"Функциональная грамотность в рамках реализации ФГОС" | Сысоева Юлия Федоровна. Работа №334474
В данной статье даны виды приёмов работы на уроках и во внеурочное время для формирования функциональной грамотности учащихся. Приведены примеры, как используются эти приёмы и стратегии на уроках и во внеурочное время. Эти приёмы систематизированы по
этапам урока и внеурочной деятельности, что поможет учителю быстро создавать урок с использованием современных технологий. А успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать самостоятельную, инициативную, социально-ответственную личность.
«Функциональная грамотность в рамках реализации ФГОС»
Сысоева Юлия Федоровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№9»
Для научно-технологического прорыва нашей страны требуется расширение и переосмысление понятия «функциональная грамотность».
Что необходимо усовершенствовать в работе с учащимися:
Владение учащихся смысловым чтением.
Умение работать с моделями.
Решение задач, требующих анализа, обобщения.
Умение строить доказательства, высказывать предположения.
ФГОС определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Решение этих задач должны помочь учащимся найти своё место в жизни, свою профессию, как совокупность двух групп интегративных(информационная, коммуникативная, читательская, социальная грамотность) и предметных (языковая, математическая, литературная, естественно-научная).
Для формирования функциональной грамотности на уроках в во внеурочное время использую технологии ТРИЗ и другие деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии.
Во внеурочной деятельности на этапе мотивации использую следующие приёмы:
«Да-нет»,
2.«Отсроченная отгадка»,
3. «Группировка»,
4. «Чёрный ящик»
5. «Яркое пятно»,
6. «Театрализация»
7. «Кто играет в прятки?»
8. «Задай вопрос автору»,
9. «Интеллектуальная разминка»,
10. «Ассоциативный ряд»
На основном этапе использую приёмы:
«Интервью»
«Верные и неверные утверждения»
«Тонкие и толстые вопросы
«Создание викторины»
«Характеристика»
«
Загадалки
»
«Создай паспорт»
«Кластер»
«Создание диафильма»
«Работа с вопросником»
На этапе рефлексии применяю следующие приёмы:
«Светофор»
«Шкатулка»
«Комплимент»
«Что, если…»
«Мудрые совы»
«
Акрослов
»
«Облако тегов»
«Плюс, минус, интересно»
«Фразеологизм или пословица»
«
Лесенка успеха
»
На уроках использую следующие приёмы и техники:
Начало урока:
Нестандартный вход в урок
Удивляй!
Фантастическая добавка
Отсроченная отгадка
Необъявленная тема
Актуализация знаний:
Цепочка признаков
Шаг за шагом
Да-нет
Жокей и лошадь
Вопросительные слова
Согласен-не согласен
Игровая цель
Изучение нового материала:
1.Зигзаг
На уроке окружающего мира во 2 классе по теме «Невидимые нити».
На первом этапе учащиеся определяют типы взаимосвязей в природе.
В экспертных группах ученики изучали рассказы о природе известных авторов и учебник, с целью – найти примеры взаимосвязи живой и неживой природы. Первая группа искала примеры в произведении В. Бианки «Глаза и уши», вторая- М. Пришвина «Лесной доктор», третья группа ребят – в произведении М. Пришвина «Золотой луг», четвертая группа искала примеры в рассказе М. Пришвина «Беличья память».
На третьем этапе каждый рассказал о своем произведении, о примерах, найденных в нем. На этом уроке также применен подход интегрированного обучения. Учащиеся увидели тесную связь предметов окружающего мира и литературы.
2.Связи
3.Хорошо-плохо
4. Стратегия «Идеал»
5.Послушать-сговориться-обсудить
Обсуждение и решение проблем:
Стратег
ия «
Фишбоун
»
(
анг
. «Скелет рыбы» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет подробно описать и попытаться решить целый круг проблем)
Эту стратегию можно использовать при обобщении темы «Части речи». Дети, отвечают на вопрос: как определить часть речи? (это проблема – пишут ее в голове рыбы). В скелете рыбы пишут причины и факты. В хвосте указывают выводы.
Силовой анализ
Генераторы критики
Обратный мозговой штурм
Стратегия «Идеал»
Решение учебных задач:
1.Ситуационные задачи
2.Изобретательские задачи
3. Морфологический ящик
4. Создай паспорт
Контроль знаний:
Рюкзак
Цепочка признаков
Жокей и лошадь
Метод интеллект-карт
Рефлексия:
Цветные поля
Мысли во времени
Телеграмма
Шесть шляп
Синквейн
Формирование функциональной грамотности учащихся – не простой процесс, где от самого учителя требуется креативность, использование инновационных форм и методов обучения. Но успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать самостоятельную, инициативную, социально-ответственную личность, способную адаптироваться в современном мире.