следующие функции:

  • экономическую, после окончания вуза выпускник получает возможность устроиться на работу по выбранной специальности, сократив тем самым потребность в кадрах;
  • социальную, так как школа учит детей адекватно воспринимать критику в свой адрес, а не реагировать агрессивно в ответ на негативные замечания в свой адрес;
  • культурную, ведь ребенок, обладающий способностями к рисованию, не удовлетворится уроками ИЗО в школе, а пойдет дальше, возможно, начав писать шедевры, которые будут выставляться в зарубежных картинных галереях;
  • контролирующую, так как дети с детского сада знают, что воровать или драться – плохо, а в театре или музее нельзя громко разговаривать.

Скрытые функции

Кроме социального лифта образование:

  • дает возможность получить новый статус, поскольку даже ребенок из семьи рабочих вправе пойти учиться в вуз, подняться по карьерной лестнице и занять свое место в обществе;
  • формирует дружеские, деловые и семейные связи, ведь в школе можно обрести лучшего друга, в институте – познакомиться с будущей супругой, получить совет от преподавателя, куда стоит отправить резюме;
  • дает возможность получить работу по распределению, поскольку ряд предприятий гарантирует студентам трудоустройство по специальности после окончания вуза.

Система образования в России

Система образования состоит из образовательных программ и стандартов, образовательных организаций и органов управления ими, принципов, лежащих в основе ее деятельности.

Система образования в России

Характер системы образования в различных государствах зависит от ряда параметров:

  • политического и социально-экономического строя;
  • культурно-исторических и национальных особенностей.

Российская система образования состоит из:

  • органов управления;
  • образовательных стандартов и программ;
  • образовательных учреждений:
    • дошкольного образования,
    • начального образования (1–4-е классы),
    • основного общего (5–9-е классы), среднего общего (10–11-е классы),
    • среднего профессионального образование (сузов),
    • высшего (вузов).

Образование в РФ строится на следующих принципах:

  • гуманизма;
  • общедоступности;
  • адаптивности к потребностям учеников;
  • приоритета общечеловеческих ценностей;
  • права личности на свободное развитие;
  • единства федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие обучения;
  • светскости;
  • свободы и плюрализма;
  • демократического, государственно-общественного характера управления;
  • самостоятельности образовательных организаций.

Уровни и ступени системы образования в России

Ступени образования Уровни образования
1 Начальное (обязательное) 1
2 Основное общее (обязательное)
3 Среднее (полное) общее 2
4 Начальное профессиональное (1 год) 3
5 Начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного обучения и дающее рабочую специальность с повышенным уровнем квалификации
6 Среднее профессиональное (2-3 года) 4
7 Среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки (4 года)
8 Высшее профессиональное – бакалавриат (4 года) 5
9 Высшее профессиональное – специалитет (5 лет), направленное на практическую деятельность
10 Высшее профессиональное – магистратура (6 лет), нацеленное на научно-педагогическую деятельность
11 послевузовское профессиональное образование – аспирантура (3 года)

6

Функции образования в современном мире

Говоря о том, какие функции выполняет личностно-ориентированное образование, нельзя обойти стороной общие мировые тенденции в его развитии:

  • демократизация – предполагает доступность образования людям с ограниченными возможностями, иностранным гражданам;
  • продолжительность – означает невозможность подготовки высококлассного специалиста в сжатые сроки;
  • непрерывность – заключается в постоянном совершенствовании знаний и навыков;
  • гуманизация – акцентирует внимание на личности обучающегося, его особенностях и потребностях;
  • гуманитаризация – состоит в увеличении доли предметов об обществе;
  • интернационализация – заключается в создании единой образовательной системы для различных стран;
  • компьютеризация – предполагает задействование на уроках современных технологий, к примеру, фото- и видеопрезентаций.

Часто задаваемые вопросы о функциях образования

Отвечаем на популярные вопросы.

Система образования в России

Как образование влияет на будущее?

Оно оказывает влияние на перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, а потому должно формировать в человеке ответственность, укреплять его веру в свои силы, способности и возможности. Иными словами, говоря о том, какие функции выполняет образование и для чего оно необходимо, следует отметить, что оно готовит и развивает человека таким, каким он должен быть в будущем.

Каковы основные функции образования?

Так как человек активно участвует в политической и экономической жизни общества, то образование выполняет свои функции таким образом, чтобы настроить учащихся на постоянное самообразование, самосовершенствование, умение ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, умение нести ответственность за свои слова и поступки, формирует и развивает коммуникативные навыки и т. п.

Что значит непрерывное образование?

Непрерывность образования означает, что человек не прекращает учиться, покинув стены образовательного учреждения. Напротив, будучи трудоустроенным, занимая определенную должность, он продолжает развиваться, повышать свою квалификацию на соответствующих курсах.

Образование, которое может быть как обязательным, так и дополнительным, позволяет получать знания как самостоятельно, так и при помощи профессиональных педагогов в образовательных организациях.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Озон"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw