Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Как бороться с прокрастинацией учащихся и мотивировать их
Главная > Блог > Как бороться с прокрастинацией учащихся и мотивировать их
13.02.2023
1451
Время чтения: 15 минут

Как бороться с прокрастинацией учащихся и мотивировать их

В чем проблема? Бороться с прокрастинацией учащихся пытаются многие педагоги. Этот бич современного человечества успешно паразитирует не только на взрослых, но также на школьниках и студентах. И идет он рука об руку с дедлайном.

Как решить? Для начала нужно понять механизм развития явления, разобраться в причинах его возникновения, а только потом прибегать к способам борьбы с ним. И поверьте, их существует немалое количество.

Оглавление:
  1. Что такое прокрастинация
  2. 4 основных причины прокрастинации учащихся
  3. Механизмы развития прокрастинации у школьников
  4. Помощь педагога в борьбе с прокрастинацией учащихся в школе
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Что такое прокрастинация

Если вы читаете эту статью, значит, ищете ответ на вопрос, как бороться с прокрастинацией учащихся. Прежде всего, давайте разберемся, что это такое. Прокрастинацией называют склонность откладывать важные дела на потом, что приводит к проблемам и болезненным психологическим последствиям, таким как заниженная самооценка, постоянное чувство вины, потеря производительности и другие.

Как бороться с прокрастинацией

Прокрастинация может быть:

  • ежедневная (бытовая) – откладывание домашних дел (уборка комнаты, приготовление еды);
  • прокрастинация принятия решений – отсутствие желания принимать решения, даже когда имеются все необходимые знания и возможности;
  • невротическая выражается в постоянном состоянии тревожности из-за откладывания жизненно важных решений;
  • академическая прокрастинация распространена среди учеников и студентов, касается всех задач, связанных с образовательным процессом;
  • компульсивная – прокрастинация уже вошла в привычку, проявляется во всех сферах жизни.

На данный момент прокрастинация очень распространена среди людей всех возрастов. Однако нужно понимать, насколько она серьезна и как влияет на вашу жизнь, так как ее последствия могут привести к:

  • повышенной тревожности и стрессу;
  • заниженной самооценке;
  • отставанию в учебе;
  • эмоциональному и умственному истощению;
  • депрессии.

4 основных причины прокрастинации учащихся

С прокрастинацией учащихся можно и нужно бороться. Для этого необходимо понять причины ее истоков. Мнение большинства о том, что прокрастинация – это банальная лень, ошибочно. Ее источниками могут быть:

Злость

Злость может быть одной из причин прокрастинации в подростковом возрасте, когда ребенок чувствует сильное давление со стороны взрослых – учителей и родителей. Выразить свои эмоции дети напрямую не могут, так как это приведет к серьезным последствиям. Поэтому чаще всего подростки проявляют агрессию пассивно, отказываясь от выполнения определенных заданий и правил.

В этом возрасте им важно самоопределение, развитие личности, а не успеваемость. Таким образом, подростки откладывают работу на потом, подразумевая, что они вправе сами решать, что и когда делать.

Как бороться с прокрастинацией

Позиция жертвы

Многие подростки не хотят брать ответственность за свои действия, смещая ее на кого угодно, только не на себя. Быть в позиции жертвы очень удобно – не нужно отвечать за свои решения и результаты обучения. Такие дети учатся в постоянном дискомфорте и полном отсутствии собственного желания выполнять работу.

Например, родители хотят, чтобы ребенок поступил на юридический факультет. Для этого необходимо хорошо знать историю, которая является хоть и интересным, но достаточно сложным предметом. У ребенка другие наклонности, его мечта – поступить в театральный.

Но родители не считают актерское мастерство достойной профессией. Поэтому подросток не хочет учить предмет, не смотря на то, что он важен для поступления. Он обвиняет родителей, не доволен учителем, который ведет историю. Сложившаяся ситуация угнетает ребенка, заставляет находить постоянные оправдания себе и своим действиям.

