Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Школьные конфликты: причины, пути разрешения
Главная > Блог > Школьные конфликты: причины, пути разрешения
15.08.2023
1493
Время чтения: 18 минут

Школьные конфликты: причины, пути разрешения

Что это? Школьные конфликты – это проблемы, возникающие между участниками учебного процесса. К примеру, разборки между двумя учащимися, между школьником и классом или между родителями.

Что делать? Лучший способ разрешения конфликта – сделать так, чтобы его совсем не было, то есть предупредить разногласие, создать комфортную психологическую среду. Если проблема все же возникла, важно помочь участникам найти общий язык и выйти из сложившейся ситуации.

Роль конфликтов в школе

Жизнь человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом невозможна без конфликтов.

Школьные конфликты могут быть межличностными или межгрупповыми. Но в любом своем проявлении они негативно влияют на различные стороны работы образовательного учреждения. Конфликтные отношения между учащимися отрицательно сказываются как на самих конфликтующих, так и на всем классе.

Роль конфликтов в школе

Разногласия между преподавателем и школьником отражаются на результатах обучения и воспитания. Распри педагогов между собой и/или с администрацией школы негативно влияют на социально-психологический климат в учительском коллективе.

Регулярные конфликты в коллективе заметно осложняют условия труда учителей. Нездоровая психологическая атмосфера в классе или среди педагогов влияет также на успеваемость учеников.

Чтобы минимизировать вероятность конфликтных ситуаций, важно своевременно проводить диагностические и профилактические работы в этом направлении, поскольку:

  • Предупреждение конфликтов в школьной среде улучшит качество учебного процесса, так как у учителей и учеников не будет необходимости тратить силы и энергию на противостояние оппонентам, следовательно, они смогут сосредоточиться на обучении и усвоении учебной программы.
  • Конфликтные ситуации плохо сказываются на психическом состоянии и настроении всех, кто втянут в противостояние. Они вызывают стресс, который в итоге может привести к различным серьезным заболеваниям. Следовательно, профилактические работы не только улучшат психологическую атмосферу в школьной среде, но и положительно повлияют на физическое здоровье учителей и школьников.
  • В школе дети и подростки учатся справляться с межличностными противоречиями и сложными ситуациями, которые происходят в жизни любого человека. Профилактическая работа по предупреждению конфликтов повышает качество воспитательного процесса. Конкретные примеры показывают ученикам, какими способами можно конструктивно разрешить проблемы в общении с окружающими. Опыт бесконфликтного разрешения сложных положений поможет выходить из них и во взрослой жизни.

Особенности конфликтов в школьных коллективах

В школе ребенок знакомится с основами поведения в ситуациях, предшествующих ссорам, а также непосредственно во время них. Для проведения профилактической работы в данном направлении необходимо понимать, как возникают разногласия, развиваются и завершаются ситуации школьных конфликтов, что является причиной и каковы их особенности.

Особенности конфликтов в школьных коллективах

В общеобразовательной школе, как и в любом коллективе, возникают конфликты. Задача учителей заключается в целенаправленном формировании личности, передаче ученикам определенного социального опыта таким образом, чтобы он был усвоен наиболее полно.

В связи с этим в образовательном учреждении особенно важен благоприятный социально-психологический климат, который обеспечивает максимальный психологический комфорт педагогам, ученикам и их родителям.

В школе основными действующими субъектами являются учащийся, педагог, родители и представитель администрации. В зависимости от задействованных субъектов выделяют следующие виды школьных конфликтов:

  • учащийся – учащийся;
  • учащийся – педагог;
  • учащийся – родители;
  • учащийся – представитель школьной администрации;
  • педагог – педагог;
  • педагог – родители;
  • педагог – представитель школьной администрации;
  • родители – родители;
  • родители – представитель школьной администрации;
  • представитель школьной администрации – представитель школьной администрации.

Самая распространенная причина школьных конфликтов – борьба за лидерство в классе, в которую вовлечены 2-3 лидера и их группировки. В средней школе конфликтные ситуации складываются между группами мальчиков и девочек. Также возможно противостояние одного или нескольких подростков всему классу.

Психологи говорят о том, что в детско-подростковой среде намного сильнее, чем среди взрослых, проявляется чувство стадности, склонность к немотивированной жестокости и травле сверстников. Стремясь к лидерству, подростки демонстрируют свое превосходство, цинизм, жестокость, безжалостность.

Школьные конфликты в подростковой среде также связаны с возрастными особенностями, поскольку именно в этот период формируются морально-этические критерии оценки сверстников и связанные с этим требования к поведению.

Самыми изученными из всех конфликтов в школьном коллективе являются противодействие учителя и ученика, столкновения между учащимися, разногласия между учителями. Последние отличаются наиболее сложными причинами возникновения, характером протекания и разрешения.

Факторы, определяющие особенности конфликтов между школьниками

Поговорим о специфике школьных конфликтов между учениками. Ниже перечислены их основные особенности:

  • Возраст участников в существенной мере влияет на причины возникновения школьных конфликтов, на особенности их развития и способы завершения.

Факторы, определяющие особенности конфликтов между школьниками

Существенная разница заметна не только между конфликтами взрослых и детей, но и между противостоянием участников начальной, средней и старшей ступеней школы. Главный фактор, от которого зависят особенности разногласий, – процесс социализации его участников.

Межличностный конфликт – один из способов и проявлений социализации у детей и подростков. Именно в процессе противостояния и борьбы они делают выводы относительно возможного и неприемлемого поведения по отношению к сверстникам, педагогам, родителям.

  • Особенность конфликтных ситуаций заключается также в том, что основным видом деятельности в школе является учеба.

В качестве причин школьных конфликтов «ученик – ученик» выступают:

  • оскорбления, сплетни, зависть, доносы;
  • отсутствие взаимопонимания;
  • борьба за лидерство;
  • противопоставление школьника коллективу;
  • выполнение общественной работы, поручений;
  • понравившийся нескольким ученицам/ученикам парень/девушка.

Конфликтность в школьном коллективе в значительной мере зависит от индивидуально-психологических особенностей учащихся, в частности, от их враждебности. Агрессивные дети в классе увеличивают вероятность возникновения конфликтных ситуаций (как с участием агрессоров, так и без) между остальными учениками.

Причина школьных конфликтов также может заключаться в совершении поступков, не вписывающихся в общепринятые нормы поведения учащихся. Они разрабатываются для того, чтобы свести к минимуму противоречия между школьниками. При нарушении норм поведения обычно ущемляются чьи-то интересы, а это, в свою очередь, приводит к ссорам.

Специфика конфликтов между учителями и учениками

В процессе обучения и воспитания всегда возникают противоречия и конфликты. Чаще всего сложности происходят при общении учителей с детьми, проживающими в неблагоприятных условиях.

Перечислим основные виды школьных конфликтов между педагогом и учащимся:

Специфика конфликтов между учителями и учениками

Конфликты деятельности

Этот вид школьных конфликтов возникает, когда ученик отказывается выполнять задания учителя или делает это плохо. Причины могут заключаться в переутомлении, сложностях с усвоением программы. Хуже, если в основу разногласия ложится неудачное замечание, высмеивание и другие некорректные высказывания учителя вместо оказания учащемуся конкретной помощи.

Такие ситуации чаще всего случаются со школьниками, испытывающими проблемы с освоением учебного материала, а также при непродолжительном опыте работы педагога, ограниченности его взаимодействия с детьми только работой.

Подобные школьные конфликты реже происходят в начальной школе или на уроках классных руководителей, поскольку отношения с учениками не ограничиваются временем уроков, общение происходит и в другой обстановке.

В последние годы отмечается рост числа школьных конфликтов, вызванных завышенными требованиями учителя к ученикам и использованием оценок как средства наказания для нарушителей дисциплины. По этой причине способные дети могут менять учебные заведения, а остальные теряют интерес к учебе в целом.

Конфликты поступков

Школьный конфликт может возникнуть, когда педагог допустил ошибку при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы или пришел к необоснованным выводам. Причины одного и того же поступка могут быть различными.

Если учитель не обладает достаточной информацией о подоплеке того или иного поступка, не вникает во взаимоотношения детей, то его оценка может быть ошибочной. Неверные выводы, к которым приходит преподаватель, принимаемые в связи с этим меры воздействия вполне оправданно вызывают несогласие школьников.

Конфликты отношений

Этот вид школьных конфликтов чаще всего носит затяжной и личностный характер и возникает из-за того, что учитель не может справиться с проблемными ситуациями. Между педагогом и учащимся возникает неприязнь, которая сохраняется в течение длительного времени, мешая их нормальному взаимодействию.

Причины школьных конфликтов между учителем и учеником:

  • педагог не готов брать на себя ответственность за правильное разрешение сложных ситуаций, поскольку школа – своеобразная модель общества, в которой ученики знакомятся с нормами взаимоотношений между его членами;
  • разный социальный статус участников конфликтной ситуации (учитель – ученик), сказывается на их поведении;
  • различный жизненный опыт и, как следствие, разная степень ответственности за ошибки, допущенные при разрешении конфликтной ситуации;
  • разное видение происходящих событий и вызвавших их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» выглядит по-разному) затрудняет понимание педагогом переживаний школьника, а обучающемуся мешает справиться с эмоциями;
  • при конфликте присутствуют другие ученики, которые переходят из разряда наблюдателей в категорию участников, конфликт несет для них воспитательный смысл, о чем важно помнить педагогу;
  • учитель не должен забывать о своем профессиональном статусе и инициировать разрешение конфликтной ситуации, так как на первом месте для него должен оставаться ребенок как формирующаяся личность.

Ошибки, допускаемые педагогами в процессе разрешения школьных конфликтов, приводят к возникновению новых проблем и противостояний, в которые вовлекаются другие участники.

Принципы разрешения школьных конфликтов

Для успешного разрешения школьных конфликтов важнейшее значение имеет правильная позиция, занятая педагогом. Если класс в сложившейся ситуации поддерживает учителя, ему легче найти оптимальное решение. Когда же коллектив школьников встает на сторону нарушителя дисциплины или занимает двойственную позицию, противостояние может приобрести затяжной характер или стать хроническим явлением.

Хорошие взаимоотношения педагога и родителей ученика существенно облегчают разрешение школьных конфликтов.

Принципы разрешения школьных конфликтов

Зачастую учителя в средней школе продолжают общаться с учениками так же, как делали это в начальных классах. Однако подобный тип отношений не подходит для общения с подростками, поскольку не соответствует их возрастным особенностям и представлениям о себе.

В этом возрасте дети стремятся к тому, чтобы занимать равное с взрослыми положение. Если педагог психологически не готов перестроиться в общении с учащимся на новый уровень, благополучно разрешить конфликт не удастся. Инициатором в выстраивании нового типа отношений должен выступить взрослый.

Школьные конфликты между учеником и педагогом возникают из-за того, что подросток негативно оценивает профессиональные или личностные качества преподавателя. Чем выше оценка, тем значительнее авторитет взрослого и реже конфликтные ситуации. Обычно лучше всего с детьми контактируют учителя начальных классов.

Школьники старшего звена оценивали своих учителей, работавших бесконфликтно, следующим образом:

  • «Первая учительница была идеальной».
  • «Она – образец, учитель, о котором спустя годы вспоминаешь с улыбкой».
  • «У первой учительницы не было ни одного недостатка».
  • «Учитель в начальной школе был мастером своего дела, профессионалом, очень опытным педагогом».
  • «В начальной школе сменилось несколько учителей, и все они были замечательными людьми».
  • «Не могу вспомнить ничего плохо о первой учительнице».
  • «Наша учительница была нам второй мамой, мы ее очень любили».
  • «В начальных классах не случалось никаких конфликтов, у учительницы был настолько сильный авторитет, что совершенно не возникало сомнений в ее словах».
  • «Учительница обладала огромным авторитетом, поэтому не было никаких конфликтных ситуаций».

В подростковом (10–15 лет) и юношеском (16–18 лет) возрасте школьники оценивают учителей более критично, чем ученики начальных классов. Однако опытный преподаватель может найти подход и к старшеклассникам. При этом конфликты либо не возникают вовсе, либо случаются крайне редко. Положительная оценка педагогов-предметников со стороны учащихся средней и старшей школы выглядит следующим образом:

  • «Учитель любит свой предмет, понятно объясняет, много знает, помимо школьной программы».
  • «Педагог умеет найти подход к каждому ученику, интересно преподает, а не просто пересказывает учебник».
  • «Умеет организовать внеклассную деятельность».
  • «Ко всем относится одинаково, у него нет любимчиков».

Задолго до того, как конфликтология стала наукой, появилось выражение: «В конфликте двоих неправ тот, кто умнее». Благоразумный человек должен быть в состоянии защищать интересы свои и своего дела, не доводя ситуацию до ссоры. Следовательно, в школьных конфликтах, возникающих между учениками и учителями, чаще всего виноваты последние.

У преподавателей более богатый жизненный опыт, больший объем знаний, шире мировоззрение, навыки общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому они должны быть выше мелких разногласий и решать возникающие сложности без негативных эмоций, а лучше всего, подключая юмор.

Однако нельзя полностью перекладывать ответственность за школьные конфликты на педагогов. Существует ряд нюансов, не зависящих от учителей, которые также сказываются на причинах возникновения конфликтных ситуаций в школьной среде:

  • Современные дети и подростки не похожи на тех, что учились в восьмидесятые годы прошлого века. И эта разница далеко не всегда в их пользу. В конце XX века ситуация с наркотиками, алкоголем и токсичными веществами в подростковой среде не была столь острой.
  • Кроме того, в худшую сторону изменились социально-экономические условия в учебных учреждениях, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям между школьниками и педагогами.
  • Качество подготовки профессиональных кадров в школе также стало заметно ниже, чем было еще 20–30 лет назад.
  • Недостаточный уровень жизни, разница в финансовом положении становятся причиной напряженных взаимоотношений детей и педагогов. Учителя испытывают стресс из-за нехватки денег, невозможности содержать семьи на должном уровне, дети испытывают стресс из-за материальных проблем дома, из-за того, что их степень благосостояния не дотягивает до уровня одноклассников. Это приводит к агрессии со стороны и тех, и других.

Условия профилактики школьных конфликтов

Для успешного и эффективного управления школьными конфликтами и благоприятного их разрешения необходимо знать особенности этого сложного социального явления. Один из важных принципов контроля заключается в компетентности стороны конфликта:

Условия профилактики школьных конфликтов

  1. Педагог, директор, представитель школьной администрации, стремящиеся разрешить школьный конфликт, должны иметь общее представление об особенностях возникновения, развития и завершения конфликтных ситуаций в целом. Такого рода знания они получают как в теории, так и благодаря имеющемуся жизненному опыту.
  2. Взрослый, вмешивающийся в школьный конфликт для его урегулирования, должен обладать максимально полной информацией о конкретной ссоре, причинах противостояния сторон, динамике развития разногласий. Невозможно эффективно управлять неизвестными обстоятельствами, поскольку результат может оказаться хуже, чем при естественном протекании событий. Вмешиваться в конфликтную ситуацию могут только люди, обладающие достаточным опытом и компетентностью.

Эффективному разрешению школьных конфликтов способствует соблюдение принципа, согласно которому стоит попытаться заставить конфликтующие стороны отказаться от своих намерений, не допуская противостояния. В школе необходимо создать такие условия, при которых интересы – как учителей, так и учеников – можно защищать в процессе сотрудничества, поиска компромиссов, взаимных уступок.

Не нужно радикально менять содержание событий, но при этом следует стремиться к конструктивной и мирной форме разрешения возникших противоречий. Также важно не блокировать конфликт, а разрешить его, но при помощи мирных инструментов.

Чем раньше начнет решаться возникшая конфликтная ситуация, тем эффективнее, конструктивнее и с приложением меньших усилий она разрешится. Задача педагогов, директора, сотрудников административного аппарата образовательного учреждения заключается в прогнозировании, т. е. заблаговременном обнаружении социальных противоречий, которые могут спровоцировать конфликт.

В основе прогнозирования лежат научные исследования конфликтов, причин их возникновения, особенностей развития и завершения, а также практическая деятельность, касающаяся изучения симптоматики и диагностики назревающих социальных противоречий. Методики прогнозирования конфликтных ситуаций разрабатывают, когда конфликтология достигает высокого уровня развития.

Заниматься профилактикой конфликтов в школьном коллективе могут сами школьники, педагоги, директора школ, административный персонал, школьные психологи. Профилактическую деятельность ведут по следующим направлениям:

  • Поскольку полностью исключить предконфликтные ситуации нельзя, то необходимо создавать объективные условия, при которых вероятность возникновения и развития конфликтов сводится к минимуму.
  • Следует оптимизировать организационно-управленческие условия работы школы, тем самым снижая вероятность появления конфликтных ситуаций.
  • Важно устранять социально-психологические причины конфликтов.
  • Необходимо блокировать личностные причины возникновения конфликтов.

Также для минимизации ситуаций, способствующих возникновению школьных конфликтов, необходимо, чтобы учителя и другие сотрудники образовательного учреждения по своим личностным, психологическим, нравственным и профессиональным качествам соответствовали занимаемой должности.

В противном случае они могут сами по себе создать предпосылки для возникновения противостояния между педагогическими работниками, между педагогами и руководством школы, между учителями и учениками и т. п. Поэтому важно, чтобы преподавателями, завучами, директорами работали компетентные, порядочные, трудолюбивые, нравственные сотрудники, поскольку это позволит свести к минимуму межличностные школьные конфликты.

Памятка учителю по профилактике школьных конфликтов

Профилактика конфликтов в школьной среде нужна еще и потому, что предупредить такие ситуации легче, чем завершить, особенно, если они носят острый и/или длительный характер. Свои интересы лучше защищать мирным путем.

Памятка учителю по профилактике школьных конфликтов
Памятка учителю по профилактике школьных конфликтов

Для учителя учащиеся ни в коем случае не должны превращаться в инструмент борьбы с администрацией школы, другими педагогами или родителями. Это не поможет в достижении целей, но может испортить репутацию в глазах педагогического коллектива и школьников.

Учитель обязан уметь контролировать свои эмоции, особенно негативные, поскольку они:

  • отрицательно сказываются на здоровье того, кто злится;
  • снижают качество мышления;
  • мешают объективно оценивать окружающих;
  • вызывают у оппонента ответную негативную реакцию.

Грамотный учитель не начнет выяснять отношения с коллегами или руководством школы при учениках. Не нужно стремиться к мгновенной и радикальной «переделке» учащихся.

Учитель, заинтересованный в перевоспитании ребенка, а тем более подростка, должен приложить определенные усилия, смекалку, проявить терпение, осторожность и такт:

  1. При оценке поведения и результатов учебной деятельности школьника следует акцентировать внимание на его успехах и достижениях. После этого необходимо тактично отметить недостатки и упущения. Упор на позитивные моменты в учебе повышает эффективность работы педагога, а также служит профилактикой школьных конфликтов между учителем и учеником.
  2. Категорически запрещено негативно оценивать в присутствии учащихся личностные и профессиональные качества других педагогов, руководства школы, родителей учеников.
  3. Нельзя забывать о том, что хорошие взаимоотношения с окружающими важны сами по себе, а также имеют большую общественную ценность. Профессионализм учителя может нивелироваться его взрывным и конфликтным характером.
  4. Для педагога важными качествами является любовь и уважение к себе и к окружающим, особенно к детям, которых он учит.
  5. Социально-психологический статус учителя выше положения ученика. Поэтому важно об этом помнить, качественно выполнять свою работу, создавать комфортный психологический климат в классе, поддерживать авторитет, не злоупотребляя им.
  6. Не стоит забывать о чувстве юмора. Здоровый смех поможет не только разрешить школьный конфликт, но и предотвратить его. Чувство юмора для учителя имеет почти такое же значение, как и знание предмета.
  7. Учитель с различными интересами, широким кругозором, наличием хобби проживает более насыщенную жизнь, в которой не остается места для школьных конфликтов.
  8. Важно понимать, что все конфликты уже происходили в прошлом, с ними сталкивались многие люди, а значит, их опыт разрешения спорных ситуаций можно взять на вооружение. Да и в целом, жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на негативные переживания.
  9. Для хорошего учителя важно умение прогнозировать развитие событий. Он должен представлять наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты их течения.
  10. Возраст – не помеха для получения знаний в различных областях. Чем больше человек знает, тем с ним интереснее, тем проще ему находить выход из сложных ситуаций.

Педагог должен научить детей взаимодействию с окружающими на бесконфликтной основе, умению принимать других людей, их привычки и взгляды такими, какие они есть. Если он будет своевременно корректировать поведение учеников, то у них не закрепятся такие формы общения, которые будут мешать им в дальнейшей жизни.

Современная психология признает двойственную природу конфликтов, а также то, что в определенном смысле противостояния играют и позитивную роль. В частности, конфликты сигнализируют о необходимости изменений, возможности сближения, позволяют снимать напряжение, способствуют оздоровлению отношений, служат источником развития.

Правильный и грамотный подход к школьным конфликтам позволит включить их в педагогический и воспитательный процесс, однако важно, чтобы при этом в учебном учреждении царила доброжелательная и комфортная атмосфера.

Часто задаваемые вопросы о школьных конфликтах

Отвечаем на популярные вопросы о конфликтах в школе.

Как справляться с конфликтами в детском коллективе?

Грамотный учитель строго запрещает драки, оскорбления и т. п., активно включается в разрешение школьных конфликтов. Позиция: «Это же дети, они постоянно толкаются», – неприемлема в школе, поскольку сигнализирует ученикам, что им можно поступать подобным образом, наказания за это не последует. В дальнейшем они могут начать действовать более грубо, проверяя границы дозволенного.

В этом случае справиться с проблемными ситуациями уже намного сложнее. Педагогу стоит сразу внести ясность и довести до сведения детей, что в его классе подобное поведение недопустимо, при первом же инциденте провести разбор, который закончится для зачинщиков ощутимыми последствиями. При подобных обстоятельствах повторений, скорее всего, не последует. Учащиеся должны четко понимать, что пинать чужие портфели – не игра и не безобидная шалость.

Речь идет про отношения, которые сказываются и на ресурсах, в том числе на временных. Шум на уроках, летающие портфели и учебники мешают вести урок, а времени на восстановление дисциплины требуется много. Поэтому проще сразу пресечь недопустимое поведение, обозначив границы дозволенного.

Учитель должен четко придерживаться определенной позиции, например: «Я позволяю такое поведение, потому что это детство, а дети во все времена толкали друг друга» или: «В моем классе этого никогда не будет!». Эта уверенность должна быть внутренней, поскольку дети невербально считывают убеждения педагога и действуют соответствующим образом.

Как избежать конфликтов? Или, может быть, их не следует бояться, просто надо уметь учиться на своих ошибках?

Конфликты делятся на:

  • содержательные, которые способствуют интеллектуальному развитию личности, деятельности, организации;
  • коммунальные, для которых характерно выяснение отношений, не связанных с деятельностью, поиски виновных, демонстрация силы, унижения.

Учителя и другие сотрудники учебного учреждения должны стремиться к тому, чтобы не возникало коммунальных и беспредметных школьных конфликтов.

Довольно часто инициатором буллинга в классе становится педагог. Что делать в такой ситуации?

Большинство подобных школьных конфликтов происходит неосознанно. К примеру, новый ученик напоминает учителю кого-то из его личной жизни, кто вызывает у него неприязнь. Несмотря на то, что педагог понимает, что перед ним совершенно посторонний человек, на бессознательном уровне происходит проекция негативных черт знакомого на ребенка.

Подобное выделение ученика в классе заметно остальным детям: к примеру, агрессивные и недовольные ответы на вопросы ребенка, невмешательство в ситуацию, когда над учащимся посмеялись, а затем, по нарастающей, невмешательство в конфликт, которое остальные дети понимают как молчаливое одобрение, что так ему и надо, заслужил. Все это происходит не специально, неосознанно, но результат один.

При этом нельзя однозначно сказать, что учитель плохой, поскольку в отношении остальных детей он ведет себя должным образом, в ситуации школьного конфликта класс будет на его стороне. Педагогом может быть при этом отличным, прекрасно знать предмет, интересно доносить его до учеников, однако с конкретным ребенком контакт не сложился. Справиться с ситуацией поможет работа с психологом, в процессе которой преподаватель придет к выводу, что обучающийся просто стал жертвой его проекции.

В средней школе мнение учителя воспринимается менее остро, школьники уже не настолько от него зависят. Кроме того, в подростковом возрасте уже не столь высоко ценится мнение учителей и родителей, кто-то из учащихся может иметь больший авторитет среди сверстников.

Профессиональная деятельность педагога не ограничивается исключительно обучением и воспитанием детей и подростков, он много общается с другими учителями, руководством школы, сотрудниками школьной администрации, родителями учеников.

Вряд ли учитель сможет полностью избежать школьных конфликтов в процессе своей ежедневной деятельности. Поэтому важно уметь своевременно снимать напряжение в классе, помогать участникам противостояния находить общий язык. Все это приведет к тому, что сложные ситуации будут разрешаться быстро и конструктивно, а бывшие ученики тепло вспомнят педагога даже спустя много лет.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещения РФ
  3. Портал учителя РФ
  4. Всероссийский педагогический портал
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw