Что такое нетрадиционное рисование в детском саду
Сохранить статью:
Что это? Нетрадиционное рисование в детском саду предполагает использование подручных предметов, а также, например, фруктов и овощей для создания оригинальных картин. Важно понимать, что чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Чем полезно? Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства в ДОУ дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Суть нетрадиционного рисования в детском саду
Рисование – хобби многих детей дошкольного возраста. Это занятие по праву считается естественным и увлекательным. Таким образом ребенок показывает, как он видит окружающий мир, и выражает свое отношение к нему.
Возможность самовыражения дают такие виды деятельности, как игры, лепка, чтение и прослушивание рассказов, но рисование все же считается самым ярким примером в данном случае.
Развитие изобразительных умений у ребенка играет очень важную роль, если игнорировать его необходимость, работы дошкольника будут лишены выразительности. Это можно объяснить тем, что отсутствие навыков не дает ему изобразить то, что кажется трудным для воспроизведения. Рисование должно сопровождаться удовольствием от процесса, и в этом ребенку помогают взрослые: родители и воспитатели.
Ребенок дошкольного возраста испытывает сложности при воспроизведении на бумаге предметов и образов с применением традиционных методов: рисование кистью, карандашами, фломастерами. Если он пытается нарисовать что-либо только этими инструментами, то частично лишается возможности развить по максимуму свои творческие наклонности.
Важно, что для рисования можно использовать практически все, поэтому есть смысл отказаться от традиционного набора инструментов и материалов и попробовать что-либо новое.
Нетрадиционное рисование в детском саду включает в себя множество различных методик. Такое разнообразие дает возможность в кратчайшие сроки достигнуть желаемого результата. Для интенсивного развития детских художественных способностей необходимо создать максимально разнообразные условия для изобразительной деятельности: использовать разные методы и приемы работы с детьми, предоставить широкий диапазон материалов, продумать содержание занятий.
Применение нетрадиционных техник рисования дает возможность развить воображение ребенка дошкольного возраста. Таким образом, в нем откроются творческий потенциал, инициативность, желание проявить самостоятельность и свою индивидуальность. Дошкольник вместе с тем учится размышлять, ведь он сам принимает решение, какую технику применить в рисунке, чтобы сделать образ более выразительным.
Проведение мастер-классов по нетрадиционному рисованию в детском саду даст стимул ребенку получить положительную мотивацию, улучшит настроение и искоренит чувство страха перед самим процессом рисования.
Преимущества нетрадиционного рисования в детском саду
Детские картинки – это интерпретация отношения к окружающему миру. Таким образом, через изобразительное творчество ребенок демонстрирует свое восприятие.
Нетрадиционное рисование в детском саду – это весьма увлекательный и завораживающий процесс. Дети, как правило, восхищены таким времяпровождением. Отметим, что развивающая среда является одним из обязательных элементов развития. Задача взрослых организовать предметно-развивающую среду, в рамках которой все мероприятия будут носить развивающий характер на основании индивидуальных способностей.
В каждом доме или дошкольном образовательном учреждении всегда есть вещи, которыми уже никто не пользуется. Это могут быть зубные щетки, расчески, бывшие в употреблении, поролон, свечки и многое другое. Такие инструменты, которые будут эффективными в развитии творческих навыков, можно найти и на улице: листья деревьев, веточки, пух от одуванчиков, трава и пр. С их помощью взрослый может привлечь ребенка, предоставив ему право выбора, чем он будет рисовать. Здесь нет запретов, что особенно нравится малышам.
Разнообразие инструментов дает возможность ребенку стать первооткрывателем и придумать свою собственную технику рисования. В процессе ребенок будет ощущать радость, положительные эмоции станут очевидными. Определить, что во время рисования доставляет ему большее удовольствие, а что, напротив, не нравится, совсем несложно.
Нетрадиционное рисование имеет следующее благоприятное воздействие на детей:
- Помогает искоренить детские фобии.
- Развивает уверенность в себе.
- Способствует развитию пространственного мышления.
- Открывает возможность свободного выражения идей.
- Дает мотивацию к творческому поиску и решениям.
- Позволяет проявлять фантазию, используя различные инструменты.
- Принимает участие в развитии чувства композиции, цветовосприятия, ритма и пр.
- Дает возможность развить мелкую моторику рук.
- Развивает воображение.
- Стимулирует улучшение настроения у ребенка.
Нетрадиционное рисование в средних и старших группах детского сада даст прекрасные плоды, если педагог с должной ответственностью отнесется к определению приемов и методов обучения.
27 техник нетрадиционного рисования в детском саду
- «Монотипия»
Дети дошкольного возраста очень любят эту технику. Вкратце расскажем, что она представляет собой. Итак, рисунок наносится на гладкий целлофан, после чего его переносят на бумагу. Нанесение изображения осуществляется любыми способами: можно использовать краску и кисти, спички с ватой и даже пальчики. Важно, чтобы используемые цвета были яркими.
Материал переворачивают лицевой стороной вниз, пока краска не высохла, и изображение переносится на лист. В итоге остается два рисунка, один на целлофане, второй – на бумаге. В некоторых случаях рисунок может остаться только на одном носителе, что вызывает еще больший интерес у дошкольников.
- «Монотипия пейзажная»
Дошкольнику дается лист бумаги, который необходимо сложить пополам. На одной из частей он рисует пейзаж, вторая часть его отражает. То есть отпечаток рисунка – это отражение в водоеме. Чтобы задуманное получилось исполнить, вторую половину листа нужно слегка смочить губкой.
Ребенок должен рисовать достаточно быстро, пока бумага не высохла. В завершении работы следует дополнить первоначальный рисунок красками, как бы оживляя его. Таким образом, он будет иметь отличие от отражения. Если хотите добиться размытого изображения, используйте бумагу и кафельную плитку. Ребенок работает с последней, после чего к ней прикладывается влажный лист бумаги.
- «Рисование на мокрой бумаге»
Еще не так давно рисовали только на сухой бумаге, так как краска и так разбавляется водой. Но сегодня творчество идет вперед. Некоторые образы можно, и даже нужно, рисовать на влажном материале. Так картинка получится неясной и размытой. К примеру, эту методику нетрадиционного рисования в детском саду можно использовать, когда хочется изобразить туман, дождливый город, запечатлеть события из сна и т.д.
Прекрасно, если воспитанник будет уметь сам готовить бумагу, делать ее влажной. Она не должна быть слишком сырой, в противном случае рисунок не получится. Рекомендуется увлажнять бумагу при помощи смоченной ватки. Можно делать это как по всему листу, так и в его отдельных частях.
- «Печатание листьями»
Ребенку выдается листок дерева, и он разукрашивает его, используя краски разных цветов. Далее листок переворачивается и накладывается на чистую бумагу, на которой в результате остается отпечаток. Для прорисовки черешков применяется кисточка.
- «Рисование нитками»
Ниткография. В процессе дети пользуются шнурками. Их задача заключается в изображении контура различных фигур толстой нитью. Чаще всего такую практику применяют для девочек, но и мальчикам техника этого нетрадиционного рисования бывает интересна. Метод заключается в следующем: из картона вырезается квадрат размером 25 на 25 сантиметров, затем на него приклеивают бархатную бумагу.
Замечательно, если нитки упакованы в яркие мешочки, так ребенку будет интереснее. Важно, чтобы материал имел в своем составе определенный процент шерсти, в противном случае закрепить его на картонном экране не получится. Ребенок протягивает ниточки, имитируя различные сюжеты. Как правило, дети выбирают цвета ниток, которые подходят к цвету картону.
- «Рисование мыльной пеной»
В процессе взбивается пена, затем она набирается губкой и отжимается в краску. Далее получившуюся смесь из пены и краски следует перемешать. Сначала на бумаге рисуется контур изображаемого предмета, затем он заполняется красочной пеной. Нанесение мыльной пены осуществляется кистью. Когда рисунок подсохнет, пенку, оставшуюся на поверхности, нужно сдуть.
- «Рисование методом наката»
Это еще одна техника нетрадиционного рисования в средних и старших группах детского сада. В сосуд наливается гуашь. Затем в краску опускается валик, делать это нужно так, чтобы он полностью был покрыт краской. Далее валик извлекается, после того как он обтечет, его прокатывают по бумаге таким образом, что он оставляет на поверхности красочные следы.
- «Рисование ребром картона»
Согласно этому методу, ребро картона окрашивается яркой краской, затем оно прижимается к листу бумаги. Направление ребра зависит от того, что изображается на листе, можно вращать его, рисовать дуги или проводить прямые линии.
- «Рисование с помощью соли»
Рисунок делается при помощи акварели. До того как он высохнет, на всю поверхность листа сыплется крупная соль. После того как краска высохнет, соль необходимо стряхнуть, песчинки останутся только на поверхности самого изображения.
- «Рисование методом напыления»
Понадобятся два листа бумаги. На первом рисуется контур предмета, после чего он вырезается. Далее рисунок прикладывается ко второму листу. Краска будет наноситься при помощи зубной щетки и небольшой палочки. Щетка обмакивается в краску и устанавливается на небольшом расстоянии, затем нужно проводить палочкой по ворсу щетки, как бы распыляя состав на рисунок. После полного высыхания верхний лист бумаги удаляется.
- «Клеевая техника»
Еще один способ нетрадиционного рисования в детском саду. Берем простой карандаш и рисуем контур любого предмета на бумаге. Далее пригодится тюбик с клеем, здесь прекрасно подойдет обычный ПВА. Делаем небольшое отверстие в тюбике и тонкой струйкой наносим состав на контур. После того как клей полностью высохнет, фигуру внутри нужно закрасить яркими цветами.
- «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами, ногами»
Чтобы показать свое восприятие окружающего мира, ребенок может использовать практически все, что угодно, в том числе и части тела. Можно рисовать пальчиками, ладошками, ступнями, подбородком и носом. Многие считают такую технику несерьезной и утверждают, что это шалость, не более того.
Но кто сказал, что кисточки, фломастеры и карандаши – это единственные инструменты для рисования? Нам важно развить в ребенке творческие способности, поэтому в ход можно пускать все. Кстати, если стоит задача нарисовать дерево, то именно руками это получится сделать лучше всего. Важно научить дошкольника рисовать не только указательным пальцем, использовать в процессе каждый из них будет более рационально.
- «Разрисовка маленьких камешков»
Как правило, для того чтобы изобразить какой-либо предмет, дети используют плоскую поверхность: это бумага, асфальт, плитка, стена. Но еще больший восторг у ребенка вызывает рисование на объемных предметах, ведь они не просто создают изображение, а вкладываются в настоящее объемное творение.
Отличный инструмент для этого метода – морские камушки, они хороши тем, что разнообразны по форме и размеру, имеют гладкую поверхность. Различие форм даст дошкольнику подсказку, какой объект он может нарисовать на камне. К примеру, это может быть жук, лягушка, бабочка, гриб и т.д.
- «Рисование по кругу»
Здесь нужна целая компания как минимум из трех человек. Включается громко музыка, и каждый из дошкольников начинает рисовать. Тема свободная, то есть он сам выбирает, что хочет изобразить. Как только музыка стихает, ребенок останавливается и передает рисунок следующему участнику игры. Когда музыку вновь включают, дети продолжают рисунок соседа. Игра длится до тех пор, пока к каждому из детей не вернется их листок.
- «Мятый рисунок»
Берем лист бумаги и цветные мелки. Ребенок рисует предмет и фон вокруг него. Для последнего используются восковые мелки. Важно, что весь лист должен быть закрашен. После выполнения бумага сминается. Потом дошкольник берет гуашь и снова закрашивает рисунок. Далее картинка опускается под проточную воду, краска смывается с гладких поверхностей, но остается в местах сгибов. Важно смывать гуашь до того, как она высохнет.
на наши новости
500 000 пользователей!
- «Рисование по клейстеру»
Рисование по клейстеру – это еще одна увлекательная техника нетрадиционного рисования в детском саду. Клейстер заваривается и помещается в различные емкости, где смешивается с краской. Смесь наносится на бумагу кисточкой. Слой должен быть ровным и толстым. Потом берется тонкая палочка, которой царапается рисунок. Необходимо дождаться, когда все высохнет и появится узор.
- «Рисование по стеклу»
Здесь смешиваются гуашь и клей ПВА в пропорции 1 к 2. Сначала рисунок наносится простым карандашом, затем на него устанавливается стекло, на котором нужно обвести контур картинки и закрасить полученным составом.
- «Рисование методом тычка»
Нетрадиционное рисование в детском саду сильно увлекает дошкольников. Они любят все необычное, именно к такому виду рисования и относится точечный метод. Яркая ручка, фломастер или карандаш, а еще лучше кисточка или ватная палочка, покрытая краской, ставится под прямым углом к листу бумаги. Далее она окунается в краску. Ребенок наносит рисунок тычками.
- «Печатание спичечным коробком»
Ребенок опускает край спичечного коробка в краску, а затем прижимает его к бумаге. Завершение рисунка зависит от фантазии художника, он дорисовывает детали.
- «Оттиск поролоном» (пенопластом)
Рисование красками вовсе не обязывает нас использовать в процессе кисточку. Почему бы не заменить ее поролоном? Рекомендуется вырезать из материала различные геометрические фигуры, прикрепить их к острым палочкам или карандашам, обмакивать в краску, разбавленную водой, и делать оттиск на бумаге.
Сначала дети будут просто переносить фигуры на листок, а затем научатся делать из них композиции, придавая рисунку определенный сюжет. Преимущество поролона заключается в длительном сроке эксплуатации, материал легко отмывается от краски.
- «Знакомая форма – новый образ»
Задача дошкольника обвести любой предмет, перенести его контур на бумагу. Далее придется проявить фантазию и дорисовать свое произведение. Важно, чтобы ребенок умел видеть в одной форме различные предметы. Этот метод нетрадиционного рисования позволит развить творческие навыки и свободу мысли.
- «Рисование с помощью открыток»
У многих без дела лежат старые открытки. Можно вырезать из них элементы, которые ребенок наклеит в свой рисунок, как бы разбавляя сюжет, делая его еще ярче. Некоторые образы ребенок не может нарисовать самостоятельно, использование фабричных изображений в таком случае будет как нельзя кстати.
- «Кляксография»
Клякса – это не только накапавшие на бумагу чернила. Их можно специально делать красками. Есть смысл научить этому ребенка. Каждая новая клякса будет иметь уникальную форму, а дошкольник найдет в ней что-то общее с различными предметами и внесет изменения в рисунок. В процессе спрашивайте у ребенка, с чем у него ассоциируется та или иная клякса. Когда фантазия разыграется, из них можно будет нарисовать полноценный сюжет.
- «Кляксография с трубочкой»
Потребуется трубочка из пластика, которой ребенок будет набирать краску, а затем выливать ее на бумагу. В итоге на листе появится маленькое пятнышко. Следующее, что нужно сделать подуть через трубочку на получившуюся кляксу. Важно, чтобы она не касалась бумаги. Далее ребенок фантазирует, осознает, с чем ассоциируется пятнышко, и дорисовывает детали.
- «Кляксография с ниткой»
Вышеприведенными примерами кляксография не ограничивается. Итак, вам потребуется подготовить лист картона размером 20 на 20 сантиметров. Его следует сложить пополам. Также для работы пригодится нитка из шерсти, длина которой около 30 сантиметров. Ее конец (порядка 10 см) окунается в краску, после чего его зажимают во внутренней части сложенного пополам картона. Нитка вытягивается.
Если развернуть бумагу, вы увидите, что внутри появилось загадочное изображение. На ассоциативном уровне ребенок добавляет к нему различные детали, фантазируя, что это какой-то предмет.
- «Граттаж»
Еще один метод нетрадиционного рисования в детском саду. Берется белая бумага и восковая свеча. Уголком свечки рисуется любое изображение или целая композиция из них. Краска наносится при помощи любого инструмента: кисти, ваты, поролона. На рисунок свечой она не сразу ляжет, так как воск не дает такой возможности. Цвет начнет проступать постепенно. Свечу в данном методе можно заменить клеем или хозяйственным мылом. В этом методе важно проработать с ребенком навык подбора цветовой гаммы.
- «Цветной граттаж»
Приведем последний пример нетрадиционного рисования. Дошкольник натирает свечкой лист бумаги, важно, чтобы ни один участок страницы не был пропущен. Далее на поверхность наносится раствор из гуаши и жидкого мыла. Когда бумага просохнет, ребенок берет палочку и царапает узоры на ее поверхности. Если что-то захочется дорисовать дополнительно, это можно сделать гуашью.
Нетрадиционное рисование в детском саду по возрастным группам
Разберем, какие методики можно использовать для развития детей младших групп:
- Рисование пальчиками и ладошками.
- Отпечатывание ниток на бумаге.
- Отпечатывание овощей и фруктов.
В группе среднего дошкольного возраста можно проводить следующие виды занятий:
- Отпечатывание картинок.
- Отпечаток пластилином.
- Использование акварели и масляной пастели.
- Рисование ладошками.
- Рисунки листьями.
- Рисование нитками и ватными палочками.
- Монотипия.
Воспитанники старших групп могут пробовать следующие виды нетрадиционного рисования в детском саду:
- Рисунки, сделанные мыльными пузырями.
- Рисование мятой бумагой, солью, пластилином.
- Все виды кляксографии, граттажа и фроттажа.
Такой вид развивающих занятий в радость каждому ребенку, ведь они проводятся в игровой форме. При правильном подходе воспитателя и родителей дети станут чувствовать себя более уверенно, у них начнет развиваться воображение, что даст повод для самовыражения.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: