Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Функциональная грамотность в рамках реализации ФГОС" | Сысоева Юлия Федоровна. Работа №334474

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье даны виды приёмов работы на уроках и во внеурочное время для формирования функциональной грамотности учащихся. Приведены примеры, как используются эти приёмы и стратегии на уроках и во внеурочное время. Эти приёмы систематизированы по 

этапам урока и внеурочной деятельности, что поможет учителю быстро создавать урок с использованием современных технологий. А успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать самостоятельную, инициативную, социально-ответственную личность.

«Функциональная грамотность в рамках реализации ФГОС»

Сысоева Юлия Федоровна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№9»

Для научно-технологического прорыва нашей страны требуется расширение и переосмысление понятия «функциональная грамотность».

Что необходимо усовершенствовать в работе с учащимися:

Владение учащихся смысловым чтением.

Умение работать с моделями.

Решение задач, требующих анализа, обобщения.

Умение строить доказательства, высказывать предположения.

ФГОС определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Решение этих задач должны помочь учащимся найти своё место в жизни, свою профессию, как совокупность двух групп интегративных(информационная, коммуникативная, читательская, социальная грамотность) и предметных (языковая, математическая, литературная, естественно-научная).

Для формирования функциональной грамотности на уроках в во внеурочное время использую технологии ТРИЗ и другие деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии.

Во внеурочной деятельности на этапе мотивации использую следующие приёмы:

«Да-нет»,

2.«Отсроченная отгадка»,

3. «Группировка»,

4. «Чёрный ящик»

5. «Яркое пятно»,

6. «Театрализация»

7. «Кто играет в прятки?»

8. «Задай вопрос автору»,

9. «Интеллектуальная разминка»,

10. «Ассоциативный ряд»

На основном этапе использую приёмы:

«Интервью»

«Верные и неверные утверждения»

«Тонкие и толстые вопросы

«Создание викторины»

«Характеристика»

«

Загадалки

»

«Создай паспорт»

«Кластер»

«Создание диафильма»

«Работа с вопросником»

На этапе рефлексии применяю следующие приёмы:

«Светофор»

«Шкатулка»

«Комплимент»

«Что, если…»

«Мудрые совы»

«

Акрослов

»

«Облако тегов»

«Плюс, минус, интересно»

«Фразеологизм или пословица»

«

Лесенка успеха

»

На уроках использую следующие приёмы и техники:

Начало урока:

Нестандартный вход в урок

Удивляй!

Фантастическая добавка

Отсроченная отгадка

Необъявленная тема

Актуализация знаний:

Цепочка признаков

Шаг за шагом

Да-нет

Жокей и лошадь

Вопросительные слова

Согласен-не согласен

Игровая цель

Изучение нового материала:

1.Зигзаг

На уроке окружающего мира во 2 классе по теме «Невидимые нити».

На первом этапе учащиеся определяют типы взаимосвязей в природе.

В экспертных группах ученики изучали рассказы о природе известных авторов и учебник, с целью – найти примеры взаимосвязи живой и неживой природы. Первая группа искала примеры в произведении В. Бианки «Глаза и уши», вторая- М. Пришвина «Лесной доктор», третья группа ребят – в произведении М. Пришвина «Золотой луг», четвертая группа искала примеры в рассказе М. Пришвина «Беличья память».

На третьем этапе каждый рассказал о своем произведении, о примерах, найденных в нем. На этом уроке также применен подход интегрированного обучения. Учащиеся увидели тесную связь предметов окружающего мира и литературы.

 

2.Связи

3.Хорошо-плохо

4. Стратегия «Идеал»

5.Послушать-сговориться-обсудить

Обсуждение и решение проблем:

Стратег

ия «

Фишбоун

»

(

анг

. «Скелет рыбы» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет подробно описать и попытаться решить целый круг проблем)

Эту стратегию можно использовать при обобщении темы «Части речи». Дети, отвечают на вопрос: как определить часть речи? (это проблема – пишут ее в голове рыбы). В скелете рыбы пишут причины и факты. В хвосте указывают выводы.

Силовой анализ

Генераторы критики

Обратный мозговой штурм

Стратегия «Идеал»

Решение учебных задач:

1.Ситуационные задачи

2.Изобретательские задачи

3. Морфологический ящик

4. Создай паспорт

Контроль знаний:

Рюкзак

Цепочка признаков

Жокей и лошадь

Метод интеллект-карт

Рефлексия:

Цветные поля

Мысли во времени

Телеграмма

Шесть шляп

Синквейн

 

Формирование функциональной грамотности учащихся – не простой процесс, где от самого учителя требуется креативность, использование инновационных форм и методов обучения. Но успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать самостоятельную, инициативную, социально-ответственную личность, способную адаптироваться в современном мире.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×