Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
формы работы с родителями
Главная > Блог > Современные формы работы педагога с родителями
17.01.2024
407
Время чтения: 18 минут

Современные формы работы педагога с родителями

О чем речь? Формы работы с родителями меняются в соответствии с условиями действительности. Вместо наскучивших родительских собраний с монологом учителя используются методы, которые вовлекают семьи в учебно-воспитательный процесс.

Какие? Педагоги используют три главных вида общения с родителями: личные, групповые, коллективные. Выбор зависит от решения задачи, которая стоит перед учителем.

Оглавление:
  1. Роль работы с родителями
  2. Задачи и формы участия родителей в работе школы
  3. Индивидуальные формы работы с родителями
  4. Групповые формы работы с родителями
  5. Коллективные формы работы с родителями
  6. Часто задаваемые вопросы о формах работы с родителями
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Роль работы с родителями

Основная роль в воспитании детей принадлежит семье, именно здесь закладываются основы личности ребенка. Это естественная среда, которая оказывает влияние на формирование маленького человека на всех возрастных этапах его развития.

Развитие речи педагога

Второе место в воспитательном процессе занимает школа. При этом существенное значение имеет то, насколько качественно и эффективно выстроено взаимодействие учителей и родителей ребенка.

Сегодня общественная ситуация, в которой происходит развитие семьи и школы, достаточно сложная и противоречивая. С одной стороны, проблемам семьи уделяется существенное внимание, государство разрабатывает и реализует комплексные меры ее поддержки и укрепления, внедряет целевые программы, направленные на повышение ее значимости в воспитании подрастающего поколения.

С другой стороны, сложности обостряются, уровень жизни большей части семей снижается, что отрицательно сказывается на психическом комфорте детей и подростков, растет число неполных семей, а также тех, в которых воспитывается по одному ребенку. Взаимоотношения ребят и родителей оставляют желать лучшего, в них нет необходимого уровня доверия, количество бездомных малолетних увеличивается.

Поэтому школе важно наладить взаимодействие с взрослыми членами семьи учеников, вкладывая в организацию работы с ними значительные усилия.

Прошли те времена, когда единственными формами работы с родителями были вызов их в школу и проведение родительских собраний. Большинство взрослых членов семьи учеников считает подобные сборы устаревшим вариантом взаимодействия с образовательным учреждением, поскольку они представляют собой монолог учителя, сообщающего об успехах и неудачах школьников.

Сегодня родители хотят играть более активную роль в выстраивании общения, делиться опытом воспитания детей и т. п. Поэтому школе так важно сосредоточить внимание на поиске новых форматов работы с семьями учеников.

Воспитательная работа не принесет ощутимых результатов, если школа не обладает информацией о семьях учеников, не выстроено конструктивное сотрудничество педагогов с родителями.

Задачи и формы участия родителей в работе школы

Семья – естественная среда, в которой живет и развивается ребенок. На качество обстановки влияет ряд параметров:

  • социально-культурный – определяется уровнем образования родителей, их участием в общественной жизни;
  • социально-экономический – зависит от материального положения семьи, занятости родителей на работе;
  • технико-гигиенический – определяется жилищно-бытовыми условиями семьи, особенностями образа жизни;
  • демографический – зависит от структуры семьи.

Система оценки качества образования

Основные задачи по организации совместной работы семьи и школы:

  • повышение психолого-педагогических знаний родителей путем проведения лекций, семинаров, индивидуальных консультаций и т. п.;
  • вовлечение взрослых членов семьи в учебно-воспитательный процесс за счет проведения родительских собраний, совместных творческих проектов и пр.;
  • привлечение родителей к управлению образовательным учреждением путем организации совета школы, родительских комитетов.

Формы участия родителей в управлении школой заключаются в исполнении нескольких ролей:

  • социальных заказчиков образовательных услуг и исполнителей дополнительных образовательных услуг;
  • экспертов качества предоставляемых услуг в сфере образования;
  • защитников прав и интересов детей.

Перечисленные формы и методы работы школы с родителями:

  • помогают в развитии образования в целом;
  • расширяют состав участников образовательного процесса, которые отвечают за этот процесс и заинтересованы в его результатах;
  • повышают авторитет взрослых членов семьи в глазах детей;
  • положительно сказываются на самооценке учеников, родители которых принимают активное участие в жизни школы, тем самым сближая взрослых и детей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно проводить в форме:

  • Лекций, посвященных анализу различных ситуаций и событий.
  • Практикумов, направленных на формирование у родителей педагогических навыков по воспитанию детей, эффективное решение различных педагогических ситуаций, тренировку педагогического мышления.
  • Открытых уроков, нацеленных на ознакомление родителей с образовательными программами, методиками обучения, требованиями педагога. Благодаря подобным занятиям снижается вероятность конфликтных ситуаций в связи с непониманием родителями специфики учебной деятельности.
  • Индивидуальных тематических консультаций, в процессе которых учителя и родители обмениваются информацией о реальном положении дел и поведении ребенка, о возникающих у него сложностях.

Педагоги применяют три основных формы работы с родителями: индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные формы работы с родителями

Какие бывают формы работы с родителями.

Индивидуальные консультации

Это одна из самых важных форм работы классного руководителя с родителями, особенно актуальная при наборе нового класса. Консультации-собеседования помогают матерям и отцам справиться с беспокойством, страхом разговора о ребенке. При подготовке к консультации учитель определяет для себя вопросы, ответы на которые помогут ему в дальнейшем планировании воспитательной работы с учениками.

Индивидуальные формы работы с родителями

Индивидуальные консультации носят ознакомительный характер, необходимы для установления продуктивного взаимодействия родителей и педагога. Последний дает мамам и папам возможность в неформальной обстановке сообщить все необходимые сведения о семье и ребенке, его индивидуальных особенностях, которые следует учитывать при работе с учеником. Это информация:

  • о состоянии здоровья;
  • об интересах и хобби;
  • о предпочтениях в общении;
  • о поведенческих реакциях;
  • об особенностях характера;
  • о мотивации к обучению;
  • о моральных ценностях, принятых в семье.

Инициаторами консультаций зачастую выступают сами родители, которые видят в них необходимость. Благодаря таким индивидуальным беседам можно сгладить противоречия, прояснить проблемные моменты, что пойдет на пользу не только ученику и его родственникам, но и самому учителю.

Посещение семьи на дому

Входит в индивидуальную работу учителя с родителями, направлено на ознакомление с условиями жизни ребенка

Посещая ученика на дому, педагог выясняет, в каких условиях он живет и воспитывается, каковы взаимоотношения родственников, семейный микроклимат, какую позицию занимают родители в процессе воспитания ребенка.

Благодаря таким визитам учителю проще наладить контакт с конкретной семьей, подобрать подходящие формы и направления для коррекции поведения или обучения в школе. Имея такие дополнительные сведения, преподавателю проще оказать ему необходимую поддержку.

При выборе этой формы работы с родителями обучающихся педагогу важно донести до них цель своих визитов: она заключается не в высказывании критических замечаний, а в оказании помощи в воспитании. Если учитель в это время будет постоянно сообщать о своем недовольстве, это расстроит маму и папу, ухудшит взаимоотношения между ними и ребенком, вызовет негатив ученика по отношению к преподавателю, отрицательно скажется на желании учиться и т. п.

Педагог должен заранее предупреждать о своем визите. Выбирая для взаимодействия с родителями эту форму работы, учитель обязан придерживаться определенных правил:

  • тактично общаться с семьей ученика;
  • начинать разговор с озвучивания позитивных моментов;
  • четко говорить о проблемах, возникающих в процессе обучения;
  • давать рекомендации, но не навязывать советы по воспитанию;
  • общаться с родителями в присутствии ребенка;
  • не предъявлять претензии родителям;
  • всеми способами подчеркивать свою заинтересованность в воспитании и обучении ребенка.

Приглашение в школу

Для приглашения родителей в школу лучше использовать позитивные поводы, например, сообщить об успешном овладении учебным материалом, с которым ученик раньше плохо справлялся, попросить о помощи в подготовке костюма или в разучивании роли в театральной постановке и т. п.

Приглашение в школу

Не стоит выбирать эту основную форму работы с родителями для того, чтобы выказывать недовольство поведением или успеваемостью ученика. Такой подход формирует у родителей негативное восприятие школы и отрицательное отношение к ней.

Переписка

Это одна из наиболее часто используемых форм работы педагога с родителями. Выбор связан с отсутствием у взрослых членов семьи ученика возможности личного посещения школы (проблемы со здоровьем, загруженность на работе и пр.). Для переписки учителя пользуются мобильной связью, социальными сетями, мессенджерами и пр.

Групповые формы работы с родителями

Какие бывают групповые формы работы с родителями.

Родительские лектории

Лектории призваны:

  • познакомить родителей с используемой в школе системой коррекционно-воспитательной работы;
  • дать практические рекомендации, касающиеся воспитания ребенка и т. п.

Целенаправленная работа педагогов помогает родителям ближе познакомиться с индивидуальными и психофизическими особенностями ребенка, выяснить причины поведенческих отклонений, найти соответствующий подход к решению педагогических задач с помощью подходящих воспитательных методик и форм.

Тематические консультации

Оптимальная периодичность этой современной формы работы с родителями – раз в четверть. Школа организует тематические консультации, приглашая на них различных экспертов: социальных, медицинских работников, психологов, сотрудников правоохранительных органов и т. п., то есть специалистов, способных подсказать наиболее эффективное решение той или иной проблемы.

Тематические консультации

Классные мероприятия

Какая форма работы с родителями используется на протяжении всего учебного года? Конечно, классные мероприятия. Обычно они проводятся в связи с определенными событиями (днями рождения, праздниками и пр.). Благодаря совместному времяпровождению улучшается контакт родителей друг с другом, с учителями и детьми.

Коллективные формы работы с родителями

Коллективные нетрадиционные формы работы с родителями представлены следующими формами:

Научно-практические родительские конференции

Это наиболее яркий пример коллективной формы работы с родителями в школе, сочетающий в себе педагогическую теорию и практику семейного воспитания. Конференции обычно проводятся по инициативе родительского комитета. Заседания могут быть посвящены различным воспитательным вопросам.

Периодичность их проведения – один или два раза в год. Конференциям предшествует тщательная подготовка, включающая анализ соответствующей литературы, обобщение собственного опыта, подготовку рекомендаций, решение организационных задач.

Для повышения эффективности родительских конференций рекомендуется приглашать на них экспертов в той или иной области.

Родительские собрания

Самая известная и универсальная форма работы с родителями учеников. На собраниях учитель рассказывает об успехах и проблемах в жизни класса, родительского комитета и пр.

Собрания делятся на:

  • организационные;
  • аналитические;
  • итоговые;
  • комбинированные.

Родительское собрание в начальной школе

Большое значение имеет родительский комитет класса и школы, который готовит свои предложения по оказанию поддержки семьям, организует внеклассные мероприятия, решает различные вопросы, касающиеся учебы и воспитания детей.

Родительские вечера

Такие вечера, проводимые два-три раза в год без детей, помогают сплотить родительский коллектив. Тематика их может быть различной: собственные школьные воспоминания, общение родителей друг с другом, обсуждения в неформальной обстановке вопросов воспитания детей и т. п.

Часто задаваемые вопросы о формах работы с родителями

Отвечаем на популярные вопросы.

Зачем до сих пор проводятся родительские собрания?

Самая распространенная и универсальная форма работы с родителями – проведение классных собраний, на которых взрослые члены семьи учеников и педагоги согласовывают и координируют свою деятельность по созданию условий для полноценного развития личности ребенка.

Может ли учитель прийти домой к ученику без предупреждения?

Визит домой к ученику осуществляется либо по приглашению родителей, либо по согласованию с ними. Инициатива должна исходить от мамы или папы, сам преподаватель не вправе настаивать на посещении семьи ребенка. Проявят ли они такую инициативу, зависит от педагога, который должен с самого начала вызвать их расположение и убедить в пользе такой формы взаимодействия, как встреча в домашних условиях.

Что такое семейные и родительские школьные клубы?

Такая форма работы с родителями, как семейный клуб, способствует налаживанию эмоционального контакта с взрослыми членами семьи ученика, улучшает детско-родительские взаимоотношения, становится своего рода кружком по интересам для детей и их мам и пап. Работа семейного клуба предполагает обязательную организацию и проведение выставок, на которых демонстрируются результаты совместной деятельности.

Родительское собрание в 5 классе

Родительский клуб помогает наладить тесное взаимодействие между школой и родителями по вопросам воспитания подрастающего поколения. В клубе мамы и папы получают помощь, а также теоретические знания, связанные с воспитанием и обучением ребенка.

Все формы работы с родителями (индивидуальные, групповые и коллективные) направлены на улучшение взаимодействия школы и семьи ученика, повышение эффективности образовательного и воспитательного процессов.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Воспитатели России
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw