Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Сенсорная интеграция в обучении чтению и письму детей с ОВЗ. Работа №363065

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Процесс обучения чтению и письму требует слаженной работы различных сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной и вестибулярной. У детей с ОВЗ нередко наблюдаются трудности в сенсорной интеграции – способности мозга эффективно обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств, и координировать действия. Если ребенок не может правильно воспринимать и организовывать сенсорные сигналы, это отражается на его способности различать звуки, распознавать буквы, координировать движения руки при письме. В результате возникают проблемы с запоминанием графических образов, слоговой структуры слов, формированием почерка и осмысленным чтением.

Работа:

Сенсорная интеграция в обучении чтению и письму детей с ОВЗ

 

Процесс обучения чтению и письму требует слаженной работы различных сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной и вестибулярной. У детей с ОВЗ нередко наблюдаются трудности в сенсорной интеграции – способности мозга эффективно обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств, и координировать действия. Если ребенок не может правильно воспринимать и организовывать сенсорные сигналы, это отражается на его способности различать звуки, распознавать буквы, координировать движения руки при письме. В результате возникают проблемы с запоминанием графических образов, слоговой структуры слов, формированием почерка и осмысленным чтением.

Одной из распространенных сложностей у детей с ОВЗ является нарушение зрительно-моторной координации. Для того чтобы буквы и слова воспринимались четко, а рука уверенно двигалась по строке, необходимо, чтобы зрительная информация правильно сочеталась с двигательными командами. Если этот механизм не работает должным образом, ребенок может путать схожие по начертанию буквы (например, «д» и «б»), пропускать части слов при чтении, испытывать трудности с ориентацией в тетради. В этом случае важно включать в занятия упражнения на развитие зрительно-моторных связей: например, рисование пальцами на песке, повторение контуров букв в воздухе, обведение силуэтов букв на тактильных карточках.

Не менее важную роль играет слуховая сенсорная интеграция. У некоторых детей с ОВЗ наблюдается недостаточная дифференциация фонем, что затрудняет освоение навыка чтения. Например, ребенок может не различать на слух схожие по звучанию звуки («с» – «ш», «т» – «д»), что приводит к ошибкам при написании слов. Развивать слуховую интеграцию можно с помощью игр, в которых нужно сопоставлять звуки и образы: например, игра «Найди пару», где ребенок подбирает карточки с изображениями предметов, начинающихся на один и тот же звук, или «Шепотная почта», когда ученик должен передавать слово, услышанное шепотом, тренируя восприятие тонких различий в произношении.

Тактильная сенсорная система также играет значительную роль в процессе овладения письмом. Дети с ОВЗ могут испытывать сложности с удержанием ручки, регулированием силы нажима, правильной постановкой руки. Это связано с недостаточной тактильной чувствительностью или, наоборот, повышенной реакцией на прикосновения. В таких случаях полезны упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и проприоцепции: работа с кинетическим песком, выкладывание букв из шнурков, лепка из пластилина. Полезно также предлагать детям перед письмом делать пальчиковый массаж или сжимать эспандеры для улучшения чувствительности кистей.

Вестибулярная система влияет на общий тонус и координацию движений, что особенно важно при письме, требующем точных и плавных движений. Дети с дисфункцией вестибулярного аппарата могут испытывать трудности с удержанием равновесия, быстро уставать при статической работе, путать направления при написании букв. Включение в уроки динамических пауз с элементами балансировки (например, хождение по тактильной дорожке, упражнения с фитболом) помогает активизировать работу вестибулярной системы и улучшить концентрацию внимания.

Практика показывает, что использование сенсорных методик в обучении чтению и письму не только улучшает академические результаты, но и способствует развитию уверенности у ребенка, снижает тревожность, делает процесс обучения более доступным и увлекательным. Например, если ребенок испытывает трудности с запоминанием букв, можно предложить ему тактильный алфавит: буквы, выполненные из наждачной бумаги или ткани, активируют кинестетическую память и помогают лучше усваивать графемы. Если проблемы возникают на уровне слогового чтения, можно использовать цветовое кодирование: например, раскрашивать гласные и согласные в разные цвета, что помогает детям легче находить слоги в словах.

Создание сенсорно-дружественной среды в классе также играет ключевую роль. Если ребенок с ОВЗ испытывает гиперчувствительность к звукам, ему могут мешать посторонние шумы. В этом случае стоит организовать рабочее место так, чтобы снизить уровень акустических раздражителей – например, использовать ковровое покрытие, ставить парты подальше от шумных зон. Если у ученика, наоборот, снижена сенсорная восприимчивость, полезно включать в уроки активные движения, сенсорные стимулы, например, использование тактильных мячиков для стимуляции ладоней во время чтения.

Таким образом, сенсорная интеграция – это неотъемлемый компонент успешного обучения детей с ОВЗ чтению и письму. Использование мультисенсорных методик, включение игровых элементов, развитие зрительно-моторных, слуховых и тактильных навыков значительно облегчает усвоение учебного материала. Учителю важно не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и гибко адаптировать процесс обучения, создавая условия, в которых ребенок сможет максимально раскрыть свои способности.

 

 

Список литературы

Гаджимурзаева

Г. Ш. Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум».

2017. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy-dlya-raboty-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Гасандаева

Н. Э. Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе / Н. Э.

Гасандаева

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. —

2024. — № 24 (523). — С. 138-140. — URL:

https://moluch.ru/archive/523/115516/

Михайлова М. Ф. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы науки.

2022. №3 (71). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-1

Никитенко

И. М.

,

Жогова

Д. В.

Метод сенсорной интеграции как фактор социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал.

2024.

№5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metod-sensornoy-integratsii-kak-faktor-sotsializatsii-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Скачать работу
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×