Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Ребёнок пятого года жизни использует разные формы общения (Диалогическую и монологическую речь, ситуативную и конкретную речь). По по-прежнему задаёт много вопросов. Дошкольник этого возраста пересказывает хорошо знакомую сказку, или только что прочитанный небольшой рассказ, составляет рассказ по серии сюжетных картинок из 3-4 предложений. Рассказывает любимые стихи.
Ребёнок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа. Может составить рассказ по серии картинок по предложенному взрослым плану. Нет проблем в общении со сверстниками и взрослыми.
Консультация «Развитие связной речи у детей с ТНР дошкольного возраста»
Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.
В современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры, что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Развитие связной речи одна из актуальных тем. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Ребёнок пятого года жизни использует разные формы общения (Диалогическую и монологическую речь, ситуативную и конкретную речь). По по-прежнему задаёт много вопросов. Дошкольник этого возраста пересказывает хорошо знакомую сказку, или только что прочитанный небольшой рассказ, составляет рассказ по серии сюжетных картинок из 3-4 предложений. Рассказывает любимые стихи.
Ребёнок шестого года жизни уверенно владеет диалогической и монологической формами речи. У него сформированы навыки близкого к тексту и краткого пересказа. Может составить рассказ по серии картинок по предложенному взрослым плану. Нет проблем в общении со сверстниками и взрослыми.
Рассмотрим подробнее некоторые авторские методики развития связной речи:
Н. В. Нищева предлагает работу над связной речью по онтогенетическому принципу и начинать ее с развития диалогической речи.
Диалогическая речь наиболее простая форма устной речи, которая служит для общения людей. Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседником, что позволяет опускать некоторые элементы развёрнутого высказывания, использовать стереотипные разговорные конструкции.
Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием, памяти, внимания, мышления, формирования словаря и грамматического строя речи, таких качеств как общительность, вежливость.
Работая над формирование диалогической речи самых маленьких дошкольников, можно разыгрывать перед ними диалоги в настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном, театре между зверюшками, сказочными персонажами. Также стихотворные диалоги, например, диалоги-дразнилок, использование такого приёма, как беседа.
Следующий этап развитие монологической речи, обучению рассказыванию.
В методической литературе принято выделять следующие виды рассказывания:
• Рассказывание по восприятию (рассказы-описания о предметах и объектах, сравнительные и объяснительные описательные рассказы, сюжетные рассказы, рассказы по сериям картинок, пересказ);
• Рассказывание по памяти (из личного или коллективного опыта детей);
• Творческое рассказывание (рассказывание по воображению).
Рассказывание по восприятию – достаточно сложный вид речевого деятельности, самостоятельное изложение. Этот вид рассказа оказывает стимулирующее влияние на развитие ребёнка, способствует развитию сенсорики, воображения, мышления.
В обучении рассказыванию применяются такие приёмы, как образец рассказа, частичный образец, разбор образца рассказа, план рассказа, воспроизведение плана детьми, коллективный разбор плана, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание детьми рассказа, начатого педагогом, оценка детских рассказов.
В детском саду детей учат составлять описательные (сравнительные, объяснительные) и сюжетные рассказы.
Описание представляет собой рассказ о каком-либо предмете, объекте, явлении и его признаках. Сначала называются предмет или объект, перечисляются его признаки, оставляющие части и в заключении рассказывается о применении и назначении предмета.
Сюжетный рассказ- это изложение событий, происходящих в определенной последовательности с определённым героем. Такой рассказ начинается с называния героя, описания его внешнего вида. Затем следует изложение событий. И, наконец, следует окончание рассказа.
Для обучения рассказыванию широко используется рассказ по серии картинок и по картине.
Для обучения используются следующие приёмы: вопросы, беседа, образец рассказа, частичный образец, план рассказа, коллективный рассказ, составление рассказа по частям, подсказки и т. д.
При работе с серией картинок или картиной очень важным является осмысление детьми общего содержания картины или серии картин, целостное и взволнованное восприятие.
Не менее важную роль для формирования связной речи играет обучение пересказу.
Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Пересказывая, ребёнок может излагать содержание близко к тексту, или, осмысливая текст, передавать его более свободно.
На занятиях по пересказу уточняются словарь детей и звукопроизношение, развиваются речевой слух, внимание, память, мышление, восприятия чувства языка, формирует интерес к тому, как следует излагать мысли. Правильно подобранные тексты для пересказа оказывают эмоциональное, нравственное, воздействие на детей.
Обучение рассказыванию по памяти начинается в старшей группе, не раньше второго полугодия. К этому времени достигают определенного уровня память, мышление, связная речь дошкольника. Дети учатся запоминать яркие события их жизни, обобщать, делать выводы, рассуждать.
При обучении детей рассказыванию по памяти используются такие приёмы, как демонстрация наглядного материала, беседа, вопросы, окончание детьми рассказа, начатого педагогом, указания, оценка работы детей.
Т. А. Ткаченко предлагает методику формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Она выделяет два основных средства, облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания:
В методике используются упражнения, которые располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.
Т. А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.
1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.
2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счё т отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.
8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).
9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева при работе по развитию связной речи рекомендуют следующие направления: обогащение словарного запаса; обучение составления пересказа и придумывание рассказов; разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Методические указания при словарной работе:
Основной задачей является уточнение имеющего словаря и его обогащение.
1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ сопровождается пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговариваться хором. Далее проводятся различные упражнения для закрепления и использования в словаре нового слова.
2. Объяснение происхождения слова.
3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний.
4. Простановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, далее требующий самостоятельного ответа.
5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названию разных действий.
6. Распространение предложений путём введения обстоятельств причины, следствия, условий, цели.
7. Составление предложений по опорным словам.
Методические указания обучению рассказывания:
Первые небольшие рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить большое число действий, а потом рассказать о их последовательности их выполнения.
Рассказы-описания
Процессу обучения детей различным видам рассказывания предшествует большая работа по сравнению предметов. Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы (игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты). Первоначально детям предлагается отобрать предметы определенного цвета, формы, размера и т. п.
Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности.
Описание животных и птиц должно предшествовать по рассмотрению их чучел или изображений на картине.
Рассказ по серии сюжетных картинок:
Рассказ по серии картинок имеет большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных ребёнку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи.
Разучивание стихотворений:
1. Новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано логопедом.
2. После прочтения стихотворения педагог говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем ещё раз читает стихотворение.
3. Далее педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
4. После этого педагог выясняет, какие слова детям не понятны и в доступной форме объясняет их значение.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку, проговаривают хором, потом каждый ребёнок индивидуально.
6. Также можно отстукивать или охлопывать ритм.
Работа с загадками:
Отгадывание загадок активирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Кроме того, загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. Во время отгадывания детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучивать наизусть.
Пересказ художественных текстов
Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребёнка есть фразовая речь. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. Тексты должны быть доступны ребёнку по своему содержанию и форме изложения. До начала чтения рассказа логопед объясняет детям смысл трудных слов, они проговариваются хором и индивидуально. Далее проводится небольшая беседа подводящая детей к содержанию произведения. После прочтения логопед задает вопросы для выяснения понятия прочитанного. Только после этого детей просят пересказать прочитанное.
Более сложные виды работы для детей с высоким уровнем связной речи:
1. Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задачи выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку.
2. Краткий пересказ. Ребёнок рассказывает не всё подряд, а только самое главное, существенное.
3. Творческое рассказывание.
• пересказ текста с его продолжением с добавление фактов, событий из жизни героев;
• составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;
• составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.