Современные информационные технологии на уроках позволяют:
- эффективно организовать групповую и самостоятельную работу
на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и
навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам;
- развивают творческий потенциал обучающихся;
- осовременивают урок.
- активизируют познавательную деятельность обучающихся;
И.В.Дроздова
г. Ульяновск
МБУДО ДШИ им. А.В.Варламова
преподаватель отделения теоретические предметы
«Использование современных инновационных технологий на уроках музыкальной литературы».
Актуальность. Современный этап развития общества ставит перед
российской системой образования целый ряд принципиально новых
проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими,
мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует
выделить необходимость повышения качества и доступности образования.
Целью инновационных технологий образования является подготовка
учащихся к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого
обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные
возможности учащегося и их реализацию. Образование должно развивать
механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы
решения проблем, способствовать превращению творчества в норму и
форму существования человека.
Современные информационные технологии на уроках позволяют:
- эффективно организовать групповую и самостоятельную работу
на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и
навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам;
- развивают творческий потенциал обучающихся;
- осовременивают урок.
- активизируют познавательную деятельность обучающихся;
В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения педагогических технологий в практической деятельности учителей. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять.
В современных школах создаются достаточные условия для того, чтобы учитель овладел компьютерными программами, технологиями. Важным средством в достижении эффективного результата, как музыканта, в своей педагогической деятельности вижу использование возможностей информационно-компьютерных технологий.
Использование мультимедийной презентации на уроках «Музыки и окружающего мира» и «Музыкальной литературы», как средство создания ситуации занимательности будет повышаться интерес учащихся к учебной деятельности и качеству образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это -
• телевизионное изображение,
• анимация
• графика
• звук.
Грамотное использование компьютера помогает решить-
• дефицит наглядных пособий
• преобразить традиционное преподавание предметов
• оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала
• поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предметам «Музыка и окружающий мир» и «Музыкальная литература».
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся отличаются высокой активностью на уроках (высказывают своё мнение, размышляют, рассуждают). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.
Всем известно, что основа основ любой программы – ее тематическое строение, это стержень содержания программ всех классов . Я веду уроки по программе « Музыка и окружающий мир», « Музыкальная литература» для эстрадного отделения и по типовой программе «Музыкальная литература» в 4-5 классах именно потому, что эти программы позволяют решать важнейшие воспитательные задачи, которое ставит перед нами время. Данные программы помогают детям понять язык музыки, прочувствовать его, осмыслить свою жизнь и окружающий мир. Именно это и является процессом познания. Знание музыки своего народа, ближайших соседей, мировой классики и эстрадно – джазовой музыки воспитывает не только культуру человека, но и другие важные человеческие качества. Программы позволяют работать творчески и не останавливаться на достигнутом.
Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащихся основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, народные традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов и лучших образцов эстрадно - джазовой музыки) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Считаю, что в данных программах заложены основные методические принципы:
-увлеченности;
-триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;
-тождества и контраста, сходства и различия
-диалога культур.
А также используются методы художественной педагогики:
-художественное, нравственно-эстетическое познание музыки;
-интонационно-стилевое постижение музыки;
-эмоциональная драматургия;
-концентричность музыкального материала;
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. И в своей работе я считаю возможным использовать компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.
Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
• Музыкальные проигрыватели
• Музыкальные конструкторы
• Музыкальные энциклопедии
• Обучающие программы
• Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. В них представлены сведения о шедеврах классической музыки, композиторах, о многих современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип.
В своей работе я широко использую работу с интернетом, ребята с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Список источников:
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.
- 368 с.
2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008. – 91с.
3. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012).