Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Коммуникации подростков: виды и особенности
Главная > Блог > Коммуникации подростков: виды и особенности
24.09.2023
1010
Время чтения: 16 минут

Коммуникации подростков: виды и особенности

О чем речь? Коммуникации подростков – способы общения друг с другом или с взрослыми, через которые дети лучше узнают себя и формируют отношение к окружающим. Подростковые разговоры нравятся не всем учителям, но в штыки их воспринимать не нужно.

На что обратить внимание? Педагоги в учебных заведениях должны помочь детям научиться общаться друг с другом и с окружающими. Для этого необходимо уважать подростков, обучать их правилам социализации и в целом понимать их проблемы.

Оглавление:
  1. Суть коммуникации подростков
  2. Виртуальная коммуникация подростков
  3. Проблемы коммуникации подростков
  4. Рекомендации педагогам по коммуникации с подростками
  5. Часто задаваемые вопросы о коммуникации подростков
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть коммуникации подростков

В подростковом возрасте вчерашний ребенок начинает познавать себя как личность, он хочет заявить о себе миру и занять в нем свое место. Поговорим о том, что представляет собой коммуникация подростков.

Коммуникации подростков

Коммуникация подростков с взрослыми

У тинейджеров возникает чувство «взрослости», и, исходя из него, они начинают выстраивать общение с родителями, учителями и другими взрослыми людьми:

  • Появляется сопротивление к требованиям взрослых, которые ранее спокойно выполнялись, болезненная реакция на реальное или мнимое ущемление своих прав.
  • При этом подростки по-прежнему остро нуждаются в поддержке взрослых, в возможности поделиться с ними своими переживаниями, рассказать о том, что происходит в их жизни. Однако сами они такое общение инициировать не хотят, ждут активного участия со стороны родителей и окружающих. Последним же важно сохранить дружеские взаимоотношения с повзрослевшими детьми.
  • Большинство детей в этом возрасте копируют поведение значимого успешного взрослого, обращая внимание в первую очередь на внешние атрибуты успешности.

Коммуникация подростков со сверстниками

Подростки уже не так сильно, как в детстве, привязаны к родителям, их зависимость заметно ослабевает. Событиями, происходящими в их жизни, и связанными с ними переживаниями они охотнее делятся с друзьями. Большинство тинейджеров негативно реагируют на обсуждение своих приятелей мамами, папами и другими взрослыми, при этом им не нравятся разговоры не только о недостатках сверстников, но и об их достоинствах.

Высоко ценятся в подростковой среде успехи среди сверстников. В группах формируются свои кодексы чести, складываются определенные нормы, которые заимствуются из отношений между взрослыми. Наивысшую ценность представляют такие качества, как верность и честность, неприемлемыми считаются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и пр.

Подростка, нарушившего принятые в его среде правила, могут изгнать из компании, применить психологическое (например, бойкот) или физическое наказание (к примеру, избить). Вчерашние дети жестоки, а ровесники, которые не могут отстаивать свои интересы, по их мнению, не заслуживают уважения.

Коммуникации подростков

Огромную роль в подростковый период играют лучшие друзья. Они появляются в 11–13 лет, постепенно дружба трансформируется в юношескую, обладающую своими особенностями. Большинство взрослых всю жизнь помнят своих отроческих друзей.

Коммуникация подростка со сверстниками противоположного пола

В подростковом возрасте возникает интерес к противоположному полу, тинейджеры хотят понравиться и, соответственно, начинают уделять больше внимания своей внешности, одежде, поведению. Внешняя привлекательность имеет очень большое значение в этой среде.

7-й или-8-й классы – время, когда между подростками возникают романтические отношения и страдания из-за неразделенной любви. Особенно остро на невзаимные чувства реагируют девочки.

Влюбленность и стремление понравиться противоположному полу приводит к тому, что вчерашние дети стремятся стать лучше, начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Виртуальная коммуникация подростков

Педагоги и психологи в последнее время обращают внимание на новую форму зависимого поведения, которое связано с информационными технологиями, в том числе с основательно вошедшими в жизнь современных людей социальными сетями.

Для подростков огромную роль играет мнение о них сверстников, поэтому коммуникация с ними становится отдельной самостоятельной сферой жизни, которой отводится важное место.

При этом вчерашние дети очень противоречивы, что затрудняет для них реализацию коммуникативной функции.

Коммуникации подростков

В основе коммуникации подростков лежит три источника – семья, сверстники и примеры, навязываемые средствами массовой информации. Психологи и педагоги в качестве причин коммуникативных провалов и коммуникативной агрессии называют негативное влияние СМИ и Интернета.

В процессе виртуального общения дети и тинейджеры чувствуют себя, с одной стороны, независимыми, а с другой – незащищенными, поэтому могут неадекватно реагировать на различные коммуникативные ситуации.

Особенности коммуникации подростков заключаются в том, что их общение зачастую примитивно, в нем присутствуют многочисленные клише и штампы.

Подростки могут предпочитать виртуальное общение реальному по нескольким причинам:

  • Во-первых, Интернет дарит ощущение анонимности. На страницах социальных сетей, на форумах и в чатах можно выкладывать информацию о себе, которая очень далека от реального положения дел, но никто не сможет уличить подростка во лжи. Это позволяет ему свободно высказывать свое мнение, а также сообщать ложные сведения.
  • Во-вторых, виртуальное пространство позволяет выбирать мужское или женское общение, а также гендер, от лица которого подросток будет общаться в Сети.

Девушки принимают более пассивное участие в виртуальных коммуникациях, при этом стремятся при помощи различных предлагаемых Интернетом инструментов придать своим текстовым сообщениям максимально возможную эмоциональную окраску.

Юноши ищут и скачивают в Сети программы, фильмы, игры и пр. Они менее эмоциональны при составлении текстовых сообщений, предпочитают писать коротко, четко и по делу.

Проблемы коммуникации подростков

Трудности в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» при реализации планируемого общения из-за неприятия партнера по коммуникации, его действий, непонимания сообщения или собеседника, изменения ситуации, при которой происходит взаимодействие, а также вследствие собственного психологического состояния.

По мнению психолога Н. В. Клюевой, трудности в коммуникации подростков возникают из-за неблагополучных отношений в семье, непоследовательного и противоречивого воспитания ребенка, а также из-за психофизиологических нарушений, соматических и наследственных заболеваний.

Болезни могут проявляться в форме отказа или избегания общения с другими людьми, уходом в себя, замкнутостью, пассивным отношением ко всему происходящему в жизни. Кроме того, человек может страдать от повышенной возбудимости, сопряженной с агрессивностью, мстительностью, желанием причинить боль, склонностью к конфликтам, дракам.

Коммуникации подростков

По мнению Л. А. Поварницыной, трудности в коммуникациях подростков можно разделить на пять групп:

  1. Проблемы, возникающие из-за неумения вести себя, незнания, что и как сказать.
  2. Трудности, появляющиеся по причине непонимания и неприятия собеседника.
  3. Проблемы, связанные с непониманием собеседника, т. е. с недостаточной сформированностью собственной принимающей стороны коммуникации.
  4. Сложности, возникающие из-за недовольства, раздражения партнером по общению.
  5. Трудности, связанные с общей неудовлетворенностью человека общением с партнером.

С точки зрения психологии, сложности, возникающие при коммуникации подростков, зачастую связаны с определенными психологическими особенностями, присущими этому возрасту:

  • подростки, испытывающие проблемы с коммуникацией, в личностном плане часто страдают тревожным циклотимическим типом акцентуаций;
  • в межличностном общении для вчерашних детей с проблемами в коммуникации характерны авторитарный, эгоистический и подозрительный типы отношения к окружающим;
  • в поведенческой сфере они выбирают стратегию избегания, отличаются неумением сотрудничать.

Для подростков, испытывающих трудности с коммуникацией, характерна обостренная личностная тревожность в сочетании с повышенным уровнем ситуативной тревожности, частой сменой настроения, с более высокой степенью самоконтроля в процессе общения, а также неспособностью к сотрудничеству.

Подростки, у которых есть проблемы с коммуникацией, делятся на два типа, по-разному компенсирующих недостатки, возникающие в процессе общения:

  • Первая группа, которая отличается существенно завышенной ситуативной и личностной тревожностью, неуравновешенностью, отрицательным эмоциональным фоном, склонностью к подчинению, концентрацией на партнере, высоким уровнем самоконтроля в процессе общения, компенсирует возникающие сложности, избегая контактов.
  • Вторая группа, для которой характерна цикличность настроения, его обусловленность внутренним состоянием независимо от внешнего фона, соперничество или избегание при возникновении конфликтных ситуаций, компенсирует проблемы за счет авторитарности и эгоцентризма в отношениях с окружающими.

Также подростки со сложностями в коммуникации отличаются замкнутым характером, они неразговорчивы, тревожны, с трудом вступают в контакт с новыми людьми, зачастую испытывают недовольство по отношению к самим себе, тяжело переживают травмирующие ситуации. В случае возникновения конфликтов стремятся приспособиться к обстоятельствам, готовы пожертвовать собственными интересами, не проявляя при этом интереса к потребностям окружающих.

В межличностном взаимодействии они часто агрессивны, раздражительны либо, напротив, проявляют неуверенность в себе и готовность к подчинению. В процессе взаимодействия стараются подчинить себе собеседника, требуя, чтобы он их понял.

Рекомендации педагогам по коммуникации с подростками

При коммуникации подростков с педагогом очень важно, чтобы авторитет последнего (как носителя знаний) был непререкаемым. На деле все оказывается несколько сложнее. Связано это в том числе и с тем, что некоторые учителя переносят в свою педагогическую деятельность детские воспоминания об учителе как о человеке, который приходит в класс, кричит на всех и каждого, а в 15 часов уходит из школы и забывает о работе до следующего утра.

Детская психология

Кроме того, есть учителя, которые полагают, что, поскольку они отлично знают какой-либо предмет (химию, биологию, геометрию и т. д.) в объеме программы средней школы, это позволяет им стать экспертами во всех сферах жизни и раздавать непрошеные советы каждому, кто не смог или не успел уклониться от общения.

И, наконец, подростковый период сложен сам по себе, в это время происходит гормональная перестройка организма вчерашних детей, они переосмысливают существующую систему ценностей, взрослеют, предпринимают попытки найти свое место в жизни и в мире.

Прохождение этого жизненного отрезка зависит от особенностей молодых людей, а также от воспитания, которое они получили в семье. Учителям же стоит воспользоваться проверенными временем советами, которые помогут им эффективно развивать коммуникацию с подростками.

Ниже приведен ряд таких рекомендаций для педагогов:

  • Очень важно в процессе общения с подростками сохранять взаимное уважение.
  • Поощрять и поддерживать самоуправление в школьной подростковой среде, совместно с учениками разрабатывать правила и нормы, устанавливающие определенные запреты и разрешения.
  • Наказание всегда должно быть справедливым, соразмерным совершенному проступку, а также соответствующим совместно установленным правилам.
  • Не следует спорить с подростками, необходимо максимально корректно и аргументированно излагать им свои требования.
  • Применять поощрения для учеников, следующих разработанным правилам.
  • Объяснять, для чего нужны правила (поскольку они помогают избежать хаоса, способствуют обеспечению безопасности).

Часто задаваемые вопросы о коммуникации подростков

Отвечаем на самые популярные вопросы.

Что можно использовать для развития коммуникации подростков?

Развитию коммуникативных навыков в подростковой среде способствуют интересные беседы, дискуссии на различные темы, вызывающие интерес у тинейджеров (например, современное искусство, кино, наука, техника, технологии, спорт, музыка и т. п.). Благодаря таким разговорам вчерашние дети учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения и убеждения, искать и находить компромиссы.

Как предотвращать конфликтные ситуации подростками?

Чтобы предупредить конфликты в подростковых коллективах, педагогу необходимо грамотно организовать значимую для вчерашних детей совместную деятельность, которая будет соответствовать их интересам и возможностям.

Какую цель преследует педагог, воздействуя на подростка?

В процессе воспитательной работы учитель должен стремиться к тому, чтобы развить в подростках здоровое честолюбие, привить им уважение и строгость к себе. Категорически запрещается сравнивать учеников.

Учителям в школе, психологам и родителям необходимо уделять существенное внимание коммуникациям подростка, учитывать при этом особенности его общения с ровесниками, выстраивать воспитательную и учебную работу таким образом, чтобы использовать наиболее эффективные и максимально подходящие методы воздействия на вчерашнего ребенка.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещения РФ
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  4. Воспитатели России
  5. ФГОС
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw