Одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование современных образовательных технологий.
Понятие образовательной технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью - цель - содержание-методы.
Современные коррекционно – развивающие технологии и их адаптация к условиям работы с детьми с ОВЗ.
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Коррекционная школа не исключение, требования к современному выпускнику тоже на много выше, чем ранее, что отражено в ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) обучение детей с нарушением интеллекта, принятым указом Министерства Образования 19.12. 2014 года. Приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, коррекционное образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций. Несомненно, одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование современных образовательных технологий.
Понятие образовательной технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель – содержание – методы.
В деятельности педагога по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе выделяются следующие направления:
-создание и совершенствование условий для эффективной образовательной деятельности;
-изучение и апробация современных образовательных технологий;
-разработка и апробация авторских образовательных технологий;
-внедрение и распространение эффективных образовательных технологий;
-разработка и внедрение системы оценки эффективности используемых образовательных технологий.
Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с умственной отсталостью имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии:
• Здоровьесберегающие технологии.
• Технология дифференцированного обучения.
• Технология интегрированного обучения.
• Игровая технология.
• Технология активного (деятельностного) обучения.
• Технология проблемного обучения.
• Компьютерные технологии.
Игровые, здоровьесберегающие технологии и технологии дифференцированного обучения используются практически всеми педагогами. Специфика нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс.
Здоровьесберегающие технологии - интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Их можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся. Уроки проводятся с соблюдением требований по сохранению здоровья учащихся (как и все остальные занятия). Каждое занятие содержит две динамические паузы. Если на занятии ученики много пишут (или работают с компьютером), то проводится контроль за правильной осанкой учащихся и гимнастика для глаз. Помимо этого, здоровью могут быть посвящены занятия целиком (Королева Зубная щетка, Тридцать три богатыря, Береги зрение, и др). Актуализируя и обогащая знания школьников о здоровье, школа способствует успешной адаптации учащихся в социуме.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Стимулирует детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия ученика с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учатся мыслить, творчески усваивать знания. Создание проблемной ситуации – предоставленные для учащихся данные не в полном объеме позволяют справится с поставленной задачей. Проблемные задания или все занятие, посвященное какой-либо проблеме, способствует развитию творческого потенциала учащихся и активизирует процесс мышления.
Технология активного (деятельностного) обучения — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).
Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах 1,2,3, что дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Учащиеся с умеренной умственной отсталостью очень разные по уровню овладения учебным материалом. Следовательно, работа проводится с каждым учащимся на доступном уровне (но в рамках программы).
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Пять лет назад половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас 50-процентный барьер «взят» уже дошкольниками [1].
Применение компьютерных технологий является неотъемлемой частью современного урока. В коррекционной школе такие технологии позволяют повысить мотивацию к занятию, подобрать разные варианты преподнесения информации, используя различные модальности восприятия (зрительную, слуховую, кинестетическую). Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя.
В учебной деятельности использую:
- презентации занятий, созданные в PowerPoint;
- компьютерные тесты, разработанные в Microsoft Office;
- видеофрагменты образовательных фильмов по чтению;
- электронные физминутки, коррекционные упражнения.
Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения:
- компьютерные энциклопедии;
- компьютерные схемы;
- компьютерные иллюстрации;
- компьютерные учебники по предметам;
- игры-кроссворды;
- компьютерные игры на развитие логического мышления.
С помощью использования информационных технологий учащиеся с отклонениями в умственном развитии достигают следующих результатов:
- тренируется внимание и память;
- дети раньше и лучше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
- развиваются воображение и творческие способности;
- развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.
Вывод: Применение современных образовательных и коррекционных технологий помогает мне решать коррекционно - педагогические задачи и я в дальнейшем буду применять их на своих уроках и занятиях.