Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие интеллектуальных способностей ребенка в школе
Главная > Блог > Развитие интеллектуальных способностей ребенка в школе
13.05.2023
1943
Время чтения: 15 минут

Развитие интеллектуальных способностей ребенка в школе

О чем речь? Одной из основных задач образования является развитие интеллектуальных способностей ребенка. В широком смысле это означает становление гибкого мышления, широкого кругозора и умения анализировать.

На что обратить внимание? Очевидно, что подобное интеллектуальное развитие способствует успешной и счастливой жизни в будущем, поскольку оно помогает определить не только карьерный, но и личностный вектор выбора. Как же помочь ребенку развить такие способности?

Оглавление:
  1. Особенности интеллекта ребенка
  2. Этапы формирования интеллекта человека
  3. Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей ребенка
  4. Программа развития интеллектуальных способностей ребенка
  5. Методы развития интеллектуальных способностей детей на уроке
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Особенности интеллекта ребенка

Хотя единого определения, что такое интеллект, не существует, его развитие у ребенка имеет очень важное значение. Можно выделить три основных подхода в научном понимании этого качества психики:

  1. Интеллект как умение человека приспосабливаться к условиям и требованиям окружающей среды.
  2. Интеллект как индивидуальный показатель усвоения индивидом знаний, умений и навыков.
  3. Интеллект как способность к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Особенности интеллекта ребенка

Развитие интеллектуальных способностей ребенка является очень важной и сложной частью многоэтапного непрерывного процесса его общего развития и представляет собой овладение комплексом различных умений и навыков.

Ученые доказали, что нет крайнего предела формирования интеллекта, взрослые люди тоже способны совершенствовать свои умственные способности. Часто детском и подростковом возрасте не все понимают важность интеллектуальной деятельности, повзрослев и осознав ранее неиспользованные возможности, любой человек может наверстать упущенное.

Особое внимание следует обратить на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка школьного возраста. Бытует ошибочное мнение: если одаренный человек демонстрирует неординарные способности в определенной области, то заниматься развитием других его индивидуально-психологических свойств необязательно.

Такой подход может привести к возникновению определенных трудностей. Например, индивид с математическим складом ума будет легко решать сложные задачи, но испытывать затруднения при выполнении гуманитарных заданий. Гармоничное интеллектуальное развитие личности способствует более успешной адаптации к изменениям внешнего мира и повышению эффективности деятельности в различных социальных сферах.

Этапы формирования интеллекта человека

Формирование интеллекта человека начинается еще на этапе внутриутробного развития и достигает своей высшей точки формирования в раннем детстве, дошкольном и школьном периодах. Этот сложный процесс можно разделить на четыре этапа:

Сенсомоторный интеллект – от рождения до 2 лет

Малыш от рождения до 2 лет познает мир посредством различных действий (хватания, кусания, рассматривания и т. д.) и органов чувств. Ребенок учится оперировать конкретными предметами, понимает, что его целенаправленная активность приводит к определенным последствиям. Он осознает свою автономность от окружающего мира.

Дооперациональный период – от 2 до 7 лет

Для этого возраста характерно постепенное формирование «внутреннего плана». Ребенок формирует понятия, учится в сюжетно-ролевой игре использовать символы и предметы-заменители. Например, в игре «Врач – больной» карандаш заменяет термометр, а стулья – автомобиль скорой помощи. Понятия детей дошкольного возраста ограничиваются личным (эгоцентрическим) опытом, мышление конкретное, они затрудняются в классификации.

Этапы формирования интеллекта человека

Конкретные операции – от 7 до 11 лет

Этот возраст называют переломным в развитии интеллектуальных способностей ребенка. Отмечается интенсивное совершенствование умственных операций, дети активно используют логическое мышление, классифицируют по нескольким признакам, обобщают, манипулируют символами, оперируют математическими действиями, связывая их с конкретными понятиями, решают задачи. Понимают принцип обратимости операций и сохранения вещества, например, при разделении пластичной массы для лепки на несколько комочков ее общее количество не меняется.

Формальные операции – от 12 лет и старше

В подростковом возрасте развивается абстрактное и логическое мышление, воображение, появляется способность прислушиваться к мнению окружающих. Школьники умеют подбирать аналогии, понимать метафоры, планировать свою деятельность. Мыслительные операции переходят во «внутренний план», формально-операционное мышление не требует связи с реальными предметами и событиями.

В школьном возрасте развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка происходит очень быстро, это связано с расширением круга общения и постоянным поступлением новой информации. Подростки оперируют абстрактными понятиями, устанавливают связи между фактами, решают задачи, используя логику. Совершенствуются языковые навыки, дети старшего возраста хорошо понимают прочитанный текст, умеют письменно выражать свои мысли.

Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей ребенка

  • Скорость развития ребенка неразрывно связана с генетикой и наследственностью.

Для интеллектуального развития характерна индивидуальность. У каждого человека свои задатки и способности к усвоению знаний, умений и навыков, поэтому не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми. Единого образца умственного развития не существует.

  • Активное речевое общение взрослого с ребенком ускоряет интеллектуальное развитие малыша.

Дети, с которыми много разговаривают с момента их рождения, лучше понимают речь других людей и хорошо излагают свои мысли. Вербальное взаимодействие положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

  • Окружающая среда оказывает непосредственное влияние на развитие интеллекта.

Способность ребенка взаимодействовать с различными окружающими его объектами и получать информацию о них способствует быстрому формированию навыков анализа.

  • Игровые занятия положительно влияют на умственное развитие малыша.

Игра для ребенка – это основной способ познания и изучения окружающего мира. Во время игровых занятий малыш без стресса усваивает новую информацию, учится ее интерпретировать, выполнять задания по инструкции или правилам

  • Полноценный сон является важным фактором, влияющим на интеллектуальное развитие.

Именно во время качественного сна происходит восстановление и укрепление нейронных связей, что в свою очередь улучшает работу головного мозга

Мы уже выяснили, что развитие интеллектуальных способностей ребенка начинается до его рождения (во внутриутробном периоде), но пик формирования интеллекта приходится на дошкольное детство и школьный возраст.

Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей ребенка

Факторы, влияющие на интеллектуальные способности ребенка

  • Генетика и наследственность – мы все разные, кто-то из нас быстро решает математические задачи, кому-то нравится сочинять фантастические рассказы, а некоторые люди начинают петь еще в раннем детстве.
  • Тип темперамента и характерные особенности ребенка: например, гиперактивному школьнику тяжелее усваивать новую информацию, чем усидчивому.
  • Детско-родительские взаимоотношения и психологический климат в семье.
  • Образ жизни членов семьи, особенно ребенка и его родителей.
  • Регулярность занятий, направленных на развитие когнитивных и коммуникативных навыков малыша.
  • Социальное положение семьи, доступность образования и финансовые возможности.

Некоторые перечисленные выше факторы не оказывают очень большого влияния на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, но есть такие, которые имеют первостепенное значение в формировании когнитивных навыков и личностных качеств.

Программа развития интеллектуальных способностей ребенка

Успешное формирование интеллектуальных способностей школьника достигается посредством обучения, когда учитель руководит познавательной деятельностью своих учеников. От профессионального мастерства педагога, его организаторских способностей, умения заинтересовать во многом зависят мотивация ребенка, готовность к саморазвитию и самообразованию, а также уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Нет бездарных детей, каждый малыш от природы талантлив, у него есть свои способности, он проявляет любознательность и желание познавать мир, учиться новому. Для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка необходима умелая организация образовательного процесса.

Главная цель педагога – с помощью разнообразных способов и приемов взаимодействия систематически и целенаправленно формировать у детей подвижность и гибкость мышления. Особое внимание следует уделять игровым и исследовательским методам обучения.

Очень важно стимулировать развитие когнитивных способностей, творческого потенциала, поисковой активности, гибкости мышления, умения анализировать, рассуждать, делать выводы, находить нестандартные решения. Только при таком подходе ребенок может получить удовольствие от обучения.

Научно доказано, что овладение новыми знаниями и развитие интеллекта возможно только в условиях проблемного обучения. Такой способ взаимодействия, когда педагог создает проблемную ситуацию и организует поисково-исследовательскую деятельность ребенка, лучше всего способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников.

Основная сложность этого метода заключается в том, что далеко не весь учебный материал является проблемным, но независимо от характера и содержания информация должна представляться учащимся в форме функциональных заданий, теоретических или практических проблем.

У младших школьников следует формировать познавательные навыки в игровой форме, например, в виде дидактической игры. Это требует от учителя тщательной подготовки: особого планирования урока, подбора и разработки нужных заданий, создания специальных образовательных условий. Необходимо учитывать, что комплекс задач и упражнений должен постоянно усложняться, а база знаний – расширяться.

Программа развития интеллектуальных способностей ребенка

Развитие всех видов мыслительной деятельности происходит в процессе выполнения ребенком большого количества разнообразных заданий. Главное дидактическое требование технологии развивающего обучения к современному уроку – четкая постановка образовательной цели в форме развивающих задач, которые предполагают активизацию потенциальных возможностей детей и закономерностей их становления. Если малыш успешно справляется с учебной целью, он испытывает сильный эмоциональный подъем – «интеллектуальную радость».

Еще одно немаловажное дидактическое условие реализации технологии развивающего обучения – обеспечение успешности выполнения задач учеником. Все задания должны выполнять не только обучающую функцию, но и корригирующую: создавать позитивную мотивацию обучения, повышать интерес к предмету, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка: логического мышления и памяти, аналитико-синтетического восприятия, воссоздающего и творческого воображения.

Содержание урока изменяется в зависимости от темы, а способы выполнения учебных упражнений многократно повторяются и постепенно усложняются. Это позволяет использовать метод проблемного обучения как в развитии одаренных детей, имеющих высокий когнитивный потенциал, так и в коррекционно-развивающей работе со школьниками, испытывающими затруднения.

В младшем школьном возрасте (с 7 до 11 лет) ведущая деятельность ребенка – учебная. Успешность его адаптации к школьному обучению зависит от умения учителя применять различные игровые приемы и осуществлять мотивирующее переключение с одного вида работы на другой.

На начальном этапе подготовки развивающие и познавательные игры направлены на расширение кругозора, формирование мировоззрения и интереса к знаниям. Интеллектуальные занятия применяют не только на уроке, но и во внеурочной деятельности школьников.

Методы развития интеллектуальных способностей детей на уроке

Для развития интеллектуальных способностей ребенка на уроках ему предлагаются специально составленные задания типа «Установи закономерность», «Разгадай ребус», «Догадайся», «Найди все возможные способы решения», «Придумай», «Что изменилось», «Расшифруй», «Составь фигуру» и т. п.

Интеллектуальные игры

Такие занятия активизируют познавательную деятельность ребенка. К ним относят задания, которые стимулируют интерес обучающегося и требуют быстрого нахождения правильного решения. Это могут быть различные метаморфические выражения и головоломки, шарады, кроссворды и т. п. Отгадывание загадок можно отнести к творческой деятельности младших школьников.

Например, составление рассказа-загадки о природе будет успешно выполнено, если ребенок усвоил логические связи и закономерности между объектами реальности и явлениями природы.

Наблюдение

Хотя наблюдение относится к основополагающим традиционным методам обучения, в современной образовательной практике данный способ остается не только актуальным, но и обязательным при изучении естественных дисциплин учебной программы.

В начальных классах обучающимся предлагается доступное непосредственное наблюдение за природой, имеющее научный характер. Во время этого увлекательного процесса дети овладевают важными навыками и умениями: видеть, замечать, обнаруживать, объяснять. У школьников расширяется кругозор, растет уровень общей осведомленности, формируются эстетические чувства, развиваются различные виды мышления и внимание.

Методы развития интеллектуальных способностей детей на уроке

Мультимедийные презентации

Это современное средство обучения, которое широко используется для развития интеллектуальных способностей ребенка. Мультимедийные презентации упрощают задачу учителя и помогают донести учебный материал до обучающихся в наглядной форме.

Яркая компьютерная анимация хорошо удерживает внимание детей, усиливает интерес к уроку, активизирует чувственное познание учебного материала, способствует погружению в информацию, облегчает ее усвоение. Подобные инструменты обучения экономят время, повышают качество образования и культуру урока.

Дидактическая игра

Дидактика – педагогический и психологический инструментарий. Игры с правилами очень важны для развития умственных способностей младших школьников и широко используются педагогами в качестве метода формирования навыков счета, активизации логического мышления и речи.

Дидактическая игра универсальна, ее можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности при организации различных мероприятий: КВН, «Час математического досуга», «Поединок знатоков», «Умники и умницы» и др.

Дидактические игры имеют развивающую и познавательную направленность, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, стимулируют внимание, мышление, память, воображение. Именно в учебной игре формируются операции анализа и синтеза, восприятие пространственных отношений, конструктивные навыки, умение аргументировать, подчинять свои действия поставленной цели, завершать начатое дело, проверять и анализировать полученный результат.

Развитие интеллекта и личности в целом можно назвать стратегическим резервом общества, залогом успешного будущего ребенка. Совершенствование умственных способностей осуществляется на протяжении всей жизни человека, но самое активное формирование знаний, умений и навыков происходит в детском и подростковом возрасте.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw