Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Современные подходы к образованию: актуальные направления
Главная > Блог > Современные подходы к образованию: актуальные направления
13.11.2023
956
Время чтения: 15 минут

Современные подходы к образованию: актуальные направления

Это какие? Современные подходы к образованию – такие способы организовать обучающий процесс, при которых ученик не является ящиком для знаний, а становится активным участником. При этом педагог учитывает личностные особенности ребенка и помогает ему реализовать свой потенциал.

Как осуществляются? Для реализации современных подходов к образованию учитель должен знать детскую и возрастную психологию, хорошо ориентироваться в теории и практике своего предмета, понимать структуру учебной деятельности.

Оглавление:
  1. Требования и компетенции в организации образовательного процесса
  2. Современные подходы к образованию
  3. 10 новых черт современного образования
  4. Частые вопросы о современных подходах к образованию
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Требования и компетенции в организации образовательного процесса

До недавнего времени цель образования заключалась в получении выпускниками школ набора знаний, умений и навыков. Однако в современных условиях этого оказывается недостаточно.

Современные подходы к образованию

Согласно проведенным исследованиям, учащиеся не в состоянии:

  • распознать возникающие в повседневной жизни трудности;
  • формулировать проблему при обнаружении;
  • переводить затруднения в категорию задач;
  • соотносить выявленную проблему с имеющимися знаниями;
  • давать оценку и анализировать результаты принятого решения.

Большинство учащихся может воспроизводить выученный материал и решать задачи «по образцу». Однако современному обществу необходимы люди, способные включаться в процесс и на практике справляться с повседневными бытовыми и профессиональными проблемами. Эти способности определяются наличием у человека компетенций и компетентности.

Компетенции – знания, умения и навыки, необходимые для успешной деятельности в той или иной сфере. Компетентность – это умение использовать имеющиеся знания на практике для решения теоретических и практических задач.

Модернизация системы образования невозможна без отбора ключевых компетенций, которые должны быть:

  • междисциплинарными;
  • многомерными;
  • с упором на интеллектуальное развитие.

В масштабах всего мира система образования нацелена на развитие следующих основных компетенций в следующих сферах:

  • познавательной (в основе лежит усвоение способов самостоятельного приобретения знаний);
  • общественной;
  • трудовой;
  • бытовой;
  • культурной.

Современные подходы к образованию

Рассмотрим основные подходы к образованию в современном мире.

Компетентностно-деятельностный подход

Лучшему усвоению общеобразовательных предметов способствует применение компетентностно-деятельностного подхода в современном образовании. Он направлен на расширение практической составляющей изучаемых предметов, и, как следствие, на формирование практических навыков и развитие мыслительной деятельности. Данная методика требует увеличения числа самостоятельных работ поискового, творческого, исследовательского, экспериментального характера.

Современные подходы к образованию

Поисковый подход

В основе этого современного подхода к образованию лежит творческий поиск. Школьников учат видеть и обозначать проблему, предлагать варианты ее решения, проверять выдвинутые предположения, анализировать полученные результаты.

Уроки в этом случае обладают следующими особенностями:

  • в них включены постановка задачи, учебные действия, направленные на ее решение, самооценка и самоконтроль;
  • на уроках обеспечивается ряд этапов усвоения учебного материала, включая мотивацию, материализованное действие, создание его ориентировочной основы, внешнюю и внутреннюю речь, автоматизированные умственные действия.

Аксиологический подход

В основе этого современного подхода к образованию детей лежит воспитание как вид социальной деятельности, обеспечивающей передачу основных значимых аспектов от поколения к поколению, которые не имеют материальной окраски, формируются через совместную работу. Ключевой фактор человечности заключается в принятии ценностей, придающих смысл жизни человека и обеспечивающих устойчивость его личности, а также открывающих духовные аспекты жизни.

Именно на духовных ценностях как на главном смысле воспитания и социализации базируется аксиологический современный педагогический подход к образованию. Национальный воспитательный идеал представляет для него наивысшую педагогическую важность.

Человек при аксиологическом подходе выступает в роли носителя базовых национальных ценностей. А они, в свою очередь, позволяют выстраивать жизнь на основе нравственности, а также противостоять аморальным соблазнам окружающего мира.

Системно-деятельностный подход

Именно системно-деятельностный подход в современном образовании, закрепленный в ФГОС, в основном используют учебные учреждения. У его истоков стоит А. Н. Леонтьев. Такая система предполагает усвоение ребенком ценностей посредством его личной деятельности.

Современные подходы к образованию

Воспитание при системно-деятельностном подходе не замыкается на отдельных предметах, но предполагает согласованность действий всех субъектов воспитания и обучения. Ведущая роль при этом отводится общеобразовательной школе.

Системный подход в современном образовании считается базой. В структурно-методологическом смысле он демонстрирует, что такое воспитание и социализация.

Развивающий подход

В основе развивающего современного подхода в системе образования лежат:

  • морально-нравственные ценности и установки;
  • многоукладность подхода, включающего в себя различные виды образовательной, социально-педагогической деятельности;
  • присутствие в программах технологий воспитания и социализации, соответствующих характеру и числу базовых ценностей.

Для эффективной реализации развивающего современного подхода к образованию педагог формулирует ценности в виде вопросов, отсылающих учеников к содержанию обучения, семейной и социальной жизни, а также к самому себе.

10 новых черт современного образования

  • Повышение эффективности труда педагога.

Современные подходы в российском образовании нацелены на качественную работу педагогов, использование в обучении нетрадиционных методов, таких как обратная связь, коучинг и тьюторинг. Учителя при этом рассматривают учеников как равных, например, молодых сотрудников или коллег.

Современные подходы к образованию

  • Конструктивистский подход.

При современном подходе к образованию в школе перед детьми ставятся задачи, для решения которых требуется комплексный прием.

Междисциплинарные программы приводят к тому, что границы между дисциплинами размываются, в процессе решения задач используются индивидуальные и групповые формы работы, причем последние ориентированы на формирование и развитие у учащихся различных форм сотрудничества.

  • Эффективное управление знаниями.

Особенности современных подходов в образовании заключаются в постоянном появлении новых технологий сбора, хранения и трансляции информации, ее перепроверке и уточнении.

На сегодняшний день постоянная актуализация знаний и самосовершенствование имеют существенное значение.

  • Оказание поддержки труда педагога.

В современных подходах в области образования всем субъектам при необходимости предоставляются нужные информационные и технические ресурсы. Сами люди при этом должны быть готовыми к постоянному обновлению технических средств и методических материалов.

  • Учеба онлайн.

Все большим спросом пользуется дистанционное обучение, при котором утрачивается ключевая роль педагога. В связи с этим учебный курс нуждается в постоянном обновлении либо ином подходе к оцениванию результатов обучения.

  • Неформальный стиль.

Новые подходы в современном образовании допускают и даже поощряют использование электронной почты, стихийных встреч, социальных сетей, работы не по графику и т. п. Соответственно, для педагога важное значение приобретает гибкость в общении, а для учеников – умение держаться в этических рамках в процессе неформальной образовательной коммуникации.

  • Социальные медиа.

В современном мире огромный выбор интернет-ресурсов: различные порталы, блоги, электронные хранилища данных, поэтому так важно ответственно подходить к выбору источников информации, а также структурировать найденные сведения.

  • Обучающие игры.

Набирают популярность образовательные игры, в которых игроков помещают в придуманную реальность со специально разработанными правилами. Следует помнить, что игровое занятие – лишь средство, а не цель. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы правильно интегрировать ее в образовательный процесс, продумать, каким образом будет измеряться эффективность и результативность действий игроков и т. п.

  • Педагогическое искусство.

Современные подходы к концепции образования требуют от педагога особого искусства: он должен уметь создавать обучающую обстановку, искать различные эффективные способы подачи нового и закрепления старого материала, совершенствовать обучающие методики. Следовательно, задача учителей заключается также и в осваивании смешанного подхода, т. е. совместного использования новейших технологий и классических методов.

  • Обучение в режиме «весь мир в твоем мобильном».

В данном случае речь идет о применении различных девайсов, приложений для них. Однако важно обращать внимание не только на качество этих приложений, но и на наличие и уровень техподдержки.

Частые вопросы о современных подходах к образованию

Отвечаем на популярные вопросы.

Чем традиционный подход отличается от прогрессивного?

Традиционный подход к обучению основан на посыле американского психолога Джона Дьюи о том, что образование – это «формирование извне». Дети не обладают опытом, у них отсутствуют мотивация и понимание, поэтому задача педагога заключается в выстраивании оптимально эффективного процесса передачи информации, выборе подходящего момента для сообщения тех или иных сведений.

Прогрессивный же подход считает, что движущая сила образовательного процесса уже заложена внутри человека. Для детей характерны любознательность и интерес к учебе, а задача педагога заключается в их развитии. То есть учитель только направляет учеников, поддерживая обучающий процесс.

Может ли школа проводить конкурсный отбор учащихся?

При поступлении в 1-й класс общеобразовательных учебных организаций запрещено проведение вступительных экзаменов. Обучение проводится на общедоступной основе за исключениями, предусмотренными Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Ребенку может быть отказано в приеме в государственное или муниципальное учебное заведение только в случае отсутствия в нем вакантных мест. Правила же приема обучающихся должны быть таковыми, чтобы обеспечить возможность поступления всех детей, имеющих право на обучение соответствующего уровня. Все исключения из этого правила прописаны в законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Кто принимает решение о выборе методик обучения?

Часть 3 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» закрепляет за педагогами право на самостоятельный выбор методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Однобокое использование в образовательном процессе перечисленных методик не поможет сформировать всесторонне развитую, гармоничную и полноценную личность. А значит, современный подход к образованию предполагает только комплексное применение различных приемов.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещения РФ
  3. Портал учителя РФ
  4. Всероссийский педагогический портал
  5. Воспитатели России
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 4 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw