Как стать воспитателем: особенности профессии и варианты обучения
Сохранить статью:
Кто это? Воспитатели – это люди, которые оказывают большое влияние на формирование личности ребенка. Хороший специалист обладает не только профессиональными навыками, но и является носителем высоких моральных принципов.
Как стать? Чтобы стать воспитателем, нужно выбрать один из доступных способов: обучение в колледже, вузе, дистанционное или очное, профессиональная переподготовка, повышение уровня квалификации. Главное – точно решить для себя, действительно ли вы сможете работать по специальности.
- Особенности профессии воспитатель
- Личные качества, важные для воспитателя
- Условия труда воспитателя
- Медицинские противопоказания для должности воспитателя
- Перспективы карьерного роста воспитателя
- Варианты обучения на воспитателя
- Как понять, сможете ли вы работать воспитателем
- Психологическое совершенствование воспитательной деятельности
Особенности профессии воспитатель
Данная профессия является очень почетной, востребованной, важной для общества. В период раннего детства формируется характер, закладываются моральные принципы, определяется жизненная позиция. В этом возрасте ребенку очень важно иметь наставника, который сможет помочь ему с самоопределением, опираясь на свою образованность, компетентность, эрудированность. Воспитатель, наравне с родителями, играет важную роль в жизни ребенка.
Труд воспитателя должен быть направлен на то, чтобы сформировать цельную личность из того малыша, что пришел в детский сад. Обучение в дошкольном учреждении – первая ступень на высокой лестнице, финальная ступень которой — воспитание хорошего человека, гражданина социального общества, достойного представителя своего государства.
Во время занятий с педагогом в детском саду дети развиваются физически, умственно, учатся этике, эстетике, а также посвящают много времени трудовому развитию и подготовке к школьному обучению.
В дошкольном учреждении дети знакомятся с буквами и цифрами, познают мир во время рисования, лепки. Они занимаются спортом, танцами, пением, развивают речь и мышление. Воспитатель в игровой форме приучает детей быть самостоятельными, творческими, эрудированными, доброжелательными.
Нельзя забывать и о физическом здоровье малышей, этому воспитатели также уделяют много времени. Физические упражнения для детей, особое закаливание, полное соблюдение санитарно-гигиенических норм и знакомство с ними в форме игровых уроков – именно этим занимается педагог дошкольного образования.
Работа с детьми проходит эффективнее, если воспитатель наладил тесный контакт с родителями, консультирует их в спорных вопросах о физическом и моральном здоровье их ребенка, дает некоторые уместные советы по воспитанию.
Каждый воспитатель обязан ознакомиться с методической литературой, выучить и применять на практике основные положения, а именно:
- нормативные правовые акты и программную документацию, в которых освещаются главные вопросы дошкольного образования и права детей;
- выдержки из методики дошкольного воспитания;
- основы детской, возрастной, социальной психологии, анатомии и физиологии детей дошкольного возраста;
- основы дефектологии;
- некоторый детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
- разнообразные методики обучения и развития дошкольников;
- главные правила охраны жизни и здоровья детей;
- основы медицинской помощи, до приезда спасательной бригады.
Личные качества, важные для воспитателя
Многие люди очень тепло относятся к маленьким детям, искренне любят их и именно поэтому уверены, что труд воспитателя не будет для них слишком тяжелым. Однако, погрузившись в эту сложную профессию, приходит понимание того, что любовь к детям и тяжелая работа по их воспитанию – это два совершенно разных понятия. Педагогика – очень сложная сфера социальной деятельности. Перед тем как стать воспитателем, человек должен убедиться в правильности своего выбора.
На месте работы от воспитателя требуется:
- быть открытым, коммуникабельным, быстро и без труда находить общий язык с воспитанниками и их родителями;
- быть дружелюбным, располагающим к себе, чтобы детям было спокойно и уютно рядом;
- иметь позитивный настрой, стойко справляться с трудностями этой профессии;
- стать заботливым и внимательным, чтобы дети прониклись, а родители полностью доверяли и не боялись оставлять с воспитателем своих малышей;
- творчески подходить к работе, придумывать оригинальные развивающие занятия для воспитанников;
- быть любознательным, с удовольствием познавать мир вместе с детьми и радоваться совместным открытиям;
- быть устойчивым к стрессам, чтобы избегать эмоционального выгорания или проявления чрезмерной эмоциональности во время диалога с родителями или с гиперактивными малышами;
- стремиться к развитию, к улучшению имеющихся навыков.
У хорошего педагога дошкольного образования должны быть такие профессионально-важные качества, как:
- заинтересованность и искреннее желание работы с малышами;
- тактичность, доброжелательность, отзывчивость;
- креативность, творческое мышление;
- внимательность ко многим вещам, умение качественно выполнять сразу несколько важных задач, способность быстро переключаться с одного объекта на другой;
- хорошая память;
- умение контролировать свои эмоции и желания;
- организованность;
- общая культура и эрудированность, грамотная, приятная, понятная речь;
- умение управлять многочисленным коллективом.
В современной России активно проходит процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни. От молодежи ждут не только решительности, активности, а также полного осознания ответственности за свои действия.
В настоящее время ученики школ и вузов признают только демократию. Они убеждены, что каждый имеет право на собственную точку зрения, готовы отстаивать свои права и бороться за них. Именно поэтому они открыты к дискуссиям на тему из любой жизненной сферы, готовы в ходе диалога решать все возникающие разногласия, уважают разнообразные позиции по тому или иному вопросу, отвергают диктатуру, не приемлют давления на личность.
Свобода мнений заключается не в том, что человек может говорить что угодно и в той форме, какой пожелает. Настоящая свобода предполагает убедительное, логическое, а главное вежливое изложение собственной мысли и донесение ее сути до собеседника. Если человек умеет слушать, слышать, дискутировать в рамках приличия, то в реалиях современности ему открыты многие двери. Он сможет работать в сфере власти, грамотно руководить людьми и принимать точные управленческие решения.
Система экономических отношений тоже меняется. Обществу нужны деловитые, предприимчивые граждане, умеющие обращаться с финансами. Раньше не было необходимости культивировать эти качества в человеке, а сейчас это нужно сделать еще до окончания подростком школьного образования. Взрастить эти качества в человеке может только независимый, грамотный, инициативный воспитатель.
Условия труда воспитателя
Педагогическая деятельность воспитателя может протекать самостоятельно (если человек работает в маленьком частном или домашнем детском саду) или в коллективе (если речь идет о государственном учреждении, к примеру). Большую часть трудовой деятельности воспитатели проводят в помещении, находясь в постоянном активном движении. В большинстве детских садов необходимо выводить группы на уличную прогулку, постоянно сопровождая малышей.
Во время работы воспитатель взаимодействует с ручными средствами труда (ручки, карандаши, красками, листами бумаги для организации занятий с детьми) и современными техническими средствами (проекторами, персональными компьютерами, интерактивными досками).
Освещение в помещении для работы должно удовлетворять воспитателя и соответствовать нормам СанПиНа. Они же предписывают и постоянное проветривание.
Внешний вид воспитателя тоже имеет большое значение. Особой униформы нет, но человек должен выглядеть опрятно, поскольку подает пример маленьким детям.
Медицинские противопоказания для должности воспитателя
Некоторые люди не могут работать воспитателями по медицинским показаниям. Например, если у них:
- проблемы с сердцем и сосудами;
- заболевания органов дыхания;
- трудности с опорно-двигательным аппаратом;
- расстройства нервной системы;
- хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
Запрещено работать на должности воспитателя, если человек является бактерио- и вирусоносителем или имеет алкогольную / наркотическую зависимость.
Перспективы карьерного роста воспитателя
Перспективы карьерного роста у воспитателя имеются, однако, подготовку к будущему повышению нужно начинать заблаговременно. Необходимо понять, что нужно предпринять, какие шаги приведут к успеху, какие действия особенно ценятся и способствуют повышению.
- Помощник воспитателя
Стать воспитателем детского сада без педагогического образования можно, начав с должности «помощник воспитателя». От человека не требуется опыт работы в этой сфере, не нужно обладать какими-то академическими знаниями. На этой должности нужно выполнять работу нянечки, поддерживать чистоту и порядок в помещении, где проводят время дети. Работая, можно набираться опыта, наблюдать за процессом, что полезно для будущего карьерного роста.
- Младший воспитатель
Получив диплом о наличии среднего профильного образования или об окончании специальных курсов, человек может устроиться в дошкольное учреждение младшим воспитателем. Поскольку это уже дипломированный специалист, он должен обладать хотя бы минимальными знаниями в области дошкольной педагогики. Его задача – помогать воспитателю, проводить совместно с опытным коллегой занятия для малышей.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Воспитатель
Дипломированный воспитатель выполняет очень важные задачи – активно взаимодействует с детьми и во время этого процесса выявляет творческий и умственный потенциал каждого ребенка, способствует его развитию и адаптации. На плечи воспитателя ложатся задачи по обучению детей правилам гигиены и поведения.
Воспитатели занимаются проведением развивающих игровых занятий. В процессе работы у детей формируются коммуникативные навыки, происходит качественная подготовят к школе. В обязанности воспитателя входит поддержание контакта с родителями воспитанников, ведение документации и соблюдение порядка в помещении, где находятся дети.
Очень важен стаж работы, на это обращают внимание работодатели. Для получения пометки о стаже можно пройти курсы профессиональной переподготовки (3-4 месяца), а потом идти устраиваться на работу на должность воспитателя. Обязательно наличие высшего или среднего профессионального образования.
Для повышения нужно подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет, а также проходить аттестацию на повышение категории, которых всего три: вторая, первая и высшая.
- Старший воспитатель, методист
Если у человека на руках имеется диплом о высшем педагогическом образовании, в трудовой книжке значится стаж от 2-х лет, тогда он может претендовать на должность старшего воспитателя, по-другому – методиста. Его работа заключается в тщательной разработке и активном внедрении методических рекомендация для детей и родителей. Он составляет учебные планы, программы обучения.
Старший воспитатель ведет отчетность, планирует мероприятия для дошкольников в ДОУ, контролирует работу всех воспитателей.
- Руководитель ДОУ
Самая высшая ступень в карьерной лестнице педагога дошкольного учреждения – руководитель ДОУ. Заведующий детского сада обязан знать о всех процессах дошкольного образования. Он несет прямую ответственность за качественный уход за воспитанниками, отвечает за их образование, контролирует укрепление здоровья, безопасность в условиях ДОУ.
Выпускник колледжа не сможет стать заведующим, даже при наличии внушительного стажа и положительных рекомендации от коллег. Необходимо получить высшее педагогическое образование. Работу вполне возможно совмещать с обучением заочно.
Получив диплом о высшем образовании и проработав в учреждении более пяти лет, можно претендовать на такую почетную должность.
Нужно учесть, что требования к заведующему очень серьезные. Он должен:
- управлять коллективом воспитателей и всем обслуживающим персоналом;
- уметь планировать бюджет ДОУ;
- знать актуальные требования ФГОС;
- разбираться в подборе персонала;
- укомплектовывать группы, беря во внимание пожелания родителей, а также опираясь на возрастное соответствие, состояние здоровья и другие индивидуальные особенности детей;
- проводить прием родителей по разнообразным вопросам и требованиям.
Руководитель ДОУ обязан быть целеустремленным, ответственным, организованным, устойчивым к стрессу. Очень важно быть настоящим лидером коллектива и уметь хорошо планировать.
Варианты обучение на воспитателя
- Если вы являетесь учащимся 9-11 классов — колледж.
Срок обучения: 3-3,5 года.
Чуть выше можно найти ответ на вопрос о том, как стать воспитателем в детском саду без педагогического образования. Однако, если стремление к этой профессии появилось уже в средней школе, то можно окончить 9 классов и поступить в колледж.
Работодатели с радостью берут на работу выпускников с среднее специальным образованием, поскольку программа обучения такого уровня считается более проработанной. У студентов уже есть практический опыт, они имеют четкое представление о работе.
Можно выбрать одну из перечисленных программ обучения:
- Дошкольное образование (44.02.01).
- Педагогика дополнительного образования (44.02.03).
- Специальное дошкольное образование (44.02.04).
Если ученик закончил 11 классов, то он тоже может пойти учиться в педагогический колледж. Срок обучения будет составлять не 4 года, а 3.
В программе этих студентов будут только профильные дисциплины, а у студентов, поступивших в колледж после 9-ого класса, в программу обучения включены уроки математики, русского языка и прочие школьные дисциплины.
- Если вы являетесь выпускником ВУЗа или получили другую специальность — вуз по направлению «Образование и педагогическая деятельность».
Срок обучения: 4-5 лет.
К дипломированным специалистам с пометкой «воспитатель» сотрудники Управления дошкольного образования расположены гораздо больше, поэтому получать специализированный диплом все же нужно. Во время обучения научат всем тонкостям методики развития детей дошкольного возраста.
Существует множество программ с присвоением квалификации «воспитатель»: «психология и педагогика дошкольного образования», «дошкольное и начальное образование», «дошкольное образование и логопедия».
- Если вы уже работаете воспитателем или получили другую специальность — профессиональная переподготовка.
Курсы переподготовки могут помочь вспомнить азы профессии тем, кто обучался некоторое время назад. Эти занятия будут полезны педагогам, психологам и другим специалистам по работе с детьми.
Диплом о профессиональной переподготовке пригодится в том случае, если человек хочет устроиться на должность воспитателя, помощника воспитателя или старшего воспитателя. Если имеется оконченное педагогическое образование, то шансы на получения заветной работы увеличиваются, а срок прохождения курсов сокращается до 250-ти академических часов.
Если же нет педагогического образования, тогда нужно отучиться на курсах не менее 500 академических часов. Курсы переподготовки проводятся как очно, так и дистанционно. Это дает возможность получить навыки профессии даже тем, у кого очень плотный график или человек находится в вынужденной длительной командировке в другом городе.
В среднем можно получить диплом о прохождении курсов переподготовки за 1 год, но, конечно, этот срок варьируется, обговаривается с менеджером при составлении индивидуального графика для каждого учащегося.
У организации, которая осуществляет переподготовку, должна быть лицензия, разрешение на осуществление образовательной деятельности.
После того, как учеба завершена, специалисту вручается диплом установленного образца воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Диплом подтверждает компетентность в вопросах дошкольного образования, он предъявляется при устройстве на работу в ДОУ.
Если обучение осуществлялось в дистанционном формате, а у человека нет возможности получить диплом об окончании учебы лично, тогда документ высылают ему почтой. На электронный адрес при этом высылают цифровую копию документа. Она тоже является официальным документом, ее можно предъявлять работодателю для подтверждения своей квалификации.
- Если вы являетесь воспитателем или получили другую специальность — специализированные курсы для монтессори, вальдорфских и английских садов.
Срок обучения: 10-12 месяцев.
Специализированные методики применяются в частных садах. Они не подходят под государственные стандарты.
Специалисты по методике монтессори и вальдорфских садов проходят обучение в специализированных центрах. У них тоже должна быть вся положенная документация, разрешение на ведение образовательной деятельности, лицензия и аккредитация.
К воспитателю, который работает в учреждениях с углубленным изучением иностранных языков, тоже предъявляются особые требования. Уровень знания языка должен быть не ниже Advanced. При отклике на вакансию желательно предоставлять сертификат о сдаче международного экзамена, подтверждающие языковой уровень.
Во многих учреждениях обязателен особый тест для потенциального сотрудника — интервью на иностранном языке с работодателем для демонстрации своих знаний.
Как понять, сможете ли вы работать воспитателем
- Чтобы понять, сможете ли вы стать хорошим воспитателем, можно проверить свои возможности, устроившись нянечкой или помощником воспитателя. Можно проконсультироваться у людей, работающих в этой сфере.
- Будьте готовы к тому, что эта профессия отнимает много сил, энергии. Тут нельзя взять и уйти, поддавшись минутной слабости. От вас зависят судьбы некоторых малышей, вы нужны им, они хотят видеть энергичного воспитателя, а старшие коллеги желают наблюдать у вас мотивацию, стремление к непрерывному самообразованию.
- Нужно полностью соответствовать всем требованиям того учреждения, где мечтаете работать. Уточните их заранее, повышайте квалификацию, активно работайте для получения желаемой должности.
- Осознайте всевозможные риски. Необходимо заранее изучить возможность профилактики эмоционального выгорания. Воспитатели чаще других подвергаются этому. Нужно опережать синдромы, взять себя в руки и справляться с проблемами без вреда для собственного организма.
Психологическое совершенствование воспитательной деятельности
Воспитатель должен постоянно самосовершенствоваться. В педагогике многие знания очень быстро теряют актуальность, нужно следить за тем, что и в каком формате транслируется воспитанникам.
Учеба в педагогическом вузе может длиться 5 лет, поэтому информация, полученная на первом курсе, может быть уже неактуальной к сроку окончания учебного заведения. Да и некоторая информация очень быстро забывается, потому что не подкрепляется практикой. Нужно обновлять полученную информацию, актуализировать ее каждые 3-4 года.
Психологическое самообразование воспитателя базируется на систематическом ознакомлении с последними достижениями разных отраслей психологии, связанных с обучением и воспитанием. Из полезной литературы для воспитателей, специалисты выделяют журналы: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Дошкольное воспитание», других научных и научно-практических изданиях.
Саморегуляция является заранее осознанным и системно организованным воздействием индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями – реакциями на возникшую ситуацию.
Саморегуляция предполагает совокупность получения точных данных об объекте внимания, однако, в педагогике не всегда можно найти однозначные ответы на вопросы, что, зачем и как наблюдать. От воспитателя требуется сложная умственная и физическая работа для поисков ответа.
Нужно уметь управлять вниманием. Выделяют 2 вида внимания: произвольное и непроизвольное. Воспитатель может управлять первым видом, опираясь на какие-то слова или стимулы, которые будут вызывать искренний интерес у аудитории. Второй вид не поддается прямому управлению, только косвенному, через регулирование психофизиологических состояний организма, от которых оно зависит (сильное переутомление, болезнь, стресс и т.д.). В данном случае поможет только отдых или лечение.
Саморегуляция памяти тоже важна для педагога. Сознание человека контролирует процессы запоминания и воспроизведения информации, так что они лучше всего поддаются саморегуляции. Сохранением, узнаванием и забыванием управлять несколько сложнее, поскольку они работают на подсознательном уровне, однако ими тоже можно косвенно управлять через организацию запоминания.
Человек может проводить ассоциативные ряды для упрощенного запоминания, фиксировать определенные образы, вызывающие ассоциацию.
Также необходимо заниматься саморегуляцией мышления, чтобы сделать его продуктивнее. Основные приемы заключаются в следующем: нужно очень внимательно анализировать условия решаемых деятельностных задач, соотносить требуемый результат с установленными условиями, выявляя, чего именно в них не хватает для получения финального положительного результата.
Мышление нужно все время тренировать, заниматься последовательным поиском или проработкой иных вариантов решения проблемы в качестве упражнений. Это помогает сделать мышление гибким и избегать «застоя» в мыслительных процессах.
Всё, что приходит на ум во время поиска решения задачи, нужно проговаривать вслух или про себя. Если есть возможность – можно записать их. Так будет проще осознать, каков ход у мыслительных процессов, держать их под контролем.
Саморегуляция эмоций, как бы это не звучало странно, заключается в способности умело контролировать состояние мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций. Воспитатель обязан всегда держать эмоции под контролем, а какие-то особо яркие порывы обращать в плодотворную работу с детьми.
Большой популярностью способ регуляции эмоциональных состояний, называемый аутогенной тренировкой (или аутотренингом). Это особая система упражнений, которая разработана специально для саморегуляции психического и физического состояния.
Если у воспитателя большая нагрузка, очень часто возникают проблемы индивидуального характера, наблюдается подавленность психофизиологического состояния, проблемы со здоровьем, тогда аутотренинги являются прекрасным выходом из трудного положения. Основами аутогенной тренировки овладеть совершенно не трудно, можно сделать это самостоятельно, без наставника.
В настоящий момент и в обозримом будущем профессия воспитателя будет все так же востребована. Однако, эта очень трудная работа, к которой нужно быть готовым и морально, и физически.
Не каждый человек, окончив педагогический ВУЗ и являясь дипломированным специалистом, справится с этой трудной профессией. Нужно не просто любить детей, но и прикладывать максимум усилий для того, чтобы из них выросли достойные граждане нашего общества.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: