Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Психолого-педагогическая характеристика класса: зачем нужна и как написать
Главная > Блог > Психолого-педагогическая характеристика класса: зачем нужна и как написать
18.09.2023
2606
Время чтения: 15 минут

Психолого-педагогическая характеристика класса: зачем нужна и как написать

Что это такое? Психолого-педагогическая характеристика класса – документ, описывающий социальный коллектив, с указанием особенностей взаимоотношений учеников, поведения и жизненных установок.

На что обратить внимание? Характеристика составляется классным руководителем, после чего она утверждается директором. Цель данного документа – дать представление о классе другим педагогам (например, при разделении), а также оценить работу классного руководителя.

Понятие психолого-педагогической характеристики класса

Психолого-педагогическая характеристика описывает класс как социальную группу, а также дает информацию об особенностях психологии, поведения ее членов.

Психолого-педагогическая характеристика класса

Данный документ составляет классный руководитель, после чего его должен утвердить директор. Кроме того, в подготовке характеристики может участвовать школьный психолог.

Психолого-педагогическая характеристика класса позволяет:

  • представить результаты работы школы для оценки местным управлением образования;
  • передать учеников новому классному руководителю;
  • разделить класс на несколько или объединить разные подразделения учащихся в один;
  • рассмотреть эффективность работы классного руководителя – оценка проводится директором школы.

Психолого-педагогическую характеристику класса пишут в свободной форме с использованием делового стиля. Обязательно соблюдаются требования конкретного образовательного учреждения, установленные для оформления внутренней документации. Чаще всего используют стандартные листы формата А4.

Не допускается, чтобы информация подавалась сумбурно, без систематизации и структуры. Важно, чтобы представленные сведения были понятны как классному руководителю, так и любому, кто будет читать документ. Имена, фамилии учеников не могут быть указаны в сокращенной форме.

Под психолого-педагогической характеристикой класса должны стоять подписи классного руководителя, директора школы. В некоторых случаях ее подписывает психолог общеобразовательного учреждения.

Директор может потребовать, чтобы на документе присутствовали:

  • печать школы;
  • угловой штамп школы.

Еще одно требование – всегда ставится дата составления характеристики.

Необходимый этап для составления психолого-педагогической характеристики

Прежде чем приступать к подготовке характеристики класса, проводят его психолого-педагогическую диагностику. Она позволяет рассмотреть индивидуальные качества учеников, социально-психологические особенности коллектива, чтобы оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

Психолого-педагогическая характеристика класса

Функции педагогической диагностики

Педагогическая диагностика дает возможность в короткие сроки собрать необходимый объем сведений и решить ключевые задачи в рамках образовательного процесса. Так, она позволяет:

  • Определить возможности детей в сфере учебы: насколько у них сформированы умственные операции, учебные действия, какой характер носит мотивация. Также рассматривается развитие познавательной сферы у учеников, пр.
  • Проанализировать взаимоотношения в классе, личностные особенности ребят.
  • Рассмотреть интересы, склонности, способности, необходимые для профориентации учеников старшей школы.
  • Собрать данные, касающиеся отношений класса с классным руководителем и педагогами, ведущими отдельные предметы.
  • Оценить стиль управления и коммуникации с коллективом.
  • Детально проанализировать степень развития отдельных детей, чтобы организовать коррекционную работу.

Методы исследования

В рамках психолого-педагогической диагностики, проводимой для составления характеристики класса, применяются такие методы исследования:

  • Наблюдение. Может быть включенное (рассматриваются все ребята) и не включенное (описываются только некоторые из детей). Кроме того, могут наблюдать и за работой педагогов.
  • Беседа. Проводится с классным руководителем, административным персоналом школы, психологом и социальным педагогом, учителями-предметниками, родителями, учениками, пр.
  • Тестирование.
  • Анкетирование.
  • Проведение социометрического опроса.
  • Качественный анализ школьной документации (сюда относят дневники, классный журнал).
  • Изучение результатов деятельности ребят. Речь идет о сочинениях, творческих и контрольных работах, различных поделках, пр.

Структура психолого-педагогической характеристики класса

При составлении психолого-педагогической характеристики учеников класса требуется:

Представить общие сведения

Необходимо зафиксировать, как коллектив формировался, каков его состав по возрасту и полу, описать семьи учеников с социальной точки зрения. Фиксируется успеваемость, дисциплина, общественные поручения учащихся. В данный раздел обязательно включаются характерные особенности класса, которые ему дают учителя-предметники.

На данном этапе применяются следующие методы исследования:

  • беседа с учителями и ребятами;
  • наблюдение на уроках и во внеурочное время;
  • анализ классного журнала, личных дел учащихся.

Психолого-педагогическая характеристика класса

Оценить направленность деятельности класса

Речь идет о том, что движет ребятами в учебной и внешкольной жизни, то есть об их мотивах, интересах. Этот раздел психолого-педагогической характеристики класса позволяет понять, как ученики относятся к правилам поведения, действующим в школе, насколько готовы им следовать. Отдельно указываются существующие среди детей традиции, описывается их внеурочная жизнь, участие в общешкольной деятельности.

В качестве методов исследования используются:

  • беседа с педагогами, учениками;
  • наблюдение во время и вне занятий;
  • анкетирование – задействуются технология ЕЦО (единство ценностных ориентаций в сфере досуга), тест общей направленности деятельности, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина, пр.

Рассмотреть организационную структуру класса

Классный руководитель описывает существующие в детском коллективе органы самоуправления, обязанности и роли.

В рамках психолого-педагогической характеристики класса отдельно характеризуется классный руководитель: рассматривается его образованность, уровень общей культуры, организаторские способности, понимание психологии ребят, пр. Фиксируется, какую роль педагог играет в организации жизни коллектива, насколько активно общается с учениками.

Не менее важны формы общения, к которым учитель прибегает во время коммуникации с детьми. Например, он приказывает, инструктирует, советует, просит, хвалит, информирует, пр.

Дисциплина в классе

Классное руководство может осуществляться в разных стилях, что обязательно фиксируется в психолого-педагогической характеристике класса:

  • авторитарном, где общение предполагает устрашение или наличие дистанции между учителем и детьми;
  • демократическом, при котором присутствует общая увлеченность, дружеское расположение;
  • либеральном, который обычно является непоследовательным и предполагает заигрывание.

Важно указать, как ученики воспринимают своего классного руководителя, насколько он авторитетен.

Отмечают организационные и психологические особенности класса, отношение к выполнению поручений. Не менее важно, какой тон чаще всего присутствует в деловых взаимоотношениях – доброжелательный, равнодушный или конфликтный. Также указывают, почему во время выполнения заданий возникают конфликтные ситуации.

В психолого-педагогической характеристике класса пишут, кто является неформальным лидером среди учеников, по каким причинам он занял эту позицию. Выделяют наиболее активных ребят, их участие в жизни своего коллектива и школы. Важно зафиксировать психологические особенности учащихся, которые позитивным либо негативным образом воздействуют на остальных.

На данном этапе рекомендуется прибегнуть к таким методам исследования:

  • беседа с классным руководителем, наиболее активными ребятами;
  • наблюдение на уроках и за их пределами;
  • анкетирование;
  • оценка групповой сплоченности по методике Сишора-Ханина.

Составить характеристику учебной деятельности

Необходимо описать, как ребята относятся к учебе и отдельным предметам. В психолого-педагогической характеристике класса указывают, отслеживается ли успеваемость отдельных учеников, какие требования к ним предъявляют классный руководитель, актив и остальные дети. Помогают ли ученики друг другу в учебе, как это происходит. Также нужно зафиксировать наличие дисциплины при выполнении учебной и домашней работы, негативные особенности учебной деятельности.

Используются следующие методы исследования:

  • беседа со школьными педагогами, классным руководителем, ребятами;
  • наблюдение во время уроков;
  • изучение классного журнала, ученических тетрадей.

Проанализировать межличностные отношения в коллективе

Оценке подлежат товарищество и дружба, отношения между мальчиками и девочками, кратко описываются сформировавшиеся дружеские группировки.

Дать данную характеристику позволяют такие методы исследования, как:

  • наблюдение во время уроков и за их пределами;
  • беседа с классным руководителем, учащимися;
  • оценка групповой сплоченности при помощи технологии Сишора-Ханина;
  • тестирование общей направленности деятельности личности.

Оценить психологический климат

Речь идет о настроениях, преобладающих в коллективе: насколько ребята довольны общением с педагогами и между собой. Требуется выделить того, кто является для учеников примером для подражания. Обязательно описываются нравственные ценности: в какой степени дети способны быть добрыми, терпимыми, каков уровень их совестливости, честности, ответственности, чувства долга, собственного достоинства.

Психолого-педагогическая характеристика класса

В психолого-педагогической характеристике класса дается описание интеллектуального климата: придерживаются ли ребята общего мнения по ключевым вопросам, развиты ли критика и самокритика. Важно, сколько времени уходит у учеников, чтобы договориться, решая общие задачи, какая духовная атмосфера царит среди ребят.

Отмечаются волевые качества: может ли класс задействовать все духовные и физические силы, чтобы справиться со значительными трудностями или решить задачу. Важно понимать, есть ли у учеников общие цели, каким образом они достигаются, доводят ли дети дела до логического завершения.

При работе над данным блоком психолого-педагогической характеристики класса используются такие методы исследования, как:

  • наблюдение на занятиях и во внеурочное время;
  • беседа с классным руководителем;
  • составление карты-профиля оценки психологического климата в коллективе;
  • применение методики по изучению единства ценностных ориентаций группы (ЕЦО).

Проанализировать индивидуальные и возрастные особенности учащихся

Классный руководитель описывает, как у учеников меняется поведение на фоне психологических особенностей возраста, выделяет среди ребят общественников, отличников, инициаторов, а также тех, кого остальные любят больше всего. Нужно указать детей, с которыми связаны наибольшие сложности в классе, описать их воздействие на остальных, а также причины, по которым поведение учеников оказывается далеким от идеала.

Стоит использовать следующие методы исследования:

  • наблюдение;
  • беседа с классным руководителем, ребятами.

Пример психолого-педагогической характеристики класса

Класс состоит из 25 учеников, 12 из которых 2013 года рождения, 13 – 2014 года рождения:

  • 9 девочек, 16 мальчиков;
  • 8 человек воспитываются в неполных семьях;
  • 16 учеников – из многодетных семей;
  • 9 учащихся – из малообеспеченных семей;
  • 1 ребенок – инвалид;
  • 3 – из семей социального риска;
  • 1 (Рассинин Данил) – социальный сирота;
  • 1 мальчик – сын родителей-пенсионеров;
  • 20 детей работающих родителей;
  • у 6 ребят родители – безработные;
  • одаренные дети: Давыдкова Надя, Ивакина Юля;
  • с ослабленным здоровьем – Аринкина Ира.

Психолого-педагогическая характеристика класса

Успеваемость учащихся:

  • на «хорошо» учатся 2 человека: Давыдкова Надя, Ивакина Юля;
  • с одной тройкой 2 ученика: Гарин Саша, Рассинин Данил.

Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся – средний. Степень начитанности – средняя, поскольку мало читают художественную литературу, в библиотеке бывают лишь при необходимости.

Общий уровень знаний является удовлетворительным. Есть ученики, которые могут учиться на четверки и пятерки, но к этому не стремятся: Рассинин Данил, Гарин Саша, Брянский Саша, Андриевская Кристина, Коваленко Алина, Банщиков Гриша. Одаренные дети: Давыдкова Надя, Ивакина Юля, которые успевают по всем предметам, они очень активные, эрудированные, всесторонне развиты.

К основной группе здоровья относятся 24 человека.

Все учащиеся из благополучных семей, но с разным социальным уровнем жизни. Родители интересуются обучением, воспитанием детей. Класс подвижный, энергичный, активно участвует в общешкольных мероприятиях. Ученики не пропускают уроки, если нет уважительных причин, радуются успехам друг друга, участвуют в жизни коллектива. Наблюдается хорошее отношение к трудовой и спортивной деятельности.

Характеристика ценностных приоритетов, нравственных качеств, эмоционального состояния коллектива: все с удовольствием занимаются физкультурой, любят петь, танцевать, хорошо рисуют. На школьных мероприятиях и соревнованиях класс занимает призовые места, поскольку активный, дружный и сплоченный.

Часто задаваемые вопросы о психолого-педагогической характеристике класса

Отвечаем на популярные вопросы.

На основании какого принципа формируется характеристика?

Содержание данного документа зависит от того, составляется ли он для начальной или старшей школы. Здесь важно исходить из принципа объективности, объясняя любое явление с учетом психологии конкретного возраста.

Какие ошибки наиболее распространены при составлении психолого-педагогической характеристики класса?

Работа классного руководителя и школьного психолога предполагает подготовку множества характеристик, из-за чего документы кажутся безликими. Важно не допускать использования шаблонов, ведь нужно зафиксировать информацию, которая будет действительно полезна педагогам. Клише не позволяют решить подобную задачу.

В каком стиле составляется документ?

Больше всего подходит официально-деловой стиль. Важно, чтобы написанное понимал и составитель, и любой, кто пожелает воспользоваться информацией. Имена и фамилии учеников не могут указываться в сокращенном виде.

Психолого-педагогическая характеристика класса позволяет описать коллектив ровесников, его состав и взаимоотношения детей, общий уровень успеваемости. Фиксируются наиболее значимые минусы, наблюдаемые в деятельности коллектива, способы борьбы с ними.

Данный документ утверждают классный руководитель и директор. В дальнейшем характеристика может использоваться самим педагогом-наставником, а также учителями-предметниками, позволяя повысить уровень эффективности работы с детьми.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Министерство науки и высшего образования РФ
  3. Институт развития стратегии образования
  4. Воспитатели России
  5. ФГОС
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw