Рейтинг лучших школ: для чего составляют и что он дает учреждению
Сохранить статью:
Что это такое? Рейтинг лучших школ – это список учебных заведений в порядке убывания, которые добились больших высот в образовательном процессе за год. Оценка учреждений осуществляется по специально разработанным критериям: результаты ЕГЭ и ОГЭ, количество призеров олимпиад и международных конкурсов, удовлетворенность семей и пр.
Зачем ввели? Рейтинговая система заставляет школы работать лучше: интереснее вести уроки, больше вкладывать в детей, придумывать новые методики обучения и т. д. Но у этой оценки есть и другая сторона медали, которую тоже нужно знать директору и учителям, желающим попасть в рейтинг лучших.
Кто придумал рейтинги школ
Инициатором перестройки бюджетного сектора по принципам бизнеса стала Маргарет Тэтчер. Правительством Великобритании в начале 1980-х годов было решено, что использование традиционных схем в работе социальной сферы является неэффективным.
Одним гражданам помощь необходима больше, другим совсем не нужна, однако расход денежных средств при этом на каждого одинаковый. Кроме того, поскольку заработную плату работникам дает государство, а не клиенты, то и нет стимула для старания. При принятии решений не учитываются местные запросы и проблемы, то есть происходит это централизованно.
Много средств уходит на содержание большого числа чиновников, которые обслуживают социальную сферу. При этом бюджет постепенно тает, поскольку людей, которые нуждаются в социальном обслуживании все больше, а налогоплательщиков меньше, ведь население стареет.
Можно ли сохранить высокое качество медицины, образования и других государственных услуг и при этом сократить госрасходы?
Правительством Тэтчер было принято решение создать в социальной сфере рыночные отношения искусственным способом. То есть бюджетным организациям придется конкурировать в борьбе за граждан и получать прибыль в зависимости от полученных результатов, все как в бизнесе. Кроме того, у управленцев будет больше свободы действий, контролировать они станут достижение показателей, а не внутренние процессы. Концепция New Public Management («Новое государственное управление») распространилась сначала в Австралии, Новой Зеландии, США, Швеции, а потом и по всему миру.
Если говорить о школах, то в данной сфере должно было произойти два главных изменения. Показатели качества работы учителей и учебных заведений стали зависеть от результатов, полученных школьниками в диагностических учебных тестах и на национальных экзаменах. Причем проверки осуществляли не сами образовательные учреждения, а беспристрастные внешние оценщики.
Полученные результаты предоставлялись народу по-разному, например, в виде рейтинга лучших школ. Они же могли влиять на карьеру директора, учителей, их зарплату. Что касается родителей, то у них появилась возможность записать ребенка в любую школу, которая им понравится. Размер финансирования теперь напрямую зависит от количества поступивших в школу детей.
Мнение международных организаций на этот счет
Свою популярность принципы нового госуправления приобрели благодаря таким международным организациям, как Евросоюз, ООН, ОЭСР, Всемирный банк и МВФ, которые активно поддерживают рыночные механизмы в государственном секторе и управление по результатам. Причин этому несколько.
Система управления становится более прозрачной и подконтрольной гражданам благодаря заранее установленным, измеримым и четким требованиям к результату. Нужно сказать, что теперь наказать неугодных или раздать госбюджет знакомым, не имеющим квалификации, гораздо сложнее. Есть возможность уменьшить коррупцию, ведь результаты оценки качества доступны гражданам, а сама система объективна и независима.
Как считают международные организации, снижение расходов госбюджета является актуальным вопросом для всех, поскольку население стареет по всему миру, а не только в отдельно взятой стране. Кроме того, никто не любит высокие налоги, особенно те, кто занимается бизнесом.
Что такое бюджет? Это деньги населения конкретной страны, и люди заинтересованы в том, чтобы расходовались они эффективно, а организации бюджетной сферы обслуживали граждан лучше.
Основными методами, которые позволили заставить бюджетных сотрудников работать больше за меньшие деньги, стали борьба за клиента и конкуренция.
В последнее время стало интересно проверять, в какой стране школьники более грамотные. Нужно сказать, на введение цифровых показателей для оценки эффективности образования большое влияние оказало проведение международного тестирования учеников. Одним из них является тест PISA (Programme for International Student Assessment), который каждые три года проводится ОЭСР, начиная с 2000-го.
