ЗПР у детей: специфика обучения
Сохранить статью:
О чем речь? ЗПР у детей требует специфического подхода к обучению независимо от типа школы, в которой они учатся. Психологические и когнитивные особенности ребенка с задержкой развития часто не дают полноценно воспринимать и обрабатывать информацию. К тому же поведение ученика мешает сосредоточиться на образовательном процессе.
Как корректировать? От учителя требуется проявить максимум внимания к такому ребенку. Уроки строятся с учетом степени отставания в развитии и особенностей конкретного ученика. Цель – регуляция нарушенных функций.
- Что значит ЗПР у детей
- Характеристика ЗПР у детей и коррекция нарушений
- Психологические особенности детей с ЗПР
- Варианты обучения детей с ЗПР
- Методы обучения детей с ЗПР
- Специфика уроков при ЗПР у детей
- Как адаптировать детей с ЗПР к обычному классу
- Как учителю взаимодействовать с ребенком с ЗПР
- Рекомендации по работе с детьми с ЗПР
- Часто задаваемые вопросы о работе с детьми с ЗПР
Что значит ЗПР у детей
ЗПР – это задержка психического развития ребенка, нарушение его темпа.
ЗПР у детей характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы, отставанием показателей отдельных психических функций от общепринятых возрастных психологических норм: внимания, памяти, мышления. Еще в дошкольном возрасте выявляется задержка речи, недостаточный уровень развития мелкой и крупной моторики, трудности в регуляции поведения и управлении эмоциями.
Школьники с ЗПР, как правило, демонстрируют низкий уровень школьной успеваемости, повышенную истощаемость, низкую работоспособность и концентрацию внимания, эмоциональную неустойчивость, неусидчивость, повышенную отвлекаемость. Все эти специфические нарушения можно преодолеть посредством специально организованного процесса обучения и воспитания.
Впервые термин ЗПР (задержка психического развития) предложила в 1959 году основоположник детской психиатрии в СССР Груня Ефимовна Сухарева. Далее это понятие начало широко использоваться в психолого-педагогической, медицинской практике и специальной литературе. Но в конце 90-х годов XX века встал вопрос о замене этого термина, так как специалисты признали определение ЗПР слишком уж расплывчатым, обобщающим и устаревшим.
В 1997 году ЗПР как диагноз был выведен из употребления приказом Министерства здравоохранения РФ. Его заменили конкретизирующие понятия, соответствующие кодам по МКБ-10: F80–F89 – расстройства психологического развития, F90–F98 – эмоциональные и поведенческие расстройства, F99–F99 – неуточненные психические расстройства.
С 1997 года задержка психического развития как медицинский диагноз не ставится, но понятие «ЗПР у детей» продолжает широко использоваться специалистами образовательных учреждений и авторами в российской психолого-педагогической литературе.
Обучающиеся с ЗПР – это дети школьного возраста, у которых выявлены и подтверждены специалистами ПМПК те или иные отклонения в психическом развитии, препятствующие получению образования в традиционных условиях. ЗПР является одной из самых обширных категорий ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ имеют недостатки в физическом и/или психическом развитии. Для обучения и развития детей с ЗПР необходимо создание специальных условий.
ЗПР устанавливается только коллегиально, после комплексного обследования ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, в которую входят: педагоги, психологи, дефектологи, медицинские работники. Работа с детьми с ЗПР требует организации специального коррекционно-развивающего обучения, психолого-педагогического и медицинского сопровождения.
Всех обучающихся с ЗПР объединяют выраженные в различной степени недостатки развития высших психических функций. При индивидуальном подходе и грамотно организованном, своевременно начатом коррекционно-развивающем обучении такие дети имеют благоприятный прогноз – к старшему подростковому возрасту их развитие выравнивается, в дальнейшем они ничем не отличаются от своих сверстников.
Если после 13-14 лет у ребенка все еще наблюдаются признаки ЗПР, то его повторно обследуют специалисты ПМПК и пересматривают диагноз. В этом случае возможно выявление инфантилизма и умственной отсталости.
Характеристика ЗПР у детей и коррекция нарушений
На ребенка с ЗПР составляется психологическая характеристика, в которой раскрываются все особенности детей с ЗПР, указывается степень нарушения психических функций.
Когнитивные способности
Характеристики мышления у детей с ЗПР:
- развитие наглядно-действенного мышления соответствует норме;
- для развития наглядно-образного мышления требуется многократное повторение задачи;
- несформированность умственных операций анализа и синтеза;
- низкий уровень сформированности словесно-логического мышления.
Коррекционно-развивающие занятия (КРЗ), проводимые с детьми ЗПР, направлены на развитие мышления с обязательным учетом всех особенностей, описанных в характеристике. Например, ребенок способен классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме. В этом случае важнее всего – исключить отвлекающие факторы, которые могут значительно снизить результативность занятия.
Также следует терпеливо и неоднократно повторять задание, опираясь в большей степени на наглядно-действенное мышление, которое у ребенка развито в соответствии с возрастной нормой. У обучающихся с ЗПР намного больше возможностей овладеть учебным материалом в сравнении с ровесниками, у которых диагностирована умственная отсталость.
Характеристики памяти у детей с ЗПР:
- неустойчивая;
- низкая продуктивность;
- непроизвольная доминирует над произвольной;
- наглядная преобладает над вербальной;
- значительные нарушения кратковременной памяти;
- низкий уровень самоконтроля;
- отсутствует познавательная активность и мотивация при заучивании и воспроизведении материала;
- неумение оперировать приемами запоминания и самостоятельно организовать работу по заучиванию;
- высокий уровень отвлекаемости, при наличии помех процесс запоминания практически останавливается;
- быстро забывается заученный материал.
Все указанные в характеристике детей с ЗПР специфические особенности памяти следует обязательно учитывать при организации занятий. В процессе обучения педагоги и психологи, а также родители при выполнении домашних заданий должны преимущественно опираться на непроизвольную и наглядную память, так как эти виды доминируют над произвольной и вербальной.
Характеристики внимания у детей с ЗПР:
- неустойчивое;
- рассеянное, нарушение способности к концентрации;
- избирательное;
- ослабленное восприятие вербальной информации;
- низкий уровень распределения и переключения;
- объем ниже нормы.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР должна включать в себя занятия, направленные на коррекцию показателей внимания, увеличение его объема и концентрации. Рекомендуются творческие задания, продуманные и составленные таким образом, чтобы ребенок был вынужден постоянно распределять и переключать свое внимание между разными видами деятельности.
Характеристики восприятия у детей с ЗПР:
- поверхностное;
- недостаточная скорость построения единого цельного образа в представлении;
- замедленный процесс формирования межанализаторных связей;
- нарушение слухо-зрительно-моторной координации.
При ЗПР у детей коррекция восприятия направлена на формирование навыков предметно-исследовательской деятельности и овладение сенсорными эталонами. Необходимо в коррекционно-развивающие занятия включать игры на развитие мелкой моторики, координации, ориентирование в пространстве.
Характеристики речи у детей с ЗПР:
- ограниченный словарный запас, владение минимальным набором слов для простого выражения мыслей;
- нарушение процесса образования речевых звуков, расстройство звукопроизношения;
- несформированность лексико-грамматического строя речи;
- нарушение развития связной речи;
- недоразвитие артикуляционного аппарата.
Для развития полноценной речи требуются систематические занятия с логопедом. Родителям рекомендуется больше читать ребенку, беседовать с ним, следить за правильностью построения предложений и связностью речи.
Межличностное общение
У детей с ЗПР неустойчивы межличностные отношения, затруднен процесс коммуникации и успешной социализации. Причинами этого являются:
- низкий уровень познавательной мотивации;
- нарушение речемыслительной деятельности;
- общее недоразвитие речи (ОНР), несформированность компонентов речи;
- недостаточная речевая активность.
В характеристике детей с ЗПР отмечаются следующие особенности межличностного общения:
- деятельность, в том числе и игровая, проходит в одиночку;
- общение носит эпизодический характер, сверстники часто не принимают в игры;
- не могут согласовывать действия в парах;
- отсутствует общение внутри сюжетно-ролевой игры, в ней не прослеживается совместная деятельность;
- не могут полно и четко отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать вопрос, высказывать свои мысли;
- не умеют слушать других, поддерживать диалог;
- не прослеживается выраженная привязанность к кому-либо, не выделяются друзья.
Неудачные межличностные контакты затрудняют социальную адаптацию, нередко приводят к нарушению социализации и даже развитию девиантного поведения и социофобии. Чаще всего дети, страдающие ЗПР, играют с теми, кто младше них по возрасту.
Эмоционально-волевая сфера
Незрелость эмоционально-волевой сферы при ЗПР у детей проявляется:
- эмоциональной неустойчивостью;
- слабостью волевых усилий;
- легкой внушаемостью;
- несамостоятельностью;
- лабильностью;
- низкой самооценкой и неуверенностью в себе, в своих возможностях;
- повышенной тревожностью, необоснованным беспокойством;
- нестабильностью эмоционального фона, частыми и мгновенными переменами настроения;
- демонстрацией контрастных эмоций;
- неадекватной веселостью, беззаботностью, жизнерадостностью.
Еще одна особенность детей с ЗПР – неумение адекватно оценивать:
- свои эмоции;
- эмоциональное состояние окружающих – могут веселиться и радоваться, когда другой человек рядом переживает горе;
- ситуацию – любое затруднение или неуспешность сопровождается агрессивной реакцией.
Хотя для детей с ЗПР характерна эмоциональная незрелость, они хорошо умеют распознавать эмоции по мимике. На картинках практически со 100%-ной точностью определяют гримасы радости, гнева, страдания.
Психологические особенности детей с ЗПР
Степень задержки психического развития может быть разной, но существует несколько характерных психологических особенностей детей с ЗПР:
- Трудности в обучении и проблемы с социальной адаптацией. Детям с ЗПР сложно сконцентрировать свое внимание и выполнить полученное задание. Они быстро утомляются, их работоспособность заметно снижается, часто начатое дело остается недоделанным, брошенным на полпути.
- Низкий уровень когнитивных способностей. Отставание в развитии мыслительной деятельности отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, но самые большие затруднения у ребенка возникают при решении словесно-логических задач, когда отсутствует наглядный образец.
Отстающие в развитии школьники с трудом выполняют мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, поэтому требуется специальная коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР.
- Могут наблюдаться речевые нарушения. Выделяют общее недоразвитие и задержку речи. У ребенка могут быть как незначительная патология, так и сильно выраженные лексико-грамматические дефекты.
- Снижена прочность запоминания и ограничен объем различных видов памяти: произвольной, непроизвольной, слухоречевой. Запоминание носит механический характер, зависит от количества повторений. Это следует учитывать при обучении детей с ЗПР.
- Психическая незрелость. Поведение детей с ЗПР не соответствует возрастным требованиям. Отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы – ребенку сложно соблюдать правила, принимать решения, контролировать свое поведение, ведущей остается игровая деятельность, а не учебная.
Для уточнения и дифференциации диагноза задержку психического развития следует отличать от других похожих патологий.
Отличия ЗПР от умственной отсталости:
- при ЗПР у детей прослеживается частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности;
- высокий потенциал дальнейшего развития;
- способны сотрудничать с взрослыми;
- нарушены предпосылки для развития интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание), а не сами мыслительные функции;
- наблюдается яркое проявление эмоций, они присутствуют и в игровой деятельности;
- динамика мыслительного процесса отличается скачкообразностью;
- часто выявляются способности к рисованию.
Отличия ЗПР от социально-педагогической запущенности:
- девиантное поведение и бунтарский характер редко связаны с ЗПР;
- способны взаимодействовать с взрослыми;
- недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых – это лишь одна из причин, тогда как у педагогически запущенных детей она единственная;
- отклонения в поведении ребенка обусловлены отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и формировании познавательных способностей, а не проблемами в нравственно-правовом сознании.
Варианты обучения детей с ЗПР
При выявлении ЗПР определяется дальнейший образовательный маршрут обучающегося с учетом его возможностей и рекомендаций ПМПК. В общеобразовательном или специализированном учебном заведении организуется класс детей с ЗПР.
Для полноценного развития навыков и способностей детей с ЗПР необходимо включить в учебную программу дополнительные коррекционно-развивающие занятия со специалистами. Своевременная и квалифицированная помощь профессионалов позволяет достигнуть успешных результатов и полностью интегрировать обучающихся в общество.
Согласно законодательству РФ создаются специальные детские сады и школы или на базе общеобразовательных учебных заведений открываются компенсирующие классы для детей с ЗПР.
Такие коррекционные школы относятся к образовательным учреждениям седьмого вида для обучения детей с ЗПР. В них ребенок может получить школьное образование первой и второй ступеней: начальное, базовое общее. Но поступить в класс для детей с ЗПР можно только после подтверждения диагноза специалистами ПМПК и при согласии родителей или законных представителей ребенка.
В подготовительный класс специальной коррекционной школы принимаются дети с 6 лет, а в 1 класс – с 7 лет.
При обучении детей с ЗПР используются те же учебники, что и в общеобразовательных классах, только уроки ведутся по адаптированной программе, а учебный материал сокращается для максимального усвоения. Длительность урока не превышает 20 минут, так как обучающиеся с ЗПР не могут дольше концентрировать внимание и сохранять работоспособность, интерес и мотивацию.
Педагогические методы и приемы обучения отличаются наглядностью, разнообразием, коррекционно-развивающей направленностью.
В учебном расписании обязательно должны выделяться академические часы для работы с дидактическим и иллюстративным материалом.
Диагноз ЗПР может быть снят. Для этого ребенок, достигнув определенного возраста, снова обследуется комиссией ПМПК и по ее рекомендации может продолжить обучение в общеобразовательной школе по стандартной учебной программе.
Обучение детей с ЗПР – это важная государственная задача, требующая создания особых условий: открытия специализированных коррекционных школ или особых дошкольных групп и классов в общеобразовательных учреждениях.
После внедрения ФГОС НОО дети с ЗПР обучаются вместе со сверстниками в общеобразовательных классах средней школы. Для максимального освоения учебного материала на уроке им предоставляется помощь тьютора.
Помимо уроков, работа с детьми с ЗПР включает в себя обязательные дополнительные занятия, которые проводят педагоги, психологи, логопеды, медики. Также систематически отслеживается динамика развития каждого ребенка, проводятся исследования, направленные на выявление причин тех или иных нарушений и способов их коррекции.
Методы обучения детей с ЗПР
Цели работы с детьми с ЗПР не отличаются от задач общеобразовательной школы:
- образовательная или дидактическая;
- коррекционная, обучающая;
- воспитательная.
Воспитательная цель заключается в формировании мотивации к обучению. Уроки ориентированы на развитие высших психических функций (ВПФ): памяти, внимания, воображения, мышления, а также слухового и зрительного анализаторов.
Обязательные условия для каждого урока
- Новый учебный материал изучается небольшими частями.
- В течение урока требуется многократное повторение нового материала.
- Обучение обязательно подкрепляется наглядностью на каждом уроке.
- Охранительный режим предполагает продуманное переключение видов деятельности.
- Включение в план урока специальных упражнений, направленных на развитие ВПФ: памяти, внимания, мышления, воображения.
- Подбор заданий, включающих в работу как можно больше анализаторов.
- Во избежание утомляемости обязательное проведение физкультминутки.
- Поощрение активности и успешности каждого обучающегося, анализ и оценка его деятельности.
- Повторение ранее пройденного базисного материала.
- Обязательная проверка выполнения домашнего задания.
Специфика уроков при ЗПР у детей
Обучение детей с ЗПР имеет свою специфику и осуществляется следующим образом:
- учебный материал на уроке дается небольшими частями;
- для лучшего усвоения информации обязательно используются наглядные пособия;
- метод демонстрации сочетается с беседой и пояснением;
- для развития мышления активно применяются элементы проблемного метода обучения.
На изложение нового материала отводится 10–15 минут. При планировании урока следует учитывать сложность информации, возможности обучающихся и уровень их работоспособности.
В классах, где обучаются дети с задержкой психического развития, не рекомендуется выставлять сразу все наглядное оборудование. Во время урока демонстрируются только те пособия или дидактический материал, которые необходимы для усвоения конкретного учебного материала в данный момент.
Для поддержания интереса и мотивации следует периодически менять наглядность. Важно также помнить, что наглядные пособия не должны отвлекать и мешать процессу обучения детей с ЗПР.
Неоднократное повторение нового учебного материала на уроке реализуется посредством устного объяснения педагога, словесного повторения обучающегося, дидактической наглядности, схемы, таблицы, видеоролика, диафильма, демонстрации опыта или приборов и т. д.
Время для изложения нового материала зависит от его сложности, возможностей учащихся, их работоспособности, занимает, как правило, 10–15 минут.
на наши новости
500 000 пользователей!
Дети с ЗПР во время учебных занятий должны много говорить и писать, читать вслух, работать с учебником, переписывать упражнения из книги в тетрадь.
Педагогу рекомендуется не скупиться на поощрения, замечать даже незначительные успехи, называть детей по именам, не ругать при всех. Важно помнить: хвалить нужно публично, а делать критические замечания – только наедине.
Как адаптировать детей с ЗПР к обычному классу
По данным статистики, в России более 30 миллионов детей, из них почти 700 тысяч имеют статус ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Многие дети с ОВЗ посещают инклюзивные классы в общеобразовательных школах. Как показывает практика, такой подход способствует развитию и детей с ЗПР. Но следует знать, что адаптация обучающихся с отставанием в развитии в обычном классе требует соблюдения определенных условий.
Для успешной адаптации и дальнейшей организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать их потребности:
Соответствующая образовательная программа для детей с ЗПР.
Детей с ЗПР рекомендуется обучать по специальной адаптированной учебной программе. Стандартный школьный курс разрабатывается на основе возрастных норм развития ребенка, в соответствии с которыми, например, среднестатистический первоклассник способен сохранять концентрацию внимания в течение определенного времени, имеет богатый словарный запас, быстро понимает суть задания.
Но у обучающегося с ЗПР, как правило, нет таких навыков и способностей, поэтому перед педагогом стоят следующие задачи: определить зону ближайшего развития ребенка, выявить его актуальные возможности, проблемы, сильные и слабые стороны, интересы и склонности, на которые можно опереться (любит рисовать, нравится петь, интересуется спортом и т. д.). Развитие детей с ЗПР возможно, только когда достижение поставленной учебной цели требует определенных усилий, но все же реально выполнимо, в некоторых случаях с помощью педагога.
Программа для детей с ЗПР может состоять как из цельного учебного плана, так и из отдельных модульных блоков со специальными заданиями, которые включаются в общую схему урока.
Правильная организация рабочего пространства
Большое значение имеет организация рабочей зоны обучающегося с ЗПР. Детям с нарушениями внимания и восприятия очень трудно концентрироваться на определенном виде деятельности и сохранять работоспособность, поэтому следует максимально позаботиться об устранении отвлекающих факторов и создании зоны релаксации.
В обычном классе лучше посадить ребенка с ЗПР у стены или близко к учителю, одного или в паре со спокойным одноклассником, способным при необходимости оказать поддержку.
Щадящий режим и дополнительный отдых
Дети с ЗПР отличаются повышенной утомляемостью и нуждаются в щадящем режиме обучения. Важно на уроках чередовать интеллектуальные и практические задания, не забывать включать в план урока физкультминутки.
В расписании занятий необходимо предусмотреть время для отдыха и релаксации, грамотно чередовать индивидуальные и групповые формы обучения. Некоторым обучающимся с ЗПР на этапе адаптации требуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение и помощь тьютора.
Как учителю взаимодействовать с ребенком с ЗПР
Дети с ЗПР испытывают потребность в повышенном внимании, от этого зависит успешность процесса адаптации:
- Обучающийся с ЗПР может не успевать за темпом класса на уроке, не справляться с заданиями без посторонней помощи. При необходимости предложите отстающему ученику вместе разобрать задание, составить план его выполнения, повторно объясните материал.
- Обучение детей с ЗПР требует обязательного использования наглядных пособий, дидактического материала. При выполнении задачи или упражнения ребенок может пользоваться опорными карточками и при этом негромко проговаривать алгоритм своих действий или ход решения.
- Если ребенок с ЗПР затрудняется выполнить сложное для него общее задание, предложите ему работать индивидуально и дайте облегченную задачу по этой же теме. Инструкция учителя должна быть краткой, четкой и понятной.
- После выполнения задания обязательно попросите ученика рассказать, в чем заключалась его деятельность, как он добился результата. Так как реакция может быть замедленной, необходимо предоставить ребенку достаточно времени для ответа.
- Не критикуйте ребенка с ЗПР за медлительность, не ругайте, если он не успел доделать работу, не придавайте значения небольшим дисциплинарным нарушениям.
- Фиксируйте каждый этап урока и подводите промежуточные итоги. Очень важно пояснять и проговаривать, что уже выполнено и чем еще предстоит заниматься.
- Замечайте каждый, даже самый маленький успех своего ученика, хвалите и поощряйте его. Так вы стимулируете активность и мотивируете обучающегося с ЗПР на выполнение более сложных задач.
При хронической неуспешности у ребенка с ЗПР может проявиться потребность в личностной компенсации, которая выражается в неадекватном поведении, «шутовстве», негативизме, проявлении эмоциональной нестабильности, преднамеренном провоцировании учителя. Важно на уроках и занятиях со специалистами учитывать особенности детей с ЗПР и создавать ситуацию успеха.
Большое значение имеет взаимодействие с родителями или законными представителями обучающегося с ЗПР, информирование их о том, как протекает адаптационный период, обсуждение его успехов и проблем, сотрудничество в развитии ребенка.
Рекомендации по работе с детьми с ЗПР
Недостаточно сформированные психологические предпосылки к овладению полноценными учебными навыками являются основным фактором возникновения трудностей в обучении детей с ЗПР.
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями не умеют планировать и контролировать свою деятельность, им трудно работать в определенном темпе, поэтому такие ученики требуют повышенного внимания и индивидуального подхода. При выборе приемов и методов обучения педагоги должны исходить из возможностей детей с ЗПР.
- Проявлять педагогический такт. Дети с ЗПР тревожны и не уверены в своих силах, поэтому нуждаются в постоянной поддержке. Учитель должен создавать для такого ученика ситуацию успеха и обеспечить субъективное переживание радости достижения цели, если ребенок приложит определенные усилия.
В личностном важную роль играют эмоции, поэтому главным условием организации совместной деятельности является обеспечение благоприятного психологического климата и эмоциональной комфортности обучающихся, спокойной и доброжелательной атмосферы в классе.
- Не требовать незамедлительного включения в работу. Не забывать об организационном моменте на каждом этапе урока, так как обучающемуся с ЗПР очень трудно переключаться с одной деятельности на другую.
- Использовать адаптированный учебный материал. Новая информация должна быть хорошо структурированной и понятной. В каждой теме необходимо выделять базовые данные и многократно закреплять их.
- Большой объем учебного материала следует делить на блоки и давать по частям. Для усвоения знаний и умений ученикам с ЗПР требуется больше времени.
- Темп подачи учебного материала должен быть неторопливым, ровным и спокойным, с многократным повторением базовых компонентов.
- Учитывать проблемы с актуализацией знаний обучающихся. Как правило, в начале обучения дети с ЗПР не могут продемонстрировать усвоенную учебную информацию. Таким ученикам необходимо достаточно времени, чтобы вспомнить пройденный материал.
- Не давать на одном уроке более двух новых понятий. При обучении детей с ЗПР следует развивать и активизировать у них смысловую память, а не механическую.
- Делать упор на практическую деятельность детей. На каждом уроке должно быть достаточное количество тренировочных заданий. Нужно учитывать понимание материала и правильность выполнения задач, а не их количество и быстроту решения.
- Еще до начала работы над заданием учитель должен выяснить, как ребенок понимает инструкцию. Ученики с ЗПР с большим трудом воспринимают сложные многоступенчатые задания. После объяснения ребенок должен еще раз повторить весь алгоритм действий в точной последовательности.
- В момент выполнения задания нельзя отвлекать ученика на дополнительный инструктаж, уточнения, пояснения, так как у детей с ЗПР низкая переключаемость.
- Дифференцировать задания в соответствии с индивидуальными способностями обучающегося. Создавать ситуацию успеха и условия для дальнейшего развития каждого ребенка. Не сравнивать учеников, помнить, что у каждого из них свой темп достижения цели. Усложнение заданий должно быть постепенным, с учетом актуальных возможностей и способностей.
- Выбирать задания, с которыми ребенок может успешно справиться. Такой подход способствует снижению тревожности, повышению самооценки, формированию положительной учебной мотивации, поднимает настроение. Но в то же время ученик обязан учиться преодолевать трудности, добиваться цели, прилагать усилия, поэтому задачи и упражнения не должны быть очень легкими.
- При работе с детьми с ЗПР большое значение имеет речь учителя. Необходимо точно и четко формулировать вопросы, предполагать, что могут ответить ученики. Следует исключить шаблонные и новые вопросы, так как они могут поставить ребенка в тупик. Учите отвечать полно. Для формирования правильного развернутого ответа требуется время, поэтому не торопите обучающегося.
Ситуация неожиданного вопроса и быстрого ответа снижает качество развивающей работы. Если ребенок с ЗПР ответил неправильно, не заставляйте его сиюминутно изменить свое высказывание. Лучше предложить ему еще подумать и позже ответить правильно.
- Важно учебный процесс подкреплять наглядностью. У детей с ЗПР преобладает зрительная память. Дидактический опорный материал и визуализация облегчают усвоение учебного материала. Но все хорошо в меру, так как у таких учеников уровень восприятия снижен, значит, чрезмерное использование наглядности неэффективно.
- Старайтесь активизировать работу всех анализаторов: зрительного, слухового, двигательного, кинестетического. Во время занятий дети с ЗПР должны проговаривать, рассматривать, слушать, выполнять действия и т. д.
- Развивайте самоконтроль, учите планировать деятельность. Сначала учитель может давать готовые четкие алгоритмы работы, постепенно ребенок под руководством педагога учится самостоятельно составлять план действий.
- При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать их особенности развития, не перегружать, придерживаться щадящего режима. Включенные в урок динамические паузы, физкультминутки, релаксационные упражнения помогут избежать переутомления. Для поддержания работоспособности виды деятельности должны меняться через каждые 10 минут.
Часто задаваемые вопросы о работе с детьми с ЗПР
- Как педагогу лучше общаться с учеником с ЗПР в инклюзивном классе?
От отношения учителя к ученику с ЗПР зависит не только самооценка и эмоциональное состояние ребенка, но и его статус в классном коллективе, взаимоотношения с одноклассниками. Следует проявлять спокойствие, терпение, такт, деликатность, доброжелательность, контролировать свои поведенческие реакции. Важно сохранять самообладание в любой ситуации, даже при проявлении строгости не повышать голос.
- Почему ребенка с ЗПР невозможно успокоить на уроке?
У детей с ЗПР эмоции доминируют над деловыми отношениями. Часто учитель наблюдает низкий уровень волевых усилий и крайние формы проявления эмоций: раздражение, капризы, кривляние, неконтролируемый смех, грубость, агрессию и т. д. Следует понимать, что подобные реакции – это форма защиты, а не стремление досадить учителю.
Такие особенности детей с ЗПР сказываются на работе всего класса, педагог ошибочно расценивает неадекватное поведение ребенка как пренебрежение правилами и игнорирование требований.
Важно понимать причину такого поведения ученика. Не имеет смысла ругать и наказывать ребенка с ЗПР, ведь так он демонстрирует свою потребность в поддержке.
- Что делать, если ребенок с ЗПР отказывается работать на уроке?
Таким детям очень трудно сконцентрироваться на последовательном выполнении задания, пошаговом усвоении определенного объема учебного материала. Они быстро утомляются, пересыщаются одним видом деятельности и теряют интерес. При низком уровне мотивации и отсутствии волевых усилий невозможно мобилизовать психические и физические возможности обучающегося.
Обучение детей с ЗПР осложняется тем, что они не способны к самоконтролю, у них не развита критичность мышления и отсутствует чувство ответственности. Со стороны кажется, что ребенок играет в какую-то свою игру, потерял связь с реальностью и находится в своем, только ему понятном мире.
Учителю необходимо знать, что именно вызывает интерес у ребенка с ЗПР и обязательно включать эту деятельность в план работы. Чтобы повысить мотивацию, сначала можно предложить справиться с «нелюбимым» заданием, а затем выполнить то, что ученику нравится.
- Почему ученик с ЗПР не понимает, чего от него хочет учитель?
Проблемы в понимании инструкций, правил, условий задач обусловлены особенностями развития памяти, внимания, восприятия, вербальных и невербальных компонентов общения ребенка с ЗПР. Ему трудно сконцентрироваться на происходящем, он отвлекается, не до конца понимает, что от него требуется.
Громоздкие и сложные для восприятия словесные инструкции пугают обучающегося. Лучше их упростить, по возможности разбить на несколько частей и конкретизировать алгоритм выполнения каждого составного элемента задания.
Ежегодно отмечается рост количества учащихся с задержкой психического развития. Полноценное обучение детей с ЗПР невозможно без учета их особенностей, понимания специфики взросления и социализации.
Специалисты считают, что дети с ЗПР способны освоить все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Главная задача педагогов – максимально развить способности обучающихся и интегрировать их в социум. Но для этого каждый педагогический работник должен владеть специальными знаниями и определенной квалификацией.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: