Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
ЗПР у детей: специфика обучения
Главная > Блог > ЗПР у детей: специфика обучения
20.07.2023
1122
Время чтения: 18 минут

ЗПР у детей: специфика обучения

О чем речь? ЗПР у детей требует специфического подхода к обучению независимо от типа школы, в которой они учатся. Психологические и когнитивные особенности ребенка с задержкой развития часто не дают полноценно воспринимать и обрабатывать информацию. К тому же поведение ученика мешает сосредоточиться на образовательном процессе.

Как корректировать? От учителя требуется проявить максимум внимания к такому ребенку. Уроки строятся с учетом степени отставания в развитии и особенностей конкретного ученика. Цель – регуляция нарушенных функций.

Что значит ЗПР у детей

ЗПР – это задержка психического развития ребенка, нарушение его темпа.

ЗПР у детей характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы, отставанием показателей отдельных психических функций от общепринятых возрастных психологических норм: внимания, памяти, мышления. Еще в дошкольном возрасте выявляется задержка речи, недостаточный уровень развития мелкой и крупной моторики, трудности в регуляции поведения и управлении эмоциями.

Школьники с ЗПР, как правило, демонстрируют низкий уровень школьной успеваемости, повышенную истощаемость, низкую работоспособность и концентрацию внимания, эмоциональную неустойчивость, неусидчивость, повышенную отвлекаемость. Все эти специфические нарушения можно преодолеть посредством специально организованного процесса обучения и воспитания.

Что значит ЗПР у детей

Впервые термин ЗПР (задержка психического развития) предложила в 1959 году основоположник детской психиатрии в СССР Груня Ефимовна Сухарева. Далее это понятие начало широко использоваться в психолого-педагогической, медицинской практике и специальной литературе. Но в конце 90-х годов XX века встал вопрос о замене этого термина, так как специалисты признали определение ЗПР слишком уж расплывчатым, обобщающим и устаревшим.

В 1997 году ЗПР как диагноз был выведен из употребления приказом Министерства здравоохранения РФ. Его заменили конкретизирующие понятия, соответствующие кодам по МКБ-10: F80–F89 – расстройства психологического развития, F90–F98 – эмоциональные и поведенческие расстройства, F99–F99 – неуточненные психические расстройства.

С 1997 года задержка психического развития как медицинский диагноз не ставится, но понятие «ЗПР у детей» продолжает широко использоваться специалистами образовательных учреждений и авторами в российской психолого-педагогической литературе.

Обучающиеся с ЗПР – это дети школьного возраста, у которых выявлены и подтверждены специалистами ПМПК те или иные отклонения в психическом развитии, препятствующие получению образования в традиционных условиях. ЗПР является одной из самых обширных категорий ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ имеют недостатки в физическом и/или психическом развитии. Для обучения и развития детей с ЗПР необходимо создание специальных условий.

ЗПР устанавливается только коллегиально, после комплексного обследования ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, в которую входят: педагоги, психологи, дефектологи, медицинские работники. Работа с детьми с ЗПР требует организации специального коррекционно-развивающего обучения, психолого-педагогического и медицинского сопровождения.

Всех обучающихся с ЗПР объединяют выраженные в различной степени недостатки развития высших психических функций. При индивидуальном подходе и грамотно организованном, своевременно начатом коррекционно-развивающем обучении такие дети имеют благоприятный прогноз – к старшему подростковому возрасту их развитие выравнивается, в дальнейшем они ничем не отличаются от своих сверстников.

Если после 13-14 лет у ребенка все еще наблюдаются признаки ЗПР, то его повторно обследуют специалисты ПМПК и пересматривают диагноз. В этом случае возможно выявление инфантилизма и умственной отсталости.

Характеристика ЗПР у детей и коррекция нарушений

На ребенка с ЗПР составляется психологическая характеристика, в которой раскрываются все особенности детей с ЗПР, указывается степень нарушения психических функций.

Характеристика ЗПР у детей

Когнитивные способности

Характеристики мышления у детей с ЗПР:

  • развитие наглядно-действенного мышления соответствует норме;
  • для развития наглядно-образного мышления требуется многократное повторение задачи;
  • несформированность умственных операций анализа и синтеза;
  • низкий уровень сформированности словесно-логического мышления.

Коррекционно-развивающие занятия (КРЗ), проводимые с детьми ЗПР, направлены на развитие мышления с обязательным учетом всех особенностей, описанных в характеристике. Например, ребенок способен классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме. В этом случае важнее всего – исключить отвлекающие факторы, которые могут значительно снизить результативность занятия.

Также следует терпеливо и неоднократно повторять задание, опираясь в большей степени на наглядно-действенное мышление, которое у ребенка развито в соответствии с возрастной нормой. У обучающихся с ЗПР намного больше возможностей овладеть учебным материалом в сравнении с ровесниками, у которых диагностирована умственная отсталость.

Характеристики памяти у детей с ЗПР:

  • неустойчивая;
  • низкая продуктивность;
  • непроизвольная доминирует над произвольной;
  • наглядная преобладает над вербальной;
  • значительные нарушения кратковременной памяти;
  • низкий уровень самоконтроля;
  • отсутствует познавательная активность и мотивация при заучивании и воспроизведении материала;
  • неумение оперировать приемами запоминания и самостоятельно организовать работу по заучиванию;
  • высокий уровень отвлекаемости, при наличии помех процесс запоминания практически останавливается;
  • быстро забывается заученный материал.

Все указанные в характеристике детей с ЗПР специфические особенности памяти следует обязательно учитывать при организации занятий. В процессе обучения педагоги и психологи, а также родители при выполнении домашних заданий должны преимущественно опираться на непроизвольную и наглядную память, так как эти виды доминируют над произвольной и вербальной.

Характеристики внимания у детей с ЗПР:

  • неустойчивое;
  • рассеянное, нарушение способности к концентрации;
  • избирательное;
  • ослабленное восприятие вербальной информации;
  • низкий уровень распределения и переключения;
  • объем ниже нормы.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР должна включать в себя занятия, направленные на коррекцию показателей внимания, увеличение его объема и концентрации. Рекомендуются творческие задания, продуманные и составленные таким образом, чтобы ребенок был вынужден постоянно распределять и переключать свое внимание между разными видами деятельности.

Характеристики восприятия у детей с ЗПР

Характеристики восприятия у детей с ЗПР:

  • поверхностное;
  • недостаточная скорость построения единого цельного образа в представлении;
  • замедленный процесс формирования межанализаторных связей;
  • нарушение слухо-зрительно-моторной координации.

При ЗПР у детей коррекция восприятия направлена на формирование навыков предметно-исследовательской деятельности и овладение сенсорными эталонами. Необходимо в коррекционно-развивающие занятия включать игры на развитие мелкой моторики, координации, ориентирование в пространстве.

Характеристики речи у детей с ЗПР:

  • ограниченный словарный запас, владение минимальным набором слов для простого выражения мыслей;
  • нарушение процесса образования речевых звуков, расстройство звукопроизношения;
  • несформированность лексико-грамматического строя речи;
  • нарушение развития связной речи;
  • недоразвитие артикуляционного аппарата.

Для развития полноценной речи требуются систематические занятия с логопедом. Родителям рекомендуется больше читать ребенку, беседовать с ним, следить за правильностью построения предложений и связностью речи.

Межличностное общение

У детей с ЗПР неустойчивы межличностные отношения, затруднен процесс коммуникации и успешной социализации. Причинами этого являются:

  • низкий уровень познавательной мотивации;
  • нарушение речемыслительной деятельности;
  • общее недоразвитие речи (ОНР), несформированность компонентов речи;
  • недостаточная речевая активность.

В характеристике детей с ЗПР отмечаются следующие особенности межличностного общения:

  • деятельность, в том числе и игровая, проходит в одиночку;
  • общение носит эпизодический характер, сверстники часто не принимают в игры;
  • не могут согласовывать действия в парах;
  • отсутствует общение внутри сюжетно-ролевой игры, в ней не прослеживается совместная деятельность;
  • не могут полно и четко отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать вопрос, высказывать свои мысли;
  • не умеют слушать других, поддерживать диалог;
  • не прослеживается выраженная привязанность к кому-либо, не выделяются друзья.

Неудачные межличностные контакты затрудняют социальную адаптацию, нередко приводят к нарушению социализации и даже развитию девиантного поведения и социофобии. Чаще всего дети, страдающие ЗПР, играют с теми, кто младше них по возрасту.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоционально-волевая сфера

Незрелость эмоционально-волевой сферы при ЗПР у детей проявляется:

  • эмоциональной неустойчивостью;
  • слабостью волевых усилий;
  • легкой внушаемостью;
  • несамостоятельностью;
  • лабильностью;
  • низкой самооценкой и неуверенностью в себе, в своих возможностях;
  • повышенной тревожностью, необоснованным беспокойством;
  • нестабильностью эмоционального фона, частыми и мгновенными переменами настроения;
  • демонстрацией контрастных эмоций;
  • неадекватной веселостью, беззаботностью, жизнерадостностью.

Еще одна особенность детей с ЗПР – неумение адекватно оценивать:

  • свои эмоции;
  • эмоциональное состояние окружающих – могут веселиться и радоваться, когда другой человек рядом переживает горе;
  • ситуацию – любое затруднение или неуспешность сопровождается агрессивной реакцией.

Хотя для детей с ЗПР характерна эмоциональная незрелость, они хорошо умеют распознавать эмоции по мимике. На картинках практически со 100%-ной точностью определяют гримасы радости, гнева, страдания.

Психологические особенности детей с ЗПР

Степень задержки психического развития может быть разной, но существует несколько характерных психологических особенностей детей с ЗПР:

  • Трудности в обучении и проблемы с социальной адаптацией. Детям с ЗПР сложно сконцентрировать свое внимание и выполнить полученное задание. Они быстро утомляются, их работоспособность заметно снижается, часто начатое дело остается недоделанным, брошенным на полпути.
  • Низкий уровень когнитивных способностей. Отставание в развитии мыслительной деятельности отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, но самые большие затруднения у ребенка возникают при решении словесно-логических задач, когда отсутствует наглядный образец.

Отстающие в развитии школьники с трудом выполняют мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, поэтому требуется специальная коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР.

  • Могут наблюдаться речевые нарушения. Выделяют общее недоразвитие и задержку речи. У ребенка могут быть как незначительная патология, так и сильно выраженные лексико-грамматические дефекты.
  • Снижена прочность запоминания и ограничен объем различных видов памяти: произвольной, непроизвольной, слухоречевой. Запоминание носит механический характер, зависит от количества повторений. Это следует учитывать при обучении детей с ЗПР.
  • Психическая незрелость. Поведение детей с ЗПР не соответствует возрастным требованиям. Отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы – ребенку сложно соблюдать правила, принимать решения, контролировать свое поведение, ведущей остается игровая деятельность, а не учебная.

Психологические особенности детей с ЗПР

Для уточнения и дифференциации диагноза задержку психического развития следует отличать от других похожих патологий.

Отличия ЗПР от умственной отсталости:

  • при ЗПР у детей прослеживается частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности;
  • высокий потенциал дальнейшего развития;
  • способны сотрудничать с взрослыми;
  • нарушены предпосылки для развития интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание), а не сами мыслительные функции;
  • наблюдается яркое проявление эмоций, они присутствуют и в игровой деятельности;
  • динамика мыслительного процесса отличается скачкообразностью;
  • часто выявляются способности к рисованию.

Отличия ЗПР от социально-педагогической запущенности:

  • девиантное поведение и бунтарский характер редко связаны с ЗПР;
  • способны взаимодействовать с взрослыми;
  • недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых – это лишь одна из причин, тогда как у педагогически запущенных детей она единственная;
  • отклонения в поведении ребенка обусловлены отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и формировании познавательных способностей, а не проблемами в нравственно-правовом сознании.

Варианты обучения детей с ЗПР

При выявлении ЗПР определяется дальнейший образовательный маршрут обучающегося с учетом его возможностей и рекомендаций ПМПК. В общеобразовательном или специализированном учебном заведении организуется класс детей с ЗПР.

Для полноценного развития навыков и способностей детей с ЗПР необходимо включить в учебную программу дополнительные коррекционно-развивающие занятия со специалистами. Своевременная и квалифицированная помощь профессионалов позволяет достигнуть успешных результатов и полностью интегрировать обучающихся в общество.

Согласно законодательству РФ создаются специальные детские сады и школы или на базе общеобразовательных учебных заведений открываются компенсирующие классы для детей с ЗПР.

Варианты обучения детей с ЗПР

Такие коррекционные школы относятся к образовательным учреждениям седьмого вида для обучения детей с ЗПР. В них ребенок может получить школьное образование первой и второй ступеней: начальное, базовое общее. Но поступить в класс для детей с ЗПР можно только после подтверждения диагноза специалистами ПМПК и при согласии родителей или законных представителей ребенка.

