1.2. Особенности овладения лексико-грамматическими формами речи детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. | Кульченко Оксана Владимировна. Работа №210030
Автор: Кульченко Оксана Владимировна
Статья об особенностях овладения лексико-грамматическими формами речи детьми дошкольного возраста с онр.
Время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи (в том числе и с ОНР) не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и в 4-6 лет. Интересно отметить, что современных родителей задержка речевого развития начинает беспокоить по достижении ребенком 2-2,5 лет, а не 4-5, как это было совсем недавно. Первоначальный лексикон детей включает в себя:
1. Несколько правильно произносимых слов в 1-2 слога (состоящих из звуков раннего онтогенеза речи);
2. Контурные слова в 1-2 слога, редко в 3 слога;
3. Слова-звукоподражания (редупликат);
4. Слова-фрагменты названия предметов, животных;
5. Контурные и правильно произносимые слова не рассматриваются как нарушения речи.
Уже первые слова детей могут сигнализировать о неблагополучном начале развития их речи: «ма» (вместо мама), «па» (вместо папа), «ба» (баба) или слово «мама» относят к отцу и другим лицам.
Интересной особенностью аномальной детской речи в этот период ее развития является стремление ребенка к употреблению открытых слогов. Стремление «открыть слог» ярче всего обнаруживает себя в добавлениях гласных звуков к концам слов в тех случаях, где слово оканчивается на согласный: «матика» (мальчик), («котика» (котик). Ребенок как бы достраивает слово: «мяса» (мяч), «гозя» (гвоздь).
Морфологически нечленимое использование слов - основная закономерность ранних этапов дизонтогенеза речи. Наступает момент и в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные и вновь приобретаемые слова друг с другом. Однако слова в словосочетаниях употребляются только в одной форме, так как словоизменение этим детям недоступно.
Таким образом, дети с ОНР и другими нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.