Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Техники активного слушания
Главная > Блог > Техники активного слушания: применение на практике
19.05.2023
1198
Время чтения: 15 минут

Техники активного слушания: применение на практике

Что это? Техники активного слушания – это анализ и обдумывание того, что говорит собеседник, а также обратная связь, которая дает понять человеку, что вы действительно слышите его. Вовлеченность в диалог помогает выстраивать конструктивное общение.

Где применяется? Техники активного слушания можно применять на работе, например, в журналистике, бизнесе, при продажах. Это отлично работает с людьми любых возрастов, в том числе с детьми, и позволяет даже разрешать конфликты.

Оглавление:
  1. Суть активного слушания
  2. Преимущества техники активного слушания
  3. Разрешение конфликтов с помощью техники активного слушания
  4. Техника активного слушания детей на уроке
  5. Развитие навыка активного слушания
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Суть активного слушания

Активное слушание представляет собой эффективный способ, который позволяет оказывать поддержку человеку в самостоятельном разрешении им же его проблемы. В частности, техники активного слушания могут быть применены с целью помочь детям найти правильный выход из критических ситуаций.

Техники активного слушания

Этапы техники активного слушания подразумевают, во-первых, верное понимание сообщения ребенка. Основная задача, которая стоит перед взрослым, заключается в том, чтобы, услышав обращение подопечного, уяснить, что заставило его обратиться за поддержкой. Далее, внимательно воспринимая слова ребенка, взрослый воспроизводит в беседе то, что услышал первоначально, при этом подчеркивая, что разделяет чувства юного собеседника, и выражая искреннее стремление понять его.

Правила техники активного слушания

  • Взрослый должен хотеть выслушать ребенка. Нужно демонстрировать свое желание слушать, выделяя для этого свободное время.
  • Взрослый должен целиком принимать чувства ребенка такими, какие они есть, даже если по его мнению они должны быть иными.
  • Взрослому следует понимать, что чувства ребенка не статичны. Они могут меняться. При этом техники активного слушания способствуют выходу негативных чувств. Это приводит в тому, что со временем они становятся менее агрессивными.
  • Взрослому человеку нужно всячески поддерживать способность ребенка самостоятельно справляться со сложной ситуацией.
  • Чтобы верно понять и оценить глубину сообщения ребенка и в дальнейшем оказать ему помощь в преодолении сложностей, взрослому стоит принять детскую «систему отсчета» и взглянуть на ситуацию глазами ребенка.

Компоненты техники активного слушания

  1. Повернуться лицом к ребенку, выбрав удобную позу и дистанцию, чтобы своим положением, выражением лица показать, что вы готовы выслушать своего собеседника.
  2. Если вы разговариваете с расстроенным ребенком, не следует задавать ему лишних вопросов. Ваши слова должны быть в утвердительной форме, демонстрировать ваше понимание сложившейся ситуации, а также выражать искреннее сочувствие.
  3. Необходимо научиться в разговоре выдерживать некоторую паузу. Не переусердствовать с высказыванием своих мыслей. Дайте ребенку время, чтобы обдумать ваши слова. Возможно, он захочет что-то добавить.
  4. Обеспечивая обратную связь, необходимо повторить, что вы правильно разобрались в том, что случилось, и обозначить словами то, что переживает ребенок.
  5. Ребенок имеет право прекратить обсуждение его проблемы, если посчитает это необходимым. Это совсем не означает, что вопрос так и останется без решения. Вероятно, ощутив вашу поддержку и понимание, ребенок изъявит желание продолжить поиск решения самостоятельно.

Какие результаты можно получить

Грамотно используя техники активного слушания можно получить следующие результаты:

  • Негативные переживания становятся менее сильными или исчезают полностью.
  • Удостоверившись, что взрослый настроен слушать и сможет понять, ребенок готов откровенно рассказывать о себе, раскрывая душу все больше, даже в одной такой беседе может обнаружиться куча детских травм.
  • Ребенок осваивает навыки самостоятельного решения своих проблем, родители могут убедиться в том, что ему это под силу.
  • Ребенок старается использовать приемы техники активного слушания в общении с окружающими.
  • Ребенок способен понять, что существуют проблемы, решить которые невозможно, и принимает это (например, потеря любимого питомца), благодаря активному слушанию он сможет правильно выразить свои переживания, получить поддержку от взрослого, осознавая, что есть человек, который готов разделить с ним трудное время.

Техники активного слушания

Позволяют ребенку справиться с негативными переживаниями и решить свою проблему. Для этого ему нужно знать, что его поддерживают и принимают любые его эмоции без осуждения и насмешек. Чтобы это произошло, необходимо:

  • не прерывать ребенка, давая ему высказаться и успокоиться;
  • не расспрашивать, задавая уточняющие вопросы (это, вероятно, вызовет у ребенка раздражение, потому что он будет сбиваться с мысли);
  • не давать непрошенных советов;
  • не позволять себе комментировать и оценивать действия и чувства другого человека;
  • не демонстрировать свои чувства;
  • при общении выбирать доверительную дистанцию и позицию «глаза в глаза», чтобы не возникало физических преград, на комфортном для обоих расстоянии.

Техники активного слушания

Как эффективно применять приемы и техники активного слушанья

  • повторение – это короткий пересказ случившегося;
  • уточнение услышанной информации в полувопросительной форме (начинать разговор со слов «наверное, это случилось так»);
  • проговаривание чувств другого человека: «наверное, это очень неприятно… это тебя огорчило…ты разозлился из-за этого…»;
  • проговаривание информации, которая осталась невысказанной (озвучивание того, о чем, как вам кажется, хотел рассказать ребенок: «наверное, ты хотел, чтобы…», «может быть, тебе не хочется, поэтому ты…»);
  • присоединиться к переживаниям, поддерживая ребенка: «я понимаю», «я бы в похожей ситуации тоже почувствовал…».

Однако тут есть подводные камни. Следует всячески избегать простого повтора слов за ребенком. Это выглядит крайне глупо и не вызывает доверия.

Разрешение конфликтов с помощью техники активного слушания

Метод «Оба правы» имеет ряд характерных особенностей:

  • основан на техниках активного слушания и «я-сообщениях»;
  • позволяет сгладить конфликт подбором конкретного решения в качестве компромисса, устраивающего обе стороны;
  • построен на принципах сотрудничества, когда создается ситуация, при которой ребенок проявляет заинтересованность в поиске и выполнении решения, которое было принято совместно со взрослым.

Техники активного слушания

Алгоритм и приемы данного метода

  1. Распознавание и определение причин конфликта. Необходимо найти момент, когда ребенок не занят чем-то важным. Взрослый четко объясняет ребенку проблему, которую требуется решить:
    • понятным языком и максимально откровенно, применяя «я-сообщение», взрослый проговаривает свои ощущения;
    • взрослый дает возможность ребенку почувствовать, что нуждается в его помощи и сотрудничестве;
    • используя техники активного слушания, педагог предлагает ребенку рассказать, в чем заключается его проблема.
  2. Выработка возможных вариантов устранения конфликта. В результате рождается несколько решений. Нельзя путем психологического давления на детей заставлять их выбирать из готовых вариантов, которые найдены взрослым. Ни к чему в резкой форме оценивать озвученные ребенком способы справиться с проблемой или намекать, какие из решений взрослый рассматривает как более привлекательные:
    • взрослый предлагает «давай вместе подумаем, как поступить», чтобы подтолкнуть ребенка к принятию решения;
    • взрослый внимательно выслушивает предложения, озвученные ребенком;
    • взрослый высказывает свои варианты: «можно сделать так…», «я вот что придумал…».
  3. Оценивание альтернативных решений. В результате необходимо, чтобы осталось 2–3 потенциальных решения. Взрослому нужно абсолютно честно выражать свое отношение к предложенным ребенком решениям, проявляя уважение к его мнению:
    • взрослый использует следующие фразы: «давай подумаем, что нам лучше подойдет», «какое решение тебе кажется лучше остальных?»;
    • взрослый высказывает оценку каждого возможного решения, выслушивает мнение ребенка.
  4. Совместный выбор наиболее приемлемого варианта из предложенных. Взрослый должен вести переговоры до тех пор, пока не найдется решение, которое устроит обоих в равной степени:
    • взрослый позволяет ребенку высказать свое мнение по каждому из оставшихся вариантов;
    • взрослый аргументирует свою позицию;
    • взрослый обращает внимание ребенка на то, что это решение может быть не окончательным, его можно изменить, если обстоятельства сложатся иначе: «давай попробуем сделать так и посмотрим, что из этого выйдет».
  5. Разработка способов реализации принятого решения. На данном шаге необходимо совместно провести поэтапное планирование для качественного выполнения договора каждой из сторон. Взрослый четко обозначает в разговоре с ребенком свои и его обязанности.
  6. Контроль и оценка полученного результата. Спустя некоторое время необходимо выяснить, всех ли устраивает принятое решение. Есть вероятность вновь открывшихся обстоятельств, которые приведут к пересмотру решения. Взрослый выступает наблюдателем за выполнением ребенком своих обязанностей согласно договору, привлекает его к самоконтролю и оценке выбранного варианта решения конфликта.

Следует добавить, что не всегда, чтобы разрешить конфликт, необходимо проработать все 6 этапов. Длительность урегулирования зависит от характеристик конфликта, от отношения к нему участвующих сторон, от влияния внешних обстоятельств.

Проблемы, с которыми можно столкнуться при использовании способа «Оба правы»

Ребенок может не доверять и не идти на контакт или вообще отказаться от беседы. Взрослый человек в этом случае должен вести себя следующим образом:

  • отложить на некоторое время решение проблемы (возможно, вы выбрали неподходящее время или место для разговора, либо ребенок не настроен на общение в данный момент);
  • использовать техники активного слушания;
  • применить «я-сообщение», например, используя фразу «я не заставляю тебя, но проблему необходимо решить».

Есть тупиковые ситуации, когда невозможно найти решение, которое устроило бы обе стороны. В таком случае взрослый должен действовать следующим образом:

  • вернуться ко 2 этапу;
  • закончить разговор и перенести его на другое время;
  • попытаться найти причину, которая затрудняет поиск выхода из конфликтной ситуации (вполне вероятно, существует более сложная внутренняя проблема, которая беспокоит ребенка и требует применения техники активного слушания).

Возможно, ребенок откажется выполнять принятое решение либо не выполнит его из-за забывчивости. Помните, что в этом случае взрослому не нужно использовать наказание или усиливать давление на ребенка, чтобы добиться выполнения обязательств согласно договоренностям. Лучшим выходом из ситуации будет уверить ребенка в том, что он может вам доверять, используя:

  • позитивную предвосхищающую оценку («я уверен, что ты больше не забудешь то, что тебе необходимо сделать»);
  • «я-сообщение» («я не думал, что так получится», «я расстроен»);
  • метод активного слушания, для того чтобы дать возможность ребенку проявить свое отношение к сложившейся ситуации;
  • предложение ребенку своей поддержки в процессе выполнения его обязательств по договору;
  • совместный поиск новых вариантов решения.

Техника активного слушания детей на уроке

Различные приемы техники активного слушания позволяют с пользой выслушать окружающих вас людей. Каждый из них нужно применять в определенной ситуации. Попробуйте комбинировать их по своему усмотрению.

Техники активного слушания

Но не стоит эксплуатировать один и тот же прием несколько раз подряд с небольшой периодичностью. Это даст обратный эффект и вызовет недоверие к вам.

Существует три основных широко применяемых способа успешного использования данной техники при обучении детей. Каждому из них соответствуют разные приемы:

  • проверка ранее освоенного материала;
  • выполнение работы над ошибками;
  • определение состояния учащегося.

Рассмотрим подробнее, в каких случаях и каким образом оптимально использовать те или иные приемы техники активного слушания учеников:

  • Пауза (задержка)

Во время разговора иногда целесообразно сделать паузу, для того чтобы ребенок мог осмыслить, что он говорит, а у вас было время глубоко вникнуть в его слова. К тому же диалог способствует созданию более тихой и доверительной обстановки. Этот прием дает понять ученикам, что не стоит спешить, а лучше правильно обдумать свои слова.

  • Уточнение

Направлено на то, чтобы ребенок мог детально рассказать, о чем он хочет. Этот прием имеет отличный эффект при проверке освоенных знаний. С помощью такого способа учитель может выяснить, что изучил ученик и понят ли им данный материал. Или педагог может попросить ученика внести уточнение в неверное высказывание. Это позволит ребенку самому найти ошибку и исправить ее.

Уточнение дает возможность понять, что чувствует ребенок. Ведь любой человек зачастую старается избегать неприятных вопросов. Используя данный метод, вы заостряете внимание на том, что говорящий упускает некоторые важные моменты.

Если вы замечаете изменения в поведении ребенка, это повод пообщаться с ним по душам и выяснить, что произошло. Используя уточнения, вы сумеете понять эмоциональное состояние ребенка и дать ему возможность самостоятельно разобраться в проблемах.

  • Пересказ

Этот метод предполагает повторение вами той информации, которую озвучил ваш ученик, с подчеркиванием основных тезисов. Это дает обратную связь в учебном процессе. Дети видят, что вы внимательны к их словам и даже замечаете какие-то важные аспекты. Это способствует усилению доверия в коллективе.

  • Повтор (эхо)

Схож с методом пересказа. Но в данном случае необходимо повторить дословно, что сказал ребенок. Прием оптимально подходит для более коротких ответов. Применяется для выполнения работы над ошибками.

Очень важным моментом при применении метода повтора являются эмоции педагога. Нельзя демонстрировать гнев или высокомерие. Ученикам может показаться, что вы используете их слова против них. Это будет способствовать боязни отвечать.

  • Сообщение о восприятии (эмпатия)

Суть данного метода заключается в проявлении сочувствия. Он не подходит для проверки знаний или работы над ошибками. Скорее помогает созданию доброжелательных отношений между учителем и воспитанниками. Необходимо стараться ставить себя на место ребенка, чтобы правильно оценить его состояние. Конечно, в более зрелом возрасте проблемы детей нам кажутся глупыми. Однако на каждом этапе жизни свои трудности, и это надо принимать.

Воспитывать в себе эмпатию довольно сложно. Начинать надо с мелочей. Попробуйте чаще использовать фразы «мне жаль», «очень больно слышать», «я понимаю, как тебе трудно» и т. п. Это может со временем трансформироваться в искреннее сопереживание людям, которое надо проявлять открыто.

Развитие навыка активного слушания

Есть несколько способов, как успешно развивать умение слушать и эффективно использовать техники активного слушания:

Научитесь слушать себя

Старайтесь изредка прислушаться к тому, что вы говорите. Не стесняйтесь порой рассуждать вслух. Это даст возможность почувствовать себя в роли людей, которые много что-то рассказывают другим.

Техники активного слушания

Тренируйтесь перед зеркалом

Рассказывайте что-нибудь своему отражению. На какие моменты стоит обратить внимание:

  • Где вам хотелось сделать паузу?
  • В каком месте можно было бы что-то добавить?
  • Когда оптимально использовать пересказ, а когда повтор?

Хорошо сформированный навык своевременного использования данных приемов, по сути, представляет собой основу техники активного слушания.

Практикуйтесь на друзьях и членах семьи

Постарайтесь научиться слушать домочадцев. Действуйте постепенно: выясните, что хотят донести до вас родители или партнер, о чем рассказывают ваши друзья. Уточните у них, приятно ли с вами общаться и по какой причине. Исходя из полученных ответов, сделайте заключение о наличии у вас умения слушать. И обязательно работайте над своими ошибками. После этого можно смело начинать практиковать эти техники на уроках.

Техники активного слушания, которые применяются при проверке знаний и в работе над ошибками, берут свое начало в методике обучения, открытой еще Сократом. Она основывается на попытке донести информацию посредством диалога, а не просто рассказать новый материал.

Таким образом, техники активного слушания представляют собой набор приемов, которые эффективно применяются в различных жизненных ситуациях. Это также относится к учебной деятельности. Не забывайте о главном: мало просто научиться использовать эти приемы. В первую очередь надо получать удовольствие от того, чем вы занимаетесь, и любить детей. Только в этом случае вам удастся в полной мере раскрыть весь потенциал данной методики.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw