Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Сельская малокомплектная школа: преимущества, сложности, организация процесса
Главная > Блог > Сельская малокомплектная школа: преимущества, сложности, организация процесса
19.09.2023
1101
Время чтения: 14 минут

Сельская малокомплектная школа: преимущества, сложности, организация процесса

О чем речь? Сельская малокомплектная школа – учебное заведение, в котором обучается небольшое количество учеников. В нем обычно не бывает параллельных классов, порой начальные классы объединены в один.

На что обратить внимание? Преподавание в такой школе не лишено недостатков: учителя ведут не свои предметы, не хватает инвентаря и пособий и т.д. Однако есть и преимущества: дети получают больше времени педагога, камерность обучения снижает стресс. Учителю такой школы необходимо организовывать урок иначе, чтобы дети смогли ощутить эти преимущества.

Оглавление:
  1. Понятие сельской малокомплектной школы
  2. Преимущества сельской малокомплектной школы
  3. Проблемы сельской малокомплектной школы
  4. Организация урока в сельской малокомплектной школе
  5. Часто задаваемые вопросы о сельской малокомплектной школе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятие сельской малокомплектной школы

По определению Российской педагогической энциклопедии: «Малокомплектная школа (МКШ) – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся». До начала 70-х годов ХХ столетия термин «малокомплектная» применялся только по отношению к начальной школе, в которой ученики двух, трех, четырех классов объединялись в один классный комплект численностью не менее 15 детей. С таким сборным классным коллективом работал один педагог.

Позже, уже в 70-е годы, по примеру начальной, в понятие «малокомплектная школа» начали включать неполные средние и средние образовательные организации с малой наполняемостью классов.

Сельская малокомплектная школа

В соответствии с традиционными подходами в отечественной педагогике под сельской малокомплектной школой понимают образовательную организацию, для которой характерны следующие особенности:

  • Отсутствуют параллельные классы.
  • Отсутствует один или несколько классов.
  • Все начальные классы объединяются в один или два классных комплекта.
  • Наблюдается территориальная разобщенность школьного микрорайона.
  • Отсутствуют другие варианты образовательного пространства. В социальной инфраструктуре отдаленных округов нет других образовательных учреждений, обучающиеся сельской малокомплектной школы лишены возможности получать дополнительное образование.
  • Недостаточное оснащение школ современным оборудованием.
  • Малочисленный педагогический коллектив.
  • Полифункциональность деятельности учителя. Каждый педагог может одновременно выполнять несколько обязанностей, осуществлять многопрофильное и многопредметное преподавание, вести несколько предметов, которые могут не соответствовать его основной специализации.
  • Школа выполняет множество социально-педагогических функций. Этому способствуют особые условия сельской жизнедеятельности.
  • Очень тесная связь с природой. Школа в сельской местности непосредственно соприкасается с естественной средой обитания и имеет большие возможности использовать этот фактор в образовательном процессе.
  • Небольшая численность родителей.
  • Невысокий образовательный ценз родителей.
  • Отсутствует возможность изучения педагогического опыта. Из-за транспортных трудностей и недостаточно развитой сети дорог сельские педагоги не могут посещать другие школы с целью обмена опытом и овладения новыми технологиями.
  • Трудовое воспитание имеет большое значение. Осуществляется посредством специально разработанной системы трудового воспитания и трудовой подготовки в школе. Потребность учащихся в специальных знаниях, умениях и навыках обусловлена занятостью населения сельскохозяйственным трудом.
  • Неразрывная связь с народными традициями. Воспитательный процесс в сельской малокомплектной школе осуществляется с учетом компонентов социального и культурного наследия.

Эти характерные особенности сельской МКШ отмечены в работах многих педагогов-исследователей: Ф.С. Авдеева, М.И. Зайкина, Г.Ф. Суворовой, А.М. Цирульникова и др. исследователей.

Преимущества сельской малокомплектной школы

В России современная сельская малокомплектная школа является немаловажным социальным фактором и имеет множество преимуществ перед обычными образовательными организациями.

В сельской местности детский сад, школу и дом культуры часто рассматривают как единый центр культурной жизни. Представители руководства сельских инновационных образовательных организаций утверждают, что именно школа играет одну из главных ролей в развитии всего региона. Жизнь бурлит там, где есть школа!

Сельская малокомплектная школа

В малой наполняемости класса есть свои преимущества, которые при грамотном использовании способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Работа в сельской малокомплектной школе позволяет учителю реализовать:

  • индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  • личностно-ориентированный подход, при котором изменяется позиция учащегося – учитель сотрудничает с учеником, сосредоточившись на его процессуальной деятельности, а не на результате;
  • практическую направленность обучения – формирование компетенций, сопряженных с опытом применения их на практике;
  • нравственное и патриотическое воспитание учащихся.

Условия сельской малокомплектной школы как нельзя лучше подходят для организации учебно-воспитательного процесса на довольно высоком уровне. Выпускники МКШ, как правило, практически ориентированы, обладают необходимым багажом знаний, умений и навыков, связанных с реальной жизнью.

Проблемы сельской малокомплектной школы

Наряду с рассмотренными преимуществами следует выделить ряд проблем, связанных с реализацией ФГОС в сельской малокомплектной школе.

Сельская малокомплектная школа

  • Неравные стартовые условия на момент зачисления дошкольников в начальное звено образовательной организации.

Для сельских детей качественное дошкольное образование и полноценная подготовка к школьному обучению в большинстве случаев недоступны, так как значительная часть детских садов в маленьких населенных пунктах закрыта.

  • Трудности формирования универсальных учебных действий (УУД) одновременно по разным стандартам на занятиях с объединенными классами.

Развитие коммуникативных и регулятивных умений в меньшей степени связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Специфика наполняемости классов сельской малокомплектной школы не позволяет учителю использовать различные формы работы и ситуации взаимодействия между обучающимися, характерные для классно-урочной системы.

  • Организация внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС на реализацию дополнительного образования во всех школах еженедельно должно выделяться по 10 часов на каждый класс. Предполагается, что каждый школьник может выбрать для себя одно из пяти направлений деятельности. Отдаленные школы чаще всего лишены такой возможности, так как организация внеурочных занятий требует наличия в штате узких специалистов, которых не хватает в МКШ.

  • Нехватка квалифицированных педагогических кадров.

Очень часто работа в сельской малокомплектной школе связана с преподаванием предметов не по профилю, когда учитель истории вынужден преподавать еще и географию или биологию. Также остро стоит проблема текучести педагогических кадров из-за низкого социального статуса профессии.

  • Социальное положение семей школьников.

В сельской глубинке большая часть детей воспитывается в неблагополучных семьях. Такое положение дел требует усиленной работы педагогов как с обучающимися, так и со всеми членами их семьи. Социальные педагоги и специалисты органов социальной опеки часто посещают проблемные семьи, беседуют с родителями.

Сельские малокомплектные школы не ограничиваются только организацией учебно-воспитательного процесса, педагоги оказывают значительную помощь семьям в трудных жизненных ситуациях, ориентируют их на социальную адаптацию и повышение уровня благополучия.

Организация урока в сельской малокомплектной школе

В сельской малокомплектной школе все установленные требования к уроку (санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические и др.) сохраняются в полном объеме.

Основные отличия урока в МКШ:

  • класс объединенный разновозрастной,
  • на одном уроке может идти преподавание нескольких предметов,
  • полифункциональная деятельность требует от учителя умения перестраиваться на работу с обучающимися разных классов, при этом не отклоняться от нескольких целей работы (в соответствии с количеством классов и предметов).

Построение урока осуществляется в соответствии с организационными этапами, их границы определяются переходом обучающихся от совместной работы с педагогом к самостоятельной деятельности и обратно.

В связи с этим очень важно при поурочной подготовке к урокам четко распланировать объем и содержание учебного материала, а также все виды работ и время, которое будет затрачено на каждый класс для совместного занятия учителя с учеником и самостоятельной деятельности обучающихся.

Рассчитывая временные рамки, следует обязательно учитывать возраст учащихся, их уровень подготовки, новизну и сложность учебного материала. Например, для работы с младшими детьми или для объяснения сложной темы учитель выделяет больше времени.

Для успешного обучения в объединенном разновозрастном классе сельской малокомплектной школы учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • концентрироваться на выполнении только своего задания;
  • не отвлекаться на объяснение учителя для другого класса;
  • сосредоточиться на своей работе и не слушать ответы учеников другого класса;
  • моментально перестраиваться, когда педагог обращается к ним.

Учителю, работающему в разновозрастном классе, необходимо в первую очередь направить свои усилия на развитие у обучающихся произвольного внимания, формирование общеучебных навыков, умения быстро сосредоточиться, не отвлекаться на посторонний шум, работать самостоятельно.

Сельская малокомплектная школа

К организации урока в сельской малокомплектной школе рекомендуется подходить ответственно и учитывать факторы:

  • Не допускать перегрузки обучающихся – необходимо строго определять объем и содержание учебного материала, также можно сократить время на обязательную учебную деятельность.
  • Проводить не менее двух физкультминуток на уроках для учащихся начальных классов.
  • Обязательная организация самостоятельной работы школьников.
  • Объем самостоятельной деятельности обучающихся напрямую зависит от того, сколько времени понадобится учителю для работы с детьми другого класса.
  • Урок в МКШ состоит из двух четко определенных и чередующихся этапов: работы обучающихся под руководством учителя и самостоятельной их деятельности. Схематически это выглядит следующим образом: РУ – СД – РУ – СД – РУ.
  • Необходимость постоянной смены видов деятельности учащихся требует четкой организации всех этапов урока и жесткой регламентации учебного времени.
  • Активное использование раздаточного, наглядного, дидактического материала, которое обусловлено обязательной самостоятельной деятельностью школьников.

Проведение уроков в сельской малокомплектной школе усложняется необходимостью видоизменения многих педагогических приемов и методов, их модификации и адаптации в соответствии со спецификой преподавания – одновременным обучением нескольких классов в одном помещении под руководством одного педагога.

В связи с тем, что работа учителя не изменяется в зависимости от его взаимодействия с одним классом или одновременно с несколькими, то преобразование используемых методов и приемов касается учебной деятельности школьников на этапах подготовки к восприятию нового материала и его дальнейшего закрепления.

Педагогическая работа в сельской малокомплектной школе заключается в том, что учитель разъясняет обучающимся цели задания, способы его выполнения, а в случае самостоятельной деятельности детей обобщает результаты их работы и своих наблюдений.

Таким образом функции педагога делятся на два этапа: введение-обобщение, подведение итогов, разделенное работой учеников. Основная цель – подготовить обучающихся к восприятию нового материала. Результативность данного этапа напрямую зависит от характера заданий.

Одновременное обучение нескольких классов требует специально подобранных или разработанных заданий, направленных на фиксацию умственных действий учащихся или формирование установки на предстоящее воспроизведение изученного материала.

Повысить эффективность и качество обучения в сельской малокомплектной школе возможно путем реализации однопредметных уроков. Такой подход позволяет организовать не только фронтальную работу с разными классами на определенных этапах урока, но и проведение однотемных уроков.

Часто задаваемые вопросы о сельской малокомплектной школе

Отвечаем на популярные вопросы.

Сельская малокомплектная школа

Каково количество сельских малокомплектных школ в России?

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается около трех тысяч малокомплектных школ, которые являются частью российской государственной системы образования. Нельзя недооценивать значимость образовательных организаций в которых обучаются будущие труженики сельского хозяйства.

Небольшие сельские школы являются социо-культурными центрами села, влияют на его развитие, уровень культуры, формирование семейных ценностей, сохранение историко-культурного наследия.

Чего следует избегать учителю сельской малокомплектной школы?

Учитель МКШ ни в коем случае не должен ориентироваться на среднего ученика. Как показала практика, в классе с маленькой наполняемостью у педагога есть отличные возможности:

  • оперативно контролировать ход учебно-воспитательного процесса;
  • определять индивидуально-психологические особенности всего класса в целом и каждого ученика в отдельности;
  • использовать методы, приемы и средства обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • оказывать личностно-ориентированную педагогическую поддержку.

Какую отчетность сдают в сельских малокомплектных школах?

В конце учебного года каждая образовательная организация подводит итоги и фиксирует в отчетах: статистику успеваемости обучающихся, результаты внеурочной деятельности и воспитательной работы. Сельские малокомплектные школы отчитываются по следующим направлениям:

  • Анализ успеваемости учеников и качества их обучения.
  • Анализ эффективности воспитательной работы.
  • Выявление социометрического статуса обучающихся класса, следует обратить особое внимание на лидеров и учеников, отстающих по школьным дисциплинам.
  • Результаты работы с родителями (законными представителями).
  • Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов (ОГЭ, ЕГЭ).
  • Статистический и аналитический отчет по проведенным мероприятиям и открытым урокам.
  • Отчет об участии школьников в районных, областных и общероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и т. д.
  • Анализ эффективности выполнения задач, поставленных в плане на учебный год.

Понятно, что все трудности, с которыми сегодня сталкивается сельская малокомплектная школа, давно уже вышли за границы вопроса о сохранении такого типа образовательных организаций. Проблемы МКШ следует трактовать как государственные, общенациональные, неразрывно связанные с перспективами развития всей страны.

Сельская школа в условиях современной реальности должна быть не только источником знаний для тех, кому предстоит жить и работать в сельскохозяйственной сфере, но и социо-культурным центром российской глубинки, формировать идеологию здоровой и качественной жизни вдалеке от больших городов.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Минпросвещения РФ
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw