Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующей направленности. | Каухова Марина Валерьевна. Работа №209141
Автор: Каухова Марина Валерьевна
Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных задач педагогической деятельности по формированию элементарных математических представлений, а также одна из задач работы педагога-психолога в условиях группы компенсирующей направленности. В статье приведены примеры разноуровневых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.
Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующей направленности.
Каухова Марина Валерьевна, педагог-психолог МАДОУ № 12 д.Григорово
Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных задач педагогической деятельности по формированию элементарных математических представлений, а также одна из задач работы педагога-психолога в условиях группы компенсирующей направленности.
Работа по формированию пространственно - временных представлений у дошкольников с ОВЗ строится по тем же направлениям, что и с нормально развивающимися детьми. Однако, учитывая речевые нарушения у ребенка, значительно больше уделяется внимания усвоению пространственно – временной терминологии и ее использованию в экспрессивной речи.
Неполноценное речевое развитие дошкольников оказывает влияние на понимание и активное употребление ими словесных обозначений пространственных и временных отношений. По моим наблюдениям, дети с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте недостаточно понимают и редко используют в своей речи терминологию, которую должны были усвоить на более раннем возрастном этапе.
В соответствии с рекомендациями ПМПК и задачами развития ребенка с ОВЗ, я целенаправленно планирую работу, направленную на ориентацию ребенка в пространстве.
Дети старшего дошкольного возраста в рамках индивидуального сопровождения осваивают: собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе); умеют ориентироваться в окружающем мире от себя, от другого человека, от других предметов; ориентироваться по основным пространственным направлениям; ориентироваться в двухмерном пространстве, т. е. на плоскости; пользоваться пространственным словарём (предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о мире).
Мною подобраны игры для детей младшего дошкольного возраста, где ребенок со сверстниками понимает и старается использовать во фразовой речи следующие предлоги и слова: у, на, под, рядом, перед, вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева. Это игры «Засели домик», «Секрет», «Куда села бабочка». Для сложности или разноуровневости целей, я подобрала игры: «Подарок другу», «Путешествуем в лесу», «Пройди по схеме», «Найди клад»: помогают понимать значение слов и предлогов вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, далеко, близко, внутри, снаружи, к, от, по, до, из, в, около, тут, здесь, там, везде, всюду, повсюду, туда, сюда и стараться использовать их во фразовой речи.
И игры: «Покажи и назови», «Посмотри на соседа», «Зеркальное отражение», где ребенок учится понимать значение слов сверху, снизу, наверх, с, среди, между, вокруг, напротив, над, ближе, дальше и стараться использовать их во фразовой речи при выполнении разноуровневых заданий, в процессе продуктивной деятельности и в быту.
Дети моей группы самостоятельно придумывают игры в рамках проектной деятельности, которые помогают им понимать значение слов из-за, из-под, через, вдоль, поперек и использовать их во фразовой речи.
Работа по формированию пространственных представлений у детей начинается с уточнения и закрепления представлений о схеме тела. Эта работа включает в себя следующие направления: практическое овладение схемой собственного тела (верхних и нижних частей тела, вентральных и дорзальных сторон тела), асимметрии конечностей; практическое овладение схемой тела другого субъекта; использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий.
Для формирования ориентировки в схеме собственного тела и тела другого субъекта можно использовать следующие игры и упражнения:
«Наводим порядок». Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки и т. д. предлагается найти пару, правильно поставить туфли, надеть перчатку на правую руку и т. п. Также можно предложить определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз, определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
«Вот какие мы». Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т. п. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т. д.).
В группе мною разработаны разноуровневые карточки по темам, которые помогают ребенку в самостоятельном выборе сложности заданий, направленных на формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.