Современное образование направлено на всестороннее развитие учащихся, формирование у них не только предметных знаний, но и метапредметных компетенций, которые необходимы для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Одним из эффективных способов достижения этой цели является проведение междисциплинарных уроков, где знания и умения, полученные на разных предметах, объединяются в единую систему. Химия, как естественнонаучная дисциплина, предоставляет широкие возможности для интеграции с другими предметами и формирования метапредметных компетенций.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ УРОКИ ХИМИИ
Иващенко Виктория Евгеньевна, учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Курильска
имени Героя Российской Федерации
Эдуарда Доржиевича Норполова
Современное образование направлено на всестороннее развитие учащихся, формирование у них не только предметных знаний, но и метапредметных компетенций, которые необходимы для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Одним из эффективных способов достижения этой цели является проведение междисциплинарных уроков, где знания и умения, полученные на разных предметах, объединяются в единую систему. Химия, как естественнонаучная дисциплина, предоставляет широкие возможности для интеграции с другими предметами и формирования метапредметных компетенций.
Метапредметные компетенции включают в себя умение решать комплексные задачи, анализировать информацию из различных источников, применять знания в новых ситуациях, а также критическое мышление, коммуникативные навыки и способность к самообразованию. Междисциплинарные уроки химии способствуют развитию этих компетенций, так как они требуют от учащихся использования знаний из различных областей науки и техники, что стимулирует их познавательную активность и креативность.
Одним из ключевых подходов к формированию метапредметных компетенций является интеграция химии с физикой и биологией. Например, урок на тему "Химия и биология: процессы обмена веществ" может включать изучение химических реакций, происходящих в живых организмах, таких как фотосинтез или дыхание. Учащиеся исследуют взаимосвязь между химическими и биологическими процессами, что способствует глубокому пониманию основ биохимии и развивает навыки анализа сложных систем.
Еще одним примером междисциплинарного подхода является интеграция химии с математикой. Уроки, посвященные расчетам в химии, могут включать задания на решение задач с использованием математических методов, таких как вычисление концентраций растворов или стехиометрические расчеты. Этот подход помогает учащимся развивать математические навыки в контексте практического применения, что повышает их уверенность в использовании математики в реальных жизненных ситуациях.
Интеграция химии с географией также открывает широкие возможности для формирования метапредметных компетенций. Например, урок на тему "Химия и география: изучение состава атмосферного воздуха" может включать исследование влияния промышленных выбросов на окружающую среду, анализ данных о загрязнении воздуха и разработку мер по его защите. Учащиеся учатся применять химические и географические знания для решения экологических проблем, что развивает их экологическое сознание и умение принимать обоснованные решения.
Междисциплинарные уроки химии могут включать в себя элементы истории и литературы. Например, урок на тему "История химии: великие открытия" может быть посвящен изучению биографий известных химиков, таких как Дмитрий Менделеев или Мария Кюри, и их вклада в науку. Учащиеся могут читать и обсуждать литературные произведения, связанные с наукой, что помогает развивать навыки критического мышления и анализа исторических фактов.
Важно отметить, что успешная реализация междисциплинарного подхода требует от учителя тщательной подготовки и умения связать содержание различных дисциплин в единое целое. Учитель должен создавать условия для активного участия учащихся, побуждать их к самостоятельному поиску информации, обсуждению и критическому осмыслению полученных данных. Это способствует развитию у школьников самостоятельности, ответственности и умения работать в команде.
Результаты междисциплинарных уроков химии проявляются не только в улучшении успеваемости по отдельным предметам, но и в формировании у учащихся комплексного понимания окружающего мира, способности решать сложные задачи и адаптироваться к новым условиям. Учащиеся, участвующие в таких уроках, получают опыт, который помогает им интегрировать знания из разных областей и применять их в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, междисциплинарные уроки химии являются эффективным инструментом формирования метапредметных компетенций у школьников. Они способствуют развитию критического мышления, навыков решения комплексных задач и коммуникативных умений, что готовит учащихся к успешной учебе и жизни в современном обществе.
Список литературы
Заграничная Н.А.,
Миренкова
Е.В. Диагностика
метапредметных
результатов при обучении химии в основной школе: пособие для учителя. М.: Русское слово, 2020. 240 с.
Селиванова О.Г.,
Гасникова
Н.В. Управление процессом достижения школьниками метапредметных результатов образовательной деятельности // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 4. С. 119–128.