Статья ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Автор: Кононова Надежда Александровна

Автор: Кононова Надежда Александровна
Духовно – нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий в себя педагогическую, социальную и духовную составляю

 

 

У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.

Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

 

 

 

 

 


Автор: Кононова Надежда Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

 

Кононова Надежда Александровна

– заместитель директора по

учебной работе МБОУ СОШ №22,

учитель истории.

 

Духовно – нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий в себя педагогическую, социальную и духовную составляющие.

С точки зрения педагогической теории процесс духовно-нравственного воспитания представляет собой совокупность целенаправленных последовательных взаимодействий ученического и педагогического коллективов в их личной форме.

Нравственность – одна из тех проблем, к которым психологическая наука обращается нечасто и неохотно. Причины разнообразны. Они состоят и в том, что психологи часто воспринимают эту проблему как «закрепленную» за философией, а первую очередь за таким ее разделом, как этика.

У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.

Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовность, нравственность – базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно – педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».

Важная особенность воспитания вообще и духовно-нравственного воспитания в частности заключается в том, что оно включает процессы, идущие навстречу друг другу.

Духовное состояние общества – одна из актуальнейших проблем нашего общества. Лихачев Д.С. был убежден, что нравственность, духовный мир личности зиждутся на «памяти, культуре, почтении к национальным святыням, искусстве, доброте».

Проблемы духовной сущности человека, динамики духовного и психофизического развития ребенка представлены в трудах философов, психологов и педагогов прошлых лет: Аскольдова А.С., Веденского А.И., Сухомлинского В.А. и других.

Большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, формальное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое личностно-ориентированное взаимодействие.

Современная жизнь диктует принятие любого факта, положения, мнения через осознание их актуальности на данный момент для конкретного человека, коллектива, сообщества.

На фоне социально-общественных изменений, происходящих в нашей стране, повышения нравственного, национального самосознания народа оформилась и цель, определенная как приоритетная в духовно-нравственном воспитании молодежи.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Борхея Х.Л. писал: «С годами человек заселяет пространство образами провинций, царств, гор, заливов, кораблей, островов, рыб, жилищ, орудий труда, звезд, лошадей и людей. Незадолго до смерти ему открывается, что терпеливый лабиринт линий слагает черты его собственного лица». Ни для кого не секрет, что культурный человек – это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Хаотичные явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.

Школа, другие детские образовательные учреждения, молодежные организации должны находится под особым контролем руководства. Приоритетным направлением модернизации образования должно являться духовно-нравственное направление молодежи.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в разделе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

Большое место в нравственном воспитании молодежи занимают изучение и соблюдение национальных обычаев и традиций, которые формируют уважение к старшим, чувства коллективизма и ответственности.

Нравственные ценности ребенка формируются не столько в школе и обществе, сколько в семье.

Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного и культурно-исторической традиции. Система ценностей традиций складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x