Комплексный подход к коррекции речевого нарушений в условиях МБДОУ. Инклюзия в образовании.логопедическая коррекция является важнойсоставляющей частью комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ. Основная задача специальной педагогики -это целостный системный опыт, накопленный в результате многовекового исторического развития, реализующего систему дифференцированного обучения и воспитания лиц с проблемами в развитии. Именно из понимания важности включения ребёнка в нормальную социальную среду и развилась впоследствии система инклюзивного образования, получившая широкую поддержку на международном уровне.
«Развитие инклюзивных подходов к обучению в образовании»
Белякова Мария Анатольевна
учитель-логопед
г. Астрахани № 57 «Детский сад «Родничок»
Логопедическая реабилитация (коррекция) является важной составной частью
комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации
детей и подростков с отклонениями в развитии. Таким образом, основная задача
специальной педагогики – это целостный системный опыт, накопленный в результате
многовекового исторического развития, реализующего систему дифференцированного
обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии. Изоляция ребенка от
стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т.п.)
рассматривается как депривационная ситуация, замедляющая психическое развитие
ребенка.
Именно из понимания важности включения ребенка в нормальную социальную
среду и развилась впоследствии система инклюзивного образования, получившая
широкую поддержку как на международном уровне, так и на национальных уровнях.
Инклюзия (с англ. Inclusion – включение) представляет собой добавление,
присоединение чего-либо. Собственно говоря, к инклюзивным моделям можно отнести
все форматы, предполагающие обучение детей с разными образовательными
потребностями в рамках одного учреждения. Россия, так же, как и другие страны мира в
целом достаточно успешно продвигалась по пути развития специального образования,
но на определенном этапе возникло, «технологическое отставание» российских школ.
Материальное обеспечение школ, создание безбарьерной среды – главные
проблемы российской школы в развитии инклюзии. Следует отметить, что попытки их
решения стали предприниматься только в последние годы. Так, Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ввел понятие
инклюзивное образование (ст. 2) и подтвердил права на его получение (ст. 5).
Определенные механизмы реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на
уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное
образование), такие как возможность получения инклюзивного образования по месту
жительства, гарантии его качества закреплены и Указом Президента РФ от 01.06.2012
№ 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Можно с уверенностью предположить, что новые школы будут готовы
принимать на обучение детей с самыми разными образовательными потребностями.
Для них будет создана без барьерная среда, кабинеты логопедии, зоны отдыха и
лечебной физкультуры. Но к этому моменту должно быть готово и педагогическое
сообщество, поэтому задача подготовки педагогов, готовых работать в инклюзивной
среде, является сегодня одной из первоочередных.
В нашем ДОУ организована инклюзивная деятельность с детьми с тяжёлыми
нарушениями речи. Индивидуальные программы сопровождения для детей с речевой
недостаточностью,
разработанные
специалистами
позволяют
продуктивно
осуществлять работу. Был организован постоянно действующий семинар на тему
«Использование здоровьесберегающих технологий при формировании у детей
правильного произношения» с целью повышения уровня знаний по развитию звуковой
культуры речи у воспитателей и ознакомлению с проблемами развития детей с
тяжёлыми речевыми нарушениями. Для достижения желаемого результата в развитии
детей с ОВЗ необходима слаженная работа воспитателей и специалистов ДОУ.
Воспитатели проводят закрепление пройденного материала по тетради-взаимосвязи с
учителем-логопедом..
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с
ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого
ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности такие
общечеловеческие ценности, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя
частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов,
возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для
общения
1. Борисова Н.В., Прушнинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. –
М.,2009.
2. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности – равные права – общее жизненное
пространство: Монография. – М.: ТЦ Сфера, 2009.