. Номер работы: №21788
Автор: Можарова Елена Ивановна
По оценкам специалистов, в России и во всем мире растет количество детей с нарушением поведения, которое проявляется в повышенной или пониженной активности.
К этим нарушениям поведения относятся: психомоторная расторможенность, когда ребенку трудно удержаться на одном месте и психомоторная заторможенность, когда ребенок чрезмерно пассивен.
Эти дети требуют к себе особого внимания с самого рождения. Неусидчивость или пассивность - не черта характера, а болезнь. В основе лежит поражение ЦНС и психики. При отсутствии своевременного лечения у них формируется нервно-психическая патология (неврозы, психопатии, асоциальное поведение).
Причины этих проявлений разнообразны:
• Генетические нарушения (связанные с наследственностью);
• Врожденные инфекции, интоксикации, травмы при зачатии и в течение беременности (могут быть связаны с плохой экологией, здоровьем родителей, течением беременности);
• Чрезмерные стрессовые нагрузки;
• Родовая травма;
• Социальные факторы (неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни в семье, злоупотребление алкоголем, наркомания, курение родителей);
• Перенесенные в раннем детстве инфекции и травмы, хронические заболевания.
Особенности поведения и психики ребенка
Любая из вышеуказанных причин может привести к двигательной расторможенности ребенка. Это дети с повышенной физической активностью до расторможенности и неуправляемости, с невозможностью привлечения внимания.
У такого ребенка эмоции неуправляемы, снижены волевые параметры. Происходит это в результате поражения лобных отделов головного мозга, нарушении кровообращения центров, регулирующих развитие интеллекта, внимания, речи. Особенно страдают центры, отвечающие за волевое поведение и предвидение последствий своих поступков.
Эти дети на любые внешние раздражители (речь матери, громкие звуки, яркий свет) реагируют чрезмерным двигательным возбуждением. Этих детей невозможно удержать за руку, они, как «юла», проникают во все щели, проваливаются во все ямы, лазают по всем закоулкам, исследуют все чердаки и подвалы, носятся по квартире целый день, набивая себе синяки и шишки.
Сверхподвижный ребенок может убежать из детского сада и оказаться на проезжей части дороги, опрокидывает на себя кастрюли с кипятком, устраивает замыкания в электрической цепи. С ним происходят постоянно «несчастные случаи», он ест стоя, подпрыгивая на стуле или бегая у стола. Одни несносны с утра, а другие к вечеру. В постели «куролесят», засыпают с трудом на коленях и локтях, сбивают простыни в комок, спят очень беспокойно. Те, кто беспокоен с утра - засыпают «как убитые». О них говорят: «Хороший, когда спит». Одежда и обувь на них «горят». В поведении совершенно непредсказуемы, не задумываются о поступках и никого не слышат. Он действует по правилу - «увидел, схватил, побежал». Уронил вазу, говорит: «Сама упала, плохо стояла». Не помнят обиды, не держат зла, ссорятся и тут же мирятся, но не всегда.
От избытка чувств гиперактивные дети кричат, а не говорят спокойно. Доказывают, оправдываются, спорят, шумят, никому не уступают. Такие дети всегда готовы на любую проказу, быстро отвлекаются, внимание неустойчиво, как «флюгер на ветру», перескакивают с одного на другое, ничего не доводят до конца, новые впечатления перебивают старые, внимание ни на чем не задерживается, «скользит» по поверхности.
Такие дети драчливы, агрессивны без видимой причины. Могут внезапно становиться крайне возбудимыми и неуправляемыми. Это связано с проявлением болезни. В этом случае необходимо провести специальное обследование биотоков мозга ребенка.
Пик гиперактивности отмечается в шесть — семь лет, уменьшается к 14 годам. Если к этому возрасту, ребенок не стал более спокойным, то такое поведение определяет судьбу взрослого человека. Такому ребенку грозит неприятие, отвержение, так как он способен вывести из терпения самых спокойных и уравновешенных. Именно его больше всего укоряют, стыдят, одергивают, наказывают, воспитывают. Он растет с убеждением, что бестолковее, труднее его нет никого на свете. В результате у него формируется реакция протеста, и он ожесточается. Вследствие повышенной возбудимости ЦНС в ответ на любое подавление его активности, он отвечает агрессией и протестом.
Как наказывать гиперактивного ребенка?
Сначала ребенку надо спокойно объяснить, что он не прав. А затем объясните справедливость вашего наказания: «Потому что... Из-за этого... Посиди спокойно...»
При беседе с ним надо говорить решительно, вовремя, указывая на его проступки, чтобы он понял, что это вредит ему самому. Посадите ребенка на диван без дела, без телевизора, без игрушек, вдали от окна. Ему придется сидеть просто так до указанного срока сначала 2-3 минуты, а затем, учитывая возраст ребенка, можно продлевать время наказания. Так тренируется терпение, воля ребенка. И такая позиция должна быть у всех членов семьи. Никогда ребенок не должен слоняться без дела. Ему надо давать задания с отчетом о результате. Необходимо усилить систему поощрений и наказаний: «Пока не сделаешь, нельзя... Переделай несколько раз, пока не получится хорошо...».
Родители должны всегда помнить, что гиперактивный ребенок нуждается в понимании, систематическом наблюдении и лечении у детского невропатолога, детского психиатра, логопеда, так как психика ребенка «пластична» и хорошо корригируется современными методами лечения. Интеллект у таких детей, как правило, не страдает. И каждый такой ребенок требует к себе индивидуального подхода. От этого зависит подготовка ребенка к школе.