Если раньше сравнивать школы не представлялось возможным, поскольку образовательные программы были разные, то сейчас благодаря ОЭСР начали определять «функциональную грамотность» учащихся, то есть их способность применять полученные теоретические знания на практике.
на наши новости
500 000 пользователей!
В результате во многих странах перед учебными заведениями появляется новая цель – улучшить результаты в PISA. Некоторые разрабатывают свои аналогичные тесты. То, что теперь есть возможность собирать большие данные и анализировать их, подарило надежду на более умное государственное управление (evidence-basedpolicy). Кроме того, они необходимы для оценки прогресса по результатам национальной реформы или международного гранта.
Введение рейтингов школ в России
Начиная с 1990 года, школьное образование стало разнообразным, но не только в хорошем смысле этого слова, но и в плохом. То есть появились новые программы, авторские школы, издано много новой учебной литературы, однако при этом финансирование недостаточное и неровное.
В 2000 году перед реформаторами встала задача, которая заключалась в обеспечении контроля качества и постановке единых ориентиров (какие знания должны иметь школьники на выходе) с сохранением разнообразия. Для этого стали использоваться государственные стандарты в образовании, то есть ФГОС, ОГЭ (после 9 класса) и ЕГЭ (после 11 класса). В результате школы получили внешние показатели образования школьников, выраженные в цифрах, а государство – новые данные для управления.
Чтобы образовательные учреждения серьезно отнеслись к внедрению новых показателей, их дополнили стимулирующей частью зарплаты администраторов и учителей. Лидерам рейтинга самых лучших школ выплачиваются гранты. Помимо ОГЭ и ЕГЭ, со временем появились и другие показатели эффективности, например, результаты учащихся в конкурсах и олимпиадах, количество школьников, состоящих на учете в полиции, диагностические тесты, проводимые после четвертого класса и т. д.
Показатели для подсчета рейтинга школ
Список показателей эффективности может меняться ежегодно, а устанавливается он регионом. Так, например, методика расчета рейтинга лучших школ Москвы на 2021-2022 учебный год представляет собой документ, учитывающий следующие данные:
- Баллы ОГЭ и ЕГЭ (так, за учеников, получивших высшие показатели, общий балл школы повышается, а за тех, кто был удален с экзаменов – понижается).
- Призеры и победители всероссийских и московских олимпиад.
- Количество дошкольников, перешедших в первый класс этого же учебного заведения (большая часть школ в Москве имеет свои детсады).
- Число школьников, стоящих на учете (в МВД или внутришкольном), не совершивших за последний учебный год никаких правонарушений.
- Ученики-инвалиды, то есть их количество, что добавляет к общему баллу школы дополнительный повышающий коэффициент.
- Результаты, которых достигли дети-инвалиды (к ним тоже применяется повышающий коэффициент).
- Победы, одержанные в городских социокультурных олимпиадах, например, «История и культура храмов столицы», «Музеи. Парки. Усадьбы», «Мой район в годы войны», «Не прервется связь поколений», а также полученные дипломы.
- Призеры и победители чемпионатов «Абилимпикс» и WorldSkills Russia.
- Ученики со знаками ГТО, призеры и победители соревнований в области спорта.
- Результаты, полученные в результате различных видов учебной диагностики, а также за каждого ребенка, который перешел в следующий класс и не ушел в другую школу, добавляется повышающий коэффициент («удовлетворенность семей»).
Школы, вошедшие в число первых 220 учебных заведений, получают от мэра грант, размер которого зависит от места в рейтинге (в Москве всего насчитывается около 700 школ). Так, например, в 2018 году за грант первой степени учебное заведение получило 30 млн рублей, третьей степени – 10 млн руб. При этом независимо от того, какое место в рейтинге занимает школа, на каждого ученика выделяется порядка 160 тысяч рублей, а всего их в каждом заведении 550–950 человек.
В России работала та же школьная реформа, что и на Западе, с целью развить в образовательных учреждениях клиентоориентированность и сделать так, чтобы менеджмент в этой сфере за меньшие деньги делал больше.
Россия принимала участие во всех исследованиях результатов школьников международного уровня и училась создавать свои диагностические методы. В период 2001–2006 гг. некоторыми регионами в сотрудничестве со специалистами ОЭСР и Всемирного банка с целью повысить качество управления школами был проведен мониторинг качества образования.
Результат введения рейтинга школ на примере Москвы
Несмотря на то, что официальный рейтинг лучших московских школ существует не так давно (пару лет), он уже дал заметные результаты. Если раньше победителей и призеров заключительного этапа всероссийских олимпиад готовили только элитные образовательные учреждения, которые составляют всего около 5 % от общего числа, то сегодня практически каждая школа Москвы может похвастаться подобными достижениями, причем ученики добиваются успехов не только на российском, но и международном уровне.
У иностранных участников международных конференций всегда вызывают интерес презентации рейтинга лучших школ страны. Большую роль в этом играют высокоразвитые информационные системы образовательной сферы, которые действуют в Москве и являются передовыми как на федеральном, так и на мировом уровне.
Объективность рейтинга подтверждают результаты, полученные во время исследований, проведенных на международном уровне. На основе итогов участия московских школьников в 2016 году в тестировании по стандартам PISA, столичная система образования была признана независимыми экспертами одной из 10 лучших в мире по уровню читательской и математической грамотности. Кроме того, школы Москвы, вошедшие в сотню лучших, а это около 23 % учеников, по указанным критериям заняли второе место.
Рейтинг лучших школ России в 2022 году: https://raex-rr.com/pro/education/best_schools/top-100_russian_schools/2022/.
Обратная сторона медали
В последнее время отмечается искажение реальной картины системы образования России рейтингами лучших школ, поскольку они стали выходить на первый план, делая второстепенным процесс обучения. То есть главными стали хорошие показатели для составления красивой картинки в рейтинге, а не знания детей.
Администрации некоторых школ неверно расставляют приоритеты, в чем и заключается проблема. Директора уже не так заинтересованы в том, чтобы учителя получали новые навыки, а ученики полностью погружались в учебный процесс (предмет). Негласной целью педагогов стала способность повысить рейтинг своего заведения. Руководители, стараясь повысить показатели школы и сделать ее более известной, перестраивают отношения в доминирующие.
Ценными заслугами учителей стали:
- подготовка детей, способных победить в олимпиадах;
- участие в конкурсах мастерства в области педагогики;
- подготовка к сдаче ЕГЭ;
- участие в конкурсах, придуманных администрацией.
Нужно сказать, что все это не совсем относится к образованию в его традиционном понимании. Чтобы получить уважение и похвалу со стороны начальства, учителям приходится уделять больше времени успешным ученикам, а остальные остаются обделенными.
Согласно данным, полученным в результате опроса учеников 7–11 классов российских школ, около 65 % учителей, вместо того чтобы проводить полноценные уроки, минимум два раза в месяц показывают видео и требуют выполнения самостоятельных заданий. Примерно 50 % заставляют школьников делать конспект учебника, что вызывает у них только негативное отношение, причем не только к самому предмету, но и к учебному процессу, а также школе.
Преподаватель не считает своими обязанностями сделать учебу интересной и не прилагает к этому никаких усилий. То есть примерно 65 % школьников получает образование самостоятельно. Тут возникает вопрос, что делают эти же 65 % преподавателей в то время, пока ученики занимаются конспектированием литературы на уроке. В результате опроса получены следующие данные:
- 12 % преподавателей отсутствуют на уроке;
- 30 % – занято оформлением кабинета, за который положена доплата;
- 35 % учителей большую часть времени занимаются с одним или несколькими учениками, а остальные остаются без внимания;
- 56 % – работают с отчетными документами, которые требует от них руководство.
Таким образом, к рейтингам можно относиться по-разному. За красивой картинкой с высокими показателями школы может скрываться разрушительное содержание, а это говорит о том, что получить качественное образование в ней вряд ли получится.
Самым надежным и объективным рецензентом учителей и образовательных учреждений по-прежнему является сарафанное радио, когда информация, полученная напрямую от детей и родителей во время общения друг с другом, сопоставляется с официальными данными, и уже на этой основе делаются выводы.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: