Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Этюд Морской раковины с натуры. Урок скульптуры | Дарья Дмитриевна Грумеза. Работа №334418

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Этюд морской раковины с натуры - задание на уроке скульптуры в ДШИ.

-История морских раковин в искусстве

-Сведения об эволюции морских раковин

-цели и задачи этюда ,методические рекомендации

 

 

Об этюде морской раковины с натуры

Морские раковины - совершенная естественная скульптура. Рассматривая морские раковины в качестве натуры для этюда, стоит оценить их следующие особенности :

1. Композиционные связи в них бесчисленны и существуют сразу одновременно во всем теле морской раковины. Умение их находить = правильно увидеть, анализировать - это ценное умение, которое нужно юному художнику. Так же как и понимание того, что скульптура одновременно существует в пространстве сразу во всем объёме и воспринимать и воспроизводить ее стоит только так. Это учит учеников самому понятию скульптура, композиция. 

2. Все детали объёма (выпуклости, впуклости, даже фактура и прочее) строго подчинены композиционным связям. Форма раковины формулировалась с началом ее роста в постоянной связи с природой, окружающей средой, внешними факторами, которые мы можем проанализировать законами физики. Это и есть понятие логика=красота. Каждая ее деталь имеет важное значение, также нет ничего лишнего. Если у ракушки разбита, отсутствует часть целого, и обнажена ее внутренняя структура построения формы, она так же очень интересна для лепки, так как и во фрагменте присутствует особая красота, подчиненная общему большому движению, большой логике.

3. Есть главное и второстепенное, одни структуры объёмов подчиняются другим, для простого и правильного выполнения задания нужно найти и выделить несколько главных закономерностей в форме, выполнить их и «нанизать» второстепенные закономерности на основные, продолжить их следующими за ними закономерностями.

 4. Этюд считается удачно выполненным, а цель занятий достигнутой, когда все предыдущие пункты ученик понял и выполнил. Слепое копирование бессмысленно, это задание,   как и другие должно строится на логическом анализе и выполнении.

Основной мотивирующий момент урока - красивый объект будущей этюдной натуры и возможность для ученика выбрать для изображения самую понравившуюся раковину из многих. Поэтому для удачной мотивации к выполнению задания я приношу огромное количество раковин разного размера и формы. Раковины небольшого размера предлагается выполнить в масштабе на увеличение, раковины большого размера - выполнить в натуру.

После краткого теоритического ввода в задание - объяснения требований к выполнению задания: демонстрации на объекте натуры наличия композиционных связей, пластических развитий форм, динамики построения/существования формы, пояснения относительно порядка этапов выполнения этюда, каждый ученик начинает выполнять задание, имея в своем распоряжении индивидуальную натуру. Это дает дополнительные возможности к ее изучению, возможность рассмотреть ее в любую минуту со всех сторон и выстраивать самостоятельно логику в работе.

«Этюд морской раковины с натуры»

 

Я бы сказал, что скульптура в восемь раз более великое искусство, чем все остальные виды изобразительного искусства, потому что у статуи восемь видов, и все они должны быть равно хороши.

Бенвенуто Челлини

Мир, Вселенная, Человек, Природа, все прочее существует в связи, друг с другом. Наука помогает нам увидеть и анализировать эти связи, закономерности. Так как мы и наше устройство связаны с окружающим миром, наши понятия о красоте врожденные. Золотое сечение, открытая ученым Леонардо Пизанским (Фибоначчи) закономерность, существует в природе, ее логика = красота бессознательно анализируется нашим мозгом.

На основе анализа красоты устройства природы, человека, художники, архитекторы, композиторы создают произведения искусства. Иногда сознательно, высчитывая пропорции, иногда бессознательно, опираясь на внутреннюю заложенную в каждом человеке гармонию.

Лежащее в основе строения спирали правило золотого сечения встречается само по себе в природе очень часто в бесподобных по красоте творениях. Самые наглядные примеры — спиралевидную форму можно увидеть и в расположении семян подсолнечника, и в шишках сосны, в ананасах, кактусах, строении лепестков роз, и, наконец, морских раковинах .

Раковины полюбились творцам и публике еще во времена античности: их изображения были достаточно популярным элементом в мозаичных украшениях. Причем возвышенным: аккуратная рифленая раковина, стала не только символом водной стихии, но и атрибутом женских божеств, в первую очередь — Афродиты. Перламутр же почитался как божественная оболочка Пеннорожденной. Античную традицию переняли художники Возрождения. На полотнах Пуссена, Тьеполо, Тициана и Боттичелли богиня любви, как правило, стоит посреди моря в большой раковине, но в некоторых случаях держит в руке морской гребешок — символ женского начала.

Неудивительно, что символика раковины, связанная с зарождением жизни, незаметно перешла в искусство христианства. В период раннего Возрождения можно встретить изображение Марии над головой которой архитектурная деталь повторяющая форму раковины (Фра Филиппо Липпи. «Мадонна и дитя»). В дальнейшем эхо этого сюжета наполнило сакральным значением полукруглое перекрытие алтаря — конху (греч. konche — «раковина»).

В иконографии XII века морской rребешок появился в качестве атрибута апостола Иакова старшеrо (Сваков. Руан. Нормандия.1270; Святой Иаков. Неизвестный мастер из Вюрцбурга. 1475. Дижон; Карло Кривелли. Святой Яков-старший. 1472. Бруклинский музей) и друrих христианских святых, coвершивших плавание с целью поклонения заморским святыням. Так изображение моллюска стало еще и эмблемой паломников.

Раковины, как и рыбы, традиционно символизировали крещение. Это объясняет то, что в сюжетах, повествующих о крещении Иисуса, Иоанн Креститель нередко изображался с раковиной (Рафаэль, Эль Греко), знакомого моллюска можно увидеть также на церковных витражах.

Появление такого жанра, как натюрморт Ванитас (лат.vanitas, букв.— «суета, тщеславие»), внесло свои коррективы в символику. Подобные картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшую популярность Ванитас приобрели в XVI — XVII вв. во Фландрии и Нидерландах. Поскольку в традициях этого жанра у каждого предмета было свое место и роль в сюжете, то и раковины (как останки когда-то живого существа) несли смысловую нагрузку в одном ряду с увесистыми фолиантами, человеческими черепами, перьями и чернильницами, часами и так далее… Все суета… напоминали изображенные объекты неживой природы. Для художников (Питер Клаас, Ян Паувель Гилеманс) эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности. Ванитас, как правило, располагались в кабинете, дабы придать хозяину солидности.
Значение изображенного моллюска могло изменить в зависимости от стиля натюрморта. И если в картине были задействованы христианские символы (хлеб, вино), то вскрытая раковина в этом случае означала душу, готовую покинуть земную оболочку.

Округлые и рогатые, перламутровые и фарфорово-глянцевые, миниатюрные и гигантские раковины моллюсков олицетворяют для нас естественную красоту и целесообразность.

В форме их завитков ученые прошлого искали параллель с устройством Вселенной, математические закономерности, единые для всего живого, совершенные правила архитектоники.

В становлении человеческой цивилизации раковины сыграли роль, вряд ли меньшую, чем каменные топоры. Их использовали как первые орудия труда, украшения, деньги.

Но главное, глядя на диковинную раковину, следует помнить, что некогда она была неотъемлемой частью живого организма — моллюска, именно ей обязанного самим фактом своего существования.

В туманном прошлом кембрийского периода, более 500 млн. лет назад, возникла первая в истории многоклеточных организмов раковина. Как именно это произошло, точно не известно, но, основываясь на строении ископаемых и современных моллюсков, а также на их эмбриональном развитии, ученые воссоздали вероятную историю этого эволюционного приспособления.

Предки моллюсков, двусторонне-симметричные существа с мягким телом, ползали по дну древнего океана. Жизнь их не была безмятежной. Уже в те далекие времена находилось немало желающих полакомиться нежной плотью этих беззащитных организмов. И тем первым, кто сумел выработать на спинной стороне раковину, — только им и суждено было выжить.

Раковина сильно повлияла на анатомическое строение и образ жизни своих хозяев. Она, большая и надежная, в форме простого колпачка, оказалась слишком громоздкой и неудобной для передвижения.

Началась работа по усовершенствованию раковины. Она стала увеличиваться в размерах, на спине моллюска образовался горб, куда со временем переместились все жизненно важные органы. Но такая конструкция оказалась неустойчивой и при движении «заваливалась». Выход нашелся: макушка раковины немного наклонилась вперед, а потом целиком завернулась в спираль.

При равном объеме спираль существенно компактнее, чем конус. Такие раковины с завитком над головой сегодня есть лишь у самых древних из головоногих моллюсков — наутилусов, которые покончили с придонным образом жизни, заполнили отсеки своей спирали газом и отправились в свободное плавание.

По другому пути пошли живущие на дне брюхоногие моллюски, в просторечии именуемые улитками. Нависающая над головой раковина сильно давит на тело, поэтому в ходе эволюции нашлось остроумное решение: раковина развернулась на 180 градусов, теперь голова животного смотрит вперед, а раковина и расположенный в ней внутренностный мешок отвернулись на мускулистом стебельке, будто на шее, назад.

Дальнейшее усиление защитных свойств раковины снова сделало все сооружение неустойчивым, поэтому на следующем этапе макушка раковины выдвинулась, витки сомкнулись, заполнив внутреннюю пустоту. И вот перед нами та самая магическая конструкция — турбоспиральная раковина брюхоногих моллюсков, воспетая поэтами и встречающаяся буквально на каждом шагу: лужанка, виноградная улитка, прудовик, рапана.

"Божественная гармония" или золотое сечение – правило соотношения частей и целого, универсальное проявление красоты и симметрии. Оно встречается в науке, природе, архитектуре, искусстве. 

Итальянский астроном и математик Фибоначчи вывел ряд чисел, в котором значение каждого последующего равно сумме двух предыдущих. Эта закономерность известна как ряд Фибоначчи.

 Если представить два квадрата, поставленных рядом, потом добавить квадрат с удвоенной стороной, то получится квадрат 2 на 2. Далее добавить по спирали против часовой стрелки сумму двух предыдущих квадратов. Получится квадрат с длинной стороны три квадрата, далее добавить к стороне квадрата предыдущую сторону, получится 5, потом 8 потом 13 и 21, каждое последующее число - это сумма сложения с предыдущим, то есть получается такая последовательность, которую и вывел Фибоначчи: 0,1,1,2,3,5,8,13,21 и т.д./

 

 

Об этюде морской раковины с натуры

Морские раковины - совершенная естественная скульптура. Рассматривая морские раковины в качестве натуры для этюда, стоит оценить их следующие особенности :

1. Композиционные связи в них бесчисленны и существуют сразу одновременно во всем теле морской раковины. Умение их находить = правильно увидеть, анализировать - это ценное умение, которое нужно юному художнику. Так же как и понимание того, что скульптура одновременно существует в пространстве сразу во всем объёме и воспринимать и воспроизводить ее стоит только так. Это учит учеников самому понятию скульптура, композиция. 

2. Все детали объёма (выпуклости, впуклости, даже фактура и прочее) строго подчинены композиционным связям. Форма раковины формулировалась с началом ее роста в постоянной связи с природой, окружающей средой, внешними факторами, которые мы можем проанализировать законами физики. Это и есть понятие логика=красота. Каждая ее деталь имеет важное значение, также нет ничего лишнего. Если у ракушки разбита, отсутствует часть целого, и обнажена ее внутренняя структура построения формы, она так же очень интересна для лепки, так как и во фрагменте присутствует особая красота, подчиненная общему большому движению, большой логике.

3. Есть главное и второстепенное, одни структуры объёмов подчиняются другим, для простого и правильного выполнения задания нужно найти и выделить несколько главных закономерностей в форме, выполнить их и «нанизать» второстепенные закономерности на основные, продолжить их следующими за ними закономерностями.

 4. Этюд считается удачно выполненным, а цель занятий достигнутой, когда все предыдущие пункты ученик понял и выполнил. Слепое копирование бессмысленно, это задание, как и другие должно строится на логическом анализе и выполнении.

Основной мотивирующий момент урока - красивый объект будущей этюдной натуры и возможность для ученика выбрать для изображения самую понравившуюся раковину из многих. Поэтому для удачной мотивации к выполнению задания я приношу огромное количество раковин разного размера и формы. Раковины небольшого размера предлагается выполнить в масштабе на увеличение, раковины большого размера - выполнить в натуру.

После краткого теоритического ввода в задание - объяснения требований к выполнению задания: демонстрации на объекте натуры наличия композиционных связей, пластических развитий форм, динамики построения/существования формы, пояснения относительно порядка этапов выполнения этюда, каждый ученик начинает выполнять задание, имея в своем распоряжении индивидуальную натуру. Это дает дополнительные возможности к ее изучению, возможность рассмотреть ее в любую минуту со всех сторон и выстраивать самостоятельно логику в работе.

Моя задача как учителя, наблюдать за ходом работы, чтобы понять, соблюдаются ли поставленные задачи этюда, производят ли ученики зрительный анализ формы объекта натуры, происходит ли у них понимание структуры объекта и достаточно ли логично ведут они работу. Исходя из этого, учителю нужно:

1. индивидуально объяснять задачи этюда на всем, пока каждый ученик не придёт к нужному пониманию и нужному мышлению при выполнении задания,

2.корректировать и направлять работу в глине (указывать на пропорции форм относительно целого, учить видеть и правильно отображать главные формы за деталями, помогать понять, объяснять и показывать на каждом объекте натуры индивидуальную динамику, ритм, темп его композиции),

3. при абсолютно уникальной и неповторимой пластике у каждого ученика в скульптурах, при выполнении задания вышеперечисленное понимание и анализ натуры при выполнении с нее этюда в глине должны быть обязательными для каждого ученика,

4. завершающим мотивирующим этапом выполненного этюда, после просушки и вероятного обжига, может быть продолжения работы над ним в цвете (или тонировки), раскраски, росписи.

Работа над этюдом морской раковины очень важное задание:

-для понимания скульптуры

-для понимания работы с натурой

-для понимания основ композиции

-для понимания важности соблюдения логики наблюдения и анализа натуры

Это задание позволяет просто и доступно объяснять сложные понятия на простом и красивом примере, поэтому я провожу уроки по этой теме как в старших, 6-ых, так и в начальных и подготовительных классах.

 

Список литературы :

1. «Свобода под знаком спирали», статья, журнал «Вокруг Света», 2006 год

2. В. Алешин, «Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...» , статья, 2016 год

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×