Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Знакомство детей с профессиями: цели и принципы
Главная > Блог > Знакомство детей с профессиями: цели и принципы
09.01.2023
8382
Время чтения: 16 минут

Знакомство детей с профессиями: цели и принципы

О чем речь? Знакомство детей с профессиями стоит начинать как можно раньше. Они должны понимать, чем они отличаются, для чего нужны и чем важны. В рамках дошкольного учреждения есть очень много возможностей рассказать малышам о разных специальностях.

Почему важно? Благодаря такому знакомству дети учатся проявлять уважение к чужому труду, начинают понимать важность и сложность каждой профессии. Они начинают проявлять интерес к занятиям взрослых. Задача педагогов – выбрать адекватную форму знакомства детей с профессиями в соответствии с их возрастом.

Оглавление:
  1. Важность знакомства детей с профессиями
  2. Цели и задачи знакомства детей с профессиями
  3. Особенности знакомства детей с профессиями в разном возрасте
  4. Формы знакомства детей с профессиями
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Важность знакомства детей с профессиями

Для правильного развития и социализации детей очень важно организовать им знакомство с профессиями взрослых. При изучении профессий ребёнок может лучше понять мир старших людей. К тому же так закладывается интерес к труду, мечта о собственном будущем, появляется гордость за работу близких людей и окружающих в целом.

Знакомство детей с профессиями

По изменениям профессий можно проследить, как развивалась наука и влиял на мир технический прогресс в обществе. Когда дети чувствуют, как на них воздействует труд взрослых людей, они начинают понимать его значимость. Ребёнок осознаёт, что означает «трудиться», и видит насколько сильно все люди связаны друг с другом в обществе, благодаря их труду.

Современные дети интересуются абсолютно всем. Им нравится узнавать что-то новое, поэтому они с радостью изучают историю, археологию, палеонтологию по различным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п.

В детский сад они берут с собой не сказки, а довольно сложные книги. Им недостаточно каких-то поверхностных объяснений процессов, которые происходят вокруг них. Нередко дети задают такие вопросы, ответы на которые воспитатель и родители ищут на просторах интернета.

Привычные способы и методы знакомства с профессиями не могут заинтересовать современных детей. Нужно придумать такой способ ознакомления, чтобы ребёнок захотел больше узнать о разных сферах деятельности взрослых и мечтал в будущем стать специалистом в понравившейся области.

Цели и задачи знакомства детей с профессиями

Главная задача раннего ознакомления детей с профессиями – вызвать у них эмоциональное отношение к труду, дать им возможность проявить себя в различных сферах деятельности. Если подойти к этому грамотно и сделать всё правильно, то дети приобретут новые навыки, научатся уважать труд каждого человека, расширят кругозор и откроют в себе новые возможности, интересы и увлечения.

Получается, что основная цель профориентации – создать фундамент для осознанного самоопределения, будущего самостоятельно построения планов, анализа, продвижения по карьерной лестнице.

Знакомство детей с профессиями

Детские сады ставят перед собой такие задачи по ознакомлению детей с профессиями:

  • Моделирование профессионально-ориентированной среды, благодаря которой у детей появляется базовое понимание разнообразия профессий и возникает заинтересованность в труде.
  • Создание структуры первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
  • Ознакомление малышей с главными понятиями о сферах экономики родного края, рабочих процессах на предприятиях и новейшем оборудовании, которое там применяется.
  • Организация целостного информационного пространства, необходимого для профессионального самоопределения детей.
  • Создание системы критериев и оценивания результатов работы по раннему знакомству детей с профессиями в детском саду.
  • Организация совместной работы с родителями и родственниками малышей для ознакомления детей с базовыми представлениями о различных видах деятельности, их значении для социума в целом и каждого отдельного человека в частности, развития позитивного отношения к любым законным профессиям.

Особенности знакомства детей с профессиями в разном возрасте

В детском саду дети впервые осознанно знакомятся с профессиями. У них расширяется кругозор и общие понятия об окружающем мире, развивается определённый элементарный опыт, который является фундаментом для ранней профориентации. Именно в дошкольном возрасте дети узнают, насколько много в мире разнообразных профессий.

Знакомство детей с профессиями

3 года:

  • Ознакомление с базовыми понятиями о труде взрослых людей (напрямую знакомятся с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара). 
  • Организация ролевых игр, в которых есть отражение работы взрослых и их наиболее лёгких действий (к примеру, шофер сидит за рулем машины и осуществляет перевозку пассажиров или груза).
  • Приобретение детьми навыка взаимодействия с другими воспитанниками во время игр.

4 года:

  • Проявление заинтересованности к профессиям взрослых, обучение детей наблюдать за тем, как работают близкие люди и общению с окружающими.
  • Знакомство детей с профессией врача, парикмахера, повара, продавца и прочими, при этом надо уделить больше внимания тому, что именно они делают и к чему приводит их работа.
  • Малышей учат взаимодействовать с другими воспитанниками в процессе сюжетно-ролевых игр, где принимают участие 2-3 ребёнка (например, водитель и пассажиры, врач с медсестрой и пациент, воспитатель с нянечкой и малыши).
  • Прививается бережное отношение ко всему, что сделано руками других людей. Ребёнок должен понять, почему чужой труд надо ценить и обращаться с ним осторожно.
  • Ознакомление детей с профессиями, которые строятся на уходе за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и прочие). Приобретение навыка коммуникации и хорошего отношения к природе.

5 лет:

  • Более глубокое ознакомление детей с работой сотрудников детского сада.
  • Продолжается формирование понимания о различных профессиях (кассир, почтальон, охранник, учитель и прочие).
  • Придание сюжетно-ролевым играм о профессиях более глубокого смысла, детям даётся возможность самим придумывать различные ситуации.
  • Пробуждение у детей заинтересованности к играм строительно-конструктивного направления: сооружать разнообразные постройки (мосты, дома, магазины, гаражи и так далее).
  • Оказывать ребёнку помощь в социальных взаимоотношениях (подборе интересующего образа, профессии), развитие эмпатии.

6 лет:

  • Увеличение количества знаний о каждой профессии. Больше внимания требуется уделить результатам работы и её значимости для социума.
  • Подытожить знания детей о профессиях из сферы строительства и агрономии, среди которых плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и прочие.
  • Прививать уважительное отношение к любом труду и человеку, который работает на благо общества. Способствовать появлению у ребёнка желания трудиться.
  • Помощь в развитии навыка создания творческих комбинаций разнообразных ситуаций во время организации нового сюжета для игры. Формирование правильного взаимодействия с другими участниками процесса.
  • Делать сюжет в играх на основе реальных событий из жизни (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение), из сказок, мультфильмов, собственного воображения.

7 лет:

  • Более подробное знакомство детей с технологическим прогрессом – с устройствами и машинами, которые использует человек в быту и на предприятиях, для облегчения своей работы (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и прочее).
  • Частичное знакомство детей с профессиями автомобильной, аэрокосмической, агроиндустриальной, химической и медико-фармацевтической областей. При этом надо учитывать региональные особенности.
  • Расширение понятий о различных видах деятельности (преподаватель, спасатель, учёный и тому подобное). Увеличение знаний детей о разнообразии деятельности на предприятиях (строительство, шитьё, изготовление пищевых продуктов, электроники) и в сфере сервисного труда (торговля, медицина, общественное питание и т. д.).
  • Объяснение взаимосвязи между различными профессиями (к примеру, строитель и дизайнер, фермер и продавец).
  • Усложнение игрового процесса, в ходе которого дети знакомятся с профессиями. Развитие у воспитанников навыка выбирать тему игры без помощи взрослых, придумывать ситуации, основываясь на том, что они видят при изучении работы окружающих их людей.
  • Освоение навыка создания новых игровых сюжетов с учётом мнения других игроков.
  • Воспитание положительного и сознательного отношения и уважения к работе родителей и близких людей, в числе которых бабушки, дедушки, дяди и тети и так далее.

Знакомство детей с профессиями

В возрасте 6-7 лет дети начинают анализировать деятельность других людей и сравнивать себя с ними. Им всё больше хочется узнать о мире взрослых и их сферах труда.

Дети младших групп могут только повторять какие-либо действия за воспитателями и родителями, а более взрослые уже знают основные понятия о нескольких профессиях и могут о них рассказать: перечислить орудия труда, внешний вид работников этой сферы, что входит в их обязанности и почему их работа имеет значение для социума.

Формы знакомства детей с профессиями

Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями должно быть интересным, поэтому для этого лучше выбирать сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные или виртуальные), выставки, самостоятельное наблюдение, обсуждения. При любом из методов малыши должны активно взаимодействовать с воспитателем и другими воспитанниками детского сада.

Какую бы форму подачи информации педагог ни выбрал, он должен максимально подробно рассказать о каждой профессии. В идеале дети должны узнать:

  • наименование вида деятельности;
  • место работы;
  • орудия труда и материалы, которые используют специалисты;
  • рабочая одежда (форма);
  • обязанности работника;
  • черты характера и личностные качества сотрудников;
  • результат труда и его роль в жизни общества.

Необходимо сделать так, чтобы ребёнок не просто внимательно слушал о каждом блоке, но и принимал участие в процессе обучения. Чтобы добиться обратной связи, можно использовать наводящие вопросы, к примеру: «Как вы думаете, почему у врача халат белого, а не черного цвета?»

Знакомство детей с профессиями

Подробнее поговорим о формах, с помощью которых можно познакомить детей с профессиями.

  • Экскурсия

Экскурсию, задача которой ознакомить дошкольников с какой-либо сферой деятельности, как правило, проводят на предприятии или в учреждении. Например, можно отвести детей в ближайшую торговую точку и рассказать о работе продавца-консультанта и кассира. Если сделать это по каким-то причинам невозможно, экскурсию можно провести на территории детского сада и познакомить дошкольников с профессиями повара, медсестры, завхоза, директора.

  • Наблюдение

Наблюдение считается дополнительным способом знакомства с профессиями и применяется вместе с одним из основных: с экскурсией, выставкой, игрой. Эта форма является специально организованным процессом изучения малышами окружающего мира. Чтобы результат был максимально эффективным, проводить наблюдения надо часто и довольно долго.

Задача наблюдений при знакомстве с профессиями – дать детям практическую информацию о различных сферах деятельности и орудиях труда, для чего они нужны и как используются. Например, в стенах детского сада дошкольники могут наблюдать за деятельностью воспитателя и медсестры прямо во время их работы.

  • Беседа

Данный метод воспитатели детского сада используют чаще всего. Ознакомление воспитанников с конкретной профессией через беседу – это организованное и целенаправленное мероприятие. Воспитатель выступает в роли ведущего, он ещё до начала беседы должен составить список вопросов, через которые будет поддерживать обратную связь с детками и подталкивать малышей к самостоятельным размышлениям.

Участвовать в беседе и проводить её может не только воспитатель, но и приглашенный представитель конкретной профессии. Для этого устраивают мероприятие «Встречи с интересными людьми».

Когда дети лично могут поговорить с гостями, им намного легче представить, чем занимаются люди этой профессии, и понять, привлекает она их или нет. В первую очередь приглашают родителей и родственников малышей, чтобы те поделились спецификой своих работ.

  • Выставка

Выставка на определённую тематику является хорошей формой ознакомления детей с профессиями, которую нередко использует воспитатель, чтобы не только дать нужную информацию, но и рассказать о достижениях воспитанников и работников детского сада. Участники мероприятия смогут лично презентовать результаты собственного труда и научатся самостоятельности.

Детям младшей возрастной группы можно предложить нарисовать или вылепить продукты сельскохозяйственной деятельности (овощи, фрукты) или соорудить ферму из конструктора для игрушечных животных.

Знакомство детей с профессиями

Каждую работу надо сопровождать пояснением и это должен делать воспитатель, чтобы полученную информацию дети в будущем смогли применить во время игры. Делать тематические выставки «Вернисаж профессий» или «Кем я хочу стать» необходимо как можно чаще (минимум раз в год), чтобы следить за тем, насколько хорошо дети знают профессии и какие у них есть склонности.

  • Игра

В дошкольном возрасте дети большую часть времени играют, поэтому игра – это главная форма ознакомления малышей с профессиями взрослых людей.

Видов игр довольно много и наиболее подходящим для формирования понятий о сферах труда считается сюжетно-ролевой вид. С его помощью можно точнее всего передать особенности любой профессии.

Дети могут сами или с помощью воспитателя разыгрывать разнообразные сценки, в которых они играют роли своих родителей, родных людей или знакомых. Сюжетно-ролевые игры необходимо подстраивать под возраст детей и их способности.

К организации пространства для них надо подойти особенно тщательно, чтобы оно обязательно включало в себя:

  • игровые атрибуты, которые нужны для имитации простой трудовой деятельности (ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда);
  • игрушки и различные предметы для творчества и созидания (конструкторы всевозможных видов, автомобильные треки, пластилин, магнитные доски и прочее);
  • современные устройства для воспитателя, с помощью которых можно осуществлять моделирование игровых ситуаций (проектор, интерактивная доска и другие).

Важно понимать, что просто рассказать детям о профессиях мало, им надо дать возможность поиграть в каждую из них. Во время игр малыши повторяют действия взрослых людей, которые они осуществляют на своей работе, и копируют специалистов разных сфер деятельности: врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога, нефтяника, пекаря и тому подобное.

В процессе игры дети развиваются, расширяют свой кругозор, приобретают новые умения, знания и способности. Для максимально эффективного и интересного знакомства с профессиями воспитатели для детей подготавливают всё необходимое: наполняют пространство дидактическими, настольно-печатными играми, атрибутами, спортивными игрушками, тематическими пособиями, книгами.

Знакомство детей с профессиями

Немаловажно и то, что игровой процесс способствует получению навыка коммуникации и выстраивания отношений с другими участниками. При разыгрывании различных ситуаций дошкольники учатся находить компромиссы, вместе решать спорные вопросы, благодаря чему формируются понятия дружеских и партнёрских взаимоотношений.

Рассказывать детям о сферах деятельности взрослых людей можно с малых лет. Уважительное отношение к чужому труду, способность к коллективной работе – это те качества, которые надо заложить в современных детях. Знакомство с профессиями играет не последнюю роль в воспитании юных дарований. Благодаря информации о сферах деятельности, дети расширяют свой кругозор, начинают интересоваться окружающим миром и ценить чужой труд.

Ознакомление с профессиями взрослых людей – это как метод формирования системных знаний, так и необходимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру старших, развития навыка взаимодействия с взрослыми. Дети могут узнать много интересных фактов о каждой профессии.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw