Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках дошкольников | Икласова Айгуль Нагиевна. Работа №205674

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Икласова Айгуль Нагиевна
       Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 177, г. Оренбург
Обобщенный педагогический опыт
Тема опыта: Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках дошкольников
Подготовила:
Икласова А. Н.
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ № 177
Оренбург,
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Условия формирования опыта……………………………3
Теоретическая база опыта………………………………...5
Актуальность и перспектива опыта………………………8
Новизна опыта……………………………………………..10
Адресность опыта…………………………………………16
Трудоёмкость опыта………………………………………17
Технология опыта…………………………………………18
Результативность опыта…………………………………..23
Заключение………………………………………………...26
Список литературы………………………………………..27
Приложение………………………………………………..29
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
В.А. Сухомлинский писал: Общение с искусством – одна из больших радостей жизни. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и всех детей.
Предлагаемый мною опыт является результатом работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей с помощью
изображения объектов живой и неживой природы. В моей практике выяснилось, что конкретная работа развивает детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис, а также активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках дошкольников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его
жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.
Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с
раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И
влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Специалисты по эстетическому воспитанию (А. А. Адаскина, Н. А.
Ветлугина и др.) считают, что эстетика природы является основой
формирования эстетического отношения к природе и выражает диалектическое единство мира.
Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами -
совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста -
деятельность, отражающая и, как деятельность взрослого художника, в образах передаёт и объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического оформления результатов естественнонаучного познания природы, и при этом всегда она есть и выражение отношения к объектам природы. Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.) Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества. То же самое могли бы сказать о природе, вдохновившей их на творчество, художники и музыканты. Большое место занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы является естественной и органичной.
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с
природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное
творчество.
Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского творчества образами природы. В детских рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.
Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и
эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи.
Искусство, передавая окружающую действительность (в том числе и
природу) в образах, преобразует её (С. Т. Котенков, Е. А. Чарушин, народное
декоративное искусство и др.). Но чтобы её преобразить, её надо познать.
В. А. Сухомлинский писал: Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде
всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества.
Такое познание осуществляется в процессе повседневного восприятия
объектов и явлений природы, организуемых педагогом систематических
наблюдений. Развитию у детей образного, эстетического восприятия, а, следовательно, образного познания природы способствует использование в этом процессе образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих поэтов и писателей. Реальный мир и мир природы - это объекты искусства и творчества отражения его ребёнком в рисунках.
В исследовании Елки Янакиевой (специалиста по детскому
изобразительному творчеству) подчёркивается, что взаимосвязь
изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами природы имеет две стороны:
первая - приобретение ребёнком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них, как источник детского творчества;
вторая - влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы, на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование его представлений. При этом важно подчеркнуть необходимость давать детям научно достоверные знания об объектах природы, не подменять их сказками и легендами, которые затем при переходе ребёнка в школу вступают в противоречие с тем, что говорит учитель и о чём написано в книгах.
Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей
отмечал известный педагог Е. А. Аркин: …когда воспитание ведётся вне стен комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания её.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Свою работу строю на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Таким образом, всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
НОВИЗНА ОПЫТА
МДОУ Детский сад № 177 осуществляет воспитательно-образовательный процесс на основе программы Детство
Одной из ключевых концептуальных позиций является педагогическая концепция целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт), а, следовательно, предполагает совершенно новый подход к организации детской деятельности. Действие нового содействует либо возникновению, либо укреплению познавательного интереса. Новым является умение увидеть в хаотичном сочетании линий и пятен изображение, пофантазировать и продумать способ его доработки с помощью других изобразительных средств. Элемент новизны, внесенный в занятия по изобразительной деятельности, оказывает побуждающее действие.
Таким образом, новизной в моей работе является следующее:
Выявление педагогических условий, оптимальных для перехода ребенка в позицию субъекта деятельности: создание предметно – развивающей среды, переход на личностную модель взаимодействия с детьми.
Проведение диагностики по уровням освоения позиции субъекта деятельности в изоюеятельности (самостоятельность в познавательной, продуктивной, художественной деятельности).
Ознакомление с различными видами художественного творчества, авторами которых являются Г.С.Швайко, Т.М.Комарова и другие.
Определение особенности эстетического отношения детей к природе и к своему рисунку. Изучив весь этот теоретический и практический материал, я решила использовать в своей работе, особое внимание, уделяя на развитие у детей самостоятельности и творческого воображения.
Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. В настоящее время наблюдается тенденция к постоянному росту числа детей дошкольного возраста с тем, что выразительность в рисунке – качество нестабильное. Я считаю, что необходимо развивать, работу по ознакомлению детей с явлениями и объектами природы обогащать детское творчество новым содержанием, углублять нравственно-эстетические чувства, а также формировать мотивационную готовность детей к школе.
Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Основными условиями ускорения организации познавательной и творческой деятельности дошкольника, оценивать результаты этой деятельности и планировать дальнейшую работу.
Длительное пребывание ребенка в детском саду создает благоприятные условия для приведения систематической работы на приобретение ребёнком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них, как источник детского творчества.
Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Среди педагогов, научных сотрудников, занимающихся вопросами дошкольного образования и воспитания, уже давно ведётся спор о пользе раннего творческого развития. Некоторые считают, что это приводит к перегрузкам. Однако я считаю, что каждый ребёнок обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.
Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование его представлений.
Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны.
Я считаю, что никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью выявить и определить особенности эстетического отношения детей к природе и к своему рисунку. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность.
Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, это развитие дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть
и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы;
Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно.
какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом.
Во-первых, это неудовлетворительный уровень эстетического развития детей дошкольников. Обследование показывает, что большинство детей нуждается в своевременной помощи педагога – воспитателя.
Во-вторых, не всегда устраивает методическое и дидактическое обеспечение.
В – третьих, разобщенность методик обучения, предлагаемых ведущими учеными – педагогами.
Седьмой показатель ППО - репрезентативность.
Репрезентативность - это:
достаточная проверка опыта по времени;
подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
Мой многолетний опыт работы показывает, что только последовательное, комплексное и развивающее воздействие способствует успешному решению поставленных задач, а индивидуальный образовательный метод помогает повысить эффективность в работе воспитателя. Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных учреждений, стремящихся определить наиболее эффективные методы и приёмы обучения воспитанников.
Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
Сегодня по отношению к детям дошкольного возраста учеными широко используется термин индивидуальные образовательные потребности ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Успех образовательной работы с детьми зависит от наличия тесного взаимодействия с семьями.
Такая работа направлена на умение творчески работать в коллективе, а также на развитие умений и навыков коллективного творчества в различных видах деятельности – все это поможет педагогу решить проблему реализации современных целей образования.
Таким образом, Новизна заключается в возможности интеграции различных техник изобразительной деятельности, что позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живёт современный дошкольник (повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне помещений, украшений станицы, рекламе), и опираться на них в процессе его творческого развития.
АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
Работа с педагогами предусматривает так же беседы, консультации, участие педагогов в подготовке и проведении игровых мероприятий.
Работа с родителями неотъемлемая часть деятельности педагога. Связь между семьёй и педагогами строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планирую четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, организуются выставки рисунков, творческих работ. Родители привлекаются к подготовке мероприятий, сами становятся активными их участниками. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам.
ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.
Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:
-планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
В своей работе использую такие формы организации и проведения НОД:
беседы;
путешествия по сказкам;
наблюдения;
целевые прогулки;
экскурсии;
фотовыставки;
выставки рисунков;
конкурсы;
развлечения.
Методы:
Наглядный;
словесный;
практический.
обследование;
чтение художественной литературы;
рассматривание предметов искусства, картин.
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:
Монотипия
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
Печатание листьями
Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
Рисование нитками
Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
Печатание бумагой
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.
Рисование мыльной пеной
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.
Рисование методом наката
Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.
Рисование ребром картона
Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
Рисование с помощью соли
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.
Рисование методом напыления
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
Рисование кляксами
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
Клеевая техника
Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.
Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
Рисование ногами
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Стопу ноги опустись в краску, и оставить оттиск ступни. Пальцами рук, можно оживит пейзаж.
Рисование по кругу
Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.
Мятый рисунок
Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
Рисование по клейстер
Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.
Рисование по стеклу
Техника рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1: 2. На бумаге простым карандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.
Рисование методом тычка
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Кисточкой, плашмя всем ворсом рисуем по контуру. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая пушистая точка.
Печатание спичечным коробком
Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.
Оттиск поролоном
Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
Пуантилизм
Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу зла и добра. На занятиях по рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Для фиксации и оценивания знаний детей применяю разнообразные формы контроля: диагностику, тестирование, беседы, мониторинг. Диаграмма мониторинга позволяет проследить развитие у детей в изобразительной деятельности творческих способностей, умений, использование различных материалов, овладения различными техниками, проанализировать уровень сформированности изобразительных и конструктивных навыков и умений. Диагностические задания помогают глубже оценить художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Мониторинг провожу два раза в год: в начале года и в конце учебного года. До сентября 2012г для фиксации и оценивания знаний детей применяла диагностику Комаровой Т.С., а сейчас использую мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующий новым Федеральным государственным требованиям. По результатам видно, как повышался уровень знаний и умений, творческих способностей детей на протяжении последних 3-х лет. Этому способствовали методы, формы организации детской деятельности, различные техники, которые я использовала в своей работе с детьми; взаимосвязь с родителями, другими педагогами, с детской школой искусств. Низкий уровень сохранился из-за часто болеющих, ослабленных детей, детей с плохо развитой мелкой моторикой рук, детей с индивидуальными особенностями. Полученные результаты подтвердили гипотезу: творческие способности дошкольника повышаются при включении игры в изодеятельность. Это можно видеть ниже в таблице.
Работа в данном направлении продолжается. Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что значительно возрос интерес родителей к тому, чем заняты дети в детском саду; все чаще возникает у родителей желание участвовать в играх и праздниках вместе с детьми.
Диагностика деятельности детей в ходе наблюдения, анализ устных ответов, продуктов детской деятельности и проведенный анализ ее результатов позволяет говорить о целесообразности проведенной работы. То есть, при создании условий для изобразительной деятельности детей, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по демонстрации нетрадиционных техник изображения достигается более высокий уровень художественно-творческих способностей, что ведет за собой качественный рост развития ребенка.
В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дошкольникам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, они готовы многократно повторить то или иное действие и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, ирадуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Таким образом, мы подтвердили выдвигаемую гипотезу о том, что
разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению старших
дошкольников с природой, влияют на уровень знаний об явлениях и объектах
природы, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских рисунков, использование различных выразительных средств в них.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для вос-
питателя детского сада. – 2-е издание, доработанное – М.; Просвещение, 1991 г.
2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985, 192 с., ил.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, М,1991г
4. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Изд-во Акцидент, 1996, 112 с.
5. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с
6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. Программа, конспекты. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002, 144 с., ил.
7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002, 160 с., ил.
8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная группа. Программа, конспекты. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002, 176 с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их творчества.
1.Анализ продукта деятельности.
Анализ процесса деятельности (Комарова Т.С.)
Данная диагностика ставит перед собой цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной деятельности.
Диагностику можно использовать как текущую (после разделов изобразительной деятельности), так и контрольную (в начале и в конце года).
Анализ продукта деятельности
Критерии
Показатели
Баллы
1.Содержание изображения
полнота изображения образа
Краткое описание созданного ребенком изображения
2.Передача формы:
форма передана точно;
есть незначительные искажения;
искажения значительные, форма не удалась.
3 балла
2 балла
1 балл
3.Строение предмета:
части расположены верно;
есть незначительные искажения;
части предмета расположены неверно.
3 балла
2 балла
1 балл
4.Передача пропорций предмета в изображении:
пропорции предмета соблюдаются;
есть незначительные искажения;
пропорции предмета переданы неверно.
3 балла
2 балла
1 балл
5.Композиция
В этом критерии для полноты и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей: А и Б:
А) расположение на листе:
по всему листу;
на полосе листа;
не продумана, носит случайный характер.
Б)отношение по величине разных изображений:
соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
есть незначительные искажения;
пропорциональность разных предметов передана неверно.
3 балла
2 балла
1 балл
3 балла
2 балла
1 балл
6.Передача движения:
движение передано достаточно четко;
движение передано неопределенно, неумело;
изображение статическое.
3 балла
2 балла
1 балл
7. Цвет
В этом критерии выделены также две группы показателей: первая - А - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - Б - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
А) цветовое решение изображения:
реальный цвет предметов;
есть отступления от реальной окраски;
цвет предметов передан неверно.
Б)разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
многоцветная гамма;
преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
3 балла
2 балла
1 балл
3 балла
2 балла
1 балл
Анализ процесса деятельности
Критерии
Показатели
Баллы
1. Характер линии
А) Характер линии:
линия прерывистая;
слитная;
дрожащая (жесткая, грубая).
Б) Нажим:
сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
средний;
слабый.
В) Раскрашивание:
мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура.
Г) Регуляция силы нажима:
регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура;
не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
3 балла
2 балла
1 балл
3 балла
2 балла
1 балл
3 балла
2 балла
1 балл
3 балла
1 балл
2.Регуляция деятельности
А) Отношение к оценке взрослого:
адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается, при замечании - сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется).
Б) Оценка ребенком созданного им изображения:
адекватна;
неадекватна (завышенная, заниженная);
отсутствует.
В) Эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
к предложенному заданию;
к процессу деятельности;
к продукту собственной деятельности.
3 балла
2 балла
1 балл
3 балла
2 балла
1 балл
3.Уровень самостоятель-ности
выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;
требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
3 балла
2 балла
1 балл
4.Творчество:
А) самостоятельность замысла;
Б) оригинальность изображения;
В) стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Качествен-ный анализ в описатель-ной форме
Приложение 2
Интегрированная игра для старшего дошкольного возраста
Тема: Бабочка в гостях у детей
Цель: выполнение композиции с использованием различных техник
Программное содержание:
Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания и создания коллажа-композиции с помощью разнообразных техник и материалов. Учить детей эстетично воспринимать природу. Учить включаться в совместную деятельность. Познакомить с нетрадиционными материалами и техниками рисования и аппликации. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Формировать у детей созидательное отношение к природе. Развивать интерес дошкольников к выполнению разнообразных движений танцевального характера. Развивать общую и мелкую моторику, глазомер. Воспитывать желание проявлять заботу о других, эстетический вкус.
Подготовка:
Проведение занятия по лепке Гусеницы,
Материал:
Гуашевые краски; бумажные салфетки; клей ПВА; заготовки бабочек с нарисованными головой и туловищем; зубные щетки, кисти, непроливайки, салфетки; лист ватмана; готовая бабочка, шаблоны листьев, костюмы – крылья бабочек; аудиозапись музыкальных произведений.
Ход игры:
Сказка (рассказ сопровождается показом сказки)
Жила-была гусеница. Однажды гусеница решила спрятаться в домик - кокон. Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница, высунула наружу усики, потянулась. Тогда она вылезала целиком из своего кокона.
Гусеница чувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями.
Кто эта красавица? – подумала она, – Ой, так ведь это же я! Я – бабочка! Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: Какая красивая бабочка!
Бабочка почувствовала голод и решила отыскать луг полный ярких, душистых цветов. Прилетела бабочка на луг …, а там только зеленая травка. Горько заплакала бабочка, так как не было у нее сил лететь дальше. Тогда она обратилась за помощью к вам, ребята.
Вам жалко бабочку? Давайте ей поможем: сделаем пушистые, яркие цветы. А в этом нам помогут салфетки, степлер, ножницы, клей, краски и волшебные зубные щетки. Мы сначала посмотрим небольшую презентацию о процессе изготовления цветка.
Основная часть
Дети приступают к изготовлению цветов, в процессе ведется индивидуальная работа. Листья дети рисуют с помощью шаблонов и зубных щеток.
Вот и расцвели красивые цветы на лугу. Как вы думаете, понравятся они нашей бабочке? А почему? Зачем бабочке нужны цветы? Бабочки едят цветочный нектар.
Физминутка
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Увидела бабочка как дружно, весело вы работаете и захотела, чтобы и у нее было много подружек. Отгадайте загадку и узнаете, о каких подружках мечтает бабочка.
Загадка
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотела–
Она вспорхнула и улетела. (Бабочка)
Давайте нарисуем ей подружек-бабочек. Вот у нас есть бабочки, а мы сделаем их крылышки яркими, красивыми. Нам помогут волшебные краски и кляксы. Кистью с краской мы поставим на одном крыле бабочки разноцветные кляксы. Затем аккуратно сложим крылышки и легонько придавим ладошкой. Эта техника называется Монотипия, посмотрите на экран.
Теперь раскройте бабочкины крылья. Ах, какие бабочки-красавицы! Давайте
изготовим подружек для нашей бабочки и посадим наших бабочек на цветы.
Дети изготавливают бабочек и приклеивают их к цветам.
Посмотрите, как красиво получилось!
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
И теперь вместе с подругами бабочка целыми днями порхает с цветка на цветок. Иногда она, сидя на цветке, аккуратно расправляет бархатные яркие крылышки, осматривается по сторонам и говорит: Как здесь хорошо! Какая я счастливая, что живу здесь!.
А теперь давайте, и мы превратимся в бабочек и исполним танец Бабочки.
Игра Большое космическое путешествие (музыка+изо)
подготовительная группа
Цель: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, особенная планета Земля, т.к. на ней существует жизнь.
Программное содержание:
Учить детей подбирать материалы, соответствующие технике рисования. Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание рисовать, эстетический вкус.
Активизировать словарь детей: космонавты, астронавты, космодром, космический корабль.
Материал:
Презентация о космосе
музыкальная композиция "Space", группа "Земляне".
стихи о космосе, песни о космосе
Материалы к занятию: гуашь восковые мелки, фломастеры, альбомные листы, бумага, кисти, непроливайки, палитра.
Ход:
В музыкальный зал под космическую музыку входят дети. Педагог предлагает отправиться в далекое путешествие. Исполняют песни о космосе, стихи.
Педагог: У нас с вами закончилось топливо и мы остановились на какой-то планете, пойдем те посмотрим что там. Смотрите, там есть пещера. Заглянем туда?
Смотрите какие белые стены, давайте нарисуем на них портреты инопланетян, которые могут здесь жить. Все справились? Молодцы. Смотрите, жители этой планеты оставили нам краски, а давайте нарисуем наше космическое путешествие.
(Дети приступают к рисованию)
Тема рисования у всех одинаковая, но вам представляется выбор материалов и различных техник рисования, а это значит, что и рисунки у вас должны получиться самые разнообразные.
По окончании работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих путешествиях.
Педагог: Ребята, вот я нашла письмо, его нам оставили жители. В нем написано, если мы хотим вернуться на Землю, нужно просто исполнить танец.
Дети исполняют танец.
КВН по изобразительной деятельности
(старшая, подготовительная группы)
Цель: закреплять знания детей, полученные на занятиях.
Программное содержание:
Развивать интерес детей к изодеятельности. Обогащать знания детей об объектах живой и неживой природы. Воспитывать дружеские отношения, сплоченность.
Материал: волшебная шкатулка, 2 баночки, колокольчик, 2 мольберта, бумага, изобразительные материалы……
Ход:
Музыка. Две команды проходят в зал.
Кисточка и Карандаш.
Ведущий представляет жюри: воспитатели групп. Объявляется разминка (вопросы командам).
Ведущий: Разминка окончена. Теперь можно заглянуть в волшебный теремок. Что это? (достаю колокольчик). Если произнести заклинание и позвонить в колокольчик, то должны появиться гости.
Динь-дон, динь-дон,
Слышен нам волшебный звон,
Колокольчик позвонил
И гостей нам пригласил.
(Дети хором повторяют)
Под веселую музыку появляются Веснушки.
1-я: Привет, ребятишки. Девчонки и мальчишки.
2-я: Эй, детишки, ребятишки, вы, наверное, шалунишки?
1-я: Вам бы прыгать и скакать. Не читать, не рисовать.?
2-я: Нет, у вас терпенья нет, чтобы сделать 2 портрета.
Ведущий: Ребята, давайте докажем Веснушкам, что мы умеем рисовать быстро. Садитесь, гости дорогие, а ребята вас изобразят.
(На двух мольбертах дети из двух команд поочередно рисуют персонажей.)
1-я: Ну-ка, где тут мой портрет? Как похожа или нет?
2-я: Ну, спасибо. Мы пойдем, а портреты заберем.
Ведущий: Давайте позвоним еще раз в колокольчик и посмотрим, кто еще к нам в гости придет.
(Дети еще раз повторяют, звучит музыка. Выбегает избушка на курьих ножках)
Избушка: Ой, спасите, помогите! Баба-Яга меня совсем строевой подготовкой замучила. Направо, Налево, Кругом
Что за жизнь пошла. Пойду отдохну где-нибудь. Вы мне помогите, нарисуйте ей какой-нибудь домик-теремок.
(Дети рисуют. Остальные дети принимают участие в игре Бабочка.)
Выбегает Баба-Яга.
Б.Я.: Деточки, а вы тут мою избушечку не видели? Пропала она у меня, заблудилась, а я уж ее ищу, ищу.
Ведущий: Нет, бабушка, не видели. А вот теремочки мимо пробегали., ребята их нарисовали. (показывают)
Б.Я.: Ух, ты!
Ведущий: Нравятся?
Б.Я.: Нравятся. До чего красивые. Я бы в таком пожила.
(слышится плач)
Кто это ревет? (находит избушку)
Да я тебя ни на какой терем не променяю. А можно я рисунки с собой заберу? Лешему подарю.(Уходят. Слышим: Цыпа, цыпа…Раз. два., левой)
ИГРА Найди пейзаж.
Ведущий: Теперь конкурс для капитанов Угадай и нарисуй героя...(Малыш, Буратино)
Ведущий: Позвоним еще раз в колокольчик.(выбегает Баба яга)
Б.Я.: Встретила гнома Васю, он немного приболел, но прислал вам игры.
СКАЗОЧНАЯ ПУТАНИЦА и ДОРИСУЙ КА
(дети играют)
Ведущий: Вот и подошел к концу наш КВН. Подводим итог. Слово жюри. Всем спасибо.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×