Современное образование требует не только передачи знаний, но и формирования у студентов навыков, которые помогут им адаптироваться в быстро меняющемся мире. Soft skills («гибкие навыки» или «мягкие навыки»), включают в себя умение работать в команде, критически мыслить, аргументировать свою точку зрения, адаптироваться к новым условиям и другие умения. История и обществознание, как гуманитарные дисциплины, предоставляют широкие возможности для развития этих навыков.
РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Современное образование требует не только передачи знаний, но и формирования у студентов навыков, которые помогут им адаптироваться в быстро меняющемся мире. Soft skills («гибкие навыки» или «мягкие навыки»), включают в себя умение работать в команде, критически мыслить, аргументировать свою точку зрения, адаптироваться к новым условиям и другие умения. История и обществознание, как гуманитарные дисциплины, предоставляют широкие возможности для развития этих навыков.
Soft skills играют важную роль в профессиональной и личной жизни человека. В отличие от hard skills («жестких навыков»), которые связаны с конкретными профессиональными компетенциями, soft skills определяют способность взаимодействовать с окружающими, принимать решения и решать проблемы. В условиях цифровой трансформации и глобализации эти навыки становятся особенно важными. Работодатели все чаще ориентируются на способность сотрудника быстро адаптироваться, эффективно коммуницировать и работать в команде.
История и обществознание представляют собой дисциплины, которые требуют глубокого анализа информации, сопоставления фактов, аргументированной дискуссии. Это создает благоприятные условия для развития soft skills.
Развитие критического мышления – одна из главных задач преподавания истории и обществознания. На уроках студенты учатся анализировать источники, сравнивать точки зрения, делать выводы. Для этого можно использовать:
Анализ исторических источников – ученики работают с первоисточниками, выявляют авторскую позицию, анализируют контекст и достоверность информации.
Дискуссии и дебаты - обсуждение исторических событий и социальных проблем помогает научиться аргументировать свою точку зрения и критически воспринимать мнения других.
Разбор фейковых новостей и пропаганды –
н
а примерах исторических событий учащиеся учатся распознавать манипуляции и оценивать достоверность информации.
История и обществознание предоставляют множество возможностей для развития коммуникативных навыков (устной и письменной речи). Можно применять, например:
р
олевые игры – ученики примеряют на себя роли исторических персонажей или политических деятеле
й, отстаивая их позицию в споре;
н
аписание эссе и аналитических статей - формирование умения четко выражать мыс
ли и структурировать информацию;
р
абота в группах – выполнение коллективных проектов, требующих согласования решений и распределения обязанностей. Групповые проекты и ролевые игры помогают развивать умение договариваться, распределять обязанности и дос
тигать общей цели;
д
искус
сии и дебаты
позволяют студентам учиться выражать свои мысли, аргументировать позицию, слушать и понимать других.
Для стимулирования творческого мышления можно использовать следующие методы:
проектная деятельность. Например, создание исторических реконструкций, инфографики или презентаций;
с
ценарное моделирование. Например, создание альтернативных версий
ис
торических событий и анализ возможных последствий
;
использование игровых технологий.
Например, в
икторины, квесты, исторические симуляции помогают активизировать познавательный интерес.
Важной составляющей soft skills является способность к эмпатии и взаимодействию с окружающими. Можно использовать следующие виды учебной деятельности:
анализ биографий и мемуаров
, который
позволяет лучше понять психологию людей прошлого и развивать эмпатию;
г
рупповые исследования: к
оллективный анализ социальных проблем способствует формированию ответственн
ости и навыков сотрудничества;
о
бсужде
ние морально-этических дилемм: р
азвитие способности анализировать сложные этические вопросы на примере исторических и современных событий.
Изучение исторических процессов и социальных изменений формирует способность адаптироваться к новым условиям, видеть перспективы развития общества.
Таким образом, уроки истории и обществознания предоставляют широкие возможности для формирования у студентов soft skills, необходимых в современном мире. Использование интерактивных методов, активное вовлечение студентов в образовательный процесс способствует развитию критического мышления, коммуникативных навыков, работы в команде и адаптивности. Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на разработку методик оценки сформированности этих навыков у студентов.
Список литературы
Гарбузов И. С., Дуран Т. В.
Реализация тенденции развития
soft skills
в системе среднего профессионального образования
// Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. №3.
Ускова Б. А., Фоминых М. В. Методика формирования
soft skills
у студентов ВУЗОв: теоретический и практический аспекты.
// Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2022. №1.
Шалдина, А. В. Формирование soft skills обучающихся СПО с
помощью цифровых компетенций // Педагогическое мастерство
: материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Ка
зань, ноябрь 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — с
. 65-71.