Современные формы работы педагога с родителями
Сохранить статью:
О чем речь? Формы работы с родителями меняются в соответствии с условиями действительности. Вместо наскучивших родительских собраний с монологом учителя используются методы, которые вовлекают семьи в учебно-воспитательный процесс.
Какие? Педагоги используют три главных вида общения с родителями: личные, групповые, коллективные. Выбор зависит от решения задачи, которая стоит перед учителем.
Роль работы с родителями
Основная роль в воспитании детей принадлежит семье, именно здесь закладываются основы личности ребенка. Это естественная среда, которая оказывает влияние на формирование маленького человека на всех возрастных этапах его развития.
Второе место в воспитательном процессе занимает школа. При этом существенное значение имеет то, насколько качественно и эффективно выстроено взаимодействие учителей и родителей ребенка.
Сегодня общественная ситуация, в которой происходит развитие семьи и школы, достаточно сложная и противоречивая. С одной стороны, проблемам семьи уделяется существенное внимание, государство разрабатывает и реализует комплексные меры ее поддержки и укрепления, внедряет целевые программы, направленные на повышение ее значимости в воспитании подрастающего поколения.
С другой стороны, сложности обостряются, уровень жизни большей части семей снижается, что отрицательно сказывается на психическом комфорте детей и подростков, растет число неполных семей, а также тех, в которых воспитывается по одному ребенку. Взаимоотношения ребят и родителей оставляют желать лучшего, в них нет необходимого уровня доверия, количество бездомных малолетних увеличивается.
Поэтому школе важно наладить взаимодействие с взрослыми членами семьи учеников, вкладывая в организацию работы с ними значительные усилия.
Прошли те времена, когда единственными формами работы с родителями были вызов их в школу и проведение родительских собраний. Большинство взрослых членов семьи учеников считает подобные сборы устаревшим вариантом взаимодействия с образовательным учреждением, поскольку они представляют собой монолог учителя, сообщающего об успехах и неудачах школьников.
Сегодня родители хотят играть более активную роль в выстраивании общения, делиться опытом воспитания детей и т. п. Поэтому школе так важно сосредоточить внимание на поиске новых форматов работы с семьями учеников.
Воспитательная работа не принесет ощутимых результатов, если школа не обладает информацией о семьях учеников, не выстроено конструктивное сотрудничество педагогов с родителями.
Задачи и формы участия родителей в работе школы
Семья – естественная среда, в которой живет и развивается ребенок. На качество обстановки влияет ряд параметров:
- социально-культурный – определяется уровнем образования родителей, их участием в общественной жизни;
- социально-экономический – зависит от материального положения семьи, занятости родителей на работе;
- технико-гигиенический – определяется жилищно-бытовыми условиями семьи, особенностями образа жизни;
- демографический – зависит от структуры семьи.
Основные задачи по организации совместной работы семьи и школы:
- повышение психолого-педагогических знаний родителей путем проведения лекций, семинаров, индивидуальных консультаций и т. п.;
- вовлечение взрослых членов семьи в учебно-воспитательный процесс за счет проведения родительских собраний, совместных творческих проектов и пр.;
- привлечение родителей к управлению образовательным учреждением путем организации совета школы, родительских комитетов.
Формы участия родителей в управлении школой заключаются в исполнении нескольких ролей:
- социальных заказчиков образовательных услуг и исполнителей дополнительных образовательных услуг;
- экспертов качества предоставляемых услуг в сфере образования;
- защитников прав и интересов детей.
Перечисленные формы и методы работы школы с родителями:
- помогают в развитии образования в целом;
- расширяют состав участников образовательного процесса, которые отвечают за этот процесс и заинтересованы в его результатах;
- повышают авторитет взрослых членов семьи в глазах детей;
- положительно сказываются на самооценке учеников, родители которых принимают активное участие в жизни школы, тем самым сближая взрослых и детей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно проводить в форме:
- Лекций, посвященных анализу различных ситуаций и событий.
- Практикумов, направленных на формирование у родителей педагогических навыков по воспитанию детей, эффективное решение различных педагогических ситуаций, тренировку педагогического мышления.
- Открытых уроков, нацеленных на ознакомление родителей с образовательными программами, методиками обучения, требованиями педагога. Благодаря подобным занятиям снижается вероятность конфликтных ситуаций в связи с непониманием родителями специфики учебной деятельности.
- Индивидуальных тематических консультаций, в процессе которых учителя и родители обмениваются информацией о реальном положении дел и поведении ребенка, о возникающих у него сложностях.
Педагоги применяют три основных формы работы с родителями: индивидуальные, групповые и коллективные.
Индивидуальные формы работы с родителями
Какие бывают формы работы с родителями.
Индивидуальные консультации
Это одна из самых важных форм работы классного руководителя с родителями, особенно актуальная при наборе нового класса. Консультации-собеседования помогают матерям и отцам справиться с беспокойством, страхом разговора о ребенке. При подготовке к консультации учитель определяет для себя вопросы, ответы на которые помогут ему в дальнейшем планировании воспитательной работы с учениками.
Индивидуальные консультации носят ознакомительный характер, необходимы для установления продуктивного взаимодействия родителей и педагога. Последний дает мамам и папам возможность в неформальной обстановке сообщить все необходимые сведения о семье и ребенке, его индивидуальных особенностях, которые следует учитывать при работе с учеником. Это информация:
- о состоянии здоровья;
- об интересах и хобби;
- о предпочтениях в общении;
- о поведенческих реакциях;
- об особенностях характера;
- о мотивации к обучению;
- о моральных ценностях, принятых в семье.
Инициаторами консультаций зачастую выступают сами родители, которые видят в них необходимость. Благодаря таким индивидуальным беседам можно сгладить противоречия, прояснить проблемные моменты, что пойдет на пользу не только ученику и его родственникам, но и самому учителю.
на наши новости
500 000 пользователей!
Посещение семьи на дому
Входит в индивидуальную работу учителя с родителями, направлено на ознакомление с условиями жизни ребенка
Посещая ученика на дому, педагог выясняет, в каких условиях он живет и воспитывается, каковы взаимоотношения родственников, семейный микроклимат, какую позицию занимают родители в процессе воспитания ребенка.
Благодаря таким визитам учителю проще наладить контакт с конкретной семьей, подобрать подходящие формы и направления для коррекции поведения или обучения в школе. Имея такие дополнительные сведения, преподавателю проще оказать ему необходимую поддержку.
При выборе этой формы работы с родителями обучающихся педагогу важно донести до них цель своих визитов: она заключается не в высказывании критических замечаний, а в оказании помощи в воспитании. Если учитель в это время будет постоянно сообщать о своем недовольстве, это расстроит маму и папу, ухудшит взаимоотношения между ними и ребенком, вызовет негатив ученика по отношению к преподавателю, отрицательно скажется на желании учиться и т. п.
Педагог должен заранее предупреждать о своем визите. Выбирая для взаимодействия с родителями эту форму работы, учитель обязан придерживаться определенных правил:
- тактично общаться с семьей ученика;
- начинать разговор с озвучивания позитивных моментов;
- четко говорить о проблемах, возникающих в процессе обучения;
- давать рекомендации, но не навязывать советы по воспитанию;
- общаться с родителями в присутствии ребенка;
- не предъявлять претензии родителям;
- всеми способами подчеркивать свою заинтересованность в воспитании и обучении ребенка.
Приглашение в школу
Для приглашения родителей в школу лучше использовать позитивные поводы, например, сообщить об успешном овладении учебным материалом, с которым ученик раньше плохо справлялся, попросить о помощи в подготовке костюма или в разучивании роли в театральной постановке и т. п.
Не стоит выбирать эту основную форму работы с родителями для того, чтобы выказывать недовольство поведением или успеваемостью ученика. Такой подход формирует у родителей негативное восприятие школы и отрицательное отношение к ней.
Переписка
Это одна из наиболее часто используемых форм работы педагога с родителями. Выбор связан с отсутствием у взрослых членов семьи ученика возможности личного посещения школы (проблемы со здоровьем, загруженность на работе и пр.). Для переписки учителя пользуются мобильной связью, социальными сетями, мессенджерами и пр.
Групповые формы работы с родителями
Какие бывают групповые формы работы с родителями.
Родительские лектории
Лектории призваны:
- познакомить родителей с используемой в школе системой коррекционно-воспитательной работы;
- дать практические рекомендации, касающиеся воспитания ребенка и т. п.
Целенаправленная работа педагогов помогает родителям ближе познакомиться с индивидуальными и психофизическими особенностями ребенка, выяснить причины поведенческих отклонений, найти соответствующий подход к решению педагогических задач с помощью подходящих воспитательных методик и форм.
Тематические консультации
Оптимальная периодичность этой современной формы работы с родителями – раз в четверть. Школа организует тематические консультации, приглашая на них различных экспертов: социальных, медицинских работников, психологов, сотрудников правоохранительных органов и т. п., то есть специалистов, способных подсказать наиболее эффективное решение той или иной проблемы.
Классные мероприятия
Какая форма работы с родителями используется на протяжении всего учебного года? Конечно, классные мероприятия. Обычно они проводятся в связи с определенными событиями (днями рождения, праздниками и пр.). Благодаря совместному времяпровождению улучшается контакт родителей друг с другом, с учителями и детьми.
Коллективные формы работы с родителями
Коллективные нетрадиционные формы работы с родителями представлены следующими формами:
Научно-практические родительские конференции
Это наиболее яркий пример коллективной формы работы с родителями в школе, сочетающий в себе педагогическую теорию и практику семейного воспитания. Конференции обычно проводятся по инициативе родительского комитета. Заседания могут быть посвящены различным воспитательным вопросам.
Периодичность их проведения – один или два раза в год. Конференциям предшествует тщательная подготовка, включающая анализ соответствующей литературы, обобщение собственного опыта, подготовку рекомендаций, решение организационных задач.
Для повышения эффективности родительских конференций рекомендуется приглашать на них экспертов в той или иной области.
Родительские собрания
Самая известная и универсальная форма работы с родителями учеников. На собраниях учитель рассказывает об успехах и проблемах в жизни класса, родительского комитета и пр.
Собрания делятся на:
- организационные;
- аналитические;
- итоговые;
- комбинированные.
Большое значение имеет родительский комитет класса и школы, который готовит свои предложения по оказанию поддержки семьям, организует внеклассные мероприятия, решает различные вопросы, касающиеся учебы и воспитания детей.
Родительские вечера
Такие вечера, проводимые два-три раза в год без детей, помогают сплотить родительский коллектив. Тематика их может быть различной: собственные школьные воспоминания, общение родителей друг с другом, обсуждения в неформальной обстановке вопросов воспитания детей и т. п.
Часто задаваемые вопросы о формах работы с родителями
Отвечаем на популярные вопросы.
Зачем до сих пор проводятся родительские собрания?
Самая распространенная и универсальная форма работы с родителями – проведение классных собраний, на которых взрослые члены семьи учеников и педагоги согласовывают и координируют свою деятельность по созданию условий для полноценного развития личности ребенка.
Может ли учитель прийти домой к ученику без предупреждения?
Визит домой к ученику осуществляется либо по приглашению родителей, либо по согласованию с ними. Инициатива должна исходить от мамы или папы, сам преподаватель не вправе настаивать на посещении семьи ребенка. Проявят ли они такую инициативу, зависит от педагога, который должен с самого начала вызвать их расположение и убедить в пользе такой формы взаимодействия, как встреча в домашних условиях.
Что такое семейные и родительские школьные клубы?
Такая форма работы с родителями, как семейный клуб, способствует налаживанию эмоционального контакта с взрослыми членами семьи ученика, улучшает детско-родительские взаимоотношения, становится своего рода кружком по интересам для детей и их мам и пап. Работа семейного клуба предполагает обязательную организацию и проведение выставок, на которых демонстрируются результаты совместной деятельности.
Родительский клуб помогает наладить тесное взаимодействие между школой и родителями по вопросам воспитания подрастающего поколения. В клубе мамы и папы получают помощь, а также теоретические знания, связанные с воспитанием и обучением ребенка.
Все формы работы с родителями (индивидуальные, групповые и коллективные) направлены на улучшение взаимодействия школы и семьи ученика, повышение эффективности образовательного и воспитательного процессов.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: