ТНР у детей: организация обучения
Сохранить статью:
Что это? ТНР у детей может проявляться в недоразвитой речи, нарушении лексики и грамматики как при чтении, пересказе, так и при выполнении письменных работ. Часто такие дети обладают небольшим словарным запасом, имеют задержку психического развития, но при этом, как правило, интеллект не нарушен.
Как учить? Коррекция ТНР у детей предполагает большой объем индивидуальной работы, основанной на адаптированной образовательной программе с участием таких специалистов, как логопед, дефектолог и психолог. Воспитатели и учителя, которые занимаются с детьми, должны пройти профильные курсы повышения квалификации.
Причины ТНР у детей
Тяжелые нарушения речи у детей возникают под влиянием определенных неблагоприятных факторов, которые классифицируются как внутренние и внешние. К примеру, внутриутробные патологии неизбежно приводят к проблемам в развитии плода, в том числе к нарушениям в работе речевого аппарата. К ним относятся: гипоксия плода, токсикоз, вирусные заболевания матери на протяжении беременности, эндокринные нарушения, резус-конфликт матери и плода, вредные привычки и т. д.
Опасное влияние оказывает сочетание нескольких неблагоприятных факторов, воздействующих на плод в период от 4-х недель до 4-х месяцев внутриутробной жизни. Яркими примерами того, как речевое окружение может неблагоприятно воздействовать на ребенка, служат недоразвитие речи у слышащих детей, которых воспитываются глухонемыми родителями, либо внезапное заикание у ребенка в семье, где кто-то из родителей имеет данное речевое отклонение.
Особую категорию составляют дети с тяжелыми нарушениями речи при достаточно развитом слухе и первично сохранном уровне интеллекта. Группы детей с ТНР состоят из детей с фонетико-фонематическим недостаточным развитием речевой активности при дислалии, ринолалии, небольшой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи на всех уровнях речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т. д., у которых имеются ярко выраженные нарушения всех речевых компонентов.
Период наиболее активного усвоения лексических, фонетико-фонематических и грамматических последовательностей начинается в полтора–три года и заканчивается, как правило, до начала обучения в школе. Надо отметить, что на речь ребенка влияет качество речи воспитывающих его взрослых, а также достаточный уровень речевой практики, методы воспитания, обучения и культура речи в окружении.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой определенные патологии в звукопроизношении и может быть обусловлено особенностями фонематического слуха. Общий уровень недоразвития связной речи выражается в нарушении каких-либо ее отдельных элементов (проблемы звукопроизношения, недостаточно развитый фонематический слух, неправильный лексико-грамматический строй).
Уровни ТНР у детей
Речь ребенка с тяжелыми нарушениями речи принято различать по четырем уровням развития:
- I уровень речевого развития предполагает абсолютное отсутствие либо резкое ограничение средств речевой коммуникации. Словарный запас в данном случае наполнен отдельными лепетными единицами, звуковыми или звукоподражательными комплексами. Это сопровождается жестикуляцией и выразительной мимикой.
- На II уровне речевого развития применяются недлинные аграмматичные фразы. Словарный запас включает простые по строению слова. Но при этом произношение ребенка не соответствует возрастной норме.
- III уровень речевой активности ребенка характеризуется развернутыми фразами с выраженными признаками лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
- На IV уровне речевого развития, несмотря на использование развернутой речи, присутствуют остаточные элементы недостаточного развития языкового аппарата. Например, заикание как патология темпо-ритмической композиции речи, вызванная судорожным состоянием мышц.
Таким образом, согласно клинико-педагогической классификации, ТНР диагностируются у детей дошкольного возраста, имеющих следующие речевые патологии: алалия, ринолалия, дизартрия, дислалия, детская афазия, неврозоподобное заикание.
Особенности обучения детей с ТНР
ТНР у детей предполагают обучение на условиях инклюзивного образования. На сегодняшний день это является серьезной психолого-педагогической проблемой, потому что нет досконально проработанной инновационной системы, программных требований, адаптированных форм, методик и средств, позволяющих обучать всех детей в одинаковой мере качественно.
Одним из основных условий для вовлечения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольного учреждения является обеспечение его непрерывного сопровождения квалифицированными психологами, медиками и педагогами. Это с успехом реализуется благодаря системе медико-психологической и педагогической помощи дошкольникам на территории Российской Федерации.
Дети, имеющие проблемы с речью, должны своевременно получать квалифицированную поддержку логопеда. Для таких созданы специализированные дошкольные и школьные учреждения образования.
Специальные детские сады, как правило, имеют 2 структурных подразделения: для детей с фонетико-фонематическими патологиями речи и общим недоразвитием речи (ОНР) и для заикающихся детей. В данных группах установлен особенный режим дня, в котором предусмотрены групповые и индивидуальные занятия по речевой коррекции. Систематически проводятся мероприятия, способствующие развитию речи, знакомству с окружающим миром.
Дети, сумевшие овладеть необходимым уровнем речи до семилетнего возраста, переводятся в обычные дошкольные учреждения.
В школах, предназначенных для детей с ТНР, обучаются те, кто имеют первично сохранный уровень интеллектуального развития и здоровый слух. В школах такого типа два отделения. В одном проходят обучение дети с тяжелой степенью недоразвития речи. Во втором отделении организован образовательный процесс для детей, страдающих тяжелой формой заикания. При этом заболевании они практически неспособны контактировать с другими людьми.
на наши новости
500 000 пользователей!
В первом отделении с 1 по 4 классы дети получают образование по специализированным программам, а в старшей школе – с использованием общеобразовательных методик.
Таким образом, по прошествии 12 лет обучения в первом отделении и 9 лет обучения во 2 отделении дети смогут получить свидетельство о неполном среднем образовании. Коррекционные занятия при нарушениях речи и навыков письма у учащихся связаны с уроками родного языка.
Проводятся логопедические мероприятия по индивидуальным программам. Выпускники школ для детей с ТНР имеют право продолжать свое образование в соответствующих классах обычных школ или в различных профессиональных училищах.
Разработка и реализация АООП для детей с ТНР
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) для детей с ТНР предполагает:
- План конкретных результатов и целевых ориентиров, разработанный для детей с учетом возраста и особенностей их патологий речи и сопутствующих нарушений.
- Дополнение содержания элементами коррекционно-развивающей деятельности, направленной на квалифицированное исправление нарушений речеязыкового развития детей, а также психологической, моторно-двигательной речевой основы; профилактическую работу с потенциальными трудностями в обучении грамоте и образовании в целом.
- Разработку программы коррекционной деятельности с учетом наличия ТНР у детей и структуры дефекта (привлечение объективных комплексных программ обучения, различного рода пособий и содержательных баз, созданных для использования в образовательном процессе с детьми, имеющими речеязыковые патологии).
- Дополнение и уточнение пунктов организационного раздела с учетом изменений, способствующих наиболее эффективной работе с учащимися с ТНР в части планирования деятельности, обеспечения необходимых психолого-педагогических условий для развития детей, специального распорядка дня, обеспечения соответствующими кадрами; разработка перечня нормативно-правовых документов и литературных источников.
АООП, предназначенная для детей с тяжелыми нарушениями речи, предполагает применение специальных методов, привлечение специализированных комплексных и парциальных программ обучения, особенных методических разработок и дидактических материалов.
Эффективное использование АООП подразумевает коррекцию нарушений развития детей с привлечением высококвалифицированной помощи специалистов в ходе подгрупповых и индивидуальных уроков.
Организация занятий для детей с ТНР в ДОУ
Дети с ТНР неизбежно испытывают определенные трудности в контактах с окружающим миром. Следовательно, чрезвычайно важно отнестись к организации образовательного процесса ответственно.
Большую роль в умственном развитии детей играют математические занятия. Они способствуют формированию функций памяти, речевой активности, воображения, эмоциональности ребенка. Благодаря математике появляется целеустремленность, усидчивость, растет творческий потенциал личности. Дети учатся планировать свою работу, при этом более четко и последовательно выражают мысли.
Речь педагога для такой категории детей должна быть четкой и максимально понятной. Не стоит перегружать учебный процесс большим количеством заданий. Ребенок может устать и потерять интерес, часто переключаясь с одной задачи на другую.
Необходимо строго придерживаться охранительного режима. Занятия обязательно должны включать физкультурные паузы, а также задания, способствующие активизации умственной работы. Можно использовать массаж с применением шариков су-джок, колец и карандашей.
Для того чтобы достичь положительных показателей по математике в группе, где обучаются дети с ТНР, потребуется выполнять задания, основанные на систематическом и практическом применении действий, направленных на коррекцию речевых патологий. Так, например, при обучении счету рекомендуется произносить не только число, но и предмет: одна машина, две машины и т. д.
Так одновременно с освоением счета вырабатывается навык грамотного согласования существительного с числительным. Формирование умения выполнять счетные операции необходимо осуществлять поэтапно: действия с конкретными предметами при помощи педагога, затем самостоятельные шаги с опорой на наглядные подсказки и выразительную речь. Позже происходит выполнение математических операций в речевом аспекте.
Развитие ребенка с ТНР должно включать чрезвычайно полезное для таких детей упражнение – составление задачи при помощи картинки. Для эффективного его выполнения необходимо, чтобы ребенок умел четко формулировать условие, мог поставить вопрос и ответить на него. На занятиях по математике требуется уделить внимание обучению навыкам ориентирования на плоскости.
Упражнения, выполняемые детьми в игровой форме, дают возможность лучше усвоить новый материал, обогатить словарный запас. В связи с этим на познавательных занятиях важная роль отводится игровым технологиям. Переключение в ходе игры с одной ситуации на другую позволяет тренировать активность мозга. Для того чтобы у детей формировались речевые навыки, важно регулярно заниматься развивающими играми, а также подталкивать детей к объяснению своих действий. Таким образом, игра должна способствовать желанию разговаривать.
Индивидуальная работа с ребенком при диагнозе ТНР и групповые занятия имеют большое значение в развитии связной речи. На подобных занятиях широко применяется артикуляционная гимнастика, которая способствует подготовке и тренировке мышц. Используются скороговорки и чистоговорки, целью которых является отработка артикуляции поставленного звука.
Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательной школе
Развитие ребенка с ТНР, особенно младшего школьного возраста, диктует создание специальных условий для образовательного, воспитательного процесса и развития в целом:
Организационное обеспечение
- Нормативно-правовая база (принятие локальных актов образовательной организации).
- Обеспечение должного уровня медицинского обслуживания (системное наблюдение у специалистов по основному диагнозу).
- Организация питания.
- Наличие психолого-педагогического сопровождения ребенка.
- Подписание договора о взаимодействии с родителями, договора о сотрудничестве с центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, договора о сотрудничестве с СКОУ (если есть необходимость), с МСЭ (по необходимости).
- Взаимодействие с психолого-медико-педагогической комиссией – ПМПК (осуществляется на основании запроса консилиума), с органами социальной защиты.
Материально-техническое обеспечение
Архитектурная среда: общешкольное и учебное пространства. Сенсорная комната представляет собой специально организованное и оформленное помещение, не представляющее опасности и интересное для детей и педагогов. Она является оптимальным местом для расслабления, отдыха и развивающих занятий. В сенсорной комнате необходимо размещать: светозвуковые панели, тактильное и развивающее оборудование.
Психолого-педагогическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса для детей с патологиями в рамках общеобразовательных программ. Сюда относится:
- деятельность по развитию речи с целью формирования и коррекции звукопроизношения;
- музыкально-ритмические занятия;
- занятия с психологом по формированию навыков функционирования в социуме;
- индивидуальная работа и групповые занятия с ребенком при ТНР, проводимые дефектологом и логопедом с целью повышения коммуникативных функций речи, для коррекции специфических патологий в устной и письменной речи.
Кадровое обеспечение
В штате УО необходимо наличие таких педагогов, как: учитель-дефектолог (включая тифлопедагога, сурдопедагога) психолог с педагогическим образованием, учитель-логопед, тьютор (помощник).
Таким образом, необходимо обеспечить специальные условия, предполагающие обучение, воспитание и надлежащее развитие ребенка с ТНР. Они включают в себя:
- раннюю диагностику речевых отклонений у детей и организацию помощи с точки зрения логопедии на этапе выявления признаков патологии психоречевого развития;
- получение систематической логопедической помощи;
- взаимосвязь и координирование всевозможных средств воздействия;
- взаимозаменяемость академического и социально-значимых элементов образовательного процесса.
В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных учреждениях образования является острой и одной из наиболее актуальных в российском обществе. Очень важен поиск решений, которые позволили бы обеспечить необходимые условия для того, чтобы данная уязвимая категория детей могла полноценно обучаться вместе со здоровыми детьми.
Итак, тех, чье состояние не позволяет осваивать образовательную программу без специальных условий для обучения и воспитательного процесса, можно отнести к категории детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Биологически неблагополучное состояние ребенка служит причиной нарушения его контакта с окружающим миром. Это является предпосылкой появления патологий в его психическом развитии. Обеспечив правильные условия и своевременно начав обучение, можно смягчить либо вовсе предотвратить возникновение вторичных характерных нарушений.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: