Сказкотерапия — это метод, который активно используется в психолого-педагогической практике и находит особое применение в работе учителей-логопедов в дошкольных учреждениях. Сказка, как форма народного творчества, обладает уникальными свойствами, которые способствуют не только развитию речи, но и эмоциональному, социальному и интеллектуальному развитию детей. В данном контексте сказкотерапия становится важным инструментом для работы с детьми, у которых наблюдаются различные речевые нарушения.
СКАЗКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Сказкотерапия — это метод, который активно используется в психолого-педагогической практике и находит особое применение в работе учителей-логопедов в дошкольных учреждениях. Сказка, как форма народного творчества, обладает уникальными свойствами, которые способствуют не только развитию речи, но и эмоциональному, социальному и интеллектуальному развитию детей. В данном контексте сказкотерапия становится важным инструментом для работы с детьми, у которых наблюдаются различные речевые нарушения.
Использование сказок в коррекционной работе позволяет создать благоприятную атмосферу для общения, способствует снятию тревожности у детей и помогает им открыться. Важно помнить, что каждая сказка несет в себе определенные нравственные уроки и возможности для обсуждения социальных норм и поведения, что также имеет значение для воспитания ребенка.
Например, в работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы с артикуляцией, логопед может использовать короткие сказки, в которых акцентируется внимание на звуках, которые требуют особого артикуляционного усилия. В сказке "Кот и мышонок" можно акцентировать внимание на звуках "к" и "м", произнося их в ключевых местах. Это не только помогает детям развивать артикуляцию, но и делает занятия более увлекательными и запоминающимися.
Важно, чтобы сказкотерапия не ограничивалась только чтением и пересказом. Логопед может вовлекать детей в процесс создания сказок. Например, можно предложить детям придумать продолжение известной сказки или создать собственную историю. Этот процесс не только развивает воображение, но и активно включает речевую практику. Дети могут учиться строить предложения, использовать новые слова и развивать грамматические навыки, что крайне важно для их речевого развития.
Работа с персонажами сказок также может быть полезной. Логопед может использовать куклы или фигурки, представляющие героев, что сделает занятия более интерактивными. Дети могут не только рассказывать сказку, но и проигрывать её с использованием кукол. Это способствует не только развитию речи, но и формированию социальных навыков, таких как умение работать в группе, слушать других и делиться своими мыслями.
Кроме того, сказкотерапия помогает развивать креативность и эмоциональный интеллект. Дети могут обсуждать чувства героев, что развивает их способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих. Например, обсуждая, как чувствует себя заяц из сказки "Заяц и волк", логопед может задать вопросы о страхах и смелости, помогая детям осознать и выразить свои эмоции. Такие обсуждения способствуют развитию словарного запаса и умению выражать свои мысли.
Ещё одним интересным подходом является использование музыки и движений в сочетании со сказками. Например, можно создать музыкальную интерпретацию сказки, в которой дети будут не только слушать, но и двигаться под музыку, выражая героев через танец. Это сочетание различных видов искусства активизирует разные зоны мозга, что, в свою очередь, способствует лучшему усвоению материала.
Не менее важным аспектом является индивидуализация подхода. Каждому ребенку нужны свои методы и приемы. Например, для детей с аутистическими расстройствами лучше подойдут простые, краткие сказки, а для детей с общими речевыми нарушениями — более сложные сюжеты. Логопед должен учитывать особенности каждого ребенка, его уровень речевого развития и индивидуальные интересы, чтобы занятие было максимально эффективным и увлекательным.
Таким образом, сказкотерапия является мощным инструментом в коррекционной работе учителя-логопеда. Этот метод не только развивает речевые навыки, но и способствует общей гармонизации развития ребенка, улучшая его эмоциональное состояние и социальные навыки. Внедрение сказкотерапии в практику работы с детьми с речевыми нарушениями может значительно обогатить процесс обучения и сделать его более ярким и запоминающимся. Сказка, как средство общения и обучения, открывает перед педагогами и детьми широкие горизонты для совместного творчества, что в конечном итоге приводит к успешному преодолению речевых трудностей.
Список литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. — 320 с.
2. Савельева Г.В., Панкова Т.А., Денисова О.Н. «Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми дошкольного возраста» // Auditorium. 2020. №2
3. Симонова, О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений / О. В. Симонова. Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 27-30.