В данной работе описаны методы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подробно прописаны несколько приёмов работы, которые можно применять на практике на уроке для успешного выполнения заданий. Так как активно происходящие преобразования в российской системе образования включают развитие инклюзивной практики и гарантирует равные права на получение образования и доступность общего образования для всех детей. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них коррекционно-развивающей среды, которая обеспечит адекватные и равные условия для получения знаний и социальную адаптацию.
Кондрашева Анастасия Юрьевна, МБОУ МБОУ СОШ №24 имени генерала Н.Н.Раевского.
Методы работы с обучающимися начальной школы с ОВЗ.
Методы:
-объяснительно-иллюстративный, так как были даны рекомендации использовать наглядности, опорные схемы, презентации, карточки-помощницы;
- репродуктивный (отработка учебных умений и навыков);
- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля (так как необходимо формировать саморегуляцию и отрабатывать навыки самоконтроля);
- коммуникативный (вовлекать обучающегося в коллективную деятельность, замечать его успехи перед сверстниками, поддерживать).
Сделать работу более продуктивной и эффективной мне позволяет и использование на уроках ИКТ. ИКТ развивает интерес ребенка к учебной деятельности, повышает мотивацию и активность на уроке. При использовании ИКТ у обучающихся включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Приемы
1. Использование в работе тренажеров, помогающих запомнить таблицу умножения. Электронный тренажер я скачала в интернете и использовала его в момент изучения таблицы умножения. После тренировочных упражнений, я усложнила задачу для обучающегося с ОВЗ. Пока все дети в классе работают с учителем, он выполняет свое задание: решает примеры на электронном тренажере и тут же контролирует свою работу, отмечая на листочке правильные ответы. В тренажере также отмечается количество правильных ответов в баллах. После выполнения работы, мы сравниваем баллы. У ученика получилось больше, потому что он учитывал и те примеры, которые исправлял. После повторной инструкции он понял свою ошибку и в дальнейшем был более внимательным.
2. Выполнение онлайн-теста. На сайте https://testedu.ru/test/matematika/3-klass/tablicza-umnozheniya-3-klass.html есть тесты по всем предметам для обучающихся с 1 по 11 классы. Тематика и сами тесты подходят к нашей программе. Большинство детей, у кого есть интернет, выполняют их не только в классе, но и дома.
3. Формирование самоконтроля и самопроверки. Обучающийся выполняет задание в онлайн-тесте, затем выписывает примеры, в которых допустил ошибки и делает работу над ошибками уже на своем рабочем месте. После самостоятельной работы проходит онлайн-тест заново.
4. Работа у доски с помощью карточки-помощницы. Так как у обучающегося кратковременная память и запомнить таблицу умножения он до сих пор не может, я позволяю ему ею пользоваться при решении примеров на доске. Чтобы обучающийся почувствовал себя более успешным при работе у доски, даю ему выполнить такие примеры, с которыми он сможет справиться.
5.«Мозговая атака». Проводится при прочтении какого-либо художественного текста, так как есть возможность задать как можно больше вопросов. Данную работу можно проводить либо в парах, либо так: класс задает вопросы, а ученик принимает «атаку». В случае, когда выходит к доске ребенок с ОВЗ, ребята стараются задать такие вопросы, чтобы обучающийся смог на них ответить. Формирует умение задавать вопросы и отвечать на них, дает возможность проработать и осмыслить текст «от корки до корки».
6. «Десяточка». Это тоже интересный прием, который я использую в работе давно. На слайде изображены десять слов, на определенное правило. Необходимо переписать слова в тетрадь и вставить пропущенные буквы. Затем следует самопроверка по эталону. По щелчку появляются буквы, обучающийся сравнивает и ставит плюс или минус. Затем считает количество правильных ответов и выставляет себе отметку в соответствии с заданными критериями. Эту работу ребенок с ОВЗ выполняет как совместно с детьми, так и индивидуально за компьютером учителя, в то время как остальные ребята работают с учителем фронтально.
7. Создание ситуации успеха. Например, в учебнике выбирается более простое и легкое задание для обучающегося с ОВЗ: подобрать к существительным глагол. Он с ним справился успешно. Это еще один момент, позволяющий ребенку почувствовать, что он может работать у доски также как и все ребята.
8.Индивидуальные задания с самопроверкой. Обучающемуся дается карточка с примерами. Он их решает, затем открывает правильные ответы и сверяет их со своими. В строке, напротив примера ставит плюс или минус. Затем он подсчитывает плюсы и оценивает свою работу в соответствии с заданными критериями.