Неуверенность в себе

Иногда прокрастинация связана с тем, что подростки чувствуют себя беспомощными в выполнении какой-либо работы. Они считают, что имеют недостаточно знаний и умений для решения определенных задач. Поэтому мысль о будущей работе вселяет страх, неуверенность. Такое состояние обычно развивается с детского возраста, когда родители обращали внимание ребенка на то, что он не сможет справиться с задачей.

Затем это могло продолжаться в начальной школе, где появились первые трудности в обучении. В подростковом возрасте уже появляется полное ощущение беспомощности, когда ребенок просто перестает учиться, не веря в свои силы, что он сможет справиться.

Перфекционизм

Как ни странно, но иногда перфекционизм может быть только во вред. На идеальное выполнение задачи тратится очень много времени и энергии. Поэтому уже на этапе планирования подросток начинает оттягивать начало работы, так как чувствует, что придется вложить много сил.

Перфекционисты стремятся выполнить работу безупречно, поэтому нередко страдают от мыслей, что не смогут справиться. Родители, не зная и не понимая чувств ребенка, считают, что он просто ленится, не беря во внимание истинную причину прокрастинации.

Часто под перфекционизмом скрываются еще и проблемы с самооценкой. Ребенок стремится доказать, что он способен на большее, ставит слишком высокую планку. В результате, понимая, что ему не достигнуть желаемых высот, подросток просто отказывается от выполнения работы, чтобы не испытывать чувства тревожности и беспокойства.

Как бороться с прокрастинацией

В подростковом возрасте прокрастинация считается признаком незрелости личности. Чаще всего подростки находятся в состоянии беспокойства до тех пор, пока не закончат работу, не наслаждаясь самим процессом. Также они могут испытывать тревогу, когда приступают к изучению чего-то нового. Все неизведанное их пугает и вызывает затруднения.

Научить подростков бороться с прокрастинацией возможно. Прежде всего, нужно постараться понять истинную причину откладывания дел на потом. Следует вселить в ребенка уверенность, что он может справиться с определенными задачами, помочь ему, если это нужно.

Также не следует предъявлять к ребенку завышенных требований и устанавливать тотальный контроль за его действиями. Родителям стоит дать возможность ему проявить самостоятельность, ведь именно она станет внутренним стрежнем для развития личности.

Механизмы развития прокрастинации у школьников

Следующим этапом борьбы с прокрастинацией является понимание ее механизмов:

  • Снижение тревоги. Чаще всего беспокойство вызывает незавершенная работа, так как на уровне подсознания человек хочет быть свободен от всяких дел. Однако чувство тревоги уже может быть вызвано неизбежностью выполнения той или иной задачи. Поэтому человек откладывает на потом важные дела, чтобы не ощущать чувство вины.
  • Уклонение от дискомфорта. Любой здоровый человек старается свести неприятные моменты к минимуму. Когда такой подход применяется ко всем сферам жизни, люди в первую очередь выполняют то, что им действительно нравится. Работа, которая вызывает неприязнь, либо откладывается, либо не выполняется совсем.
  • Импульсивность. Чаще всего люди, которые постоянно откладывают важные дела, имеют проблемы с самоконтролем. Они порывисты в принятии решений и с легкостью переключаются на что-то более приятное, не смотря на то, что невыполнение работы может быть наказуемо.
  • Слабое развитие волевых качеств. Конечно, порой бывает трудно заставить выполнять себя важную и сложную задачу. Поэтому часто человек переключается на что-то более легкое. Однако это не только о просмотре социальных сетей или фильмов. Иногда, например, вместо того, чтобы писать курсовую работу, студент может выполнить кучу других задач и быть продуктивным.
  • Черты характера. У каждого человека могут быть качества, которые будут склонять к прокрастинации. Например, неумение концентрироваться в течение длительного времени на одной задаче, отсутствие уверенности и самоконтроля, способности планировать свое время, боязнь критики, низкая самооценка приводят к невыполнению поставленных задач в срок.
  • Наличие психологических проблем. Как уже отмечалось выше, источником прокрастинации могут стать травмы в детстве. Всю жизнь люди несут целый багаж комплексов и негативного опыта, которые мешают им быть полноценной самостоятельной личностью, несущей ответственность за свои действия.

Как бороться с прокрастинацией

Помимо всего выше названного, прокрастинация может быть связана с различными заболеваниями. Поэтому, если откладывание дел вошло у вас в привычку, сначала необходимо проверить свое здоровье и исключить медицинские причины.

Помощь педагога в борьбе с прокрастинацией учащихся в школе

Если вы нуждаетесь в советах как бороться с прокрастинацией учащихся на уроке, рекомендуем ознакомиться со следующими:

Установите несколько сроков сдачи работ

Считается, что есть несколько типов дедлайнов:

  • постепенные (несколько равномерно распределенных сроков);
  • самостоятельно установленные;
  • одна окончательная дата сдачи работы.

Среди учащихся были проведены несколько экспериментов. Первой группе учеников предложили подготовить три задания к концу каждого месяца, выбирать срок сдачи самостоятельно или сдать всю работу в конце курса.

Второй группе учеников было предложено сдавать часть выполненных заданий каждую неделю или подготовить работу полностью к концу семестра. Темп работы учащиеся определяли самостоятельно.

Оба эксперимента показали, что учащиеся, которые сдавали работу постепенно, успели выполнить ее качественно и в срок. Поэтому рекомендуется большую работу делить на несколько маленьких задач, при этом отмечать, что выполнение каждой будет проверяться поэтапно.

Давайте качественную обратную связь

При выполнении сложной и продолжительной работы очень важна поддержка преподавателя, особенно для учеников с заниженной самооценкой. При презентации проекта старайтесь сдержанно и справедливо оценивать и комментировать работу. Помимо этого, нужно брать во внимание, что дети, не уверенные в себе, могут бояться выступать.

Если вы знаете, что ребенок сильно переживает на публичных выступлениях и тяжело воспринимает критику, советуем очень аккуратно комментировать работу при других учениках. Или, если есть возможность, дайте обратную связь наедине или в письменной форме.

Как бороться с прокрастинацией

Давайте ученикам подробную инструкцию по выполнению работы

В 2017 году было проведено исследование, результаты которого показали, что многие ученики не владеют метапредметными навыками, без которых невозможно успешно обучаться. Например, к ним относятся регулятивные универсальные учебные действия, которые отвечают за умение организовать свою деятельность.

Во время проведения исследования были организованы две группы учащихся. Первая получила задание без каких-либо объяснений, второй же помогали в планировании этапов работы, а также подробно проинструктировали о целях, задачах и результатах, которые они должны иметь на выходе. При презентации и получении обратной связи ученики первой группы были расстроены, что получили низкие оценки.

Оказалось, что они не имели четкого представления о том, что от них требовалось. Соответственно, они не были подготовлены должным образом. Вторая группа показала более высокие результаты. Исследование показывает, что ученики нуждаются в подробном объяснении инструкций.

Помните об учебной нагрузке

Желательно, чтобы учебная нагрузка была равномерной. Однако на практике часто бывает, что ученикам необходимо сдать большие работы к одному и тому же сроку. Это ведет к тому, что они будут выполнять все к дедлайнам.

Ученики также могут испытывать повышенное чувство тревоги, зная, что им нужно одновременно выполнять несколько заданий к одному и тому же сроку. Например, часто в конце четверти многие учителя проводят контрольные работы в один день по разным предметам. Это сильно увеличивает нагрузку школьников.

Таким образом, если откладывание дел входит в привычку, необходимо узнать причины такого поведения. Это может быть вызвано медицинскими или психологическими проблемами. Побороть прокрастинацию учащихся возможно, если вовремя помочь ребенку: научить планировать его свое время, чередовать виды деятельности, мотивировать и поощрять, не ругать за ошибки.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 4.2
( голосов 10 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw