Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Значение сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ: методика проведения и ожидаемые результаты. Работа №349172

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сказкотерапия является эффективным и доступным методом в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она позволяет решать множество задач, связанных с коррекцией поведения, улучшением эмоционального состояния и социальной адаптацией ребёнка. Сказка является естественной и увлекательной формой взаимодействия для детей, благодаря чему ребёнок легче погружается в процесс, воспринимает и усваивает предлагаемую информацию. В этом процессе воспитатель выступает в роли не только рассказчика, но и проводника в мир сказочных образов и сюжетов, создавая терапевтическое пространство, в котором ребенок может свободно выражать свои чувства, развивать фантазию и обретать уверенность в себе.

Работа:

Значение сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ: методика проведения и ожидаемые результаты

 

Рябова Наталья Васильевна, воспитатель

МБДОУ Детский сад "Колосок", Нижегородская область с. Валгусы

 

Сказкотерапия является эффективным и доступным методом в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она позволяет решать множество задач, связанных с коррекцией поведения, улучшением эмоционального состояния и социальной адаптацией ребёнка. Сказка является естественной и увлекательной формой взаимодействия для детей, благодаря чему ребёнок легче погружается в процесс, воспринимает и усваивает предлагаемую информацию. В этом процессе воспитатель выступает в роли не только рассказчика, но и проводника в мир сказочных образов и сюжетов, создавая терапевтическое пространство, в котором ребенок может свободно выражать свои чувства, развивать фантазию и обретать уверенность в себе.

Одной из ключевых задач сказкотерапии для детей с ОВЗ является снижение тревожности и развитие умения справляться с эмоциями. Терапевтические сказки, в которых герои сталкиваются с трудностями, похожими на те, что испытывает ребёнок, позволяют ему не только увидеть знакомые ситуации со стороны, но и «прожить» их безопасно, находя выходы из сложных ситуаций вместе с героем. Например, для ребенка, испытывающего трудности в общении с окружающими, может быть полезна сказка о застенчивом котёнке, который постепенно учится заводить друзей и преодолевать страхи. Воспитатель может вовлекать ребенка в обсуждение действий персонажа, предлагая ребенку представить, что бы он сам сделал в подобной ситуации. Это помогает развивать эмпатию, умение находить решения и уверенность в собственных силах.

Методика проведения сказкотерапии для детей с ОВЗ требует индивидуального подхода и внимательного учета особенностей каждого ребенка. Важно, чтобы сказка была понятной, соответствовала уровню восприятия и интересам ребенка. Иногда полезно адаптировать сказку, делая её более доступной: упрощать язык, вводить знакомые ребенку образы и повторяющиеся мотивы. Например, детям с нарушениями речи или слуха можно предложить сказки, включающие ритмичные элементы, такие как повторяющиеся звуки или движения, чтобы помочь им лучше воспринимать сюжет и подключаться к эмоциональному содержанию истории. Привлечение игрушек или иллюстраций также помогает сделать процесс более наглядным и увлекательным.

Сказкотерапия развивает воображение и когнитивные способности ребенка, что особенно важно для детей с ОВЗ. Воспитатель может предложить ребенку представить себя на месте героя и продумать, как бы он сам действовал в той или иной ситуации, или же предложить ребёнку продолжить историю, развивая сюжет. Это помогает детям научиться анализировать и строить логические цепочки, а также активизирует их творческий потенциал. Например, ребёнок может сам «создавать» нового героя и придумывать ему свойства, что позволяет ему осознать собственные эмоции и выразить их через персонажа. Эта техника помогает детям с ОВЗ понять себя лучше, научиться ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

Использование терапевтических сказок для решения поведенческих проблем — ещё одно направление сказкотерапии, важное для детей с ОВЗ. Например, если ребёнок часто проявляет агрессию или испытывает трудности с самоконтролем, воспитатель может рассказать сказку о лесном зверьке, который учится управлять своей злостью. Проживая эмоции персонажа, ребёнок учится осознавать свои чувства и видеть последствия импульсивных действий. После рассказа воспитатель может предложить ребёнку обсудить, что бы могло помочь герою успокоиться, тем самым показывая практические способы выхода из эмоционально трудных ситуаций. В результате ребёнок обретает знания и навыки, которые помогают ему регулировать свои эмоции и преодолевать стрессы.

Также сказкотерапия играет важную роль в развитии коммуникативных и социальных навыков. Включение детей в обсуждение действий персонажей сказки помогает им учиться слушать, выражать свое мнение и участвовать в диалоге. Например, воспитатель может предложить детям обсудить, как бы они могли помочь герою, находящемуся в трудной ситуации, или что бы они посоветовали ему. Такое обсуждение развивает у детей способность к сотрудничеству, эмпатии и пониманию других. Также через сказки можно познакомить детей с основами дружбы, честности и взаимопомощи, что способствует их социальной адаптации и улучшению межличностных навыков.

Для детей с ОВЗ сказкотерапия также может использоваться как средство релаксации и восстановления внутреннего равновесия. Спокойные, медитативные сказки или истории, где герои отправляются в волшебное путешествие, позволяют детям расслабиться и снизить уровень тревожности. Например, сказка о путешествии по «волшебному лесу», где ребёнок вместе с героем встречает добрых существ, помогает ему почувствовать себя в безопасности и обретать спокойствие. Такое занятие особенно полезно для детей с повышенной тревожностью или нарушениями сна. Расслабляющие сказки помогают создать у детей положительный эмоциональный фон и сформировать у них положительные впечатления, которые сохраняются после занятия.

Методика сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ включает такие этапы, как подготовка и выбор сказки, адаптация её содержания под нужды ребёнка, непосредственно рассказ истории и обсуждение. Важно, чтобы воспитатель активно вовлекал ребёнка в процесс, задавал вопросы, позволяющие ему осознать происходящее и сделать выводы. Например, можно предложить ребенку изобразить эмоции персонажей или придумать альтернативное окончание, чтобы развить его воображение и умение выражать собственные мысли. Воспитатель должен проявлять чуткость и гибкость, ориентируясь на реакцию ребенка и его состояние.

Ожидаемые результаты от использования сказкотерапии для детей с ОВЗ включают улучшение эмоционального состояния, развитие когнитивных и речевых навыков, а также укрепление уверенности в себе. Дети, которые регулярно участвуют в сказкотерапии, начинают лучше понимать свои чувства и находить способы их выражения, что способствует снижению агрессии и тревожности. Сказкотерапия также помогает улучшить навыки взаимодействия с другими, развивая у детей навыки общения, терпимость и умение решать конфликты. В процессе сказкотерапии у детей формируется опыт конструктивного выхода из сложных ситуаций, что делает их более готовыми к жизни в обществе и помогает адаптироваться в коллективе.

Таким образом, сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ — это многофункциональный и доступный метод, который помогает воспитателю решать широкий спектр задач, от коррекции поведения до развития эмоциональной сферы и когнитивных навыков. Сказка создаёт безопасное пространство, где каждый ребёнок может проявить себя, осознать и прожить свои эмоции, а также научиться справляться с трудностями. Использование сказкотерапии позволяет воспитателю строить доверительные отношения с детьми, создавая атмосферу поддержки и принятия, которая способствует успешной адаптации и личностному росту ребёнка.

 

 

Список литературы

Прохорова, М. Л. Влияние сказок на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / М. Л. Прохорова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 404-406.

Сергеева Г. Н., Дружинина О. Н., Алексеева Т. Г., Степанова К. Ю.

Сказкотерапия

в коррекционной работе с детьми с ОВЗ // Интерактивная наука.

2023. №8 (84).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/skazkoterapiya-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-ovz

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×