Педагогическая психология: современные методы и подходы к обучению
Сохранить статью:
Что это? Педагогическая психология – область знаний, которая изучает психологические процессы и явления, связанные с обучением и воспитанием. Она находит применение в школьной и внешкольной практике.
В чем преимущества? Педагогическая психология помогает правильно выбирать методы обучения и воспитания, а также эффективно взаимодействовать с каждым учеником с учетом его особенностей. Это незаменимый инструмент для создания комфортной и поддерживающей среды для ребенка без потери качества образования.
Что такое педагогическая психология
Педагогическая психология – это прикладная отрасль психологии, возникшая в связи с запросами теоретической педагогики и образовательной практики.
Образование играет очень важную роль в жизни каждого из нас, так как образованный человек имеет больше возможностей реализовать себя и достигнуть успеха. Нет необходимости доказывать важность психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
Эта отрасль психологии изучает механизмы, определяющие и объясняющие развитие человека в условиях обучения и воспитания, опора на них позволяет совершенствовать педагогическую практику и управлять развитием.
Поскольку педагогическая психология направлена на исследование структуры и динамики психологического образа в процессе обучения и воспитания, выделяют следующие предметы изучения: различные явления, их закономерности, механизмы психики субъектов образования. Под субъектами следует понимать: обучающихся, студентов, слушателей, учителей и преподавателей.
Перед педагогической психологией ставится немало задач, обусловленных особенностями образования и воспитания. Чтобы понять, почему психология рассматривается именно в контексте образовательного процесса, необходимо обратиться к терминологии.
Образование рассматривается как процесс целенаправленного воспитательного и учебного воздействия на личность, ориентированный на приобретение знаний, умений, навыков, ценностных установок, компетенций и опыта деятельности.
Образование в широком смысле – это созидание человека, становление его как личности. Кого можно назвать образованным? В процессе обучения и воспитания происходит качественное изменение, переоснащение психики и личности. Педагогическое воздействие способствует не только личностному развитию, но и ее самореализации.
Образованность не определяется возрастными рамками и количеством времени, потраченным на учебу. Полученные знания в совокупности с воспитанием меняют сознание индивида, его мировоззрение. Образованный человек обладает большим запасом знаний, проявляет воспитанность, высокий уровень культуры, начитанность, эрудированность, он сам выстраивает образ своей личности и хорошо усваивает приемлемые в обществе модели социального и профессионального поведения.
В отечественной системе различают следующие ступени образования: начальное, среднее, средне-специальное, высшее. Но необходимо отметить, что эти градации довольно условны. Важен результат, которым является образованность, не зависящая от аттестатов, дипломов, сертификатов и т. д. Образовательный процесс должен быть комплексным, гармонично сочетающим два процесса – учебный и воспитательный.
Казалось бы, данный аргумент очевиден. Однако если обратиться к истории российского образования, можно узнать, что еще совсем недавно активно выдвигались идеи исключения воспитательного компонента из образовательного процесса.
На самом деле, как показывает практика, обучение и воспитание неразрывно связаны, оба этих процесса невозможно осуществлять раздельно. Для эффективной организации единого воспитательно-образовательного пространства необходимы особые педагогические и социальные условия – государственная образовательная система и профессиональная подготовка учителей.
Основные принципы педагогической психологии
Рассмотрим основные принципы.
Принцип социальной целесообразности
Социальная целесообразность – это уровень адаптации и степень преобразования себя и общества. Основным фактором развития педагогической психологии является принятая в обществе система социальных ценностей и ожиданий, в соответствии с которой определяется целесообразность тех или иных действий образовательной теории и практики.
В настоящее время безусловный приоритет отдается системам образования, которые направлены на формирование самостоятельной, автономной, социально активной личности, способной к самоопределению и самореализации в рамках процессов общественного развития.
Любой предмет изучения педагогической психологии (система или явление) следует рассматривать с позиции социальной целесообразности на двух уровнях:
- Уровень адаптации – при обеспечении своей жизнедеятельности индивидуальные нормы субъекта не должны противоречить общественным требованиям.
- Уровень преобразования себя и общества – для развития индивида (системы) и общественного прогресса в целом необходимо создавать новые общественно-исторические формы.
Принцип единства теории и практики
Единство теории и практики – это ответ на три главных вопроса: «зачем?», «что?», «как?». Практическая образовательная деятельность является главным проблемным полем для теоретических и экспериментальных исследований, которыми занимается педагогическая психология.
Основное направление научных исследований в данной области – определить, как психолого-педагогическая теория и практика влияют друг на друга, проанализировать соотношение обучения, воспитания и развития, определить критерии для оценки их результативности.
При организации взаимодействия теории и практики педагогической психологии делается акцент на трех фундаментальных вопросах:
- Зачем? Происходит поиск ценностно-смысловых оснований применения психологических знаний. Человек не просто так вовлекается в работу с психологом, в новых познаниях он должен видеть личностный смысл и потенциал для саморазвития и будущих преобразований.
- Что? Определяются цели психологического воздействия, которые обусловлены пониманием человеческой природы и развитием индивида.
- Как? Оценивается эффективность используемых в педагогической психологии методик и психотехник: насколько целесообразно их применения, как именно повлияет психолог, какие именно краткосрочные и долгосрочные результаты воздействия психолога следует ожидать и др.
Принцип развития
Развитие – это гармоничное сочетание роста и созревания, формирования, преобразования. Любое явление или процесс следует изучать не как уже сформированную систему, а в процессе зарождения, становления и развития. Педагогическая психология тоже основывается на принципе развития.
Целью ее теоретического и практического воздействия является развитие всех участников образовательного процесса и системы образования в целом. Современная система воспитания и образования включает в себя три типа развития:
- Рост и созревание – формирование психических новообразований происходит посредством их биологического вызревания в процессе онтогенеза, при этом исключается активное вмешательство со стороны участников образовательного процесса. Например, данный тип развития лежит в основе системы свободного воспитания личности: школа М. Монтессори, Вальдорфская школа, и др.
- Формирование – психические новообразования появляются в результате интериоризации общественного опыта и норм поведения, которые активно демонстрируются и передаются взрослыми участниками образовательного процесса. Например, бихевиористический (поведенческий) и деятельностный подходы.
- Преобразование – приобретение психических новообразований осуществляется при помощи взрослых участников образовательной деятельности, которые создают специальные условия для саморазвития и самосовершенствования ребенка. Например, данный тип является основой гуманистического, экзистенциально-гуманистического и субъектного подходов.
Принцип детерминации
Детерминация – это определение перспективы объекта. Следуя этому принципу, устанавливается взаимная связь между предметом исследования и определенным воздействием среды, отношениями или событиями (предыдущими/последующими) его жизни. На основании этого формируется дальнейший прогноз поведения ребенка и планируется его воспитание. Педагогическая психология выделяет два типа детерминации:
- Каузальная детерминация.
Между психическими явлениями формируется такая связь, при которой события и отношения прошлого опыта неизбежно приводит к развитию у человека определенного психического качества. Например, можно предположить, что причиной отклоняющегося (девиантного) поведения ребенка стали неблагоприятные факторы его семейного воспитания и разработать программу их коррекции.
Следует отметить основные недостатки интерпретации, выполненной на основе каузальной детерминации: привязанность к прошлому опыту, влияние стереотипов, отсутствие возможности рассмотреть индивидуальные ресурсы и потенциал субъекта в преодолении проблем.
- Целевая детерминация.
Между психическими явлениями устанавливаются такие отношения, когда направляющей силой жизнедеятельности субъекта являются его цели и ценности. Например, в этом случае программа психологической коррекции отклоняющегося поведения будет основываться на выявленных жизненных целях и ценностях ребенка, с учетом его умения самостоятельно достигать желаемого результата.
Принцип системности
Системность – это набор взаимосвязанных компонентов, которые сочетаются как единое целое: индивидуальный, социальный, духовный. Предмет исследования рассматривают как элемент целостной системы, который имеет собственную цель функционирования. В педагогической психологии цель любой системы – это прежде всего развитие ее участников, которое осуществляется на разных уровнях:
- индивидуальный уровень охватывает личностные, эмоционально-волевые, когнитивные, генотипические, потребностно-мотивационные и другие особенности индивида;
- социальный уровень объединяет коммуникативные навыки участников, их социальные роли, принципы существования социальной общности и т.д.;
- духовный уровень содержит ценностно-смысловые основания существования человека, его субъектность как баланс между индивидуальными и социальными детерминантами поведения.
Когда определены компоненты всех уровней системы, выполняется анализ взаимоотношений между ними, выявляет педагогическая психология закономерности их функционирования, исследуется генезис системы и системные характеристики изучаемого предмета.
Ключевые задачи педагогической психологии
В рамках процессов образования и воспитания педагогическая психология решает пять основных взаимосвязанных задач:
- комплексное изучение психики обучающегося;
- психологическое обоснование и отбор учебного материала;
- разработка и психологическая апробация методов обучения и воспитания;
- изучение психики и профессиональной деятельности педагога;
- причастность к разработке теоретических вопросов, концепций и гипотез в педагогической области.
Под комплексным изучением психики обучающегося следует понимать специально организованное исследование, которое проводят, с целью оптимизации и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, а также организации грамотного психологического сопровождения.
Для определения психологических особенностей каждого обучающегося требуется провести исследование с применением методов, которыми располагает педагогическая психология. Структура личности объединяет множество взаимосвязанных компонентов, которые подлежат изучению: устойчивые свойства индивида (характер), темперамент, способности, потребности, самосознание, особенности протекания психических процессов, личностный опыт.
Психологическое обоснование и отбор учебного материала, предназначенного для усвоения школьниками, отвечает на вопрос: «чему учить?». Прежде всего следует обратить внимание на содержательную сторону и объем учебной информации, а также на предпочтение дисциплин: обязательных, избирательных, элективных.
на наши новости
500 000 пользователей!
Так как образовательные организации должны подготовить будущего выпускника к трудовой деятельности и жизни в обществе, выбор учебного материала и дисциплин во многом обусловлен государственной образовательной политикой, культурой и традициями.
К образованию тоже предъявляются определенные требования – оно должно быть всесторонним и развивающим. Человека невозможно научить всему, но способствовать его личностному развитию нужно обязательно.
Чтобы ответить на вопрос: «как учить?», разрабатываются, апробируются и внедряются в образовательную практику эффективные педагогические технологии обучения и воспитания.
Изучение психики и профессиональной деятельности педагога поможет ответить на вопросы: «кто обучает?», «каждый ли может стать педагогом?», «каким должен быть статус учителя?», «что необходимо для самореализации и повышения профессионального мастерства?». Изучению подлежат не только психологические, но и социальные проблемы.
Разработка теоретических и практических вопросов осуществляется в соответствии с учебными, образовательными и воспитательными целями. Решая эту задачу, исследователи могут ответить на вопрос: «для чего обучать?». Четко сформулированная цель определяет те характеристики личности, которые предполагается сформировать в ходе школьного обучения, это необходимо для управления процессом образования, прогнозирования, отслеживания и оценки результатов.
Вопрос: «для чего обучать?» выходит далеко за рамки педагогической психологии. Структура этой прикладной науки объединяет несколько направлений, при рассмотрении любого вопроса прежде всего следует учитывать человеческий фактор и реализацию социальной концепции «человеческих отношений».
Решение этих и других задач образования осуществляется посредством выделенных в педагогической психологии направлений:
- психология обучения;
- психология воспитания;
- психология труда и личности педагога.
Первые два научных направления нацелены на изучение психики обучаемого субъекта, причем наибольшее развитие получила психология обучения. В каждом разделе основополагающим является формирование и интерпретация теоретических понятий и категорий.
Нередко современные ученые выдают за инновации психолого-педагогические концепции, технологии и методики, однако все это разработано на основе научно-понятийного аппарата, очень часто за конструкциями и схемами теряется личностная индивидуальность, психологическая уникальность каждого человека.
5 проблем педагогической психологии
Педагогическая психология, как и любая другая научная отрасль, нацелена на решение определенных задач, имеющих огромную теоретическую и практическую значимость. Ниже мы детально рассмотрим пять основных проблем.
Соотношение обучения и развития
Эту проблему можно назвать одной из главнейших в педагогической психологии, так как предметом ее исследования является связь генетических источников психологии и поведения человека.
И хотя перед исследователями прежде всего ставятся общенаучные вопросы (соотношение биологического и социального в человеке, генотипическая и средовая обусловленность психики и поведения индивида), от полученного результата зависит перспектива обучения и воспитания ребенка.
Результаты современных научных исследований показали, что прямое воздействие через обучение и воспитание на генетический аппарат неосуществимо, поэтому то, что заложено в человеке на генетическом уровне перевоспитанию не поддается.
Но если рассмотреть этот вопрос с другой стороны, то станет очевидным, что процесс обучения и воспитания сам по себе имеет большие развивающие возможности, даже если отсутствует воздействие на генотип и органические процессы.
В нашей стране проблему соотношения обучения и развития в начале 30-х годов ХХ века впервые сформулировал Л.С. Выготский. В своих научных трудах он обосновал ведущую роль обучения в развитии индивида и подчеркнул, что обучение является источником развития.
Возникают вполне закономерные вопросы:
- Каким образом обучение и воспитание ведут за собой развитие?
- Всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное и так называемое развивающее?
- Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие?
- Влияет ли обучение на личностное созревание, и если да, то до каких пределов?
- Затрагивает ли это влияние фундаментальное решение проблемы соотношения обучения и развития?
Соотношение обучения и воспитания
Еще одна проблема, которую решает педагогическая психология, тесно связана с предыдущей. Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс – воспитательно-образовательный, который протекает только при взаимодействии двух его участников, находящихся в определенной среде и жизненных условиях: взрослого и ребенка, учителя и ученика, воспитателя и воспитанника.
Общей целью обучения и воспитания является качественное образование, всестороннее развитие и формирование личности.
Проблема соотношения обучения и воспитания связана с рядом вопросов:
- Как эти процессы взаимозависимы и взаимообусловлены?
- Как именно различные виды деятельности влияют на процессы обучения и воспитания?
- Каковы психологические механизмы усвоения знаний и социальных норм поведения, формирования умений и навыков?
- В чем выражается отличие педагогического влияния на процесс обучения и процесс воспитания?
- Как непосредственно протекает каждый из процессов: обучения и воспитания?
Поиск и учет сенситивных периодов развития в обучении
Сенситивный период в психологии – это определенный отрезок жизни индивида, когда развивающийся организм наиболее чувствителен к определенного рода влиянию окружающей среды. В педагогической психологии развитие и обучение детей требует точного определения и использования по максимуму наивысших возможностей для наиболее эффективного формирования тех или иных сторон психики, ее процессов и свойств.
Например, в пятилетнем возрасте дошкольники особенно чувствительны к развитию исключительного слуха, с возрастом эта восприимчивость снижается. Следует знать, что очень раннее или довольно позднее начало обучения чаще всего оказывает неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка – все хорошо в свое время.
Проблема заключается в том, что, как правило, не известны все сенситивные периоды интеллектуального и личностного развития ребенка, время их начала, длительность и завершение. Обучение и воспитание детей требует индивидуального подхода и умения прогнозировать наступление сенcитивных периодов.
Детская одаренность
В России проблема одаренности детей стала активно изучаться лишь в последнее десятилетие. Для начала следует разобраться, что принято понимать под термином «общая одаренность». В педагогической психологии одаренность – это развитие общих способностей, которые определяют сферу деятельности, где индивид может достичь невероятных успехов.
Одаренный ребенок выделяется среди сверстников яркими, очевидными достижениями в конкретном виде деятельности или имеет предпосылки для этого.
Суть рассматриваемой проблемы составляют вопросы, связанные с выявлением и обучением одаренных детей:
- Как и в какой последовательности проявляется возрастная одаренность, что для нее характерно?
- По каким критериям и признакам определяется одаренность школьников?
- Как определять и изучать одаренность детей в процессе воспитания и обучения, в ходе выполнения обучающимися какой-либо содержательной деятельности?
- Как поддерживать одаренных детей, содействовать развитию их выдающихся способностей во время обучения?
- Как сочетать развитие специальных способностей обучающихся с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним личностным развитием?
Готовность детей к обучению в школе
Готовность детей к школьному обучению – это сочетание морфологических (физических) и психологических характеристик старшего дошкольника, необходимых для обеспечения успешной адаптации к систематическому организованному обучению в образовательном учреждении.
Педагогическая психология и общая психология наряду с термином «готовность к обучению в школе» использует название «школьная зрелость», которое очень близко по значению, но все же в большей степени отражает психофизиологическую сторону органического созревания.
Проблема готовности детей к школьному обучению характеризуется следующими вопросами:
- Как влияют условия жизни и деятельности дошкольника, усвоение им социального опыта в ходе общения со сверстниками и взрослыми на формирование готовности к обучению в школе?
- Какую систему требований предъявляет школа к ребенку, чтобы выявить уровень психологической готовности к обучению?
- Что конкретно понимается под психологической готовностью к обучению в школе?
- По каким критериям и характеристикам определяется психологическая готовность к школьному обучению?
- Как разработать специальные коррекционно-развивающие программы, предназначенные для формирования готовности к обучению в школе?
Решение обозначенных психолого-педагогических вопросов требует от педагогов высокого профессионализма, который невозможно достичь без психологической компетентности.
Часто задаваемые вопросы о педагогической психологии
Отвечаем на популярные вопросы.
Какие методы и подходы используются в педагогической психологии для успешного обучения?
Педагогическая психология допускает использование разнообразных методов и подходов. С целью повышения успешности обучения проводится диагностика психологических особенностей обучающихся, на основе полученных диагностических данных разрабатываются индивидуальные учебные планы, создаются благоприятные образовательные условия с применением новейших эффективных технологий, повышающих активность и учебную мотивацию школьников.
Как психологические факторы влияют на образовательный процесс?
Память, внимание, мотивация, эмоции – это факторы, несомненно влияющие на образовательный процесс. От уровня их сформированности зависит степень восприятия ребенком учебного материала, качество запоминания нужной информации с последующим применением ее на практике.
Какова роль педагогической психологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями?
Специальная педагогическая психология занимается проблемами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Прежде всего определяются их индивидуальные особенности, обучение осуществляется по специально разработанным образовательным программам, с учетом уровня подготовки обучающихся, а также их возможностей и потребностей.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: