Дисциплина в классе: топ-7 способов ее поддержать
Сохранить статью:
Что это? Когда мы говорим о дисциплине в классе, часто представляем себе строгого учителя, стоящего перед тихой и покорной группой учеников. Однако на самом деле дисциплина – не просто подчинение правилам и наказания. Это организация и структурирование учебного процесса, которые помогают создать благоприятную атмосферу для обучения.
Что делать? С детьми, нарушающими дисциплину, учитель должен вести себя твердо, но доброжелательно. Нужно найти реальный мотив плохого поведения ребенка, исходя из этого выбрать самый эффективный способ исправить ситуацию.
- Что такое дисциплина
- Проблемы дисциплины на уроках
- Классификация Рудольфа Дрейкурса
- Что включать в урок для хорошей дисциплины
- Топ-7 способов поддержать дисциплину на уроке
- Как привлечь внимание детей на уроке
- Антирейтинг приемов, которые не помогают держать дисциплину на уроке
- Часто задаваемые вопросы о дисциплине в классе
Что такое дисциплина
По мнению большинства учителей, о дисциплине на уроке можно говорить, когда ученики тихо сидят за партами, не отвлекаясь, слушают объяснения педагога, поднимают руку, когда хотят ответить, после звонка спокойно собираются и выходят из класса.
На практике такое бывает редко, поскольку учащиеся – дети, а не роботы. Они могут переговариваться друг с другом, отвлекаться и зевать от скуки. Главное, чтобы школьники уважали одноклассников и преподавателей, не нарушали законы, соблюдали правила образовательного учреждения и нормы этики.
Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит определения дисциплины. Образовательной организации вменено в обязанность создание безопасных условий обучения и соблюдение прав и свобод обучающихся (статья 28 Закона).
За учениками закреплено право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, уважение их человеческого достоинства, охрану жизни и здоровья, на защиту от любых форм насилия, оскорбления (статья 34), а также обязанность по уважению чести и достоинства друг друга (статья 43).
Проблемы дисциплины на уроках
С детьми, нарушающими дисциплину в классе, учитель должен вести себя твердо, но при этом доброжелательно. В первую очередь, нужно найти реальный мотив плохого поведения ребенка, исходя из этого выбрать самый эффективный способ прекращения нарушения, а затем разработать стратегию взаимодействия с учеником, которая позволит минимизировать вероятность повторения подобных поступков в дальнейшем.
Плохое поведение означает не только хамство или хулиганские выходки в школе. Под ним учителя понимают также любые неадаптированные, инфантильные, недостойные поступки (например, отсутствие интереса к учебе, неуверенность в себе, страх отвечать перед классом и т. п., т. е. действия, которые свидетельствуют о том, что ребенок не может адаптироваться к школе).
Американский педагог и психолог Р. Дрейкурс предложил классификацию мотивов, лежащих в основе плохого поведения учеников. Наблюдая за действиями детей, он выделил всего четыре ведущих повода. Его теория помогает выбрать воспитательную стратегию, выработать план работы с проблемными учащимися.
Определив мотив, лежащий в основе плохого поведения, можно понять условия роста при взаимодействии с ребенком. Одним детям важно находиться в центре внимания, другим – играть ведущую роль в любой ситуации, третьим – отомстить за обиду, четвертым – чтобы их оставили в покое.
Зная истинные причины нарушения ребенком дисциплины в классе, учитель может правильно выстроить свою линию поведения, определить реакцию ученика на те или иные педагогические методы воздействия.
Классификация Рудольфа Дрейкурса
По мнению американского педагога и психолога Р. Дрейкурса, в основе плохого поведения детей лежат всего четыре основных мотива.
Привлечение внимания
Эта причина лежит в основе действий детей-артистов, которые в начальной школе завоевывают внимание учителей, в более старшем возрасте – одноклассников и ровесников.
Для привлечения внимания учащиеся используют такие инструменты, как вызывающее поведение, совершение странных поступков, выполняют задания педагога настолько медленно, что класс вынужден подстраиваться под них и т. п.
Подобное поведение формируется у детей, чьи малейшие капризы немедленно исполняются дома, либо у тех, кому не хватает внимания родителей.
Таким детям нужно продемонстрировать, что хорошее поведение способно дать им намного больше внимания, чем плохое.
Утверждение власти
Используя этот мотив, дети стремятся задеть учителя, бросить ему вызов. Они шумят и нарушают дисциплину, когда преподаватель объясняет материал или кто-то из одноклассников отвечает, сдают незаконченные работы. В старших классах таким ученикам свойственна громкая некультурная или бранная речь, публичное хамство, в начальной школе утверждение власти может проявляться в форме истерик с визгом.
Данная причина может также лежать в основе тихого непослушания, показного дружелюбия, постоянной лжи. Свое поведение ребенок оправдывает ленью, рассеянностью, забывчивостью, которые возникают обычно на уроках или во время выполнения домашних заданий.
С такими детьми нельзя конфликтовать напрямую, поскольку в этом случае напряженность в отношениях усилится. Лучше всего поможет делегирование ученику части организаторской власти. Можно, к примеру, попросить его составить план урока или проверить работы одноклассников. Ребенок сможет таким образом продемонстрировать свою взрослость, личностную силу.
Месть
Излишне суровое или несправедливое, по мнению ребенка, наказание, публичное высмеивание и. п. может привести к тому, что он замкнется в себе и захочет отмстить за реальную или вымышленную обиду. Ученик также может проецировать на учителя свое недовольство родителями, одноклассниками, руководством школы. Он может бояться отомстить им в реальности, зато вполне в состоянии выместить негатив на педагоге.
Эта мотивация может вылиться в такие поступки, как порча кабинета или школьного имущества, в запущенных случаях ученик способен поднять руку на преподавателя. Дети безошибочно определяют слабое место учителя и давят на него. Если педагог ценит пунктуальность, будут постоянно опаздывать, если ему важен опрятный внешний вид или вежливость, будут вызывающе одеваться и грубить и т. п. Для пассивной формы мести характерны неподатливость ребенка, угрюмость и неразговорчивость, которые ставят взрослого в тупик.
Для выстраивания отношений с такими детьми важно, чтобы в их основе лежала забота. Даже в случае нарушения учеником дисциплины в классе, следует разделять его личность и совершенный им поступок.
Избегание неудачи
На общей дисциплине в классе поведение учеников, избегающих неудач, никак не сказывается. Они стремятся к незаметности, а, не выполнив задания, надеются, что учитель их не спросит. Такие учащиеся редко открыто выражают гнев и недовольство. Проявить эмоции они могут лишь в том случае, когда это поможет избежать вероятного провала.
Чтобы спастись от неудач, ребенок до последнего откладывает выполнение заданий, малейшее недомогание раздувает до критических масштабов, главное, чтобы это помогло ему остаться дома и не идти на нежеланный урок.
Этот мотив формируется под влиянием непрофессионального подхода учителя, когда ребенка постоянно ругают за ошибки, практически не замечая достижений. Все это снижает мотивацию до нуля и приводит к протестному поведению.
Чтобы справиться с ситуацией, вернуть ребенку мотивацию и желание учиться, педагогу важно акцентировать внимание на его успехах, поддерживать и подбадривать, ненавязчиво подталкивать к учебному взаимодействию с одноклассниками.
Что включать в урок для хорошей дисциплины
Как же выстроить урок так, чтобы в классе была хорошая дисциплина.
Теория и практика
Теория управления стрессом делит все занятия на два вида:
- стрессовые, в процессе которых необходимо преодолевать сложности;
- рутинные, т. е. доведенные до автоматизма.
Чтобы поддерживать дисциплину в классе на должном уровне, стоит чередовать эти занятия, что особенно актуально для сдвоенных уроков (один из них можно посвятить решению однотипных заданий, а второй – творческой работе). Положительно скажется на внимании и поведении учеников чередование теоретических и практических задач, использование наглядных примеров и т. п.
Групповые задания
Совместная коллективная деятельность помогает детям лучше понять, что такое взаимная ответственность и разделение обязанностей. К подобным действиям, помимо традиционных лабораторных работ, относятся составление письменных рецензий на сочинения, дополнения и комментарии к устным ответам и пр.
Благодаря активной работе повышается также учебная мотивация школьников. Групповые или парные задания помогут поддержать дисциплину и вовлеченность на уроках на высоком уровне, поэтому использовать их надо как можно чаще.
Физминутка
Причиной низкой дисциплины в начальных классах часто оказывается гиперактивность детей. Справиться с этой проблемой поможет небольшая разминка, во время которой ученики встанут рядом с партами и под музыку помашут руками, совершат несколько наклонов или приседаний и т. п. Активность можно также привязать к теме урока. Старшеклассникам предлагают самостоятельно провести разминку.
Минута тишины
Иногда для повышения дисциплины в классе нужна, напротив, минута тишины. Можно предложить ученикам посидеть некоторое время с закрытыми глазами и подумать о своем или выполнить несложное задание, например, что-либо нарисовать или написать неведущей рукой.
Подходят для этого этапа и упражнения, которые выполняются с открытыми глазами, но требуют сосредоточенности, например, самостоятельное чтение учебника или поиск ответа на сложный дискуссионный вопрос.
Общение с учениками
Еще один прием, способствующий повышению внимания и улучшению дисциплины в классе, заключается в том, чтобы в начале занятия в течение 5–10 минут обсудить новости учеников. В процессе обсуждения дети настроятся на диалог, а учителю будет проще перейти к объяснению нового материала или закрепления уже пройденного.
на наши новости
500 000 пользователей!
Педагог, заинтересованный в высокой вовлеченности школьников в учебный процесс, часто интересуется их мнением, позволяет самостоятельно отвечать на вопросы, возникающие по ходу урока.
Топ-7 способов поддержать дисциплину на уроке
Ниже приведены несколько приемов, которые помогут поддерживать дисциплину в классе – от наименее эффективных до прекрасно работающих.
Дополнительные задания для «буйных»
Чем меньшее количество свободного времени у учеников, тем меньше у них возможности отвлекаться и нарушать дисциплину в классе.
Евгения, 31 год, учитель математики: «Всегда держу в запасе карточки с заданиями на уже пройденные темы. Как только замечаю, что кто-то болтает с соседом по парте, обоим даю дополнительные задания на оценку! А оценку – в журнал!»
Болтливые ученики быстро понимают, что исправлять двойки и тройки намного сложнее, чем спокойно сидеть на уроке и слушать педагога.
Разнообразие уроков и заданий
Однообразные уроки по принципу: «Один отвечает у доски, остальные – списывают», – быстро приводят к потере мотивации, а вместе с ней и внимания. В поисках разнообразия ученики начинают рисовать на партах, болтать или перебрасываться записками.
Чтобы сохранить дисциплину в классе, лучше использовать несколько разных видов упражнений (4–7 вполне достаточно).
Хочешь, чтобы тебя услышали? Говори тихо сам
Этот прием не работает с учениками, которые задались целью сорвать урок, однако отлично подходит для всех остальных.
Оксана, 28 лет, преподаватель русского языка: «В прошлом году как раз на День учителя я потеряла голос. Мои шестиклассники очень быстро поняли, что максимум, что я могу, это шептать. После этого не только смолкли все разговоры, они даже стулья двигать перестали, потому что любой шум заглушал мои объяснения!»
В общем, повысить дисциплину в классе поможет шепот учителя.
Да здравствует сюрприз
Надежда, 43 года, преподаватель географии: «Как только вижу, что класс утратил концентрацию, даю им неожиданную и нелогичную команду, к примеру, встать, посмотреть на потолок, взять соседа за ухо».
Суть приема заключается в неожиданности. Она помогает взбодрить учеников и держать их в тонусе. Даже если кто-то отвлечется, все равно заметит непонятные действия остальных и тоже включится в игру. Этот способ не подходит в том случае, когда школьников сложно успокоить.
Удивляй и властвуй
Педагогу важно делиться с учениками интересными и необычными знаниями о своем предмете.
Николай, 32 года, учитель физики: «Этот предмет я выбрал из-за опытов. Сейчас почти на каждом уроке показываю какой-нибудь простой, но интересный эксперимент. Для детей это: «Ого, как круто!», – а я ощущаю себя настоящим магом. Как только дисциплина в классе начинает хромать, говорю, что исследований не будет. Сразу успокаиваются».
«Танцуют все!»
Самые шумные ученики обычно концентрируются на задних партах, поэтому их надо активнее вовлекать в учебную деятельность. Например, предложить эстафету с написанием на скорость существительных на определенную букву на доске, игру в слова или города. Главное, чтобы задания были несложными.
Играем
Наталья, 28 лет, учитель информатики: «В начале урока рисую на доске три сердечка, это «жизни» (как в компьютерных играх). Если дисциплина в классе начинает страдать, одно сердечко молча стираю. Ученики знают, что это означает дополнительный номер к домашнему заданию. «Жизнь» можно вернуть обратно, если вести себя тихо».
Хорошо помогают поддерживать дисциплину в классе, например, игровые сертификаты: «Подсказка учителя», «Освобождение от домашней работы» и пр. Ученикам интересно, педагогу весело.
Как привлечь внимание детей на уроке
Рассказываем, как управлять вниманием детей в школе и на уроках.
Эффект неожиданности
Интрига привлекает внимание учеников, а значит, помогает добиться тишины в аудитории. Например, педагог может в начале урока сообщить, что откроет детям большой секрет, хотя на самом деле речь пойдет о правописании суффиксов.
Для привлечения внимания можно попросить три раза хлопнуть тех учеников, которые слышат учителя. Если несколько раз повторить просьбу, то в классе в итоге наступит тишина. Главное для этого приема – эффект неожиданности.
Другая разновидность неожиданности связана не со звуком, а со светом. Например, призывая детей к дисциплине в классе, можно неожиданно выключить свет (для большего эффекта надо, чтобы за окном было темно). Большинство ребят перестает баловаться, если их никто не видит.
Призывать к тишине можно с помощью стоп-слова или фразы, привлекающей внимание. Слово можно выбрать вместе с учениками или устроить голосование за лучший вариант, предложенный детьми.
Добиться дисциплины в классе в нужное время (например, во время контрольной или самостоятельной работы) можно при помощи таймера в смартфоне или обратного отсчета. До учеников нужно донести, что после звукового сигнала, они должны успокоиться.
Вызывающее поведение учащихся зачастую вызвано желанием привлечь к себе внимание. Учитель может перехватить инициативу, став основным центром притяжения взглядов. Для этого не нужно вызывающе выглядеть, достаточно использовать на уроках интересные приемы, например, проводить занятия не в аудитории, а на природе или в музее и т. п. Танцы и пение тоже приветствуются, главное, чтобы они совпадали с темой урока.
Жесты, прикосновения и позы
Жесты подходят для успокоения учеников начальных классов. К примеру, поднятая ладонь означает призыв к тишине, загнутые пальцы – минуты задержки на перемене, определенное, редко используемое место в кабинете – необходимость успокоиться.
При нормальном отношении к прикосновениям можно дотрагиваться до плеча заводил, главное, не применять к ним физическую силу ни в каком виде.
Повысить дисциплину в классе и градус внимания можно, встав со стула и повернувшись к ученикам. При разговоре с конкретным ребенком следует смотреть ему в глаза. Такой прием продемонстрирует уверенность учителя в себе и своих действиях и контроль над ситуацией.
Во время самостоятельных и контрольных работ допустимо хождение педагога по аудитории.
Важность речи учителя
- Преподаватель должен говорить спокойно и внятно. Не нужно кричать, лучше общаться тихим голосом, это заставит учеников прислушаться. Кроме того, тишина в аудитории затрудняет посторонние разговоры, а учителю легче контролировать свою речь, избегать повышенных интонаций, срыва голоса и т. п.
- Не нужно стремиться перекричать класс. Лучше, напротив, начать разговаривать шепотом. Чтобы расслышать, что говорит педагог, ученикам придется замолчать. А заговорщицкая интонация при обращении к тем, кто сидит за первыми партами, поможет быстрее заинтересовать всех остальных.
- Новый материал нужно доносить до учеников лаконично, без многочисленных вводных предложений, слов-паразитов и пр. Одно предложение должно содержать единственную мысль, тогда речь проще контролировать, а детям не придется напрягаться, чтобы в конце фразы вспомнить то, что было в начале.
- До обучающихся важно донести, что класс – это единое целое. Сделать это можно при помощи местоимения «мы», таким образом объединяя учителя и учеников.
Для сохранения дисциплины педагогу важно следить за своей речью. Материал необходимо объяснять свободно, чисто и динамично, не зачитывая слово в слово информацию из учебника и помня о том, что монотонность навевает сон.
Антирейтинг приемов, которые не помогают держать дисциплину на уроке
Перечисленные ниже приемы не только не помогают добиться дисциплины в классе, но и, напротив, мешают этому:
Крик
Криком педагог расписывается в своей слабости, неуверенности и отсутствии контроля над ситуацией. Это пустая угроза, которую ученики практически не воспринимают, зато педагог в их глазах выглядит истеричной особой.
Татьяна, 33 года, учитель истории: «Я оказалась не готова к «тяжелому» классу. Ученики не слышали звонок, им было все равно, что педагог уже начал объяснять новый материал. Мне было очень обидно, расценивала такое отношение как личное оскорбление. И стала орать.
Сначала для того, чтобы перекричать детей, потом, чтобы выплеснуть негативные эмоции. Опомнилась после того, как в третий раз потеряла голос. Кричать перестала, чем вызвала удивление ребят. Друзьями мы с ними не стали, но вести уроки стало намного проще».
Игнор «буйных»
Некоторые расценивают такой прием как карт-бланш на вседозволенность. Если учитель не замечает нарушений дисциплины в классе, то можно продолжать в том же духе.
Павел, 35 лет, преподаватель информатики: «Кричать на детей мне казалось неправильным, поэтому болтунов я стал игнорировать. Сообщил классу, что заставлять их учиться я не собираюсь, кто заинтересован в предмете, может сесть вперед и слушать, остальные вольны делать, что хотят. Однако очень быстро понял, что такой прием не действует».
Бесконечные жалобы
Если педагог занимает «детскую» позицию и постоянно жалуется на нарушения дисциплины в классе, ученики очень быстро перестают его уважать. Защитникам обиженного педагога со временем тоже надоедает его неумение добиться тишины и внимания на уроках.
Нина, 40 лет, учитель литературы: «Я не справилась с детьми ни как педагог, ни как классный руководитель. О любом нарушении дисциплины я сообщала родителям, а на тех, кто отвлекался и баловался на уроках, постоянно писала докладные записки завучу и директору. Потом услышала за своей спиной: «О, нытик идет». А руководство школы прямо заявило о моей профнепригодности».
В данном случае речь идет о жалобах на любые, даже самые незначительные нарушения дисциплины в классе. Однако про вопиющие факты, в том числе представляющие угрозу для жизни и здоровья, сообщать надо в обязательном порядке.
«Гуд-бай из класса»
Учитель не имеет права выгонять ученика с урока, даже если он активно нарушает дисциплину в классе. В конце концов, он может навредить себе, другим детям, испортить школьное имущество и т. п. Во время учебных занятий педагог отвечает за жизнь и здоровье каждого учащегося.
Часто задаваемые вопросы о дисциплине в классе
Отвечаем на популярные вопросы.
Почему дети шумят на уроке?
Ученикам начальной школы сложно удерживать внимание в течение всего урока, а шум в аудитории – своеобразный сигнал о необходимости отвлечься и переключить внимание. Задача учителя – уловить этот сигнал и использовать специальные приемы для поддержания дисциплины в классе.
На что у педагога нет права?
Учитель не вправе применять к учащимся физическое или психологическое насилие (ставить в угол, выгонять из аудитории, заставлять стоять весь урок и т. п.).
Почему дети не слушаются и шумят?
Если дисциплина в классе страдает, учителю стоит проанализировать причины плохого поведения детей. Иногда за ним стоит перевозбуждение после долгой перемены или желание проверить пределы терпения педагога. Шум на уроке также может быть обусловлен активным обсуждением, в процессе которого каждый ученик стремится доказать свою точку зрения и перекричать остальных.
Кроме того, психологи говорят о том, что в начальной школе дети часто начинают скучать и пытаются выплеснуть накопившуюся энергию. В средних классах за нарушениями дисциплины зачастую стоит подростковый протест. В основе конфронтации с учителями старшеклассников может лежать стремление отстоять свои идеалы и представления о жизни.
Поддержание дисциплины в классе зависит от того, что лежит в основе ее нарушения. К примеру, можно доброжелательно (и это главное) посмеяться над нарушителем или дать активным ученикам интересное творческое задание.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: