Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Чужинова Людмила Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение -

-Центр развития ребёнка-детский сад № 5

 

 

 

 

 

 

Проект

на тему

Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе

 

в подготовительной группе № 5

 

 

 

 

 

 

Подготовили :

педагог-психолог Трушечкина Т. В.

Воспитатель Чужинова Л. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Жуковский 2015-2016г.

 

Организация процедуры исследования

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования психологической готовности детей к школе в условиях образовательной среды в ДОУ.

Объект исследования: дети подготовительной группы № 5.

Предмет исследования: психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи практического исследования:

  • отбор методик диагностики психологической готовности детей к обучению в школе;

  • проведение исследования сформированности психологической готовности к школе старших дошкольников;

  • проверка эффективности программы формирования психологической готовности детей к школьному обучению в условиях образовательной среды в ДОУ;

  • анализ и обобщение результатов предыдущих этапов исследования, сформулировать вывод на основании полученных результатов экспериментального исследования;

В исследовании принимали участие воспитанники подготовительной группы № 5 в общем количестве 24 человека.

Возраст воспитанников: 6-7 лет. В исследовании приняли участие 13 девочек и 11 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария мы использовали программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, разработанной Н. И. Гуткиной. Диагностическая программа состоит из трех основных блоков (мотивационная сфера, произвольная сфера, интеллектуальная и речевая сфера), каждый из которых включает в себя несколько методик. Описание методик дано в констатирующем этапе исследования и в приложениях.

 

Описание методик и результаты исследования

Методика «Сказка» (мотивационная сфера)

Методика направлена на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка (см. Приложение 1).

В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Результаты исследования:

В результате проведенного исследования мы выявили, что у 83,3 % (20 чел.) старших дошкольников доминирует познавательный мотив. У 16,7% воспитанников (4 чел.) проявлялось желание, и поиграть и дослушать сказку. Данный выбор рассматривается как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

 

Методика «Внутренняя позиция школьника» (мотивационная сфера)

Методика представляет собой экспериментальную беседу и направлена на выявление внутренней позиции школьника.

Внутренняя позиция школьника - это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.

Беседа состоит из 12 вопросов (см. Приложение 2)

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность /+/ или не сформированность /-/ «внутренней позиции школьника». В неясных случаях ставится знак "+-". Подробная интерпретация результатов теста содержится в приложении 2.

Результаты исследования:

В процессе беседы мы получили следующие результаты:

На вопросы №1 и №9: «Ты хочешь идти в школу?», «Тебе нравятся школьные принадлежности?» - 100% (24 чел.) испытуемых ответили утвердительно. Но данные вопросы не являются ключевыми, т.к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

На вопрос № 2: «Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?» - 100% (24 чел.) старших дошкольников ответили отрицательно.

На вопрос № 3: «Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?» старшие дошкольники отвечали по-разному. Большая часть воспитанников - 41,7 % (10 детей) предпочли занятия продуктивной деятельностью, а именно рисование, лепка и конструирование. 20,8 (5 чел.) % отметили в качестве предпочитаемых занятий - развитие речи и чтение, 20,8 % (5 чел.) – занятия физкультурой и 16,7% (4 чел.) – математику.

На вопрос № 4: «Ты любишь, когда тебе читают книжки?» -100% воспитанников ответили утвердительно.

На вопрос № 5: «Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?» - 75% (18 чел.) испытуемых ответили утвердительно, а 25%% (6 чел.) - отрицательно.

На вопрос № 6: «Какие у тебя любимые книжки?» - 20,8% (5 чел.) ответили – сказки; 20,8 % 5 (чел.) книги с рассказами; 16,7% (4 чел.) - детские журналы, 12,5% (3 чел.) – энциклопедии. Часть детей 29,2% (7 чел.) выбрала книги с большими буквами и с возможностью читать самому по слогам. Лишь несколько старших дошкольников уточнили, каких авторов они предпочитают – А.Пушкина, Н.Носова и С.Маршака.

На вопрос № 7: Почему ты хочешь идти в школу? мы получили разные ответы: чтобы учиться, чтобы учиться читать и считать, мне нравится узнавать что-то новое, у меня будет много друзей, я буду сам быстро читать журналы и книги, в школу идут все мои друзья, там интересно; чтобы не ходить в детский сад.

На вопрос № 8: Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее? - 83,3% (20 чел.) – стараются выполнить работу, 16,7% (4 чел.)- не доводят дело до конца, откладывают его, просят помощи взрослых.

На вопрос № 10: Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? 87,5% (21 чел.) – ответили отрицательно, 12,5 % (3 чел.) ответили утвердительно.

На вопрос № 11: Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? 79,2 % (19 чел.) выбрали позицию ученика, 20,8% (5 чел.) – выбрали позицию учителя.

На вопрос № 12: В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? 83,3% (20 чел.) – выбрали урок, 16,7% (4 чел.) – выбрали перемену.

Проанализировав все полученные результаты, мы выяснили количество старших дошкольников со сформированной «внутренней позицией школьника» - 79,2 % (19 чел.) и воспитанников у которых данная позиция проявляется слабо 20,8% (5 чел.).

 

Методика «Домик» (произвольная сфера)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.

Процедура обследования

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх не правильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека.

Инструкция к анализу и обработке результатов методики дана в приложении 3.

В связи с тем, что дети 5,5 – 6 лет редко получают оценку 0 баллов из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию, для наших испытуемых мы приняли следующую оценочную шкалу: 0–2 балла – хорошее выполнение, 3–4 – удовлетворительное, 5–7 – неудовлетворительное. [6, С. 101]

Результаты исследования:

Таблица 1. Результаты методики «Домик»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Кол-во ошибок

4

4

3

5

5

3

2

4

5

3

5

3

4

3

2

4

3

2

4

2

3

3

2

2

 

По результатам методики «Домик» никто не выполнил задание без ошибок. Хороший уровень показали 25% воспитанников (6 чел.), удовлетворительно справились с заданием 58,3% (14 чел.) испытуемых и 16,7% (4 чел.) не справились с заданием. При тестировании старшие дошкольники наиболее часто допускали следующие ошибки: отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления, разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены, неправильное изображение деталей в пространстве рисунка, залезание линий одна за другую.

Методика «Да и нет» (произвольная сфера)

Методика представляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности.

Методика является модификацией известной детской игры «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет», а также употребив названия белого или черного цвета. Но именно этого по условиям игры делать нельзя.

Для методики взята только первая часть правила игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет».

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» После того, как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет». [21, С. 48] Список вопросов и инструкция по обработке результатов теста представлены в приложении 4.

Результаты исследования:

По итогам методики «Да, нет» мы выявили, что полностью справились с заданием, не допустив ни одной ошибки 41,6 % (10 чел.) воспитанников, 29,2% (7 чел.) – средне уровень выполнения задания (допустили по 1 ошибке), 29,2% (7 чел.) – не справились с заданием, они допустили более 1 ошибки при выполнении теста.

Методика «Сапожки» (интеллектуальная и речевая сфера)

Методика представляет собой игру с правилами, позволяющую определить обучаемость ребенка и применение им при решении задач операции обобщения (эмпирического и теоретического).

Цель: определение уровня развития операции обобщения, проследить применение им при решении задач введенного правила, которое ранее не встречалось.

Оборудование: Испытуемому предлагается таблица, содержащая предметную картинку (собака, человек, птица) с наличием или отсутствием одного признака – сапожек на ногах. Если есть сапожки – картинка обозначается цифрой «1», если нет – цифрой «0». Таблица из цветных картинок содержит: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. [6, С. 106] Более подробная инструкция к выполнению задания и интерпретации результатов представлена в приложении 5.

Результаты исследования:

Анализируя результаты проведения методики, мы определили, что полностью справились с задачей 54,2% (13 чел.), некоторые из дошкольников использовали повторное возвращение к неразгаданным заданиям. 33,3% (8 чел.) справились с заданием «удовлетворительно», а именно они не сразу поняли принцип решения загадок, а некоторые отгадывали с опорой на зрительный образец. 12,5% (3 чел.) дошкольников не справились с заданием, так и не поняв принцип решения, один старший дошкольник пытался угадывать загадки, а оставшиеся двое, не осознав принципа решения, отказались от дальнейшего выполнения задания.

Методика «Последовательность событий» (интеллектуальная и речевая сфера)

Методика предложена А. Н. Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены.

В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.

Инструкция испытуемому: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено». [6, С. 108]

Задание состоит из двух частей: 1)выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.

Порядок интерпретации результатов и стимульный материал к методике даны в приложении 6.

Результаты методики:

По результатам исследования 54,2% (13 чел.) испытуемых справились с заданием. Средний уровень выполнения задания у 37,5% (9 чел.) и 8,3%(2 чел.) старших дошкольника не справились с заданием, один из которых, потерпев неудачу с определением последовательности картинок, отказался выполнять задание до конца.

Методика «Звуковые прятки» (интеллектуальная и речевая сфера)

Методика представляет собой игру, позволяющую проверить фонематический слух ребенка. Хороший результат в ней невозможен без произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности.

Экспериментатор рассказывает испытуемому, что все слова состоят из звуков, которые звучат. Поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками.

Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

Предлагается поочередно искать звуки: "о", "а", "ш", "с".

Звуки

Слова

"о"

кошка, стул, почта, карандаш, сок

"а"

палка, сук, лампа, ведро, сталь

"ш"

шалаш, тетрадь, штаны, камень, шелест

"с"

свисток, пенал, светофор, луна, сеть

 

Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам произнес вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.

На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые подряд на все слова отвечают, что искомый звук в них есть. В этом случае правильные ответы надо рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука.

Высокий уровень. Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо.

Средний уровень. Если допущена одна ошибка, то считается, что задание выполнено средне.

Низкий уровень. Если допущено более одной ошибки, то задание выполнено плохо.

Результаты нашего исследования по методике «Звуковые прятки»:

В результате проведения методики «Звуковые прятки» 20,8 % (5 чел.) воспитанников сделали задание хорошо и имеют высокий уровень фонематического слуха; 58,4% (14 чел.) детей сделали задание средне и имеют средний уровень фонематического слуха. Оставшиеся 20,8% (5 чел.) старших дошкольников выполнили задание плохо и обладают низким уровнем фонематического слуха.

 

Коррекционно-формирующий этап исследования

В качестве коррекционного инструментария использована программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7 лет), разработанная Трушечкиной Т. В. педагогом-психологом МДОУ ЦРР д/с № 5 г. Программа рассчитана на 1 год обучения (2 занятия в неделю). В нашем исследовании мы провели 8 дополнительных занятий для старших дошкольников по данной программе.

Цель данных занятий – подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой компонентов психологической готовности.

Данные мероприятия направлены на развитие психологической готовности. Занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, расширяют кругозор ребенка, развивают графомоторные навыки. Игровые занятия помогают ребенку принять роль ученика, формируют эмоционально положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности.

Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов:

  • 1 часть – развитие мелкой моторики;

  • 2 часть – развитие мышления;

  • 3 часть – развитие речи;

  • 4 часть – развитие памяти;

  • 5 часть – развитие внимания;

  • 6 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация.

Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.

  1. «Развитие мелкой моторики»

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

Задачи:

  • подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);

  • научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;

  • упражнять в написании печатного шрифта.

  1. «Развитие мышления»

Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

Задачи:

  • содействовать развитию наглядно-образного мышления;

  • развивать сообразительность, любознательность;

  • развивать мыслительные операции;

  • развивать логическое мышление;

  • учить выделять существенные признаки.

  1. «Развитие речи»

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.

Задачи:

  • расширять и активизировать словарный запас;

  • пополнять запас знаний и сведений;

  • развивать воображение, фантазию;

  • побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.

  1. «Развитие памяти»

Педагог-психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Задачи:

  • развивать непроизвольную и произвольную память;

  • развить зрительную и слуховую память.

  1. «Развитие внимания»

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Задачи:

  • развивать сенсорное внимание:

  • развивать слуховое внимание;

  • развивать моторно-двигательное внимание.

  1.  «Содействие становлению учебной мотивации»

Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Задачи:

  • развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей)

  • содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым)

  • способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).

  1. «Снятие эмоционального напряжения»

На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.

Продолжительность занятий 30-35 минут. За счет того, что  деятельность  постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают.

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу», разработанная педагогом-психологом Трушечкиной Т.В. рассчитана на проведение занятий с октября – май. В своей коррекционной работе мы использовали план занятий, разработанный на февраль и март. Учебно-тематический план, описание игр, заданий и упражнений представлены в приложении 7.

Совместно с занятиями мы использовали следующие формы работы:

  1. Игровой метод. Включает в себя дидактические игры и игротренинги.

  2. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.

  3. Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.

  4. Изотерапия.

  5. Сказкотерапия.

  6. Наглядные формы работы с родителями. Разработка памяток и оформление информационных стендов.

План работы с родителями

Важной составляющей работы с детьми по подготовке к школе является всестороннее взаимодействие с родителями. План работы предусматривал проведение консультаций, оформление информационного стенда по проблемам подготовки ребенка к школе, подготовку и раздачу информационных буклетов и листовок.

Тема

Форма работы

1

Выявление потребности занятий с

педагогом-психологом

Анкетирование

2

Советы психолога в уголок родителей: «Впереди школа!»

Оформление уголка для родителей

3

Рекомендации родителям «Как

подготовить ребенка к школе»

Информационный буклет

4

Консультация-практикум «В школу –

с радостью»

Консультация

5

Консультация для родителей по теме:

«Компоненты готовности к школе»

Консультация

6

Информационные листы по теме:

«Адаптация к школе: трудности

общения»

Листовка

 

Контрольный этап исследования

После проведения программы для проверки изменений в уровне психологической готовности детей к обучению в школе была осуществлена повторная диагностика по тем же методикам. Полученные результаты контрольного этапа исследования представлены в табл. 3.

Таблица 3. Результаты контрольного этапа тестирования

Название методики

Уровни выполнения задания (%) Контрольный этап

«Сказка»

Познавательный мотив – 87,5%

Игровой мотив – 12,5%

«Внутренняя позиция школьника»

Сформирована – 87,5%

Слабо сформирована- 12,5%

«Домик»

Хорошее выполнение задания – 29,2%

Удовлетворительное выполнение – 66,6%

Неудовлетворительное выполнение – 4,2%

«Да-нет»

Полностью справился с заданием – 54,2%

Средний уровень выполнения задания – 33,3%

Не справился с заданием – 12,5%

«Сапожки»

Полностью справился с заданием – 66,7%

Средний уровень выполнения задания – 25%

Не справился с заданием – 8,3%

«Последовательность событий»

Полностью справился с заданием – 62,5%

Средний уровень выполнения задания – 29,2%

Не справился с заданием – 8,3%

«Звуковые прятки»

Высокий уровень фонематического слуха – 41,7%

Средний уровень фонематического слуха - 45,8%

Низкий уровень фонематического слуха - 12,5%

 

Обобщая диагностические данные по методикам, можно заметить, что результаты дошкольников по каждой методике изменились в положительную сторону. Данный факт подтверждает эффективность применения занятий по формированию психологической готовности детей к школьному обучению.

 

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы: начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребенка, и главное, чтобы при переходе на эту новую ступень у него была сформирована психологическая готовность к учебной деятельности, желание учиться. Для формирования данной готовности необходимо использовать программы дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. Данные программы включают в себя не только занятия по развитию психических процессов, но упражнения и игры, способствующие становлению учебной мотивации и снятию эмоционального напряжения ребенка. Занятия не только помогут педагогу-психологу справиться с проблемой подготовки ребенка к школьному обучению, но и сделают сам процесс подготовки радостным и желанным для каждого дошкольника.

Пожалуйста, подождите.
x
×