Гражданская оборона в школе: цели, задачи, организация
Сохранить статью:
О чем речь? Организация гражданской обороны в школе является важным мероприятием, благодаря которому персонал и обучающиеся обретают знания и навыки поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Хотя в учебных заведениях этому уделяется намного меньше внимания, чем в специализированных учреждениях, каждому гражданину важно понимать значение и цели ГО.
Как организуется? Принципы организации гражданской обороны в школе такие же, как и в других учреждениях, но при этом учитывается специфика заведения. Вместе с тем руководящий состав может разработать ряд мероприятий, которые подготовят учителей и учеников правильно действовать в случае опасности.
Для чего организуется гражданская оборона в школе
4 октября в РФ – день гражданской обороны. В школах в это время назначают и проводят разнообразные мероприятия с целью обучения детей тому, как защититься от опасности в чрезвычайных ситуациях. Они возникают как следствие военных конфликтов, техногенных или природных катастроф.
Гражданская оборона (ГО) – целый комплекс мероприятий по подготовке и защите населения и материальных ценностей на территории государства.
Организация гражданской обороны на уроках в школе осуществляется точно так же, как и на всех остальных объектах страны. Отличия только в специфических особенностях деятельности учреждения образования и его материальных возможностях.
Деятельность по ГО образовательных учреждений регламентирована соответствующими законодательными и нормативно-правовыми актами. На их основе разрабатываются локальные документы.
На всех объектах экономики ГО организуют и ведут по общим принципам. Образовательные организации не исключение. Но, конечно, здесь своя специфика вследствие учебной деятельности и материальных возможностей.
В области Гражданской обороны разработано достаточно нормативно-правовых актов и методических материалов. Но абсолютно все изучать не придется, так как не все они имеют отношение к системе образования. Существует 15 основных задач в области ГО, которые содержатся в Федеральном законе от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». И руководителю, и другим ответственным за ГО и ЧС необходимо знать общие принципы организации этих вопросов в РФ.
Традиционно образовательные организации, особенно школы, не входят в категорию по ГО, и это значительно упрощает их работу в целом. Не приходится создавать специализированные нештатные формирования по обеспечению выполнения в школе мероприятий по гражданской обороне (НФГО), требующие особого материально-технического обеспечения и подготовки работников.
Каких-либо защитных сооружений не возводят, вместо многостраничных планов используются краткие планы-инструкции на случай конкретных действий, когда прозвучало оповещение «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА».
Вопросы эвакуации и прикрепления к защитным сооружениям решаются вышестоящими органами управления гражданской обороны.
Цели и задачи гражданской обороны в школе
Каковы цели организации гражданской обороны в школе:
- Организация взаимодействия с силами ГО, территориальными органами управления, близлежащими учреждениями.
- Защита сотрудников и учащихся от всевозможных средств поражения.
- Создание и поддержка общешкольных средств оповещения.
- Обучение коллектива и учеников способам защиты от опасностей, которые могут возникнуть во время военных действий на территории, где располагается школа.
- Эвакуация людей, их семей, материальных ценностей на безопасную территорию.
Перечислим основные задачи в области ГО, стоящие перед общеобразовательными организациями:
- обучать учащихся и персонал в области ГО;
- организовывать спасательные формирования при необходимости;
- оповещать учащихся и сотрудников об опасностях, которые могут возникать при военных конфликтах, ЧС техногенного или природного характера;
- в случае ЧС незамедлительно эвакуировать учащихся и персонал, материальные и культурные ценности в безопасные районы;
- предоставлять учащимся и работникам учреждения СИЗ – средства индивидуальной и коллективной защиты;
- взаимодействовать с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО и ЧС.
Организация гражданской обороны в школе
Работу необходимо построить таким образом, чтобы каждый сотрудник и обучающийся знал и четко понимал, что от него требуется в особый период. Всем должно быть известно местоположение защитных сооружений ГО и пунктов эвакуации.
Также нужно планомерно изучить следующие вопросы: по каким правилам выдаются и применяются СИЗы, как оказывать помощь пострадавшим, какие сигналы ГО что обозначают и другая важная информация. Все это должно наполнять инструктажи и программы обучения по ГО.
Сначала формируется штаб ГО, куда входит администрация и ответственные сотрудники школы. Начальник – преподаватель ОБЖ или один из заместителей директора.
на наши новости
500 000 пользователей!
Функции штаба ГО:
- обучение сотрудников;
- разработка и ежегодное уточнение плана основных мероприятий ОУ по ГО и ЧС;
- подготовка и поддержание рабочего состояния систем оповещения, связи и пункта управления в школе;
- контроль обучения школьников правилам ГО;
- организация, проведение, контроль регулярных мероприятий по ГО, также организация Дня защиты детей;
- разработка документов и учебно-методических пособий для проведения учений и тренировок ГО;
- оповещение всех сотрудников и учащихся после получения сообщений от управления ГО города или района о возникновении военной опасности или других ЧС;
- организация работы аварийно-спасательных формирований на случай ЧС;
- регулярные донесения и отчеты в вышестоящий штаб ГО;
- ведение учета доз облучения учащихся и сотрудников.
Директор школы утверждает функциональные обязанности лиц, работающих в области ГО. Назначенные лица расписываются в двух экземплярах документа в том, что он изучен и принят к сведению. Один экземпляр хранится у функционального лица, другой – у ответственного по ГО.
Руководитель учреждения – начальник ГО – проводит обучение методам защиты от опасностей в случае военных действий, организует мероприятия. Должен быть издан приказ об организации ГО.
Обязанности начальника ГО любого учебного заведения:
- создать, подготовить и оснастить силы ГО учебного заведения и поддерживать их постоянной готовности;
- обучить персонал и учащихся действиям в ЧС;
- обеспечить мероприятия по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;
- принять меры к повышению устойчивости работы образовательного учреждения в условиях ЧС в различных ситуациях;
- обеспечивать оповещение, связь и непрерывное управление службами и формированиями.
Формирования гражданской обороны в школе
Из персонала и старшеклассников в школе создаются невоенизированные формирования. Их руководителем назначают тех преподавателей, которые уже по совместительству являются командирами соответствующих формирований.
Санитарная дружина (санитарный пост)
Начальник и командир – заведующий медицинским пунктом учебного заведения. Состав СД (СП) определяется приказом начальника ГО образовательного учреждения.
Перед сандружиной ставятся такие задачи:
- проводить профилактику и санитарно-гигиенические мероприятия;
- оказывать помощь пострадавшим, эвакуировать их в лечебные учреждения;
- брать на себя частичную санобработку пораженных.
Обязанности командира санитарной дружины/санитарного поста:
- подготовка дружины к действиям в ЧС;
- оснащение всеми необходимыми средствами оказания первой помощи пораженным в очагах поражения.
Спасательная команда
Ей обычно командует учитель физкультуры, но может быть назначено и другое подготовленное лицо из числа преподавателей. Какая задача здесь является основной? Розыск пораженных, извлечение из-под завалов пострадавших или заблокированных там людей.
Группы спасателей действуют в тандеме с санитарами, чтобы своевременно можно было оказать пораженными первую медицинскую помощь и эвакуировать их в ближайший госпиталь.
Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ)
Формируется под началом учителя химии. Состав звена зависит от наличия приборов Р и ХР, средств обеззараживания одежды, обуви, территории, оборудования.
В задачи защитников входит:
- разрабатывать и проводить мероприятия по защите персонала и обучающихся от химического, бактериологического, радиоактивного поражения;
- организовывать, когда необходимо (не хватает промышленных средств защиты), простейшие СИЗ;
- контролировать состояние средств индивидуальной и коллективной защиты, своевременно обновлять запас, если возникнет такая необходимость;
- проводить мероприятия по ликвидации последствий биологического (бактериологического), радиоактивного, химического заражения.
Планы гражданской обороны в школе
В образовательном учреждении должны быть разработаны планы действий на разные случаи:
- «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время».
- «План гражданской обороны» – на военное время.
Структура построения планов гражданской обороны в школе примерно одинакова. Каждый подобный документ включает в себя разделы. Первый – «Оценка возможной обстановки при возникновении ЧС».
Если говорить о плане мирного времени, то это всевозможные ЧС природного характера в месте расположения школы, а также ЧС внутренние: отравления химическими веществами, разлив ртути, пожар, взрыв, вооруженное нападение. В такой план включают и оценку предприятий в районе расположения школы, анализируют их технологические процессы с точки зрения возможных опасностей, аварий, катастроф. Предусматриваются и другие теоретически возможные нарушения безопасности для учащихся и сотрудников заведения.
В плане ГО на военное время обязательно должны быть проанализированы последствия действий вероятного противника на близлежащие вокруг школы территории, будет ли применено оружие массового или обычного поражения, случатся ли диверсии прямого воздействия или на окружающих предприятиях, гидротехнических сооружениях и тому подобных объектах.
Тщательная проработка возможных ЧС и их последствий важна для понимания конкретных способов защиты детей и сотрудников в каждой опасной ситуации.
Поэтому второй раздел такого плана отражает порядок выполнения всеми командами неотложных мероприятий по предупреждению ЧС и пошаговых действий в день их возникновения.
Также отмечаются ответственные среди персонала за выполнение мероприятий и расчетное время на всякое действие команд от времени «Ч».
Основные мероприятия, которые должны быть предусмотрены в плане:
- где будут укрываться люди при угрозе возникновения, а также во время действия поражающих факторов источников ЧС, какие помещения для этого приспособлены, или какие защитные сооружения готовы;
- как будет проходить эвакуация учеников и сотрудников из зоны ЧС в случае появления критической ситуации, и как будет обеспечиваться общая безопасность;
- где хранятся СИЗ, и кто отвечает за их быструю выдачу детям и взрослым;
- как будут проводиться медицинские мероприятия по применению антидотов и оказанию первой помощи;
- в каком порядке начнут проводить спасательные и остальные неотложные работы в очагах поражения.
Готовый план доводят до всех ответственных сотрудников и старшеклассников. Начальник ГО и начальник штаба ГО и ЧС школы обязаны поддерживать взаимодействие со штабами ГО и ЧС ближайших предприятий и учреждений. Заместитель начальника ГО по эвакуации должен быть на связи с председателем эвакуационной комиссии города (района), на территории которого работает учебное заведение.
Обязанности учащихся и персонала школ в мероприятиях гражданской обороны
Граждане Российской Федерации, которыми являются учащиеся и сотрудники школы, на основании федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона «Об обороне» обязаны выполнять основные требования этих законов:
- Соблюдать меры безопасности ежедневно в быту и на работе, в школе, не допускать нарушения дисциплины любого рода, следить за экологической безопасностью во избежание возникновений ЧС.
- Изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС как в мирное, так и в военное время, уметь оказывать первую помощь, использовать разнообразные СИЗ, коллективные и индивидуальные. Нужно постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанных областях на уроках гражданской обороны в школе и на тематических внеклассных мероприятиях.
- Соблюдать законы и различные нормативные правовые акты РФ в области защиты населения и территории от ЧС в мирное и военное время.
Главной задачей школы является обучение детей и подростков. Отсюда традиционно формируются обязанности сотрудников и самих учащихся.
Обязанности персонала
- Обучение детей безопасному поведению, способам и действиям в целях самозащиты, а также приемам оказания помощи другим во время ЧС мирного и военного характера.
- Выработка у детей и подростков волевых качеств, полезных для выживания в ЧС.
- Закрепление путем тренингов морально-психологической устойчивости, готовности к действиям в ЧС.
- Постоянное совершенствование своих знаний, навыков, умений в области защиты детей в ЧС:
- примерно исполнять возложенные обязанности, выполнять требования законов безопасности в любых жизненных условиях;
- при возникновении опасности для жизни и здоровья принять все необходимые меры для защиты учащихся от последствий ЧС;
- избегать паники, оставаться спокойными и хладнокровными в любых ситуациях, помнить, что взрослый – пример для неопытного подрастающего поколения, во время ЧС считающего старшего человека тем, кто все сможет и не оставит в беде.
Целый урок, посвященный во многом гражданской обороне в школе – это ОБЖ. Подростки обязаны добросовестно относиться к изучению этого сверхважного предмета. Он предназначен для того, чтобы в нужный момент спасти чьи-то жизни и самого себя. «Основы безопасности жизнедеятельности» – курс практических знаний, позволяющий выработать в детях нужные навыки поведения в экстремальной ситуации.
Изучая «Основы безопасности жизнедеятельности», подростки разного возраста знакомятся с такими темами:
- как изготовить простейшие СИЗ органов дыхания и использовать их;
- каким образом действовать в ситуациях чрезвычайной опасности;
- как обезопасить продукты питания и питьевую воду от заражения;
- как работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
- как оказывать помощь раненым и пораженным радиацией;
- как действовать в составе поста РХН и других формирований;
- как использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ, БС и АХОВ;
- как проводить частичную или полную санобработку одежды, обуви, открытых частей тела;
- как пользоваться индивидуальной аптечкой АИ-2;
- как готовиться к сдаче и быстро, уверенно выполнять нормативы ГО.
Учителя, преподаватель ОБЖ и другой персонал учебного заведения должны обучить названным практическим навыкам, привить чувство обязательности и необходимости этих знаний. Главная обязанность всех сотрудников – научить учащихся защищать свою жизнь и оказывать помощь товарищам в ЧС. Это необходимо для успешного выполнения мероприятий РСЧС и ГО.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: