Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) – особенные и нуждаются в специальном подходе. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Шмакова Марина Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ Бажинская ООШ
Новосибирской области
Маслянинского района
«Аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»
(из опыта работы)
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) – особенные и нуждаются в специальном подходе. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Я понимаю, что обучение должно быть коррекционным и направляться на умственное, сенсорное и речевое развитие. Работая с детьми с ОВЗ ,я для себя сделала определённый вывод о том, что эффективность коррекционной работы на уроках повышается, если мы, педагоги, будем выполнять ряд условий: необходимо побуждать у учащихся речевую активность, контролировать их речевую деятельность. На своих занятиях я использую медленный темп обучения, к изученному материалу неоднократно возвращаемся. Любую деятельность осуществляю поэтапно, выделяю составные элементы и части, чтобы учащийся мог осмыслить их взаимоотношения и взаимозависимость. В ходе уроков использую упражнения, стимулирующие развитие памяти, внимания и восприятия. Во время образовательного процесса стараюсь помочь ученику осознать связь между предметом, его внешним видом, практическим действием и обозначением.
Работа с «особенными» детьми строится на индивидуализированном подходе, который учитывает особенности состояния здоровья и детской психики. В своей работе стараюсь использовать опыт коллег, получивший положительный результат-это различные методические приёмы, с помощью которых реализуются инклюзивные программы работы с детьми с ОВЗ в школе:
-задания поэтапно разъясняются, а после выполняются в строгой последовательности действий;
-с учащимся регулярно повторяю инструкцию выполнения заданий.
В своей практике использую методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику:
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности).
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц.
3.Смена видов деятельности с целью предупреждения утомления.
4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.
5. Дробление вопроса на более мелкие, если возникает затруднение с ответом.
6.Чаще включаю в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.
7. Оцениваю не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживаю желание работать (лучший стимул-похвала).
8. Снижаю объём и скорость выполнения письменных заданий по всем предметам.
9. При работе с дневником, тетрадями обучающегося, делаю записи об успехах.
10.На уроке максимально загружаю умственной работой (дома могут не выполнить), помогаю во время урока, оказываю поддержку, внимание.
11. Учу работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов.
12. Стараюсь создавать на всех этапах обучения обстановку принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Не забываю и о технологиях компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам реабилитационного пространства относят в первую очередь:
-любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
-понимание детских трудностей и проблем;
- принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;
-обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Я считаю, что различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний, имеют не малое значение:
-обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
-урок как система реабилитации, в результате которой каждый обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
-адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
-одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
-использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
-дополнительные упражнения;
-оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
На моих уроках учащиеся получают дополнительное время на сдачу домашнего задания и завершение классной работы;
- на уроках соблюдается и учитывается чередование физкультурных пауз и обучающих упражнений, виды деятельности чередую;
- объемные письменные задания заменяю альтернативными устными;
-упражнения и задания сокращаю, чтобы обучающийся освоил основные понятия;
- ответы учащихся с ОВЗ оцениваю в индивидуальном ключе, оценивание выполняю ежедневно;
-если ученик не справляется с заданием, могу разрешить его переделать перед оцениванием.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда я получаю ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения.
Свою работу провожу совместно с логопедом Фильчуковой М.В., педагогом-психологом Непомнящей О.Н. Они оказывают большую помощь в организации педагогического и воспитательного процесса. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Вместе мы стараемся помочь детям адаптироваться в школьном коллективе, поскольку такие «особенные» дети привыкли к ежеминутной родительской опеке и не всегда могут устанавливать контакты со сверстниками.
Я считаю, что проделанная нами работа даёт положительные результаты- дети с ОВЗ в моих классах не испытывают трудности в общении со сверстниками, успешно адаптировались в классном коллективе.