Обучение младших школьников написанию изложения играет важную роль в формировании их речевых навыков и письменной грамотности. Изложение — это один из видов работы, который помогает ребёнку развивать умение воспроизводить прочитанный или прослушанный текст, следуя логике событий и сохраняя его структуру. Этот вид работы способствует развитию не только грамотности, но и навыков слушания, восприятия, аналитического мышления и воображения.
Работа над написанием изложения требует системного подхода, так как это сложный процесс, включающий несколько этапов: восприятие текста, анализ содержания, выделение главных мыслей, построение логической последовательности и, наконец, формулирование текста своими словами. Основная задача учителя — научить детей не просто механически воспроизводить текст, а анализировать и понимать его смысл.
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ
Белинене Ирина Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ "Средняя школа № 5 имени М. С. Попова"
Ключевые слова: изложение, младшие школьники, письменная речь, логическое мышление, методика обучения, развитие речи.
Обучение младших школьников написанию изложения играет важную роль в формировании их речевых навыков и письменной грамотности. Изложение — это один из видов работы, который помогает ребёнку развивать умение воспроизводить прочитанный или прослушанный текст, следуя логике событий и сохраняя его структуру. Этот вид работы способствует развитию не только грамотности, но и навыков слушания, восприятия, аналитического мышления и воображения.
Работа над написанием изложения требует системного подхода, так как это сложный процесс, включающий несколько этапов: восприятие текста, анализ содержания, выделение главных мыслей, построение логической последовательности и, наконец, формулирование текста своими словами. Основная задача учителя — научить детей не просто механически воспроизводить текст, а анализировать и понимать его смысл.
На начальном этапе обучения младшим школьникам может быть сложно запомнить большой объём информации, поэтому важно начинать с простых и кратких текстов. Лучше всего выбирать тексты, которые будут интересны детям и соответствуют их возрастным особенностям. Это могут быть рассказы о природе, животных, сказки или короткие истории. Интересный материал стимулирует внимание и желание выполнять задание.
Перед началом работы с текстом учителю рекомендуется провести предварительное обсуждение темы. Это помогает детям настроиться на восприятие информации, актуализировать уже имеющиеся знания по теме и создать базу для дальнейшего воспроизведения. Обсуждение также может включать объяснение незнакомых слов или понятий, которые встречаются в тексте. Таким образом, у детей формируется понимание, что изложение — это не только упражнение в воспроизведении, но и возможность лучше понять и осмыслить текст.
После первого прослушивания или прочтения текста необходимо организовать его обсуждение с учащимися. В ходе этого обсуждения важно выявить основные события, выделить ключевые моменты и обратить внимание на структуру текста. Учитель может задать наводящие вопросы, которые помогут ученикам выделить главные мысли и определить последовательность событий. На этом этапе также полезно создавать схему или план, который станет ориентиром для написания изложения.
Следующий шаг — составление устного пересказа. Устный пересказ помогает закрепить содержание текста в памяти и подготовить учащихся к его письменному воспроизведению. Здесь важно следить за тем, чтобы ученики передавали текст последовательно и логично. Учитель может организовать пересказ как в индивидуальной форме, так и в групповой, чтобы учащиеся учились не только пересказывать текст самостоятельно, но и слушать других, сравнивать свои версии с версиями одноклассников.
Письменная часть работы — наиболее сложный этап. Здесь важно помочь детям структурировать свои мысли и изложить их на бумаге. Для этого можно использовать следующие приёмы: писать план текста на доске, предлагать детям опорные слова или фразы, которые помогут построить предложения. Очень важно развивать у детей орфографическую зоркость, уделяя внимание правописанию ключевых слов и устойчивых выражений.
Для младших школьников важно поощрять процесс творчества. Хотя изложение предполагает воспроизведение чужого текста, важно поддерживать стремление детей находить собственные выражения, пересказывать текст своими словами, сохраняя общий смысл. Это способствует развитию речевой активности и формированию собственного стиля изложения мыслей.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники при написании изложения, — это нарушение последовательности событий и пропуск важной информации. Чтобы избежать этого, учитель должен обращать внимание на структурирование текста, подсказывая детям, как правильно распределить материал по абзацам и как связать между собой разные части текста. Использование вопросов-подсказок и обсуждение на уроке помогают учащимся не сбиваться с логики и последовательности.
Роль учителя в этом процессе заключается не только в том, чтобы объяснить технические аспекты работы над изложением, но и в том, чтобы создать атмосферу поддержки и заинтересованности. Похвала за правильно выполненные задания, внимание к индивидуальным успехам каждого ученика — это важные элементы, которые помогают мотивировать детей и способствуют их развитию.
В завершение работы над изложением полезно провести анализ ошибок. Этот этап помогает закрепить полученные знания и обратить внимание на типичные трудности, с которыми сталкиваются ученики. Важно, чтобы разбор ошибок происходил в дружелюбной форме, а не носил характер наказания. Учитель должен поощрять детей учиться на своих ошибках, показывая, что ошибки — это часть учебного процесса, которая помогает совершенствоваться.
Таким образом, обучение младших школьников написанию изложения — это комплексная работа, включающая в себя развитие навыков слушания, пересказа, письма и анализа текста. Важно учитывать возрастные особенности детей, использовать игровые и творческие приёмы для повышения интереса к работе и создавать поддерживающую среду, где каждый ученик чувствует себя успешным.
Список литературы
Гражданцева
, В. А. Изложение как условие развития связной письменной речи в начальной школе / В. А.
Гражданцева
, Е. Н. Вальтер. —
Текст :
непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1916/ (дата обращения: 16.10.2024).
Котова К.Г. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников при написании изложения // Экономика и социум. 2015. №1-1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov-pri-napisanii-izlozheniya (дата обращения: 16.10.2024).
Куликова Ж.А. Обучающее изложение в начальных классах // Проблемы Науки. 2016. №30 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchayuschee-izlozhenie-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 16.10.2024).
Чокошева
Б.С. Роль изложения в обогащении речи учащихся начальных классов // Проблемы Науки. 2016. №23 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-izlozheniya-v-obogaschenii-rechi-uchaschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 16.10.2024).