Тифлопедагогика: суть и методы работы
Сохранить статью:
Что это? Тифлопедагогика – это одно из направлений педагогики, которое изучает вопросы воспитания и обучения людей, страдающих частичной или полной потерей зрения. Методы и приемы учитывают особенности детей с нарушениями и направлены на создание специальных условий.
Как реализуется? Как правило, обучение детей с нарушениями зрения проходит в специализированных школах, где сама среда направлена на то, чтобы помочь адаптироваться и научиться самостоятельно ориентироваться. Ученики получают общеобразовательные знания и социализируются.
Краткая история тифлопедагогики
Обучение незрячих детей берет свое начало во Франции. Оно было положено педагогом Валентином Гаюи, который активно занимался благотворительностью. Гаюи – основатель школ для особенных детей не только на своей родине, но и в России. Именно он по праву считается основоположником тифлопедагогики. Изначально в процессе обучения использовались специальные книги и пособия для незрячих.
Именно Валентин Гаюи настаивал на том, что незрячие должны иметь право на обучение и работу. Он приравнивал их к обычным людям, не имеющим нарушений зрения. Гуманный педагог был убежден, что такие ограничения здоровья не должны мешать тем, у кого есть серьезные проблемы со зрением, быть полноценными членами общества.
В России первая школа для слепых открылась в 1807 году. На базе этого учебного учреждения подопечные изучали закон Божий, пение и ряд ремесел, которыми могут заниматься незрячие. После революции система народного образования взяла инициативу в свои руки. Началось активное развитие процесса обучения. Уже в 1928 году был открыт первых класс по охране зрения, а в конце 1930-х годов в стране стали работать специализированные школы, в которых учились слабовидящие.
Сегодня обучением и адаптацией незрячих и слабовидящих занимаются как обычные, так и специализированные школы, а также школы-интернаты, детские сады, медицинские и реабилитационные учреждения.
Опытные тифлопедагоги, которые работают в таких учебных заведениях, тесно взаимодействуют не только с учениками, но и их родителями или законными представителями. В некоторых случаях приходится организовывать индивидуальные занятия, в других – учеба проводится в группах.
Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации
У некоторых детей с дефектами зрения наблюдаются врожденные нарушения функций зрительного анализатора, у других они – приобретенные. Таких несовершеннолетних делят на следующие группы: слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после трех лет жизни.
Наличие таких категорий базируется на суждении, что время, в которое ребенком было утрачено зрение, играет одну из главных ролей для дальнейшего развития. К примеру, в памяти слепорожденных совсем нет зрительных образов, а те, у кого слепота является приобретенным недугом, в некоторой мере ими обладают.
Высшие познавательные процессы у слепорожденных детей (внимание, логика, память и речь) развиваются так же, как у остальных. Нарушение взаимодействия чувственного и интеллектуального функционала становится причиной того, что в мыслительной деятельности преобладает абстрактное мышление.
Отличие ослепшего ребенка от того, который потерял зрение после рождения, напрямую зависит от периода, в который возникла слепота. Наиболее поздние сроки говорят о том, что дети имеют больший объем визуальных представлений, есть возможность воссоздать их, когда те слышат устные описания. Зрительные образы могут со временем стираться, это будет неизбежно происходить, если не оказывать должного внимания развитию зрительной памяти.
Несмотря на невозможность видеть, незрячий ребенок может достичь того же уровня психофизического развития, что и другие дети. Он также способен в полной мере познавать окружающий мир, используя в процессе сохранную анализаторную сеть.
При организации образовательного процесса учеников учат формированию адекватных приемов и способов применения слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов. Все они представляют собой сенсорную основу, за счет которой развиваются психические процессы и высшие формы познавательной деятельности. Последние являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.
Создание условий для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме базируется на системе компенсаторной перестройки. Когда у незрячих учеников накапливается некоторый социальный и бытовой опыт, начинают применяться сохранные анализаторные системы.
Л. С. Выготский утверждал, что слепые люди обладают шестым чувством, которое также называется тепловым. Они могут на расстоянии замечать различные предметы, на ощупь различать цвета.
В рамках коррекционной работы специалисты учат незрячих применять специальные приемы и методы наблюдения явлений и предметов. В таком случае акцент делается на слухе, осязании, обонянии. Все это способствует формированию у ребенка сложного синтетического образа реальной действительности.
Слабовидящие имеют остаточное зрение, что играет важнейшую роль в их развитии и адаптации, в частности, учебной, трудовой и социальной. Важно оберегать его: проводить регулярную диагностику, посещать офтальмолога, тифлопедагога и психолога.
Наибольшая роль в восприятии и познании окружающего мира у незрячих отводится осязанию. С его помощью ребенок получает большое количество ощущений в то время, когда прикасается к различным предметам, давит на них, чувствует тепло или холод, понимает фактуру, может провести пропорциональные аналогии с другими предметами. Также за счет осязания периодически возникает болевой синдром.
При таком взаимодействии кожа и слизистые оболочки становятся проводниками информации в кору головного мозга, а именно в тот отдел, который связан с работой рук и кончиков пальцев. Если говорить простым языком, то слепые и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.
Помимо осязания, большую важность имеют речь и слуховое восприятие. Они возникают на первой стадии системы компенсации слепоты. Слуховое восприятие дифференцированно, голос ребенка выступает в качестве реакции на новые предметы. Следовательно, можно говорить о том, что речь и слух – это инструменты общения с окружающими людьми. Чтобы привлечь внимание других, незрячий малыш использует слова и звуки. На эмоциональное отношение влияет адекватная реакция взрослого.
Звуки способствуют определению незрячими и слабовидящими характеристик окружающей среды. К примеру, они могут понять, откуда исходят звуки, причем хорошо видящие люди делают это с меньшей точностью. У слепых слух развит очень высоко, так как им необходимо ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.
По этой причине в образовательный и воспитательный процесс нужно внедрять упражнения на дифференциацию, которые направлены на различение и оценивание характеристик различных предметов посредством звуков. В процессе дети учатся анализировать и оценивать сложное звуковое поле, то есть понимать, какие именно звуки соответствуют различным явлениям, живым организмам, процессам и механизмам.
Насколько успешным будет овладение незрячими такими видами деятельности, как предметной, игровой, трудовой, учебной, зависит от степени развития не только наглядно-образных представлений, но и умения мыслить и ориентироваться в пространстве.
Методы тифлопедагогики
Тифлопедагогика – это наука, достижение задач которой становится возможным за счет выявление достоверных данных. Для получения последних используют различные методики, среди которых:
- Изучение теории.
- Наблюдение за воспитательным и образовательным процессами, а также за развитием незрячих и слабовидящих детей.
- Проведение бесед, интервью, тестов и анкетирования.
- Подтверждение или опровержение научных гипотез за счет исследований и экспериментов.
- Анализ деятельности детей, в том числе их творческих и письменных работ.
Что такое тифлопедагогика, мы разобрались выше. Далее рассмотрим функционал педагога-дефектолога, который работает в учебных учреждениях с незрячими и слабовидящими учениками. Итак, к его обязанностям относятся:
Диагностика
- Специалист обследует ученика, у которого имеются нарушение зрительных функций.
- Изучает справки и выписки из медицинской карты, историю болезни.
- Определяет уровень развития ребенка, проверяет, какими навыками обладает ученик.
- Составляет заключение, где приводит перспективы развития незрячего или слабовидящего ребенка.
Определение методов коррекции
Чтобы выполнить эту задачу, необходимо подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку.
на наши новости
500 000 пользователей!
Коррекционно-воспитательная работа
- Педагог проводит развивающие занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
- Специалист учит подопечных читать, применяя специальные методики для детей с дефектами зрения.
- Использует в работе психологические техники.
- Помогает ученикам развивать восприятие пространства и ориентироваться в нем посредством проведения развивающих игр.
- Формирует у детей представление об окружающей среде, предлагая им различные способы изучения мира вокруг.
- Проводит уроки, которые направлены на развитие зрительного восприятия детей с сохранным зрением.
- Проводит занятия по физической культуре.
- Помогает детям адаптироваться в обществе.
Методическая работа
- Педагог-дефектолог присутствует на общеобразовательных занятиях, что позволяет определить эффективность собственных методов тифлопедагогики в процессе наблюдения за результатами, которых достигли незрячие или слабовидящие дети.
- Обучает других преподавателей основам работы с детьми с дефектами зрения.
Взаимодействие с родителями
Консультирование их по любым вопросам в отношении образовательного процесса, предоставление рекомендаций по воспитанию детей, имеющих нарушения зрения.
Анализ результатов, которых достигли дети
В своей деятельности специалист применяет обучающие и развивающие программы, направленные на особенных детей, а также специальные инструменты для чтения. В качестве примера последних можно привести «говорящие» книги.
Дошкольная тифлопедагогика
Во время общения с незрячим или слабовидящим ребенком, необходимо описывать ему каждое свое действие. Таким образом, он будет «видеть», используя слух и сохранные анализаторы. То, насколько успешным окажется компенсаторная перестройка анализаторов, зависит от воспитательных и образовательных методик, которыми пользуются в семье. Особенное значение необходимо придать созданию дома условий, способствующих развитию ребенка.
Детские сады для детей, у которых нарушено зрение, относятся к государственным образовательным учреждениям, которые занимаются воспитанием невидящих и слабовидящих детей. Также подопечными этих ДОУ являются ученики с косоглазием и амблиопией, возраст которых варьируется от 2 до 7 лет. Функции таких детсадов: воспитание, лечение, восстановление и развитие утраченных или нарушенных функций (по возможности), а также подготовка ребят к школе.
Тифлопедагогика – это наука, основное направление которой связано с гармоничным развитием ребенка. Дети с нарушениями зрения должны иметь такой уровень развития, в том числе психического и физического, который является предельным для их видов заболеваний. Специалисты применяют те же программы, которые используются в обычных ДОУ, но дорабатывают их с учетом особенностей подопечных.
Тифлопедагогика в дошкольных группах – это не только образовательный процесс. Воспитатели и педагоги должны корректировать отклонения в развитии и прилагать усилия для того, чтобы восстановить (насколько это возможно) функции зрения.
Следовательно, деятельность специалистов имеет также оздоровительную направленность, в рамках которой большое внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, а именно слуха, тактильности, двигательной функции и умению ориентироваться в пространстве. Еще одна задача преподавателей – научить ребенка обслуживать себя самостоятельно.
В рамках тифлопедагогики ведется работа по гигиене, а также по охране и развитию остаточного зрения. Воспитатели и педагоги корректируют познавательную, двигательную, личностную сферы.
Детей учат навыкам гигиены зрения. Если есть такая необходимость, специалисты ДОУ объясняют, как правильно пользоваться очками. В рамках образовательного процесса происходит развитие всех элементов зрительного восприятия, к которым относятся способность видеть близко и далеко, умение наблюдать за движущимися предметами, находить отличия у разных форм и цветов, рассматривать изображения, ориентироваться в пространстве.
Для того чтобы развить зрительные функции у малышей с нарушением зрения, необходимо развивать слух и осязание. В детском саду подопечные готовятся к занятиям в школе.
Тифлопедагогика в школе
Школы для невидящих и слабовидящих осуществляют свою деятельность как государственные образовательные учреждения, принципы которых присущи образовательным и воспитательным системам, разработанным с учетом состояния здоровья детей и их образовательных потребностей.
Главные цели образовательного процесса в такой школе – восстановление, коррекция и компенсация тех функций детей, которые либо нарушены, либо недоразвиты. Школы работают по принципу дифференцированного обучения.
Школы для слепых и слабовидящих детей – это учебные заведения III и IV видов. Обучение в них имеет три ступени: начальная школа, основная школа или неполная средняя школа, средняя школа. Каждой из них соответствует один из этапов развития детей, а именно детство, отрочество, юность.
Обучение ряду предметов осуществляется на основании программ общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. К таким дисциплинам относятся русский язык, математика, окружающий мир, природоведение.
В специальных классах школ для слепых и слабовидящих детей имеются программы, которые определены с учетом особенностей развития учеников, что делает образовательный процесс направленным на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов, позволяющих контролировать себя и регулировать движения. В процессе применяются специальные формы, приемы и способы тифлопедагогики.
Так как особенные дети воспринимают учебный материал не так быстро, полно и точно, как ученики без нарушения зрения, а их представления об окружающем мире лишь фрагментарны и часто искажены, время на выполнение различных заданий, к примеру, где нужно сделать измерения, провести наблюдение или опыт, посетить экскурсию или послушать теорию, увеличивается.
В рамках программ для слепых или слабовидящих детей используются средства коррекции и компенсации значительно нарушенного и отсутствующего зрения. К ним относятся оптические приспособления, тифлоприборы, рельефно-графические (для слепых), плоскопечатные (для слабовидящих) пособия.
Как правило, дети с нарушениями зрения изучают общеобразовательные предметы на основе тех же программ, что и ученики, не имеющие таких дефектов. При этом учитывается специфика их развития. Так как срок обучения должен быть увеличен, учебный материал по-другому распределяется по годам обучения.
В средней школе также используются массовые общеобразовательные программы, при этом применяются специальные формы и методы работы, а также дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.
Возможность обучения незрячих и слабовидящих детей в общеобразовательных школах имеется лишь в том случае, если в учреждении созданы для этого специальные условия, в том числе освещение, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами – тифлопедагогами, тифлопсихологами.
Процесс обучения должен быть направлен на коррекцию в той же степени, что и в специализированной школе. В рамках общеобразовательного процесса необходимо организовать специальные коррекционные занятия, а именно ритмику, ЛФК, коррекцию нарушений речи и зрительного восприятия, а также уроки, способствующие развитию ориентации в пространстве и обществе.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: