Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Школьный психолог: особенности профессии
Главная > Блог > Школьный психолог: особенности профессии
26.07.2023
2165
Время чтения: 18 минут

Школьный психолог: особенности профессии

Кто это? Школьный психолог выступает связующим звеном между детьми, родителями и учителями. Он оказывает помощь ученикам в социализации, принятии возрастных изменений, учит правильно воспринимать мир и находить решения в конфликтных ситуациях.

На что обратить внимание? В профессии высок риск эмоционального выгорания из-за детального погружения в проблемы подопечных. В задачи школьного психолога входит умение контролировать себя и поддерживать репутацию, рассматривая ситуации объективно и беспристрастно.

Чем занимается школьный психолог

Школьный педагог-психолог – это специалист, в зоне ответственности которого лежит психологическая работа с подопечными образовательного учреждения.

Школьный психолог должен отслеживать взаимоотношения в учебной группе и регулировать психологический климат во всем учебном учреждении, а также заниматься с учениками отдельно. Важно: индивидуальную работу с подопечными специалист может проводить, только если на это дали согласие их родители.

Чем занимается школьный психолог

Многие считают, что профессиональная деятельность психолога представляет собой ответ на внешние обстоятельства, к примеру, конфликты, обращения педагогов или родителей.

На самом деле все не так: школьный психолог работает согласно заданной структуре, для его деятельности характерно системное построение. Специалист занимается диагностикой, консультированием, профилактикой и просветительской деятельностью.

Такой работник проводит развивающие и коррекционные тренинги с целью улучшения отношений между учениками класса и преодоления ими кризиса во взаимоотношениях с педагогом. Занятия проводятся не только для школьников: на консультации приглашают преподавателей, администрацию образовательного учреждения, родителей. Обычно индивидуальную беседу планируют заранее, если случай не является экстренным.

Работа школьного психолога не ограничивается кабинетом специалиста. Сотрудник наблюдает за учениками на переменах, занимается разрешением конфликтов. Если специалист определяет поведение некоторых детей как нетипичное, он обращает на них особенное внимание и приглашает на личную встречу. Такая работа расценивается как профилактические действия.

Обязанности психолога в школе

Школьный психолог выполняет следующие обязанности:

Проведение психодиагностики

В рамках таких мероприятий выявляются нарушения или особенности, которые требуют коррекции.

Психодиагностика проводится планово, а также когда в учебное учреждение принимают новых детей. Особенную важность она имеет при зачислении учеников в первый класс. Здесь специалист может обнаружить у подопечных не только такие психологические проблемы, как тревожность, агрессивность и отсутствие мотивации, но и определить наличие трудностей с обучаемостью, а также дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр.

Школьный психолог при работе с детьми несет огромную ответственность, ведь чем ранее будет начата коррекция имеющихся дефектов, тем легче и быстрее недостатки будут устранены. Психодиагностика проводится как в группах, так и индивидуально. Подопечные играют в тематические игры, принимают участие в тренингах, тестировании, выполняют творческие задания.

Психокоррекция

Поэтапная деятельность, в рамках которой школьный психолог способствует работе подопечных учреждения над проблемами, которые были выявлены во время психодиагностики, а также развитию навыков, необходимых для успешного процесса обучения.

Основательная проработка, как правило, проводится, когда у учеников присутствуют:

  • повышенная тревожность;
  • гиперактивность;
  • недостаток внимания;
  • сложности с запоминанием информации;
  • проявления агрессии;
  • слишком сильная застенчивость;
  • навязчивые страхи и пр.

Психокоррекция – это не только мероприятия, направленные на исправление имеющихся отклонений. В рамках этой деятельности школьный психолог также способствует развитию определенных навыков и таких познавательных процессов, как внимание и мышление.

Психоконсультирование

Проводится как индивидуально, так и в группах. Такие мероприятия со стороны школьного психолога направлены на улучшение и стабилизацию эмоционального состояния учеников, их родителей и других взрослых, участвующих в образовательном процессе. Особенность их заключается в том, что они несут в себе пользу даже для тех подопечных, у которых не было обнаружено никаких отклонений.

Групповые занятия могут организовываться на регулярной основе в рамках различных мероприятий, к примеру, классных часов. Также возможны консультации педагогов и учеников в частном порядке.

Психопросвещение и психопрофилактика

Это плановые мероприятия, направленные на минимизацию вредного влияния разных тенденций, имеющих связь с взрослением. Например, психолог-педагог может рассказывать подопечным о вреде курения и наркотиков. Кроме того, считается, что именно этот специалист наиболее компетентен в выявлении признаков суицидального поведения у подростков. Также школьный психолог проводит беседы о половом взрослении. Он может поднимать любые острые и щепетильные темы, о которых нельзя молчать.

Просветительская работа

В ее рамках специалист проводит обучающие тренинги, лекции, семинары. Школьный психолог беседует с учителями, родителями и школьниками, организует мероприятия на тему профориентации.

Требования к педагогу-психологу

К школьному психологу предъявляются высокие требования. Занять это рабочее место может специалист с высшим или средним профессиональным образованием по профилю «Педагогика и психология» либо тот, кто прошел дополнительную профподготовку.

Требования к педагогу-психологу

Соответствие профессиональному стандарту предполагает, что психолог:

  • Разбирается в основах педагогики и психологии.
  • Хорошо знает возрастные особенности развития детей.
  • Компетентен в проведении психологических исследований и интерпретации результатов.
  • Знает правила, на основании которых отслеживается учебно-воспитательный процесс и пр.

Роль школьного психолога очень ответственная. Этот специалист ищет пути решения непростых ситуаций, дает рекомендации учителям и родителям, если возникает необходимость, то отправляет подопечных образовательного учреждения к более узким специалистам.

Бытует мнение, что психолог должен быть альтруистом. Данный школьный сотрудник сталкивается с серьезными эмоциональными трудностями, которые невозможно компенсировать деньгами.

Школьный психолог должен отличаться:

  • высоким эмоциональным и общим интеллектом;
  • умением слушать и слышать собеседника;
  • хорошей стрессоустойчивостью;
  • тактом и деликатностью;
  • общительностью;
  • умением наблюдать;
  • уверенностью в собственных возможностях;
  • оптимизмом;
  • умением находить нестандартные пути решения проблем;
  • терпимостью;
  • умением успокоить;
  • эмпатией.

Кроме того, школьный психолог должен постоянно заниматься самообразованием, читать современные книги по теме и уметь грамотно формулировать свои мысли. Также для специалиста не будут лишними чувство юмора и выносливость.

Требования к педагогу-психологу

Как правило, школьный психолог в основном работает с учениками образовательного учреждения. Следовательно, специалист обязан относиться к ним серьезно и с уважением. Он должен уметь спуститься (или подняться) до их уровня и проводить беседы на понятном им языке.

Программа школьного психолога

Некоторые считают, что психолог в школе работает, только если случится какая-то экстренная ситуация, но это не так. Циклограмма сотрудника включает в себя огромное количество задач, среди которых:

  • Психологическая диагностика.
  • Работа с учениками школы в группах.
  • Индивидуальные консультации подопечных.
  • Работа с методической литературой и консультирование педагогического состава.
  • Просветительская работа с родителями.
  • Работа с документами.

В рамках методической деятельности и работы с документами школьный психолог разрабатывает план на каждый учебный год, который включает программу занятий, составленную с учетом возрастных особенностей подопечных школы и влияния постоянно меняющегося окружающего мира.

Особенный акцент специалист делает на детской зависимости от гаджетов, дефиците внимания, повышенной тревожности, агрессивности и пр. При составлении годовой программы учитываются все вводные данные. Кроме того, в ней указываются темы, количество и продолжительность мероприятий, результат, который ожидается.

Обычно в образовательном учреждении работает один школьный психолог. Он самостоятельно занимается разработкой программ для разных классов, принимая во внимание возрастные особенности детей. Стоит отметить, что в некоторых школах таких специалистов несколько, каждый из них работает с детьми определенного возраста. Это педагоги-психологи начальной, средней и старшей школ. В таком случае сокращаются ставка и нагрузка.

Принципы работы педагога-психолога

Школьный психолог – это сотрудник учреждения, который должен иметь высшее психологическое образование. В первую очередь именно для этого специалиста действуют правила Этического кодекса психолога.

В нем указано, что любые сведения о подопечных образовательного учреждения должны храниться в сейфе в кабинете школьного психолога. Доступ к нему может иметь только этот специалист, разглашать информацию третьим лицам он не в праве.

Принципы работы педагога-психолога

Но из этого правила есть исключения. Сотрудник обязан сообщить имеющуюся у него информацию о противоправных действиях в правоохранительные органы, если она указывает на совершенное преступление или подготовку к нему.

Также стоит отметить, что в обязанности школьного психолога входит сообщение результатов любого исследования или диагностики подопечному, в отношении которого оно проводилось.

Специалист не может иметь предвзятого отношения к своим подопечным. Одна из задач школьного психолога – внимательно слушать разные мнения и разбираться в них, даже если они противоречат друг другу. Следовательно, сотрудник не может быть заинтересованным в разрешении конфликта в чью-либо пользу. Он должен смотреть на проблему со стороны, сохраняя при этом нейтральное отношение к частной информации.

Для того чтобы подопечные доверяли школьному психологу, специалист проходит специальное обучение. По окончании учебы он приобретает навык налаживания контакта с любым человеком.

Цели и задачи психолога в школе

В стенах школы дети проводят очень много времени. Все, что там происходит, оказывает влияние на их настроение, отношение к себе и окружению, формирует их привычки, установки и принципы.

К целям, поставленным перед школьным психологом, относятся: создание благоприятных условий для нормального развития каждого подопечного, своевременные выявление и корректировка отклонений, в идеале – их предупреждение, а также поддержка каждого ученика.

Цели и задачи психолога в школе

Ежедневно специалист решает большое количество задач, в том числе:

  • Изучение личностей всех учеников.
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
  • Диагностика отклонений, особенностей, которые требуют коррекции и дальнейшего наблюдения.
  • Помощь ученикам, их родителям или опекунам, педагогам в разрешении определенной ситуации.
  • Психологическая поддержка ребят, у которых возникают трудности с адаптацией.
  • Консультации педагогов.
  • Разработка эффективных методов обучения и пр.

Направления деятельности

Основные направления деятельности педагога-психолога в школе:

  • Изучение личностей подопечных школы и ученических коллективов с целью обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в рамках образовательного и воспитательного процессов.
  • Пропаганда среди участников здорового образа жизни, содействие в преодолении угроз здоровью, которые появляются в рамках учреждения.
  • Реализация программ, направленных на минимизацию трудностей в рамках обучения.
  • Создание условий, в которых нуждающиеся ученики будут получать коррекционно-развивающую поддержку, а также содействие в социализации и преодоление кризисов на протяжении всего периода обучения.
  • Своевременное определение среди подопечных того, кто оказался в социально-опасном положении.
  • Содействие созданию условий, в которых будут формироваться адаптивные социальные навыки.
  • Предупреждение неблагополучия в семье.
  • Профилактика отклонений в развитии, поведении, в деятельности и общении на ранних этапах.
  • Помощь участникам образовательного процесса в приобретении психологических знаний для успешного развития, воспитания и обучения.
  • Оказание целенаправленного воздействия на создание положительного социально-психологического климата в школе.
  • Формирование условий для социально-психологического развития классных коллективов.
  • Создание психологических условий, в рамках которых реализуются программы образования. К примеру, профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и др.

Основные направления работы психолога в рамках сопровождения начальной школы – это определение готовности к обучению, помощь в адаптации, создание позитивного с эмоциональной стороны отношения к учебе и образовательному учреждению, формирование самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.

В рамках базовой школы психолог обеспечивает адаптацию подопечных при переходе в среднее звено. Он оказывает поддержку ученикам в части решения задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития. Кроме того, специалист способствует минимизации проблем социализации, формированию благоприятной атмосферы в коллективах, которые возникают в образовательном процессе, помогает выбрать профиль обучения.

Школьный психолог содействует приобретению жизненных навыков, построению конструктивных отношений с другими учениками и взрослыми, проводит профилактику асоциального поведения и вредных привычек, а также поддерживает одаренных детей.

В рамках средней школы психолог-педагог оказывает помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении. Он поддерживает своих подопечных в решении экзистенциальных проблем, в частности, таких как самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности.

Специалист способствует развитию временной перспективы и психосоциальной компетентности, приобретению навыка определения целей, профилактике девиантного поведения, зависимости от наркотических препаратов.

В каких случаях родителям нужно обращаться к школьному психологу

Школьный психолог работает не только с детьми, также он консультирует родителей подопечных и педагогов. Стоит отметить, что вопросы, с которыми обращаются к такому сотруднику, – это далеко не всегда проблемы. К примеру, мама ученика средних классов может обратиться с вопросом, какие отношения у ее ребенка со сверстниками, не испытывает ли он трудностей с профориентацией или адаптацией (если, допустим, его перевели в новую школу).

В каких случаях родителям нужно обращаться к школьному психологу

Также родители могут получить узнать, правильно ли они строят отношения с подростком в семье. К психологу можно обратиться, если дома возникла ситуация, которая травмирует ребенка (развод родителей, смерть близкого родственника, материальные трудности). Так специалист будет знать о сложностях и внимательнее относиться к подопечному.

Еще один повод обратиться к школьному психологу, когда ребенок стал вести себя по-другому: отказывается от общения, замыкается в себе, не хочет учиться, приходит домой расстроенным.

Важно: любые особенности в поведении ученика, которые не соответствуют норме, свидетельствуют о необходимости посещения кабинета школьного психолога. Если помощь будет оказана своевременно, вероятность того, что ситуация не усугубится и не выйдет из-под контроля, гораздо выше. Даже если никаких серьезных проблем не будет выявлено, специалист подскажет, как поддержать ребенка и сохранить теплые отношения в семье.

Прежде чем обращаться к школьному психологу, родители должны знать:

  • Этот специалист – не волшебник.

За одну лишь консультацию он не сможет в корне изменить ситуацию. Ребенок не начнет сразу же лучше вести себя, не получит «пятерки» по всем предметам. Поведение подопечного изменится только после того, как будут установлены причины, а последние нередко кроются в дисфункциональных отношениях в семье. Следовательно, чтобы добиться положительной динамики, придется постараться всем: и психологу, и педагогам, и родителям.

  • Школьному психологу не удастся изменить склад ума ученика.

Если ребенок достигает успеха в основном в гуманитарных дисциплинах, маловероятно, что из него получится гений математики. Здесь ответственность несут природа и условия, которые создали его родители.

  • Работа специалиста с подопечным не будет иметь должного эффекта, если ребенок дома чувствует нехватку внимания и любви.

Все же развитие и психическое состояние несовершеннолетнего лежат в зоне ответственности родителей. Школьный психолог лишь помогает в решении проблем, он способен скорректировать ситуацию, но исправить ее полностью он не сможет. Максимально положительный эффект будет заметен лишь в тех случаях, когда усилия прилагают и родители, объединившись с психологом. Чаще всего помощь сотрудника заключается в работе над своими ошибками и поведением.

Методы школьного психолога

В своей работе школьный психолог-педагог использует большое количество методов. Их выбор зависит от ситуации, специфики поставленных задач, времени, в течение которого необходимо решить проблему, и от многих других факторов. Каждый специалист имеет свою методическую копилку, в которой находятся техники и приемы, проверенные на личном опыте.

Методы школьного психолога

Главные методы, которые использует школьный психолог:

  • Наблюдение.
  • Эксперимент.
  • Опрос, анкетирование, беседа, интервью.
  • Психодиагностическое тестирование (тесты достижений, интеллекта, личностные).
  • Моделирование.
  • Психологическая характеристика.
  • Дидактические методы (рассказ, лекция, дискуссия, метод упражнений).

Одним методом специалист не ограничивается. Каждый способ может включать в себя большое число вариаций, приемов и техник. Насколько эффективной будет работа психолога, зависит от его компетентности и практического опыта.

Чем педагог-психолог может помочь ребенку

Рассмотрим, чем же реально школный психолог может помочь детям в рамках образовательного учереждения?

Научит общаться

Общение имеет важное значение в жизни каждого ученика школы. Именно посредством коммуникаций с другими дети узнают мир, учатся понимать себя и окружающих. Если ребенок не общается со своими одноклассниками, его не принимает коллектив или он не умеет дружить, то пострадают его настроение и успеваемость.

Нередко ученики, у которых нет друзей среди одноклассников, говорят родителям, что их обижают, они не хотят больше посещать школу.

Чем педагог-психолог может помочь ребенку

Первое, что делает школьный психолог, – находит причины, из-за которых коллектив не принимает ребенка. Для этого он общается с педагогами, чтобы понять, как формируется характер общения между участниками образовательного процесса, работает со всем классом, чтобы развить в нем сплоченность.

В обязательном порядке школьный психолог составляет психологическую характеристику подопечного. Он может пригласить его на специальные занятия, которые помогут развить навыки общения и самозащиты.

Поможет искоренить страхи и комплексы

Школьный психолог может посодействовать избавлению от страхов и комплексов, только на консультации нужно искренне поделиться проблемой.

Специалист может скорректировать страхи, которые имеют непатологическую форму: боязнь темноты, одиночества, выступления на публике, страх животных, воды и пр. Также он борется с личностными комплексами (высокая агрессивность, заниженная самооценка, нежелание общаться со сверстниками, застенчивость, замкнутость, стыдливость и пр.). Для этого подопечные приглашаются на индивидуальные занятия, в рамках которых корректируются детские процессы, убеждения и психологические установки.

Окажет содействие ребенку в самопознании

Школьный психолог проводит диагностическое исследование подопечных образовательного учреждения на предмет наличия у них индивидуальных природных способностей. Для этого используется специальное тестирование, на основании результатов которого дети лучше узнают себя: им становятся очевидны склонности, таланты, а также слабые места. Итоги тестов могут быть представлены и родителям.

Скорректирует процесс развития

Психические процессы школьников (память, мышление, внимание, восприятие, воображение) имеют важное значение в образовательном процессе. Те из них, что находятся на низком уровне, влекут за собой проблемы в обучении: дети хуже усваивают материал, отстают по дисциплинам. Чтобы исправить ситуацию, школьный психолог прибегает к использованию разнообразных методик. В рамках индивидуальных занятий повышается уровень интеллектуального развития.

Часто задаваемые вопросы о работе школьного психолога

Ответим на вопросы о работе педагога-психолога.

Как школьный психолог строит работу с детьми?

За весь период своего существования структура работы школьной психологической службы неоднократно менялась. Со временем появлялись новые направления. В качестве примера можно привести диспетчерскую работу специалиста. За ним закрепляется определенная территория, район города.

Сотрудник поддерживает связь с комиссией по делам несовершеннолетних, с медико-психолого-педагогической комиссией, а также с психологами, имеющими более узкую профильную специализацию, неврологами и психиатрами. Смысл такой связи заключается в том, что психолог, разбираясь в проблеме несовершеннолетнего подопечного, советует родителям или педагогу обратиться в ту или иную службу.

Еще одно направление деятельности школьного психолога – это психолого-педагогическая методика работы с детьми. Если педагог вводит какие-либо нововведения или сталкивается с проблемами, формируется психологическая составляющая: психологический аспект занятия, индивидуального плана обучения подопечного.

Почему школьные специалисты не вызывают доверия у учеников?

Если школьный психолог – профессионал своего дела, таких проблем не будет. Создание доверительных отношений между детьми и специалистом – одна из основных задач сотрудника. Считается, что если ученики сами не заходят к нему в кабинет, не пишут в социальных сетях и не просят совета, значит, что-то педагог делает неправильно.

В чем заключаются достоинства профессии?

  • Школьный психолог всегда развивается и самосовершенствуется.
  • Его профессиональные знания и навыки помогают в повседневной жизни.
  • Профессия школьного психолога предполагает творческий подход, деятельность специалиста всегда интересная.
  • Сотрудник оказывает значимую помощь людям.
  • Школьный психолог изучает не только детей, он познает сам себя и глубины своего сознания.

Работа педагога-психолога направлена на сохранение и коррекцию психологического здоровья учеников, поэтому оформлению кабинета тоже нужно уделить внимание. Шумы извне не должны мешать работе. Хорошее освещение и спокойные цвета создадут комфортную атмосферу для доверительной беседы. Комната для занятий должна быть зонирована: место первой беседы, территория, где проходят консультации, зоны игровой терапии и релаксации.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Министерство науки и высшего образования РФ
  3. Институт развития стратегии образования
  4. Воспитатели России
  5. ФГОС
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw