Статья Детство, опаленное войной. Автор: Гайдарова Людмила Александровна

Автор: Гайдарова Людмила Александровна
Методическая разработка "Детство, опаленное войной"


Автор: Гайдарова Людмила Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат станица Шкуринская

 

 

«Детство, опаленное войной»

 

 


Подготовила:

Гайдарова Л.А.

 

 

«Детство, опаленное войной»

Цель: Знакомство с историей Великой Отечественной войны, знакомство с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений.

Задачи:

1.Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов.

2.Активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.

3.Развитие нравственно – патриотического чувства, посредством изучения истории Отечества.

4.Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

5.Способствовать воспитанию сострадания и переживания.

Оборудование: изображения по теме, плакаты, презентация «Детство, опаленное войной», песня «День Победы», Голос Ю.Левитана, песня «Священная война», песня «До свиданья, мальчики» Б.Окуджава

Оформление: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, на доске висят изображения на военную тематику

Форма проведения: час общения

Ход мероприятия:

1.Организационный момент:

Усадить детей, настроить на работу

2.Сообщение темы:

Голос Ю.Левитана «Объявление о начале войны»

Песня «До свиданья, мальчики» Б.Окуджава

 

(Слайд 3)

Июнь. Клонился к вечеру закат.

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае

Воспитатель: Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 г. остался не просто как роковая дата, а как рубеж, начало отсчёта долгих дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Девчонкам и мальчишкам, чье детство закончилось с приходом войны, посвящается наше сегодняшнее занятие под названием «Детство, опаленное войной».

3.Изложение нового материала:

Воспитатель: Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины. На захваченных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные жители старики, женщины, и, конечно же, дети…

Воспитатель: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Воспитатель: Враг не щадил детей так же как и взрослых.

Воспитатель: 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли.

Воспитатель: В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Какое преступление перед миром совершил Юзик Иотко, Миша Каминский, которым исполнился всего лишь год?

Воспитатель: Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Воспитатель: Самому маленькому жителю Хатыни Толику Яскевичу было всего 7 недель. Его старший брат Владимир Яскевич, которому было 13 лет смог спастись. До недавнего времени он проживал в одной из белорусских деревень и являлся единственным живым свидетелем хатынской трагедии.

Воспитатель: В марте 1943-го, гитлеровские каратели дотла сожгли районный центр Корюковку Черниговской области, бросив в огненную могилу 7000 жителей, главным образом стариков, женщин, детей. Этот факт отметила комиссия, готовившая материалы к Нюрнбергскому процессу, как самое массовое уничтожение мирных жителей на оккупированных территориях за весь период Второй мировой войны.

Воспитатель: 19 июня 1944 года немецкие оккупанты сожгли  белорусскую деревню Дальва. В пламени пожара погибли 44 человека: 29 детей, 13 женщин и 2 мужчины. Избежать страшной участи удалось немногим.

Воспитатель: Один из них Николай Петрович Гирилович. Случай помог ему остаться в живых. В это время он пас коня на лужайке в лесу и услышал, как раздался взрыв, а затем автоматную очередь. Вскочив на ноги, посмотрел в сторону Дальвы и увидел, как над деревней поднимается огромный черный столб дыма. Бросился бежать к Дальве, поднялся на пригорок и остановился. Страшная картина предстала перед глазами подростка - горела вся деревня, никого из жителей в деревне не было.

Воспитатель: Дети в суровые годы войны вместе со взрослыми сражались на фронтах и в тылу врага. Сыны полков, маленькие солдаты, маленькие мальчишки в шинелях – называли фронтовики юных патриотов, которые вместе со взрослыми участвовали в защите Родины. Летопись сороковых годов полна примеров мужества и героизма детей. Имена и подвиги не остались неизвестными.

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас знает имена юных героев? Может кто-то знает историю их величайшего подвига?

Сейчас я Вам предлагаю послушать несколько историй, биографий детей-героев. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Марат Казей (Слайд 4 - 5)

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Связисты, разведчики, пулеметчики, санитары, оружейники, музыканты – они всегда оставались озорными ребятишками, однако свои нелегкие солдатские обязанности выполняли по-взрослому и с полной отдачей сил.

Леня Голиков (Слайд 6-7)

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Бесстрашными и мужественными были эти мальчишки и девчонки – орлята, так их называли. Они верили в победу, в свои силы. На их плечи взвалилась тяжелая ноша войны – детство в огне и пожаре, смерть близких и дорогих людей.

 

Зина Портнова (Слайд 8-9)

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

 

 

4.Физминутка

Мое солнышко проснулось, ( открывают глазки) Нежно-нежно потянулась! (потягиваются) Глазки вытерла рукой,( трут глазки)

Тихо топнула ногой. (топают ножкой)

Огляделась: где же все, (оглядываются в разные стороны)

Не идут они ко мне? (поднимают плечи вверх вниз)

Может, мне еще поспать? (сложили ручки у щеки)

Или может поиграть? (топают ножкой)

Валя Котик(Слайд 10-11)

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

 

Надя Богданова(Слайд 12-13)

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

(Слайд 14)

Юные, безусые герои!

Юными остались вы навек!

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки достойные поэм.

 

Воспитатель: ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Воспитатель: На хрупкие плечи мальчишек и девчонок легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

ПОЧТИМ ПАМЯТЬ ВСЕХ ПОГИБШИХ ЗА РОДИНУ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

 

5. Итог:

Воспитатель: Сегодня мы опять вспоминаем ту войну. Для того, чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать - да просто жить. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны. 

Воспитатель: Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.

Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизаном связным.

Ходил он, как нищий, по селам

С холщовой сумой на плече,

В отцовых ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

 

Воспитатель: Помните! Через века, через года. Помните,

О тех, кто уже ни придет никогда,

Помните!

Тех. Кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.

Тех, выстоял в стужу блокадных ночей.

Тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.

Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.

Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.

Тех, кто ради победы сердце отдать был готов.  

Всех, кто ушел в бессмертие. Помните!

(Слайд 15)

На этом наше занятие закончено. Всех благодарю за внимание.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x