В подготовительный класс специальной коррекционной школы принимаются дети с 6 лет, а в 1 класс – с 7 лет.

При обучении детей с ЗПР используются те же учебники, что и в общеобразовательных классах, только уроки ведутся по адаптированной программе, а учебный материал сокращается для максимального усвоения. Длительность урока не превышает 20 минут, так как обучающиеся с ЗПР не могут дольше концентрировать внимание и сохранять работоспособность, интерес и мотивацию.

Педагогические методы и приемы обучения отличаются наглядностью, разнообразием, коррекционно-развивающей направленностью.

В учебном расписании обязательно должны выделяться академические часы для работы с дидактическим и иллюстративным материалом.

Диагноз ЗПР может быть снят. Для этого ребенок, достигнув определенного возраста, снова обследуется комиссией ПМПК и по ее рекомендации может продолжить обучение в общеобразовательной школе по стандартной учебной программе.

Обучение детей с ЗПР – это важная государственная задача, требующая создания особых условий: открытия специализированных коррекционных школ или особых дошкольных групп и классов в общеобразовательных учреждениях.

После внедрения ФГОС НОО дети с ЗПР обучаются вместе со сверстниками в общеобразовательных классах средней школы. Для максимального освоения учебного материала на уроке им предоставляется помощь тьютора.

Помимо уроков, работа с детьми с ЗПР включает в себя обязательные дополнительные занятия, которые проводят педагоги, психологи, логопеды, медики. Также систематически отслеживается динамика развития каждого ребенка, проводятся исследования, направленные на выявление причин тех или иных нарушений и способов их коррекции.

Методы обучения детей с ЗПР

Цели работы с детьми с ЗПР не отличаются от задач общеобразовательной школы:

  • образовательная или дидактическая;
  • коррекционная, обучающая;
  • воспитательная.

Воспитательная цель заключается в формировании мотивации к обучению. Уроки ориентированы на развитие высших психических функций (ВПФ): памяти, внимания, воображения, мышления, а также слухового и зрительного анализаторов.

Методы обучения детей с ЗПР

Обязательные условия для каждого урока

  • Новый учебный материал изучается небольшими частями.
  • В течение урока требуется многократное повторение нового материала.
  • Обучение обязательно подкрепляется наглядностью на каждом уроке.
  • Охранительный режим предполагает продуманное переключение видов деятельности.
  • Включение в план урока специальных упражнений, направленных на развитие ВПФ: памяти, внимания, мышления, воображения.
  • Подбор заданий, включающих в работу как можно больше анализаторов.
  • Во избежание утомляемости обязательное проведение физкультминутки.
  • Поощрение активности и успешности каждого обучающегося, анализ и оценка его деятельности.
  • Повторение ранее пройденного базисного материала.
  • Обязательная проверка выполнения домашнего задания.

Специфика уроков при ЗПР у детей

Обучение детей с ЗПР имеет свою специфику и осуществляется следующим образом:

  • учебный материал на уроке дается небольшими частями;
  • для лучшего усвоения информации обязательно используются наглядные пособия;
  • метод демонстрации сочетается с беседой и пояснением;
  • для развития мышления активно применяются элементы проблемного метода обучения.

На изложение нового материала отводится 10–15 минут. При планировании урока следует учитывать сложность информации, возможности обучающихся и уровень их работоспособности.

В классах, где обучаются дети с задержкой психического развития, не рекомендуется выставлять сразу все наглядное оборудование. Во время урока демонстрируются только те пособия или дидактический материал, которые необходимы для усвоения конкретного учебного материала в данный момент.

Для поддержания интереса и мотивации следует периодически менять наглядность. Важно также помнить, что наглядные пособия не должны отвлекать и мешать процессу обучения детей с ЗПР.

Неоднократное повторение нового учебного материала на уроке реализуется посредством устного объяснения педагога, словесного повторения обучающегося, дидактической наглядности, схемы, таблицы, видеоролика, диафильма, демонстрации опыта или приборов и т. д.

Время для изложения нового материала зависит от его сложности, возможностей учащихся, их работоспособности, занимает, как правило, 10–15 минут.

Дети с ЗПР во время учебных занятий должны много говорить и писать, читать вслух, работать с учебником, переписывать упражнения из книги в тетрадь.

Педагогу рекомендуется не скупиться на поощрения, замечать даже незначительные успехи, называть детей по именам, не ругать при всех. Важно помнить: хвалить нужно публично, а делать критические замечания – только наедине.

Как адаптировать детей с ЗПР к обычному классу

По данным статистики, в России более 30 миллионов детей, из них почти 700 тысяч имеют статус ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Многие дети с ОВЗ посещают инклюзивные классы в общеобразовательных школах. Как показывает практика, такой подход способствует развитию и детей с ЗПР. Но следует знать, что адаптация обучающихся с отставанием в развитии в обычном классе требует соблюдения определенных условий.

Как адаптировать детей с ЗПР к обычному классу

Для успешной адаптации и дальнейшей организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать их потребности:

Соответствующая образовательная программа для детей с ЗПР.

Детей с ЗПР рекомендуется обучать по специальной адаптированной учебной программе. Стандартный школьный курс разрабатывается на основе возрастных норм развития ребенка, в соответствии с которыми, например, среднестатистический первоклассник способен сохранять концентрацию внимания в течение определенного времени, имеет богатый словарный запас, быстро понимает суть задания.

Но у обучающегося с ЗПР, как правило, нет таких навыков и способностей, поэтому перед педагогом стоят следующие задачи: определить зону ближайшего развития ребенка, выявить его актуальные возможности, проблемы, сильные и слабые стороны, интересы и склонности, на которые можно опереться (любит рисовать, нравится петь, интересуется спортом и т. д.). Развитие детей с ЗПР возможно, только когда достижение поставленной учебной цели требует определенных усилий, но все же реально выполнимо, в некоторых случаях с помощью педагога.

Программа для детей с ЗПР может состоять как из цельного учебного плана, так и из отдельных модульных блоков со специальными заданиями, которые включаются в общую схему урока.

Правильная организация рабочего пространства

Большое значение имеет организация рабочей зоны обучающегося с ЗПР. Детям с нарушениями внимания и восприятия очень трудно концентрироваться на определенном виде деятельности и сохранять работоспособность, поэтому следует максимально позаботиться об устранении отвлекающих факторов и создании зоны релаксации.

В обычном классе лучше посадить ребенка с ЗПР у стены или близко к учителю, одного или в паре со спокойным одноклассником, способным при необходимости оказать поддержку.

Щадящий режим и дополнительный отдых

Дети с ЗПР отличаются повышенной утомляемостью и нуждаются в щадящем режиме обучения. Важно на уроках чередовать интеллектуальные и практические задания, не забывать включать в план урока физкультминутки.

В расписании занятий необходимо предусмотреть время для отдыха и релаксации, грамотно чередовать индивидуальные и групповые формы обучения. Некоторым обучающимся с ЗПР на этапе адаптации требуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение и помощь тьютора.

Как учителю взаимодействовать с ребенком с ЗПР

Дети с ЗПР испытывают потребность в повышенном внимании, от этого зависит успешность процесса адаптации:

  • Обучающийся с ЗПР может не успевать за темпом класса на уроке, не справляться с заданиями без посторонней помощи. При необходимости предложите отстающему ученику вместе разобрать задание, составить план его выполнения, повторно объясните материал.
  • Обучение детей с ЗПР требует обязательного использования наглядных пособий, дидактического материала. При выполнении задачи или упражнения ребенок может пользоваться опорными карточками и при этом негромко проговаривать алгоритм своих действий или ход решения.
  • Если ребенок с ЗПР затрудняется выполнить сложное для него общее задание, предложите ему работать индивидуально и дайте облегченную задачу по этой же теме. Инструкция учителя должна быть краткой, четкой и понятной.
  • После выполнения задания обязательно попросите ученика рассказать, в чем заключалась его деятельность, как он добился результата. Так как реакция может быть замедленной, необходимо предоставить ребенку достаточно времени для ответа.
  • Не критикуйте ребенка с ЗПР за медлительность, не ругайте, если он не успел доделать работу, не придавайте значения небольшим дисциплинарным нарушениям.
  • Фиксируйте каждый этап урока и подводите промежуточные итоги. Очень важно пояснять и проговаривать, что уже выполнено и чем еще предстоит заниматься.
  • Замечайте каждый, даже самый маленький успех своего ученика, хвалите и поощряйте его. Так вы стимулируете активность и мотивируете обучающегося с ЗПР на выполнение более сложных задач.

При хронической неуспешности у ребенка с ЗПР может проявиться потребность в личностной компенсации, которая выражается в неадекватном поведении, «шутовстве», негативизме, проявлении эмоциональной нестабильности, преднамеренном провоцировании учителя. Важно на уроках и занятиях со специалистами учитывать особенности детей с ЗПР и создавать ситуацию успеха.

Большое значение имеет взаимодействие с родителями или законными представителями обучающегося с ЗПР, информирование их о том, как протекает адаптационный период, обсуждение его успехов и проблем, сотрудничество в развитии ребенка.

Рекомендации по работе с детьми с ЗПР

Недостаточно сформированные психологические предпосылки к овладению полноценными учебными навыками являются основным фактором возникновения трудностей в обучении детей с ЗПР.

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями не умеют планировать и контролировать свою деятельность, им трудно работать в определенном темпе, поэтому такие ученики требуют повышенного внимания и индивидуального подхода. При выборе приемов и методов обучения педагоги должны исходить из возможностей детей с ЗПР.

Рекомендации по работе с детьми с ЗПР

  • Проявлять педагогический такт. Дети с ЗПР тревожны и не уверены в своих силах, поэтому нуждаются в постоянной поддержке. Учитель должен создавать для такого ученика ситуацию успеха и обеспечить субъективное переживание радости достижения цели, если ребенок приложит определенные усилия.

В личностном важную роль играют эмоции, поэтому главным условием организации совместной деятельности является обеспечение благоприятного психологического климата и эмоциональной комфортности обучающихся, спокойной и доброжелательной атмосферы в классе.

  • Не требовать незамедлительного включения в работу. Не забывать об организационном моменте на каждом этапе урока, так как обучающемуся с ЗПР очень трудно переключаться с одной деятельности на другую.
  • Использовать адаптированный учебный материал. Новая информация должна быть хорошо структурированной и понятной. В каждой теме необходимо выделять базовые данные и многократно закреплять их.
  • Большой объем учебного материала следует делить на блоки и давать по частям. Для усвоения знаний и умений ученикам с ЗПР требуется больше времени.
  • Темп подачи учебного материала должен быть неторопливым, ровным и спокойным, с многократным повторением базовых компонентов.
  • Учитывать проблемы с актуализацией знаний обучающихся. Как правило, в начале обучения дети с ЗПР не могут продемонстрировать усвоенную учебную информацию. Таким ученикам необходимо достаточно времени, чтобы вспомнить пройденный материал.
  • Не давать на одном уроке более двух новых понятий. При обучении детей с ЗПР следует развивать и активизировать у них смысловую память, а не механическую.
  • Делать упор на практическую деятельность детей. На каждом уроке должно быть достаточное количество тренировочных заданий. Нужно учитывать понимание материала и правильность выполнения задач, а не их количество и быстроту решения.
  • Еще до начала работы над заданием учитель должен выяснить, как ребенок понимает инструкцию. Ученики с ЗПР с большим трудом воспринимают сложные многоступенчатые задания. После объяснения ребенок должен еще раз повторить весь алгоритм действий в точной последовательности.
  • В момент выполнения задания нельзя отвлекать ученика на дополнительный инструктаж, уточнения, пояснения, так как у детей с ЗПР низкая переключаемость.

Рекомендации по работе с детьми с ЗПР

  • Дифференцировать задания в соответствии с индивидуальными способностями обучающегося. Создавать ситуацию успеха и условия для дальнейшего развития каждого ребенка. Не сравнивать учеников, помнить, что у каждого из них свой темп достижения цели. Усложнение заданий должно быть постепенным, с учетом актуальных возможностей и способностей.
  • Выбирать задания, с которыми ребенок может успешно справиться. Такой подход способствует снижению тревожности, повышению самооценки, формированию положительной учебной мотивации, поднимает настроение. Но в то же время ученик обязан учиться преодолевать трудности, добиваться цели, прилагать усилия, поэтому задачи и упражнения не должны быть очень легкими.
  • При работе с детьми с ЗПР большое значение имеет речь учителя. Необходимо точно и четко формулировать вопросы, предполагать, что могут ответить ученики. Следует исключить шаблонные и новые вопросы, так как они могут поставить ребенка в тупик. Учите отвечать полно. Для формирования правильного развернутого ответа требуется время, поэтому не торопите обучающегося.

Ситуация неожиданного вопроса и быстрого ответа снижает качество развивающей работы. Если ребенок с ЗПР ответил неправильно, не заставляйте его сиюминутно изменить свое высказывание. Лучше предложить ему еще подумать и позже ответить правильно.

  • Важно учебный процесс подкреплять наглядностью. У детей с ЗПР преобладает зрительная память. Дидактический опорный материал и визуализация облегчают усвоение учебного материала. Но все хорошо в меру, так как у таких учеников уровень восприятия снижен, значит, чрезмерное использование наглядности неэффективно.
  • Старайтесь активизировать работу всех анализаторов: зрительного, слухового, двигательного, кинестетического. Во время занятий дети с ЗПР должны проговаривать, рассматривать, слушать, выполнять действия и т. д.
  • Развивайте самоконтроль, учите планировать деятельность. Сначала учитель может давать готовые четкие алгоритмы работы, постепенно ребенок под руководством педагога учится самостоятельно составлять план действий.
  • При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать их особенности развития, не перегружать, придерживаться щадящего режима. Включенные в урок динамические паузы, физкультминутки, релаксационные упражнения помогут избежать переутомления. Для поддержания работоспособности виды деятельности должны меняться через каждые 10 минут.

Часто задаваемые вопросы о работе с детьми с ЗПР

  • Как педагогу лучше общаться с учеником с ЗПР в инклюзивном классе?

От отношения учителя к ученику с ЗПР зависит не только самооценка и эмоциональное состояние ребенка, но и его статус в классном коллективе, взаимоотношения с одноклассниками. Следует проявлять спокойствие, терпение, такт, деликатность, доброжелательность, контролировать свои поведенческие реакции. Важно сохранять самообладание в любой ситуации, даже при проявлении строгости не повышать голос.

  • Почему ребенка с ЗПР невозможно успокоить на уроке?

У детей с ЗПР эмоции доминируют над деловыми отношениями. Часто учитель наблюдает низкий уровень волевых усилий и крайние формы проявления эмоций: раздражение, капризы, кривляние, неконтролируемый смех, грубость, агрессию и т. д. Следует понимать, что подобные реакции – это форма защиты, а не стремление досадить учителю.

Такие особенности детей с ЗПР сказываются на работе всего класса, педагог ошибочно расценивает неадекватное поведение ребенка как пренебрежение правилами и игнорирование требований.

Важно понимать причину такого поведения ученика. Не имеет смысла ругать и наказывать ребенка с ЗПР, ведь так он демонстрирует свою потребность в поддержке.

  • Что делать, если ребенок с ЗПР отказывается работать на уроке?

Таким детям очень трудно сконцентрироваться на последовательном выполнении задания, пошаговом усвоении определенного объема учебного материала. Они быстро утомляются, пересыщаются одним видом деятельности и теряют интерес. При низком уровне мотивации и отсутствии волевых усилий невозможно мобилизовать психические и физические возможности обучающегося.

Обучение детей с ЗПР осложняется тем, что они не способны к самоконтролю, у них не развита критичность мышления и отсутствует чувство ответственности. Со стороны кажется, что ребенок играет в какую-то свою игру, потерял связь с реальностью и находится в своем, только ему понятном мире.

Часто задаваемые вопросы о работе с детьми с ЗПР

Учителю необходимо знать, что именно вызывает интерес у ребенка с ЗПР и обязательно включать эту деятельность в план работы. Чтобы повысить мотивацию, сначала можно предложить справиться с «нелюбимым» заданием, а затем выполнить то, что ученику нравится.

  • Почему ученик с ЗПР не понимает, чего от него хочет учитель?

Проблемы в понимании инструкций, правил, условий задач обусловлены особенностями развития памяти, внимания, восприятия, вербальных и невербальных компонентов общения ребенка с ЗПР. Ему трудно сконцентрироваться на происходящем, он отвлекается, не до конца понимает, что от него требуется.

Громоздкие и сложные для восприятия словесные инструкции пугают обучающегося. Лучше их упростить, по возможности разбить на несколько частей и конкретизировать алгоритм выполнения каждого составного элемента задания.

Ежегодно отмечается рост количества учащихся с задержкой психического развития. Полноценное обучение детей с ЗПР невозможно без учета их особенностей, понимания специфики взросления и социализации.

Специалисты считают, что дети с ЗПР способны освоить все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Главная задача педагогов – максимально развить способности обучающихся и интегрировать их в социум. Но для этого каждый педагогический работник должен владеть специальными знаниями и определенной квалификацией.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещения РФ
  3. Портал учителя РФ
  4. Всероссийский педагогический портал
  5. Воспитатели России
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw