Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Приемы развития внимания у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Работа №349167

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие внимания является важнейшей задачей в обучении младших школьников, особенно тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Внимание выступает основополагающим компонентом когнитивной деятельности, влияя на успешность обучения и социальную адаптацию ребенка. У детей с ОВЗ внимание часто характеризуется сниженной концентрацией, быстротой утомляемости и трудностями в распределении внимания между несколькими задачами. Это затрудняет их обучение и восприятие учебного материала. В связи с этим, учителям, работающим с такими детьми, необходимо овладеть специальными приемами и методами, которые помогут развить у детей внимание, поддерживать его на должном уровне и, тем самым, способствовать их более успешному обучению.

Работа:

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Кузнецова Наталья Игнатьевна, воспитатель

КГКУ ЦСС, п. Мысовое, Приморский край

 

Развитие внимания является важнейшей задачей в обучении младших школьников, особенно тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Внимание выступает основополагающим компонентом когнитивной деятельности, влияя на успешность обучения и социальную адаптацию ребенка. У детей с ОВЗ внимание часто характеризуется сниженной концентрацией, быстротой утомляемости и трудностями в распределении внимания между несколькими задачами. Это затрудняет их обучение и восприятие учебного материала. В связи с этим, учителям, работающим с такими детьми, необходимо овладеть специальными приемами и методами, которые помогут развить у детей внимание, поддерживать его на должном уровне и, тем самым, способствовать их более успешному обучению.

Цель данной статьи заключается в анализе существующих приемов и методик, направленных на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Будет рассмотрена роль внимания в учебном процессе, а также предложены конкретные методы, позволяющие педагогам целенаправленно воздействовать на развитие этого важного психического процесса.

Внимание играет ключевую роль в успешности учебного процесса. Оно обеспечивает возможность целенаправленного восприятия информации, анализа учебных заданий и выполнения инструкций учителя. У детей с ОВЗ внимание может быть неустойчивым и недолговременным, что приводит к затруднениям в обучении. Дети не могут длительно удерживать внимание на одной задаче, переключаться между разными видами деятельности или эффективно распределять внимание при выполнении нескольких действий одновременно.

Особенностью детей с ОВЗ является то, что их внимание требует более частой и интенсивной стимуляции. Оно быстро рассеивается, если задания не вызывают интереса или слишком сложны для выполнения. В результате ребенок может терять нить урока, что негативно сказывается на усвоении учебного материала. Поэтому внимание в образовательном процессе требует активного управления со стороны педагога, который должен использовать различные методы для его поддержания и развития.

Причины дефицита внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть различными и обусловлены как физиологическими, так и психологическими факторами. Одной из основных причин является недостаточная функциональная зрелость мозга, что характерно для детей с нарушениями развития, в частности для детей с задержкой психического развития, нарушениями слуха или зрения, а также с расстройствами аутистического спектра. Эти дети могут испытывать трудности в организации деятельности, планировании своих действий и поддержании внимания на учебных заданиях.

Кроме того, у детей с ОВЗ часто наблюдается нарушение саморегуляции, что приводит к тому, что они не могут самостоятельно контролировать свои когнитивные процессы и сосредоточиваться на учебных задачах. Они легко отвлекаются на внешние стимулы, теряют мотивацию к выполнению заданий и не могут сосредоточиться на выполнении инструкций учителя. Важным фактором, влияющим на внимание, также является уровень эмоциональной и социальной адаптации ребенка. Высокий уровень тревожности или стресса может способствовать развитию рассеянности и трудностей в сосредоточении.

Для успешного развития внимания у детей с ОВЗ учителю необходимо использовать целенаправленные педагогические приемы, направленные на улучшение концентрации, поддержание устойчивого внимания и повышение его объема. Одним из таких приемов является создание структурированной учебной среды, которая способствует организации учебной деятельности и поддерживает внимание на протяжении всего урока.

Также значимым является использование специальных коррекционных упражнений, направленных на развитие у детей способности концентрироваться на одной задаче. Такие упражнения могут включать различные задания на наблюдательность, выявление деталей, решение логических задач и головоломок, которые требуют длительного удержания внимания. Педагог должен обращать внимание на индивидуальные особенности детей с ОВЗ и подбирать задания, соответствующие их уровню когнитивного развития.

Важно также обучать детей навыкам саморегуляции и управлению своим вниманием. Учитель может использовать специальные техники, такие как визуальные подсказки, временные рамки для выполнения заданий и использование поощрений за успешное выполнение задач. Это помогает ребенку сосредоточиться на учебной деятельности и развивать навыки управления своим вниманием.

Развитие внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьном возрасте требует особого внимания со стороны педагогов. Своевременное использование специальных методов и приемов помогает детям развивать навыки концентрации, управления своим вниманием и успешного выполнения учебных заданий. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ, применение структурированных коррекционных методик и создание благоприятной учебной среды позволяют улучшить результаты обучения и содействуют более успешной адаптации ребенка в образовательном процессе.

 

Список литературы

1. Хатунцева Е. А. Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики / Е. А. Хатунцева, Т. В. Шитова // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 60-63.

2. Шаталова Н. А. Оптимизация познавательной активности детей с ОВЗ в образовательном процессе начальной школы / Н. А. Шаталова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. — 2019. — С. 119–121.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X